Итоги года: развитие занятости и трудовых отношений

27 декабря 2012 1013
Министерство труда и социальной защиты РФ опубликовал итоги года по теме развития занятости и трудовых отношений.

Министерство труда и социальной защиты РФ опубликовал итоги года по теме развития занятости и трудовых отношений.

Развитие рынка труда

Ситуация на рынке труда

С января по октябрь 2012 года общая численность безработных граждан (по методологии МОТ) снизилась на 888 тысяч человек или на 18,1% и составила на начало ноября 4,0 млн человек или 5,3% от численности экономически активного населения. Показатели безработицы в настоящее время находятся на минимальном уровне за всю историю наблюдений. По сравнению с февралем 2009 года, когда было зафиксировано пиковое значение уровня безработицы (9,4%), численность безработных граждан сократилась на 3,0 млн человек или на 43%.

За 10 месяцев 2012 года численность безработных граждан, состоящих на регистрационном учете в органах службы занятости, снизилась на 299 тысяч человек или 23,2% и составила на начало ноября 987 тысяч человек или 1,3% от численности экономически активного населения.

Отмечается стабилизация ситуации на рынке труда моногородов. В 189 монопрофильных населенных пунктах уровень регистрируемой безработицы не превышает среднероссийский показатель 1,3% от численности экономически активного населения.

Количество вакансий, заявленных работодателями в органы службы занятости, с начала 2012 года возросло на 323,3 тыс единиц (27,9%) и составило на начало ноября 1,5 млн единиц.

Коэффициент напряженности (численность незанятых граждан, состоящих на регистрационном учете в органах службы занятости, в расчёте на одну вакансию) в целом по Российской Федерации снизился с 1,2 в январе 2012 года до 0,8 на начало ноября.

В 2012 году Минтруд России проводил мониторинг высвобождения работников организаций в связи с ликвидацией организаций, сокращением численности или штата работников в разрезе субъектов Российской Федерации, включая мониторинг ситуации на рынке труда моногородов.

Численность работников, находящихся в режиме неполной занятости, сократилась с начала 2012 года по ноябрь 2012 год в 1,3 раза (с 186,2 тысяч человек на 1 января 2012 года до 141,4 тысяч человек на 28 ноября 2012 года), в том числе, отмечается снижение за указанный период численности работников, находившихся в простое по вине администрации, на 26,9% (или на 6,8 тысяч человек), снижение численности работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе администрации, на 195,7% (или на 9,2 тысяч человек), снижение численности работников, работавших неполное рабочее время по инициативе работодателя, на 25,6% (или на 28,2 тысяч человек).

Общее улучшение положения с занятостью работников организаций в экономике в целом обусловлено стабилизацией ситуации в приоритетных видах экономической деятельности, которые в наибольшей степени были затронуты финансово-экономическим кризисом, о чем свидетельствуют данные федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих мониторинг занятости работников соответствующих отраслей экономики.

Региональные программы содействия занятости населения

В 2012 году государственная политика в области содействия занятости реализовывалась в рамках постоянно действующих программ содействия занятости населения субъектов Российской Федерации, а также региональных программ, предусматривающих дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации.

Участниками мероприятий по содействию занятости населения – получателями государственных услуг в области содействия занятости населения в январе-сентябре 2012 года стали 7,2 млн человек (в январе-сентябре 2011 – 8,3 млн человек). За содействием в поиске подходящей работы в органы службы занятости обратилось 3,5 млн человек (в январе-сентябре 2011 года – 4,2 млн человек).

При содействии органов службы занятости трудоустроены 2,4 млн человек или 67,2% от числа обратившихся за содействием в поиске подходящей работы (в январе-сентябре 2011 года – 2,7 млн человек или 64,5%).

Приступили к профессиональному обучению по направлению органов службы занятости 237,5 тысяч безработных граждан или 8,1% от общей численности безработных граждан (в январе-сентябре 2011 года – 303,0 тысяч человек или 8,1%).

Приняли участие в оплачиваемых общественных работах 372,4 тысяч человек или 12,7 % от общей численности безработных граждан (в январе-сентябре 2011 года – 467,5 тысяч человек или 12,5%), были заняты на временных работах 59,6 тысяч безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы (в январе-сентябре 2011 года – 73,2 тысяч человек).

Услуги по содействию самозанятости получили 68,3 тысяч безработных граждан  или 2,3% от общей численности безработных граждан (в январе-сентябре 2011 года – 184,5 тысяч человек или 4,9%).

На временные работы были трудоустроены 722,2 тысяч несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет или 93,6% от общей численности учащихся, обратившихся за содействием в поиске работы в свободное от учебы время (в январе-сентябре 2011 года – 789,1 тысяч человек или 92,8%).

Около 30% от численности выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы, были трудоустроены на временные работы (8,3 тысяч человек в январе-сентябре 2012 года, в январе-сентябре 2011 года – 13,4 тысяч человек).

Государственные услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда получили 209,9 тысяч человек или 7,2% от общей численности безработных граждан (в январе-сентябре 2011 года – 226,1 тысяч человек или 6,0%), по профессиональной ориентации – 2,3 млн человек или 32,0% от общей численности граждан, обратившихся за предоставлением государственных услуг (в январе-сентябре 2011 года – 2,7 млн человек или 32,4%), по психологической поддержке – 173,9 тысяч безработных граждан или 5,9% от общей численности безработных граждан (в январе-сентябре 2011 года – 198,9 тысяч человек или 5,3%).

Снижение ряда показателей объясняется снижением численности экономически активного населения и сокращением количества безработных. Это стало возможным за счет реализуемых мероприятий, направленных на снижение уровня напряженности на рынке труда. В целом по Российской Федерации отмечается увеличение доли численности граждан, получивших государственные услуги в области содействия занятости населения. Так, повысился уровень трудоустройства граждан, обратившихся в органы службы занятости за содействием в поиске подходящей работы.

Снижение уровня доступности и качества предоставляемых государственных услуг произошло по организации профессиональной ориентации, по организации содействия самозанятости безработных граждан, по трудоустройству на временные работы выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы.

С 1 января 2012 года органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены правом организовывать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

В 2012 году около 10 тысяч женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет смогли принять участие в мероприятиях по организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, которые реализуются в 78 регионах.

Профессиональное обучение осуществлялось в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости, образовательных подразделениях организаций и в иных образовательных учреждениях, с которыми органы службы занятости заключили договоры.

Дополнительные мероприятия на рынке труда

В 2012 году на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации было перечислено 1,5 млрд рублей из средств федерального бюджета.

В 2012 году во всех регионах были реализованы мероприятия по содействию трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места.

В 15 субъектах Российской Федерации (республиках Северного Кавказа, республиках Адыгея, Алтай, Бурятия, Калмыкия, Марий Эл и Тыва, Алтайском, Забайкальском краях и Курганской области), отнесенных к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда, – дополнительные мероприятия, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, в том числе:

  • опережающее профессиональное обучение и стажировка работников организаций, включая работников, находящихся под риском увольнения (простой, введение режима неполного рабочего времени, проведение мероприятий по высвобождению работников);
  • стажировка выпускников учреждений профессионального образования, в том числе в других субъектах Российской Федерации;
  • профессиональное обучение и аттестация ищущих работу граждан с целью получения документа, удостоверяющего профессиональную квалификацию;
  • стимулирование работодателей, осуществляющих деятельность в субъектах Российской Федерации с уровнем регистрируемой безработицы ниже среднероссийского показателя, к замещению свободных рабочих мест (вакантных должностей) признанными в установленном порядке безработными гражданами и гражданами, ищущими работу, проживающими в субъектах Российской Федерации с напряженной ситуацией на рынке труда;
  • содействие трудоустройству безработных граждан на дополнительные рабочие места, созданные гражданами из числа безработных, открывших собственное дело в рамках региональных программ по снижению напряженности на рынке труда.

Общая численность участников мероприятий составила более 35 тысяч человек, в том числе в дополнительных мероприятиях по снижению напряженности на рынке труда приняло участие более 20,5 тысяч человек.

По состоянию на 1 ноября 2012 года в мероприятии по содействию трудоустройству многодетных родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, приняли участие 11030 человек или 76% от запланированной численности участников мероприятия, из них: 6446 человек – незанятые инвалиды, 1065 человек - родители, воспитывающие детей-инвалидов, 3519 человек - многодетные родители.

Содействие занятости пожилых

В целях расширения возможностей для обеспечения занятости граждан предпенсионного и пенсионного возраста в Российской Федерации реализуется комплекс мер, направленных на обеспечение занятости граждан этой категории. Особое внимание уделено таким направлениям, как:

  • развитие программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
  • развитие стимулов к трудоустройству граждан предпенсионного и пенсионного возраста;
  • организация специализированных ярмарок вакансий;
  • осуществление мероприятий по недопущению возрастной дискриминации на рынке труда.

Минтрудом России подготовлен законопроект, который предусматривает внесение изменений в закон «О занятости населения в Российской Федерации» в части наделения органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом организовывать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации граждан пенсионного возраста, желающих вернуться к трудовой деятельности, а также запрещения распространения работодателем или его представителем информации о вакантных рабочих местах (должностях), содержащей ограничения, дискриминационного характера, в том числе по возрасту.

Госпрограмма «Содействие занятости населения»

В соответствии с перечнем государственных программ Российской Федерации, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 №1950-р, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 2149-р государственная программа Российской Федерации «Содействие занятости населения».

В качестве основных направлений программы определены:

  • реализация мероприятий активной политики занятости населения;
  • реализация дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации;
  • повышение трудовой мобильности населения;
  • совершенствование системы социальной поддержки безработных граждан;
  • совершенствование механизмов привлечения и использования иностранной рабочей силы;
  • развитие институтов рынка труда.
  • Реализация программы рассчитана на период 2013-2020 годов.  

С учетом мероприятий и показателей, обозначенных в этих документах, определена основная цель госпрограммы - создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих эффективному развитию рынка труда.

Для достижения поставленной цели выделены три задачи:

  1. Предотвращение роста напряженности на рынке труда;
  2. Привлечение иностранных работников в соответствии с потребностями экономики;
  3. Содействие поддержанию высокой квалификации и сохранению здоровья работников, обеспечение защиты трудовых прав граждан.

Основными ожидаемыми результатами реализации программы являются:

  • создание условий для формирования гибкого, эффективно функционирующего рынка труда;
  • предотвращение роста напряженности на рынке труда за счет минимизации уровней общей и регистрируемой безработицы, создания в период с 2013 по 2015 год ежегодно до 14,2 тыс. специальных рабочих мест для инвалидов;
  • удовлетворение не обеспеченного внутренними ресурсами спроса экономики на квалифицированную рабочую силу за счёт внешней трудовой миграции;
  • снижение численности иностранных граждан, незаконно осуществляющих трудовую деятельность в Российской Федерации;
  • создание основы для приведения содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда путем утверждения к 2015 году не менее 800 профессиональных стандартов;
  • обеспечение сохранения здоровья работников за счет улучшения условий их труда;
  • обеспечение соблюдения трудовых прав граждан;
  • поддержание социальной стабильности в обществе.

Профессиональные стандарты

Разрыв между реалиями рынка труда и системой образования таков, что работодателям часто приходится переучивать вчерашних выпускников, а также проводить адаптацию работников длительное время. В этих целях подготовлена программа обновления действующей системы квалификационных требований к работникам.

В 2012 году в Трудовой кодекс были введены понятия профессионального стандарта и квалификации работника.

Порядок разработки, утверждения и применения профстандартов устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Таким же способом будет определен порядок установления соответствия наименований должностей, профессий и специальностей в профстандартах и в единых тарифно-квалификационных справочниках.

Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов при применении тарифных систем оплаты труда будут производиться, а также сами тарифные системы - устанавливаться - с учетом действующих единых тарифно-квалификационных справочников, либо с учетом новых профессиональных стандартов. Наименования должностей, для которых устанавливаются какие-либо компенсации, льготы или ограничения, должны соответствовать должностям, указанным в квалификационных справочниках либо в профстандартах.

Правительством Российской Федерации утвержден план разработки профессиональных стандартов на 2012-2015 года. Приказом Минтруда утвержден план-график подготовки профессиональных стандартов в 2013-2014 годах.

Планом-графиком определены приоритетные профессиональные стандарты, подлежащие разработке в 2013-2014 годах, сформированные по укрупненным группам занятий на основе Общероссийского классификатора занятий (всего – порядка 800 профстандартов).

Такой подход позволяет обеспечить разработку профессиональных стандартов по конкретным видам трудовой деятельности с учетом международной стандартной классификации занятий, а также достигнуть единообразия их разработки и применения в сфере труда, занятости и профессионального образования.

Количество профессиональных стандартов определено с участием объединений работодателей и экспертов, Автономной некоммерческой организацией «Агентство  стратегических инициатив по продвижению новых проектов», а также на основе предложений федеральных органов исполнительной власти с учетом  приоритетов развития отраслей экономики.

Таким образом, новая система квалификаций будет представлять собой более укрупненные характеристики квалификационных требований по сравнению с действующей системой справочников (ЕТКС, ЕКС), которая насчитывает свыше 7,5 тыс. работ и профессий рабочих, должностей служащих и специалистов. Итог - появятся профессиональные стандарты, являющиеся основой разработки образовательных стандартов и программ, должностных инструкций в организациях.   Планируется, что профессиональные сообщества или работодатели будут инициировать разработку профессиональных стандартов с учетом потребностей рынка труда.

Регулирование внешней трудовой миграции

В 2012 году совместно с субъектами Российской Федерации Минтрудом России осуществлялась работа по определению потребности в иностранных работниках на 2013 год. В результате Правительством Российской Федерации определена потребность Российской Федерации в привлечении 1,7 млн иностранных работников, утверждены квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу в размере 1,7 млн разрешения и  квота на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности в размере 410 тысяч приглашений. Распределение потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников по приоритетным профессионально-квалификационным группам отражает тенденции развития рынка труда, сопровождающиеся увеличением спроса на квалифицированные рабочие кадры, которые составляют 79%.

В целях увеличения численности квалифицированных иностранных специалистов на российском рынке труда, повышения заинтересованности работодателей в привлечении квалифицированных работников Минтрудом России издан приказ от 3 декабря 2012 г. № 568н «Об утверждении перечня профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан – квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по имеющейся у них профессии (специальности), на которых квоты на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации не распространяются, на 2013 год». Данный перечень содержит 59 профессий (специальности, должности), в том числе инженерных специальностей.

По предложениям Минтруда России постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2012 г. № 1243 на 2013 год установлена допустимая доля иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами в отдельных видах экономической деятельности.

Ежегодное установление указанных квот и ограничений привлечения иностранных работников в отдельные виды экономической деятельности способствует обеспечению приоритетного права на трудоустройство российских граждан, снижению безработицы, стимулирует работодателей к приему на работу российских граждан.

В 2012 году продолжилась работа по совершенствованию миграционного законодательства.

В Правительство Российской Федерации Минтрудом России внесен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон  «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в части совершенствования порядка привлечения иностранных работников к трудовой деятельности». Целью данного проекта федерального закона является совершенствование порядков определения потребности в иностранных работниках и формирования соответствующих квот на осуществление иностранными работниками трудовой деятельности на территории Российской Федерации.

Минтрудом России подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Законопроект предусматривает внесение в законодательство Российской Федерации изменений в части установления упрощенного порядка привлечения для осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации отдельных категорий иностранных работников, направляемых иностранными коммерческими организациями, зарегистрированными на территории государств - членов ВТО, в представительства, филиалы или дочерние организации, находящиеся на территории Российской Федерации.

Согласование в федеральных органах исполнительной власти проходит подготовленный Минтрудом России проект федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, связанных с особенностями осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами», которым предлагается дополнить Трудовой кодекс Российской Федерации отдельной статьей, регулирующей особенности регулирования труда иностранных работников.

Кроме того законопроектом предлагается в качестве обязательного для включения в трудовой договор с иностранным гражданином условием предлагается предусмотреть обязанность иностранного гражданина или лица без гражданства иметь разрешение на работу, патент, разрешение на временное проживание или вид на жительство в зависимости от их административно правового статуса. При окончании срока действия указанных документов предусмотрено отстранение от работы иностранного работника, при аннулировании документов расторжение трудового договора.

Предусматривается  обязанность для иностранных граждан, временно пребывающих на территории Российской Федерации предъявлять при заключении трудового договора, действующий на территории Российской Федерации договор (полис) медицинского страхования либо соответствующий договор, заключенный с медицинской организацией, на получение иностранным гражданином первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи.

Одновременно исключается обязанность для некоторых категорий иностранных граждан, представления при заключении трудового договора страхового свидетельства государственного пенсионного страхования и документов воинского учета.

Совершенствование системы управления охраной труда

Формирование безопасных условий труда на рабочих мест, снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости является важным направлением реализации государственной политики в области охраны труда.

Несмотря на то, что уровень производственного травматизма за пятилетний период (с 2007 по 2011 гг.) снизился в целом по стране в 1,5 раза (в том числе со смертельным исходом - в 1,6 раза), его уровень остается высоким.

В этой связи основной целью модернизации системы управления охраной труда работников, постоянного улучшения условий труда является переход от компенсационной модели управления охраной труда к современной системе управления профессиональными рисками, позволяющей реализовать превентивные подходы к сохранению здоровья работников на производстве и сократить все виды издержек, связанных с неблагоприятными условиями труда.

В целях совершенствования законодательства об охране труда Российской Федерации и гармонизации его с законодательством стран Европейского Союза Минтрудом России разработаны следующие проекты законодательных актов:

«О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (в части введения процедур добровольного декларирования соответствия условий и охраны труда государственным нормативным требованиям охраны труда)»;

 «О ратификации Конвенции 1995 года «О безопасности и гигиене труда на шахтах» (Конвенция № 176)».

Указанные законопроекты были поддержаны на РТК, согласованы с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и внесены в Правительство Российской Федерации.

С целью усиления защиты работников с применением современных высокоэффективных средств индивидуальной защиты принят Технический регламент Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 878 «О безопасности средств индивидуальной защиты», устанавливающий конкретные требования к средствам индивидуальной защиты, что позволит повысить их качество и защищенность работников (вступил в силу с 1 июня 2012 г.).

Для целевого эффективного использования средств, выделяемых на финансирование мероприятий по охране труда принят приказ Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 г. № 181н «Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков».

С целью повышения уровня профессиональной подготовки специалистов в области охраны труда Минтрудом России совместно со сторонами социального партнерства, а также Министерством образования и науки Российской Федерации подготовлен федеральный государственный образовательный стандарт подготовки (специальности) высшего профессионального образования «Охрана труда и управление профессиональными рисками».

Производственный совет

С учетом анализа зарубежного опыта и консультаций со сторонами социального партнерства Минтрудом России разработан проект федерального закона «О внесении изменений в статью 22 Трудового кодекса Российской Федерации» (в части создания производственных советов), в котором дается понятие производственного совета, определяются его полномочия и порядок создания.

Производственный совет – консультативный орган в организации, образованный работодателем из числа работников данного работодателя, имеющих, как правило, значительные достижения в труде, для подготовки предложений работодателю по совершенствованию организационной структуры производства, отдельных производственных процессов, внедрению новой техники и технологий, повышению производительности труда и квалификации работников.

Полномочия и состав производственного совета устанавливаются локальным нормативным актом работодателя.

Принятие законопроекта позволит улучшить деятельность организаций в результате непосредственного участия наиболее квалифицированных работников в разработке стратегических программ развития предприятий и процессе принятия управленческих решений в области повышения эффективности производства.

Читайте в этом месяце
    Узнать подробнее >>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на новости

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной новости, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно. Мы будем держать вас в курсе всех новостей и событий.

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией




      PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64204 от 31.12.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

      Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Ваш подарок придет на указанный при регистрации Email
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Извините, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права наших экспертов, многие статьи на сайте находятся в закрытом доступе для незаарегистрированных пользователей. Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение. Это займет меньше минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И продолжить чтение
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль