Виды медосмотров водителей

176
Безопасность дорожного движения во многом зависит от поведения и состояния здоровья его участников. Профессиональные водители, которые проводят за рулем, без преувеличения, половину жизни, должны проходить медицинские осмотры перед каждым рейсом.

Пунктом 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон № 196-ФЗ) установлено, что юридические лица, осуществляющие на территории России деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать и проводить предрейсовые медицинские осмотры водителей с привлечением работников органов здравоохранения.

Названную в абз. 2 п. 1 ст. 20 Закона № 196-ФЗ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, следует понимать достаточно широко. Сфера действия Закона не ограничивается только теми компаниями, которые оказывают услуги по перевозке грузов и пассажиров. Все организации, эксплуатирующие транспортные средства, независимо от осуществляемых видов деятельности, обязаны организовывать предрейсовые медицинские обследования (осмотры) водителей. Даже если речь идет об офисных водителях или личных шоферах топ-менеджеров. И наличие в штате единственного водителя вовсе не отменяет данное правило! Таким образом, обязанность по организации предрейсовых медосмотров возникает у любой компании, имеющей автотранспорт, независимо от количества его единиц.

Данный вывод подтверждается отдельными судами.

В постановлениях ФАС Волго-Вятского округа от 03.06.2008 по делу № А82-9455/2007-29, ФАС Поволжского округа от 15.01.2010 по делу № А72-4961/2009 указано: в п. 1.2 Положения об обеспечении безопасности  дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утв. приказом Минтранс а России от 09.03.1995 № 27, установлено, что требования Положения обязательны для всех расположенных на территории РФ организаций независимо от правовых форм и форм собственности, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов автомобильным и городским электрическим транспортом, а также для водителей этих организаций и водителей-предпринимателей.

В то же время в судебной практике встречается и иная позиция.

Так, некоторые суды считают, что положения законодательства о проведении предрейсовых медицинских осмотров распространяются только на организации и предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов на коммерческой основе (см., например, постановление ФАС Центрального округа от 23.11.2009 по делу № А36-706/2009).

Основные виды медосмотров водителей

Целью медосмотров является обнаружение лиц, которые по медицинским показаниям не могут быть допущены к управлению автомобилем, – как в целях обеспечения безопасности дорожного движения, так и для охраны здоровья водителя и пассажиров. Так какие же медосмотры ждут водителя?

Статьей 328 Трудового кодекса РФ установлено, что к гражданам, поступающим на работу, связанную с движением транспортных средств, предъявляются особые требования, касающиеся профессиональной подготовки и состояния здоровья, необходимых для исполнения должностных обязанностей. В связи с этим возникает вопрос: как часто водитель должен обращаться к медикам?

Трудовой кодекс РФ (ст. 212, 213, 328) обязывает сотрудников, чья работа связана с движением транспорта, проходить за счет средств работодателя обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года ежегодные) медицинские осмотры (обследования) для определения пригодности к поручаемой работе и предупреждения профессиональных заболеваний.

Кроме названных обследований водителей также ждут пред- и послерейсовые медосмотры (п. 1 ст. 23 Закона № 196-ФЗ).

Поскольку транспортные средства являются источником повышенной опасности, работники, их эксплуатирующие, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет за счет работодателя (ч. 6 ст. 213 ТК РФ). Порядок его прохождения утвержден постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 695.

Важно не путать все эти случаи обращения к врачам. Ведь каждый названный медосмотр (освидетельствование) имеет свою цель.

Читайте также:

Предварительный медосмотр водителей

До заключения трудового договора будущий работник – водитель автомобиля направляется работодателем на предварительный медицинский осмотр (ст. 69, ч. 2 ст. 328 ТК РФ). Его целью является определение пригодности сотрудника к поручаемой работе (ч. 1 ст. 213 ТК РФ). Осмотр проводится за счет средств работодателя (ч. 7 ст. 213 ТК РФ).

Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н утвержден Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования). К ним отнесено в том числе управление наземными транспортными средствами.

Перечень общих медицинских противопоказаний для выполнения работ с вредными и (или) опасными условиями труда, а также работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медосмотров (обследований), определен в п. 48 Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (далее – Порядок проведения обязательных медицинских осмотров), утв. приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н. Перечень дополнительных медицинских противопоказаний для выполнения работ по управлению наземными транспортными средствами, а также состав врачей-специалистов и объем лабораторных и функциональных исследований, необходимых при проведении обследований, определены в п. 27 Приложения № 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н.

Периодический медосмотр водителей

Водитель автомобиля проходит за счет работодателя и периодические медицинские осмотры (обследования) (ч. 1, 7 ст. 213 ТК РФ).

Их целью является:

  • динамическое наблюдение за состоянием здоровья работников, своевременное выявление начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия производственных факторов на состояние здоровья работников, формирование групп риска;
  • выявление общих заболеваний, являющихся медицинскими противопоказаниями для продолжения работы;
  • своевременное проведение профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и восстановление трудоспособности работников;
  • своевременное выявление и предупреждение возникновения и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний;
  • предупреждение несчастных случаев на производстве.

Медосмотры водителей проводятся не реже чем один раз в два года. Работники младше 21 года проходят их ежегодно (п. 17 Порядка проведения обязательных медицинских осмотров).

Работник, водительский стаж которого составляет пять лет и более, должен раз в пять лет проходить периодический осмотр в центрах профпатологии или другой медицинской организации, имеющей лицензии на экспертизу профпригодности и связи заболевания с профессией (п. 37 Порядка проведения обязательных медицинских осмотров).

Предрейсовый медосмотр водителей

Одной из целей таких осмотров является своевременное выявление у водителей физиологических и функциональных отклонений, возникающих при потреблении алкогольных и психоактивных веществ. Однако неверно думать, что задача предрейсового медосмотра заключается только в том, чтобы не выпустить в рейс пьяного водителя. Осмотр проводится в том числе для обеспечения контроля за состоянием здоровья работников, выявления признаков различных заболеваний, утомления и недопущения в этом случае водителей к управлению транспортными средствами.

Водитель отправляется с грузом в длительную командировку, в том числе за границу. Каким образом работодатель может обеспечить послерейсовые и предрейсовые медосмотры?

Некоторые нюансы организации предрейсовых осмотров разъясняет судебная практика. Так, ФАС Дальневосточного округа в постановлении от 18.03.2009 № Ф03-922/2009, рассматривая дело о привлечении лицензиата к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ, в частности, отметил, что отсутствие в другом государстве учреждений либо медицинских работников, имеющих право осуществлять медицинские осмотры водителей, не является основанием для освобождения от административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ организации, в обязанности которой как перевозчика входит обеспечение проведения указанных осмотров. Отсюда можно сделать вывод, что компания должна организовывать медосмотры водителей как на территории РФ, так и за границей. Нарушение указанной обязанности может обернуться привлечением к ответственности, предусмотренной КоАП РФ.

Таким образом, обязанность по выполнению требования о проведении предрейсовых медосмотров, предусмотренных ст. 21 и 23 Закона № 196-ФЗ, является безусловной. А потому в случаях, когда водитель начинает рабочий день (смену) или заканчивает его вне производственных территорий (на маршрутах большой протяженности, при осуществлении междугородных и специальных перевозок, при смене водителей на линии и т. п.), работодатель обязан обеспечить проведение медосмотра через авто вокзалы, автостанции и иные юрлица, имеющие соответствующую базу.

Это принципиально важно для организаций, которые отправляют водителей в служебные командировки (с пассажирами или без, не имеет значения), перевозят туристические группы, выполняют другие поездки.

Надо ли в обязательном порядке проводить помимо предрейсовых еще и послерейсовые осмотры?

Да, надо. Об этом прямо говорится в п. 4 ст. 20 и п. 1 ст. 23 Закона № 196-ФЗ. Послерейсовые медосмотры проводятся также в рамках обеспечения безопасности дорожного движения, хотя, в отличие от предрейсовых, и не могут предотвратить допуск водителя к управлению транспортным средством при наличии противопоказаний. Поддерживают необходимость проведения таких осмотров и суды.

Так ФАС Волго-Вятского округа, посчитав доказанным отсутствие послерейсовых осмотров, указал на наличие состава правонарушения, предусмотренного п. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, однако расценил его как малозначительное (постановление от 28.09.2007 № А79-5088/2007). 



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Продолжить чтение можно после бесплатной регистрации

Здравствуйте! Чтобы продолжить чтение статей на сайте «Pro-personal», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь, чтобы скачать

Скачивание материалов доступно только для зарегистрированных участников

Чтобы скачать нужны документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 5 000 полезным статьям, важным документам и ценным советам от экспертов кадровой отрасли.

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций:

  • выберите нужную инструкцию
  • скачайте ее БЕСПЛАТНО после регистрации



У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль