Когда работа – праздник

2877
В условиях глобального экономического кризиса тема стимулирования персонала приобретает особое звучание. Как мотивировать сотрудников и в то же время не приходить в ужас от бюджета на запланированные мероприятия? Решить этот вопрос руководителю помогут действующие и апробированные схемы нематериальной мотивации, которые были применены в ЗАО «СТРОЙДЕПО».

В ситуации нестабильных рынков и неустойчивого курса валют руководители все чаще вспоминают о нематериальном стимулировании персонала. Ведь каждому управленцу хочется иметь активных, позитивных и мотивированных к работе в компании сотрудников, да еще и при минимальных финансовых затратах. К сожалению, многие менеджеры полагают, что бюджет на нематериальное стимулирование выделять не надо. И ошибаются! Несмотря на то, что денег как таковых работник не получает, ему предоставляются всевозможные бонусы, льготы и бенефиты, на которые организация так или иначе тратит немалые суммы.

На этот раз мы поговорим о системе нематериальной мотивации, не требующей больших финансовых вложений. Она успешно действует в торговой компании «СТРОЙДЕПО» с 2008 г. и уже дала первые положительные результаты. Какие же основные методики вошли в программу?

ФЕН-ШУЙ ДЛЯ КОМНАТЫ ОТДЫХА

Компания организовала конкурс на лучшее оформление комнаты отдыха для торгового персонала силами сотрудников магазинов под названием «Кто как работает, тот так и отдыхает». В течение недели коллектив каждой торговой точки «СТРОЙ-ДЕПО» должен был подготовить дизайн-проект, заказать из ассортимента компании необходимые материалы (кстати, в рамках мероприятия нашел свое применение списанный и бракованный товар) и произвести ремонт в комнатах отдыха. Еще неделя понадобилась для оформления помещений.

Фотографии комнат (с мини-историями создания их интерьеров) направили в центральный офис для выбора лучшей. На суд сотрудников организации были предложены проекты: «Уютное шале», «Русская старина», «Подводный мир», «Окно в Европу», «Восточная сказка», «Как дома», «Комната тишины и уюта». Далее специалисты Департамента управления персоналом организовали массовую рассылку, представив фотографии обновленных комнат с описаниями. По условиям конкурса каждый мог проголосовать за понравившийся ему проект, за исключением того, в оформлении которого сам принимал участие. На сбор голосов было отведено два дня, и после этого подвели итоги.

В лидеры вышел проект «Как дома» (г. Ярославль): интерьер помещения в полной мере передавал атмосферу домашнего тепла и уюта. Сотрудники магазина-победителя на ежемесячном общем собрании коллектива в торжественной обстановке получили призы, которые вручал управляющий, а также небольшое денежное вознаграждение. Остальные участники конкурса наслаждались поощрительным призом - чаепитием в атмосфере комнаты отдыха.

КОЛЛЕКТИВНЫЙ АГИТАТОР

Еще один способ укрепления мотивации персонала - создание корпоративного печатного органа. Газета «СТРОЙДЕПО, вперед!» стала важным инструментом управления организацией, объединила коллективы магазинов, находящиеся в разных городах. Благодаря этому изданию работники могут оперативно узнавать итоги конкурсов «Лучший сотрудник компании», «Лучший отдел», «Лучший магазин» и т. д.

Кроме того, газета - эффективный инструмент передачи информации от руководства к персоналу: в ней регулярно публикуются доклады и обращения генерального директора, освещается стратегия предприятия, делаются важные публичные заявления.

На сегодняшний день в газете представлены следующие постоянные рубрики:

«Слово главного редактора». К сотрудникам в дружественно-деловом тоне обращается генеральный директор, кратко обозначая главную тему номера.

«Интересное о важном» - материалы, раскрывающие основную тему. К примеру, в выпуске, посвященном дню рождения компании, освещалась история создания бренда «СТРОЙДЕПО».

«Что новенького?» - подборка новостей центрального офиса и магазинов сети за последний месяц.

«Результаты месяца» - данные по объему продаж и товарообороту, информация, касающаяся выполнения планов отделами, аналитические выводы.

«О магазинах и городах» - рассказ о том или ином городе, где функционирует магазин сети.

«Наши люди» - интервью с наиболее интересными, по мнению большинства, работниками ЗАО «СТРОЙДЕПО». По мере проведения в компании корпоративных конкурсов (например, «Лучший продавец») данная рубрика будет посвящаться победителям, а также другим сотрудникам, идеи и предложения которых позволили улучшить показатели продаж.

«Наши лучшие» - сведения о результатах конкурсов на звание «Лучшего сотрудника» между отделами одного направления сети («Строительные материалы», «Декоративно-отделочные материалы» и «Техника») и «Лучшего магазина».

«Пункт приема радости» - самая веселая рубрика, где собирается информация об именинниках, победителях конкурсов, сообщается о приятных событиях, произошедших в личной или профессиональной жизни сотрудников.

«Ну и дела!» В этот раздел попадают разные шуточные новости из магазинов, заметки о необычных событиях, случившихся в филиалах.

В состав редакции газеты входят корпоративный тренер, директор Департамента управления персоналом, менеджер по персоналу, руководитель отдела организации бизнес-процессов, заместитель директора розничной сети, делопроизводитель. Генеральный директор возглавляет команду активистов в качестве главного редактора.

На электронный почтовый ящик газеты, специально созданный работниками IT-департамента компании, сотрудники филиалов присылают новости, фотографии, вопросы и пожелания.

В каждый магазин сети регулярно отсылается по одному отпечатанному полноцветному экземпляру газеты, который размещают в комнатах отдыха в специально отведенной для этого папке (в тех магазинах, где позволяют площади, - вывешивают на стене).

ПОЧТА ШЕФА

К сожалению, в период экономического кризиса в магазинах сети неизбежно происходит снижение лояльности и рост недовольства из-за увеличения объема работ вследствие оптимизации состава персонала. Чтобы наладить обратную связь с работниками, руководство компании решило организовать в магазинах «Почту шефа» (письма сотрудников к директору или управляющему торговой точки). Цель мероприятия - предоставить заинтересованным лицам информацию о тактике и стратегии развития магазина, ликвидировать слухи и домыслы в коллективе.

На очередном собрании торговому персоналу (кассирам, продавцам, приемщикам, администраторам) было объявлено, что в специально отведенном месте будет установлен «почтовый ящик», в который любой желающий в течение недели сможет опустить записку с жалобами, предложениями, вопросами. Управляющий магазином будет отвечать на них каждую пятницу на очередном собрании коллектива.

Сначала записок было мало, и их содержание казалось весьма формальным, но когда сотрудники увидели, что руководитель регулярно проверяет ящик, зачитывает вопросы на собрании и отвечает на них - доверие заметно возросло. Настороженное отношение после трех-четырех таких встреч сменилось на более доверительное и позитивное.

Данное мероприятие способствовало и тому, что люди стали более лояльно относиться к собраниям, которые в первое время проводились только по инициативе управляющего.

«НАМ НЕ СТРАШЕН СЕРЫЙ волк!»

Прошлый год предприятие начало не с самых высоких показателей продаж, и настроение в коллективе центрального офиса было весьма пессимистичным, а у некоторых даже депрессивным. В связи с этим руководство Департамента управления персоналом решило разработать и провести фанни-тренинг, призванный научить сотрудников справляться со стрессовым состоянием, укрепить командный дух. В программу тренинга, получившего название «Нам не страшен серый волк!», вошли следующие темы:1. Стресс и факторы его возникновения.2. Методы работы с собой в ситуации стресса.

Цели данного мероприятия: привить сотрудникам основы позитивного мышления; отработать некоторые техники аутотренинга, помогающие преодолеть стресс; «зарядить» участников верой в свои силы и в потенциал команды. Планируемое общее время мероприятия - 4 часа, ориентировочное число участников в группе - 10-12 человек.

Тренинг построен по мотивам детской сказки «Три поросенка» и содержит следующие метафорические образы: серый волк - кризис или сложная ситуация в жизни человека, поросята - различные методы и способы работы над собой в стрессовом состоянии. В ходе мероприятия участникам предлагается «посетить домик каждого поросенка» и освоить инструменты снятия стресса.

После тренинга у сотрудников появился позитивный настрой, готовность переживать сложности вместе с руководством и противостоять проблемам. Люди овладели техникой преодоления стрессового состояния (дыхание, релаксация) и приобрели ощущение сплоченной команды.

ФОТОВЫСТАВКА

С целью повысить творческую активность сотрудников, создать в офисе атмосферу морального подъема, укрепить корпоративный дух в компании организовали фотовыставку. Был объявлен конкурс на лучшую фотографию, который назвали «Веселое настроение от СТРОЙДЕПО». Специалисты Департамента управления персоналом разослали по электронной почте всем работникам приглашения с подробными правилами участия в конкурсе. Там же указывалось, что фотоснимок должен быть:
• позитивным, отражающим ситуацию, вынесенную в название конкурса;
• сделанным сотрудником лично;
• снятым на территории магазина/офиса (по возможности).

Победители выбирались следующим образом. Все присланные на конкурс фотоработы были рассортированы по городам и представлены на суд жюри, куда вошли члены совета директоров предприятия. От каждого города жюри выбрало по од-ной-две фотографии (назвав таким образом полуфиналистов). Составленные из них коллажи разослали в магазины, сотрудники которых, в свою очередь, участвовали в голосовании. По его результатам и был определен победитель.

В качестве памятного подарка победителю вручили флэш-карту (для хранения фотографий), а всем полуфиналистам выдали благодарственные грамоты за участие в мероприятии.

В заключение отметим, что при выборе метода нематериальной мотивации специалистам службы персонала имеет смысл апробировать разные схемы и подходы. Однако, участвуя в этой гонке, важно помнить о тех, для кого и вместе с кем ведется эта работа. Если сотрудники с энтузиазмом поддерживают начинания руководства, активно вовлекаются в процесс - значит, выбранная схема эффективна.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Актуально


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Статья для специалистов по работе с кадрами!

Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение.

Дополнительно Вы сможете:
- прочитать еще 5600 рекомендаций по кадровой и HR-тематике
- скачать 4800 готовых образцов документов
- посмотреть 54 видеолекции по трудовому законодательству

Подарок дня: Справочник должностных инструкций по профстандартам

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль