text
PRO-персонал

Законны ли требования миграционной службы по запросу информации?

  • 30 июня 2017
  • 95

Вопрос

24.07.2015 мы приняли на работу гражданку Украины. 25.07.2015 уведомили УФМС о заключении этого трудового договора. Прием на работу оформили на основании патента, выданного 26.05.2015 и подтвержденного по 25.08.2015. По истечении срока действия патента, 26.08.2015, работница заявила, что у нее есть разрешение на временное проживание (выдано 16.06.2015, срок действия – по 19.06.2018). Мы в этот же день заключили дополнительное соглашение к трудовому договору и указали в нем, что с 26.08.2015 она осуществляет трудовую деятельность на основании разрешения. В начале марта работница написала заявление об увольнении, 16.03.2016 мы издали приказ. 17.03.2016 при подаче уведомления об увольнении специалист УФМС запросил уведомления о расторжении трудового договора с работницей 25.08.2015 и заключении с ней нового договора 26.08.2015. Законны ли эти требования миграционной службы?

Ответ

Требования сотрудников УФМС в данном случае незаконны, и вот почему.

Одним из оснований расторжения трудового договора с временно пребывающим в РФ иностранным работником является окончание срока действия его патента (п. 5 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ). Однако уволить по п. 5 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ можно только по истечении месяца с момента окончания действия выданного патента (ч. 2 ст. 327.6 ТК РФ). На это время (на месяц) работодатель обязан отстранить иностранного гражданина от работы (абз. 3 ст. 327.5 ТК РФ). И если в течение указанного периода работник продлевает срок действия патента, трудовые отношения с ним не прекращаются.

Таким образом, требование специалиста УФМС о предоставлении уведомления о расторжении трудового договора 25.08.2015 не соответствует нормам трудового законодательства. Работницу-иностранку нельзя было уволить в этот день, даже если бы она не представила другие документы, подтверждающие ее право на проживание и работу в России (разрешение на временное проживание).
Увольнение по п. 5 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ является основанием для расторжения трудового договора с временно пребывающим иностранным гражданином. Однако ваша работница уже имела статус временно проживающей, а значит, это основание применяться не могло.

Разрешение на временное проживание, оформленное 16.06.2015, является законным основанием для трудовой деятельности на территории РФ. С работницей на основании патента был заключен трудовой договор на неопределенный срок, оснований для его прекращения не было, а значит, вы правильно заключили дополнительное соглашение к трудовому договору, указав в нем другие документы, дающие право иностранному работнику осуществлять трудовую деятельность. Трудовое и миграционное законодательство не требуют в подобных ситуациях «перезаключать» трудовой договор. И так как миграционную службу вы обязаны уведомлять только о заключении и расторжении трудового договора с иностранцем, но не об изменении условий договора, то 26.08.2015 никакие уведомления в ФМС вы направлять не должны были.

Сведения о патенте, как и о разрешении на временное проживание в РФ, вносятся в трудовой договор иностранного гражданина и являются сведениями о работнике (ч. 1 ст. 327.2 ТК РФ, ч. 1 ст. 57 ТК РФ). Вы внесли новые данные дополнительным соглашением и, таким образом, правильно оформили ситуацию. Требования специалиста миграционной службы, повторим, не основаны на законе.

Конечно, если бы 24.07.2015 вы сразу заключили бы трудовой договор на основании выданного работнице в июне разрешения на временное проживание, вопросов и споров с УФМС не возникло. С другой стороны, работница по какой-то причине не сообщила, что у нее есть статус временно проживающей. Заключение трудового договора на основании предъявленного ею патента нарушением не является. Сроки уведомлений о заключении договора соблюдены.

Прочитайте полезные статьи по теме:

Напомним, почему так важно соблюдать сроки уведомления. За нарушение этого срока предусмотрена административная ответственность (ч. 3 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Размеры штрафа зависят от региона, в котором совершено правонарушение. В четырех субъектах РФ (Москва, Санкт-Петербург, Московская и Ленинградская области) штрафы могут достигать миллиона рублей (ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ). Минимальный штраф для всех одинаковый, но и он значительный (400 тыс. руб.). Поэтому ситуации, когда миграционная служба по каким-то причинам не принимает ваши уведомления, довольно опасны и грозят серьезными санкциями.

Имейте в виду: если сотрудники ФМС на незаконных основаниях отказываются принять уведомление, вы можете направить его почтой. Также вы имеете право требовать письменный мотивированный отказ в приеме уведомления (с указанием даты, когда вы предприняли попытку подать его), чтобы потом обжаловать это решение.

Рекомендации по теме

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Пройдите простую регистрацию за одну минуту и получите бесплатный доступ к ответам на вопросы прямо сейчас

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Ответ станет доступен после регистрации
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.