Объявляется конкурс на замещение должности государственной гражданской службы

18087
Завгородний Александр Васильевич
Кандидат юридических наук, доцент кафедры трудового права юридического факультета СПб ГУ
Как известно, поступление гражданина на государственную службу и переход гражданского служащего с одной должности на другую осуществляются только по результатам конкурса. При этом создается ряд юридических актов и документов. Например, издание акта о назначении победителя конкурса, заключение с ним служебного контракта... Какова роль и в чем состоят особенности таких актов? Как они соотносятся между собой? Об этом пойдет речь ниже.

НА№ 10–12‘2004; № 1‘2005Замещение должности государственной гражданской службы возможно только по конкурсу. Данное правило прямо указано в ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон о государственнойгражданской службе).

Обратите внимание!Законодательство о государственной службе вместо привычного для трудового законодательства понятия «трудовой договор» использует термин «служебный контракт»

Значение процедуры проведения конкурса для формирования корпуса государственных служащих трудно переоценить. Конкурсный порядок замещения должности позволяет расширить круг претендентов, выбрать наиболее способных и подготовленных. Он обеспечивает объективную оценку профессионального уровня кандидатов на замещение соответствующей должности гражданской службы, позволяет установить соответствие претендентов квалификационным требованиям, установленным для замещения данной должности.

Конкурсная комиссия, в состав которой, помимо представителя работодателя, входят представители научных и образовательных учреждений, формируется таким образом, чтобы минимизировать субъективность при оценке конкретного лица.

Конкурсный порядок поступления на гражданскую службу и продвижения гражданских служащих по службе призван обеспечить право граждан РФ на равный доступ к государственной службе и право гражданских служащих на карьерный рост, а также возможность подбора наиболее квалифицированных и компетентных кадров для государственных органов, осуществляющих функции государства.

Конкурс также является важным элементом борьбы с коррупцией в государственном аппарате.

В то же время, установив, что поступление на гражданскую службу или переход гражданского служащего с одной должности гражданской службы на другую осуществляется по результатам конкурса, законодатель ввел ряд исключений из этого правила.

Обратите внимание! Конкурс в государственном органе объявляется для замещения только вакантной должности гражданской службы

Так, согласно ч. 2 ст. 22 Закона о государственной гражданской службе конкурс не проводится:
• при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)»;
• при назначении на должности гражданской службы категории «руководители», назначение на которые и освобождение от которых осуществляется Президентом РФ или Правительством РФ;
• при заключении срочного служебного контракта;
• при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случае, когда по состоянию здоровья в связи с медицинским заключением он не может исполнять обязанности по замещаемой должности (ч. 2 ст. 28 Закона о государственной гражданской службе);
• при переводе гражданского служащего на иную должность в связи с сокращением штата государственного органа, его реорганизацией или ликвидацией (ч. 1, 2 и 3 ст. 31 Закона о государственной гражданской службе);
• при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе.

К. состоит в кадровом резерве (конкурс на формирование резерва не проводился). Можно ли назначить его на должность государственной гражданской службы без организации конкурса, если кадровый резерв сформирован не на конкурсной основе?

Законодатель предоставил возможность не проводить конкурс при назначении на должность гражданского служащего, состоящего в кадровом резерве. Однако ч. 2 ст. 22 и ч. 4 ст. 64 Закона о государственной гражданской службе обращают внимание на тот факт, что кадровый резерв должен быть сформирован на конкурсной основе. Из этого следует, что назначение на должность государственной гражданской службы гражданина или гражданского служащего, состоящего в кадровом резерве, вне конкурса возможно только в том случае, когда сам резерв был сформирован на конкурсной основе. Если же гражданин был включен в кадровый резерв без проведения конкурса, то его назначение на вакантную должность гражданской службы должно осуществляться по результатам открытого конкурса.

Закон предусматривает, что кадровый резерв должен формироваться по результатам конкурса. Однако условия и порядок проведения подобного конкурса в законе не определены. Представляется, что это должен быть совсем иной институт по сравнению с конкурсом на замещение вакантной должности гражданской службы. В настоящее время положения о кадровом резерве на гражданской службе утверждаются Президентом РФ, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъекта РФ.

Указом Президента РФ от 25.08.2008 № 1252 утверждены Положение о Комиссии при Президенте Российской Федерации по формированию и подготовке резерва управленческих кадров и ее состав. Одной из основных задач комиссии является подготовка предложений Президенту РФ по выработке государственной политики в области формирования и эффективного использования резерва управленческих кадров в РФ.

Приказом Росстроя от 16.11.2006 № 292/1 утверждено Положение о кадровом резерве на государственной гражданской службе Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. Этим Положением предусмотрено, что в кадровый резерв включаются гражданские служащие (граждане) - победители, определяемые по результатам конкурса на включение в кадровый резерв, в течение одного месяца со дня завершения конкурса. Максимальный срок нахождения гражданского служащего (гражданина) в кадровом резерве составляет три года.

Помимо установленных в ч. 2 ст. 22 Закона о государственной гражданской службе исключений при проведении конкурса, в соответствии с ч. 3 и 4 ст. 22 этого Закона конкурс может не проводиться при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Перечень таких должностей утверждается указом Президента РФ, а также по решению представителя нанимателя при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы. Решение о проведении или непроведении конкурса на замещение младших должностей гражданской службы в каждом конкретном случае принимает представитель нанимателя.

Обратите внимание!Представителем нанимателя является руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени РФ или субъекта РФ

Однако порядок реализации отдельных исключений требует доработки и уточнений.

Так, в кадровом резерве на выдвижение может находиться несколько кандидатур, а вот решение о том, кому отдать предпочтение, принимается руководителем государственного органа самостоятельно. В подобных случаях нарушается принцип равного доступа граждан к государственной службе и создаются условия для формирования замкнутой касты чиновников. На наш взгляд, с точки зрения закона в подобных случаях должен проводиться отдельный конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы среди лиц, состоящих в кадровом резерве.

Согласно ч. 12 ст. 22 Закона о государственной гражданской службе порядок и условия проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы РФ определяются положением о конкурсе, утверждаемым указом Президента РФ.

В настоящее время Указом Президента РФ от 01.02.2005 № 112 утверждено Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации (далее -Положение о конкурсе). В соответствии с Положением конкурс состоит из двух этапов:
1) объявление конкурса государственным органом в средствах массовой информации, прием заявлений и пакета документов от претендентов на участие в нем;
2) оценка профессиональных качеств кандидатов и назначение конкурсной комиссией победителя конкурса.

Для реализации результатов конкурса необходимо заключение служебного контракта с победителем.

Первый этап: допуск к конкурсу

На первом этапе государственный орган публикует объявление о приеме документов для участия в конкурсе. Такое объявление должно быть опубликовано не менее чем в одном периодическом печатном издании. Информация о конкурсе размещается на сайте государственного органа, объявившего конкурс, в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования.

Способ информирования о конкурсе указывает на его публичный характер и предполагает распространение данного объявления в широких кругах общественности. Оно адресовано не какому-либо заранее определенному лицу, а всякому, кто удовлетворяет указанным требованиям. В последнее время большой эффект относительно публикаций в различных СМИ дает Интернет, что в будущем позволит отказаться от платных объявлений в периодических печатных изданиях (газетах и журналах).

В публикуемом объявлении о приглашении к участию в конкурсе указываются: наименование вакантной должности гражданской службы; требования, предъявляемые к претенденту на замещение этой должности; место и время приема подлежащих представлению документов; срок, до истечения которого продлится прием; сведения об источнике подробной информации (телефон, факс, адрес электронной почты, электронный адрес сайта государственного органа).

Обратите внимание!Действующими нормативными актами не установлены порядок прохождения диспансеризации, перечень заболеваний, препятствующих поступлению на гражданскую службу, и форма заключения медицинского учреждения

НА № 9‘2005Для участия в конкурсе гражданин представляет в государственный орган следующие документы:
• личное заявление;
• собственноручно заполненную и подписанную анкету, форма которой утверждается Правительством РФ (распоряжение Правительства РФ от 26.05.2005 № 667-р), с приложением фотографии;

• копию паспорта или заменяющего его документа (соответствующий документ предъявляется лично по прибытии на конкурс);
• документы, подтверждающие необходимое профессиональное образование, стаж работы и квалификацию:
• копию трудовой книжки (за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые) или иные документы, подтверждающие трудовую (служебную) деятельность гражданина;
• копии документов о профессиональном образовании, а также - по желанию гражданина - о дополнительном профессиональном образовании, о присвоении ученой степени, ученого звания, заверенные нотариально или кадровыми службами по месту работы (службы);
• документ об отсутствии у гражданина заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению;
• иные документы, предусмотренные Законом о государственной гражданской службе, другими федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

К иным документам, прежде всего, следует отнести (ст. 26 Закона о государственной гражданской службе):
• копию страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, за исключением случаев, когда трудовая (служебная) деятельность осуществляется впервые;
• копию свидетельства о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории РФ;
• копию документа воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
• сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Гражданский служащий, изъявивший желание участвовать в конкурсе, направляет заявление на имя представителя нанимателя. Получение документов, необходимых ему для участия в конкурсе, обеспечивает кадровая служба того государственного органа, где этот гражданский служащий замещает должность гражданской службы.

Срок подачи личного заявления и пакета документов претендентами составляет 30 дней со дня объявления о приеме.

Как определить, с какой даты исчисляется срок подачи претендентами личного заявления и пакета документов?

Наш советТак как в Положении о конкурсе не указано, что срок подачи заявления исчисляется в рабочих днях, следует считать, что имеются в виду календарные дни

К сожалению, в действующем Положении о конкурсе не оговаривается, как определить дату начала и окончания действия этого срока. Между тем правильное определение даты начала и окончания приема документов может иметь в определенных условиях принципиальное значение.

Так, согласно ст. 191 и 192 ГК РФ срок исчисляется со следующего дня после опубликования объявления о конкурсе, а истекает в соответствующее число следующего месяца. В то же время ч. 1 ст. 14 ТК РФ устанавливает возникновение трудовых прав и обязанностей непосредственно с календарной даты, которой определено начало возникновения указанных прав и обязанностей. Такой датой в нашем случае является день выхода периодического издания (газеты, журнала) с объявлением о конкурсе. Подобный порядок исчисления сроков, безусловно, отличается от порядка, установленного гражданским законодательством.

Предположим, конкурс был объявлен государственным органом в газете (журнале), вышедшей 18 января 2010 г. Тогда согласно ч. 1 ст. 14 ТК РФ интервал в 30 дней для подачи заявлений на участие в конкурсе отсчитывается с 18 января и завершается 16 февраля - в тот час, когда в государственном органе заканчивается рабочий день. Если последний день срока подачи заявлений приходится на нерабочий в государственном органе день, то днем окончания указанного срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Гражданин, впервые поступающий на гражданскую службу, или гражданский служащий, изъявивший желание участвовать в конкурсе на замещение той или иной должности, не допускаются к участию в конкурсе, если они не соответствуют квалификационным требованиям, предъявляемым к вакантной должности гражданской службы, на которую объявлен конкурс. Гражданин (гражданский служащий) не допускается к участию в конкурсе также в связи с ограничениями, установленными законодательством РФ о государственной гражданской службе для поступления на гражданскую службу и ее прохождения.

Наш советПорядок прохождения диспансеризации, перечень заболеваний, препятствующих поступлению на госслужбу, и форма заключения медицинского учреждения устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти

НА № 6‘2009В статье 16 Закона о государственной гражданской службе перечислены ограничения, при которых гражданин не допускается к участию в конкурсе. Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:
• признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
• осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;
• отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;
• наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения;
• близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
• выхода из гражданства РФ или приобретения гражданства другого государства;
• наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором РФ;
• представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;
• непредставления установленных Законом о государственной гражданской службе сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
• несоблюдения ограничений, нарушения запретов и неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Если в ходе проверки будут выявлены обстоятельства, препятствующие в соответствии с федеральными законами и другими нормативными правовыми актами РФ поступлению гражданина на гражданскую службу, он информируется в письменной форме представителем нанимателя о причинах отказа от участия в конкурсе.

Несвоевременное представление документов, представление их не в полном объеме или с нарушением правил оформления без уважительной причины являются основанием для отказа гражданину в их приеме.

Если документы представлены несвоевременно, не в полном объеме или с нарушением правил оформления, но этому есть уважительная причина, то представитель нанимателя вправе перенести срок их приема, о чем претендент должен быть поставлен в известность.

Следует признать, что уважительные причины - категория оценочная, и право констатировать их наличие или отсутствие в данном случае принадлежит представителю нанимателя. Поэтому в каждом отдельном случае он разбирается, насколько мотивированно объяснение гражданина и можно ли считать названные им причины уважительными. Вместе с тем есть обстоятельства, которые, безусловно, расцениваются как уважительные. Например, обстоятельства чрезвычайного характера, препятствующие своевременной и в полном объеме подаче документов: стихийное бедствие, катастрофы, аварии, болезнь гражданина и др.

ВТОРОЙ ЭТАП: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЯ

На втором этапе конкурса осуществляется персональное рассмотрение претендентов, которые своими фактическими действиями (подачей заявлений) изъявили желание участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности гражданской службы и были к нему допущены.

Решение о дате, месте и времени проведения второго этапа принимается представителем нанимателя после проверки достоверности сведений, представленных претендентами, а также после оформления в случае необходимости допуска претендентов к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну.

Не позднее чем за 15 дней до начала второго этапа гражданам (гражданским служащим), допущенным к участию в конкурсе, направляется сообщение о дате, месте и времени его проведения.

Для проведения конкурсов на замещение вакантной должности гражданской службы правовым актом соответствующего государственного органа образуется конкурсная комиссия, действующая на постоянной основе.

В соответствии ч. 8 ст. 22 Закона о государственной гражданской службе в состав конкурсной комиссии должны входить:
• представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в т. ч. из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором проводится конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы);
• представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, а также независимые эксперты.

Формируется конкурсная комиссия. Кто может выступать независимым экспертом при рассмотрении претендентов на занятие должности государственной гражданской службы и кто определяет их персональный состав?

Мнение эксперта

М.В. Пресняков,
канд. филос. наук, доцент кафедры гражданского процесса, трудового и экологического права Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина (г. Саратов)

С.Е. Чаннов,
канд. юрид. наук, заместитель заведующего кафедрой административного права и государственного строительства Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина (г. Саратов)

Об исчислении сроков

Исчисление сроков в соответствии с нормами гражданского и трудового законодательства различается. В то же время следует вспомнить, что ГК РФ

устанавливает исчисление сроков применительно к гражданско-правовым отношениям. Отношения, связанные с конкурсом на замещение вакантной должности государственной гражданской службы РФ, гражданско-правовыми не являются. Не являются они и трудовыми. Однако ст. 73 Закона о государственной гражданской службе определено: федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Законом о государственной гражданской службе. Таким образом, к отношениям в сфере государственной гражданской службы, в т. ч. и по поводу замещения вакантных должностей, нормы ТК РФ должны применяться субсидиарно (восполнительно) в тех случаях, когда специальные служебные нормы отсутствуют. Поскольку ни Закон о государственной гражданской службе, ни Положение о конкурсе вообще не регулируют вопросы исчисления сроков, совершенно правильным представляется применять в данном случае ч. 1 ст. 14 ТК РФ.

Независимые эксперты - это специалисты по вопросам, связанным с гражданской службой: представители научных и образовательных учреждений, других организаций. Они приглашаются органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя. При этом в запросе персональные данные независимых экспертов (конкретных лиц) не указываются. В нем только определяется количество независимых экспертов и их специализация.

Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии. Персональный состав независимых экспертов по запросу представителя нанимателя устанавливает орган по управлению государственной службой. Подобный порядок призван обеспечить действительную независимость приглашенных в состав комиссии экспертов, чтобы исключить возможность возникновения конфликта интересов, способного повлиять на принимаемые комиссией решения.

Состав конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которой связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства РФ о государственной тайне. С согласия лиц, включаемых в состав конкурсной комиссии, проводится процедура оформления их допуска к сведениям, составляющими государственную тайну.

Конкурсная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии.

В государственном органе допускается образование нескольких конкурсных комиссий для различных категорий и групп должностей гражданской службы.

Каким образом определяют победителя конкурса?

Конкурс заключается в оценке профессионального уровня кандидатов на замещение вакантной должности гражданской службы, их соответствия квалификационным требованиям к этой должности.

В ходе конкурса комиссия оценивает кандидатов на основании представленных ими документов об образовании, о прохождении гражданской или иной государственной службы, об осуществлении другой трудовой деятельности, а также на основе конкурсных процедур с использованием не противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам РФ методов оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов. Для этого может быть предусмотрено индивидуальное собеседование, анкетирование, проведение групповых дискуссий, написание реферата или тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности гражданской службы, на замещение которой претендуют кандидаты.

В нормативных актах не установлена процедура оценки профессиональных, деловых и личностных качеств участников конкурса. На наш взгляд, по представленным документам комиссия может оценить образовательный уровень кандидата с учетом специализации и рейтингов учебных заведений, соответствие профессионального опыта требованиям должности, наличие общих профессиональных навыков. Анализ заполненной кандидатом анкеты позволяет систематизировать сведения о его образовании, профессиональном пути, особенностях карьеры, профессиональных устремлениях и потребностях.

При оценке профессиональных и личностных качеств кандидатов конкурсная комиссия исходит из соответствующих квалификационных требований к вакантной должности гражданской службы. Кроме того, учитываются и другие положения должностного регламента по этой должности, а также иные положения, установленные законодательством РФ о государственной гражданской службе. Она также должна руководствоваться принципом равного доступа граждан к гражданской службе, закрепленным ст. 4 Закона о государственной гражданской службе.

При определении победителей конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы во внимание должны приниматься только профессиональные и деловые качества претендента, независимо от его пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, а также от других обстоятельств.

Заседание конкурсной комиссии проводится при наличии не менее двух кандидатов на должность.

Если по результатам объявленного в установленном порядке государственным органом конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы заявления на участие в нем вообще не поступили или было подано заявление только от одного претендента, то конкурс признается не состоявшимся, и государственный орган объявляет его повторно.

Обратите внимание!При равенстве голосов решающим является голос председателя конкурсной комиссии

Заседание конкурсной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа ее членов. Решения конкурсной комиссии по результатам конкурса принимаются открытым голосованием - простым большинством голосов присутствующих на заседании членов.

Результаты голосования конкурсной комиссии оформляются решением. Оно принимается в отсутствие кандидата. Решение является основанием для назначения его на вакантную должность гражданской службы либо для отказа в таком назначении.

По результатам конкурса издается акт представителя нанимателя (приказ, распоряжение и т. п.) о назначении победителя конкурса на вакантную должность гражданской службы, и заключается служебный контракт с победителем конкурса.

Кандидатам, участвовавшим в конкурсе, сообщается о результатах конкурса в письменной форме в течение месяца со дня его завершения. Информация о результатах конкурса размещается также на сайте государственного органа в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования.

ПОСЛЕ КОНКУРСА

Документы претендентов на замещение вакантной должности гражданской службы, не допущенных к участию в конкурсе, а также участвовавших в нем, могут быть им возвращены по письменному заявлению в течение трех лет со дня завершения конкурса. До истечения этого срока документы хранятся в архиве государственного органа, после чего подлежат уничтожению.

Расходы, связанные с участием в конкурсе (проезд к месту проведения конкурса и обратно, наем жилого помещения, проживание, пользование услугами связи и др.), осуществляются кандидатами за счет собственных средств.

Кандидат вправе обжаловать решение конкурсной комиссии. В соответствии со ст. 70 Закона о государственной гражданской службе индивидуальные служебные споры рассматриваются комиссией государственного органа по служебным спорам и судом. К индивидуальному служебному спору также относится спор об отказе в приеме на гражданскую службу.

Действия руководителя государственного органа (представителя нанимателя) могут быть признаны незаконными в следующих случаях:
• отказ заключить служебный контракт с победителем конкурса или уклонение от заключения такого контракта;
• необоснованная отмена решения конкурсной комиссии;
• заключение служебного контракта без проведения конкурса либо с лицом, не участвовавшим в конкурсе или не ставшим его победителем;
• заключение служебного контракта на основании решения конкурсной комиссии, принятого с нарушением установленного порядка, и т. д.

В случае индивидуального служебного спора о неправомерном отказе в приеме на гражданскую службу гражданин может обратиться непосредственно в суд. Порядок рассмотрения дел по служебным спорам в судах определяется гражданским процессуальным законодательством РФ.

В результате конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы победителем был объявлен К. Однако впоследствии (по личным причинам) он отказался от подписания служебного контракта. В связи с этим был объявлен повторный конкурс. Может ли гражданин, участвовавший, но не победивший в первом конкурсе, быть допущен к повторному?

В Положении о конкурсе не урегулирован такой вопрос, как возможность повторного участия в конкурсе кандидата, не допущенного к участию в конкурсе, не получившего положительное заключение конкурсной комиссии (не назначенного победителем), не зачисленного в кадровый резерв и т. д. На наш взгляд, нельзя лишать гражданина возможности повторного участия в конкурсе на общих основаниях в случае объявления государственным органом очередного (повторного) конкурса на вакантную должность гражданской службы.

ОФОРМЛЕНИЕ СЛУЖЕБНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Обратите внимание!Если служебный контракт не был заключен, служебное правоотношение не возникает

Положительное для гражданина завершение конкурса (издание акта представителя нанимателя о назначении победителя конкурса на вакантную должность гражданской службы) автоматически не влечет возникновения служебного правоотношения между государственным органом и победителем конкурса. Необходимо наличие служебного контракта, который заключается представителем нанимателя с назначенным победителем конкурса на вакантную должность гражданской службы.

При отсутствии служебного контракта служебное правоотношение не возникает, хотя конкурс на замещение вакантной должности государственной гражданской службы и состоялся.

В течение какого срока с момента назначения победителя с ним должен быть заключен контракт?

Срок, в течение которого назначенный победитель конкурса может претендовать на заключение служебного контракта, действующим законодательством не определен, поэтому на практике данный вопрос решается соглашением сторон. Однако отсутствие четкости в данном вопросе может при определенных обстоятельствах привести к негативным последствиям.

Срок заключения служебного контракта может быть установлен и в локальном нормативном акте государственного органа, и в решении представителя нанимателя о проведении конкурса, и в решении представителя нанимателя о проведении второго этапа конкурса, и в акте представителя нанимателя о назначении победителя конкурса, и в соглашении сторон и т. д. Представляется, что лицо, победившее в конкурсе, должно иметь право, по аналогии с ч. 4 ст. 64 ТК РФ, например, в течение месяца после победы в конкурсе заключить служебный контракт.

Затягивание без уважительной причины победителем конкурса процедуры заключения служебного контракта в течение установленного срока должно лишать его - в случае истечения этого срока - права требовать от государственного органа заключения служебного контракта на основании акта представителя нанимателя о назначении победителя конкурса. В этом случае акт о назначении победителя конкурса утрачивает свое юридическое значение, и должен проводиться новый (повторный) конкурс.

Вместе с тем и представитель нанимателя не должен по своей инициативе препятствовать изданию акта о назначении победителя конкурса на вакантную должность гражданской службы и своевременному заключению служебного контракта с достигшим первенства претендентом.

После издания акта о назначении победителя конкурса в течение установленного срока представитель нанимателя обязан заключить с победившим кандидатом служебный контракт.

В противном случае представителю нанимателя следует в письменной форме изложить победителю причину, которая препятствует заключению с ним служебного контракта. Это позволит последнему обжаловать действия представителя в комиссии государственного органа по служебным спорам или в судебном порядке.

На наш взгляд, установление месячного срока для издания акта представителя нанимателя о назначении победителя конкурса и заключения служебного контракта, если стороны не пришли к соглашению об ином сроке, является оптимальным решением вопроса.

Читайте в этом месяце
    Узнать подробнее >>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией




      PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64204 от 31.12.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Извините, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права наших экспертов, многие статьи на сайте находятся в закрытом доступе для незаарегистрированных пользователей.
      Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение. Это займет меньше минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И читать продолжение
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

      Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Ваш подарок придет на указанный при регистрации Email
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль