Вопрос
Подскажите, пожалуйста, обязан ли сотрудник при приеме на работу уведомить о своей инвалидности (2 группа)? Если не уведомит, какие могут быть последствия? Инвалидность с детства, при приеме на работу ранее никогда не уведомлял никого, работал по 5дневке, 8 часов в день. Его всё устраивало, претензий ни к кому не было и он всех устраивал)
Ответ
Когда мы принимаем сотрудника на работу, то он нам обязан предоставить документы, перечисленные в ст. 65 ТК РФ. Документов, говорящих об инвалидности работника, в этом списке нет. Соответственно самостоятельно узнать об инвалидности будущего работника работодатель не может. По закону о защите персональных данных и личной информации уточнять о наличии инвалидности у медицинских и социальных учреждений без письменного согласия на то работника – тоже.
Образцы главных кадровых документов в 2023
Скачайте бесплатно и используйте в работе
Согласно этого же закона уведомлять работодателя социальные и медицинские учреждения также не могут. Отсюда следует, что уведомить работодателя о своем статусе может только сам работник. В таком уведомлении есть ряд плюсов, следующих из «Закона о социальной защите инвалидов» №181-ФЗ от 24.11.1995 и ТК РФ:
|
• Инвалиды 1 и 2 группы имеют право на сокращенную рабочую неделю – не более 35 часов (ст. 23 «Закона» и ст.92 ТК РФ); правда если будет работать всего 30 и менее часов в неделю то это будет меньше нормы и соответственно оклад будет зависеть от выработки.
• Привлечь к ночной работе, работе в выходные и праздники или сверхурочно работодатель может только с письменного согласия работника и только если ему это не противопоказано по индивидуальной программе реабилитации (ст.23 «Закона» и ст. 96,99,113 ТК РФ).
Прием на работу инвалида 3 группы: что нужно знать
• Инвалиду положен ежегодный оплачиваемый отпуск не менее 30 календарных дней (ст.23 «Закона»)
• Инвалид может попросить до 60 дней отпуска без сохранения заработной платы написав заявление (ст.128 ТК РФ)
• При сокращении штата из двух сотрудников с одинаковой квалификацией работодатель обязан оставить на работе инвалида.
Прочитайте полезные статьи по теме:
Что должен сделать кадровик, чтобы компанию не обвинили в нарушении прав инвалидовОтсюда следует, что сообщить о своей инвалидности работнику очень выгодно. Если он этого не сделал, то ничего противозаконного он не совершил, потому как это его право, а не обязанность. И его работодатель не нарушил закон, если его работник не принес ему справку из бюро медико-социальной экспертизы и индивидуальную программу реабилитации. Потому что только эти два документа удостоверяют работодателю особый статус его работника и только на основании их наличия можно утверждать, что работодатель в курсе и обязан предоставлять социальные гарантии. Или принес, но письменно отказался от программы реабилитации – и это тоже не нарушение закона.