Эксперт: К решению проблем занятости на Урале надо привлечь кадровые агентства

25 октября 2012 643
На днях на федеральном уровне вновь детально обсудили проблемы моногородов, в том числе одну из самых острых - занятости населения таких территорий. За 2010-2011 годы государство израсходовало на ее решение 27 миллиардов рублей.

На днях на федеральном уровне вновь детально обсудили проблемы моногородов, в том числе одну из самых острых - занятости населения таких территорий. За 2010-2011 годы государство израсходовало на ее решение 27 миллиардов рублей. Итог известен - ничего не изменилось. На мой взгляд, причина в том, что вся система государственного регулирования рынка труда и управления занятостью у нас крайне неэффективна.

В России признано моногородами 335 населенных пунктов, общая численность их жителей - порядка 16 миллионов человек. Из них 1,4 миллиона живут на территориях, где ситуация с занятостью критическая - попросту говоря, работы там нет и в ближайшее время не будет. Еще 5 миллионов человек проживают на территориях с высоким уровнем проблем занятости, прогнозируется также, что в ближайшее время еще 10 миллионов жителей моногородов могут потерять работу.

В УрФО сосредоточено множество городов-заводов. Что конкретно пытаются предпринять для решения данной проблемы власти регионов, понять сложно, поскольку обсуждается не что делать, а сколько средств надо выделить из бюджета. Говорят о создании на депрессивных территориях новых производств с высокой степенью добавленной стоимости, предлагают развивать малый и средний бизнес… Это все, мягко говоря, подтасовки: если уж умер славный завод, некогда флагман отрасли, то не построишь на его месте Силиконовую (титановую, алюминиевую) долину. И не перепрофилируешь в одночасье всех высококвалифицированных инженеров и рабочих в предпринимателей.

Еще одна серьезнейшая проблема в сфере занятости - трудоустройство молодых специалистов. Это самая социально уязвимая группа: выпускники не имеют достаточных профессиональных навыков и социального опыта и в силу этого менее конкурентоспособны на рынке труда. Серьезная причина молодежной безработицы - несоответствие объемов и профилей подготовки специалистов потребностям рынка труда. В последние годы выпущено огромное количество экономистов, бухгалтеров, юристов, финансистов, менеджеров. Результат - наиболее активная и образованная часть молодежи пополняет ряды безработных. В это же время рынок труда испытывает жесточайший дефицит инженеров и высококвалифицированных рабочих разных профессий.

Надо понимать, что молодежь - это главный инновационный ресурс страны, и именно ее трудоустройство должно быть приоритетом социально-экономической политики государства. Однако на практике государственная политика занятости в России низведена до решения простых задач: ведения учета и регистрации безработных и выплаты им пособий. Продекларированная государством новая модель, предусматривающая поддержку малого и среднего предпринимательства, разработку программ создания и сохранения рабочих мест, совершенствование законодательства в сфере занятости и так далее, остается на бумаге.

Поэтому в стране сложились две параллельных системы. Первая - официальная, бюджетная, по сути номинальная - государственные центры занятости. Вторая - рыночная, частная, представленная различными рекрутинговыми агентствами и кадровыми службами, газетами и интернет-порталами вакансий. Между ними даже произошло своеобразное разделение труда: в центры занятости люди, как правило, обращаются в случае потери работы - для оформления пособия, зато для поиска вакансий они предпочитают частные структуры. Да и работодатели не рассматривают центры занятости как помощников в качественном найме персонала.

В итоге значительные средства государства тратятся на поддержание люмпенизированных безработных и никоим образом не влияют на реальное управление занятостью. В то же время богатые информационные и технологические ресурсы, накопленные за последние 20 лет профессиональными участниками рынка труда, совершенно не востребованы государственными институтами.

Я убежден: грамотная политика планирования и перераспределения трудовых ресурсов по территории России может дать нужный результат и в решении проблемы моногородов, и в создании условий для трудоустройства молодежи. Для этого необходимо привлечь к решению вопросов занятости населения профессионалов - частные компании - в рамках государственно-частного партнерства.

Начать такую совместную работу можно в Уральском федеральном округе с организации широкой дискуссии по вопросам занятости с участием всех заинтересованных сторон: государственных учреждений занятости населения, высших и средних учебных заведений, рекрутинговых агентств и частных кадровых служб. Далее потребуется создание единого ресурса, содержащего информацию об имеющихся локальных потребностях в тех или иных кадрах на всей территории округа, страны. Третий, самый важный, шаг - законодательное закрепление условий переезда работника и его семьи к новому месту работы в виде социально-трудового контракта с государственными гарантиями.

Итогом такого сотрудничества должна стать перестройка всей государственной системы в сфере занятости населения: переформатирование сегодняшних бюрократизированных учреждений в службу консультативного типа, осуществляющую оперативную качественную связь между работодателями всех форм собственности, учебными заведениями, безработными, соискателями вакансий, желающих сменить профиль работы или стремящихся к дальнейшему профессиональному росту.

Читайте в этом месяце
    Узнать подробнее >>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на новости

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной новости, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно. Мы будем держать вас в курсе всех новостей и событий.

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией




      PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64204 от 31.12.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

      Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Ваш подарок придет на указанный при регистрации Email
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Извините, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права наших экспертов, многие статьи на сайте находятся в закрытом доступе для незаарегистрированных пользователей. Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение. Это займет меньше минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И продолжить чтение
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль