Принимаем на работу в море

11660
Как известно, никто из членов экипажа судна не может быть принят на работу без согласия капитана. При этом порядок приема на работу членов экипажа, их права и обязанности, условия труда и его оплаты, а также порядок и основания их увольнения определяются законодательством Российской Федерации о труде, Кодексом торгового мореплавания, уставами службы на судах и уставами о дисциплине, генеральными и отраслевыми соглашениями, коллективными договорами и трудовыми договорами. На сегодняшний день на международном уровне и в России действует большое число актов, регулирующих труд моряков, которые необходимо учитывать при заключении трудовых договоров.

Условия выполнения трудовой функции моряками служат основанием для отраслевой дифференциации правового регулирования их труда. Объективные особенности трудовых отношений с участием моряков порождают необходимость в установлении специальных норм, регламентирующих не только содержание трудового договора, о чем мы говорили в «Справочнике кадровика» № 8, 2009, но и порядок приема на работу.

Согласно п. 1 ст. 57 Кодекса торгового мореплавания РФ (далее - КТМ РФ) (Федеральный закон от 30.04.1999 № 81-ФЗ) порядок приема на работу членов экипажа судна, их права и обязанности, условия труда и его оплаты, а также порядок и основания их увольнения определяются законодательством РФ о труде, КТМ РФ, уставами службы на судах и уставами о дисциплине, генеральными и отраслевыми тарифными соглашениями, коллективными и трудовыми договорами.

Какие же условия должны быть соблюдены при заключении трудового договора о работе на морских судах?

УсЛоВИЕ ПЕРВоЕ: ВоЗРАст

Принимая на работу члена экипажа, прежде всего следует учитывать возраст, с которого допускается заключение трудового договора. В статье 63 ТК РФ предусмотрено, что трудовая правосубъектность по общему правилу наступает с 16 лет, а в случаях и в порядке, установленных ТК РФ, - и в более раннем возрасте.

Обратите внимание!Указом Президента РФ от 11.08.2009 № 933 функции компетентного органа, уполномоченного издавать акты, имеющие обязательную силу в отношении найма и трудоустройства российских граждан для работы в составе экипажей морских судов, плавающих под флагом иностранного государства, возложены на ФМС России

Вместе с тем Конвенция Международной организации труда (МОТ) 1946 г. № 74 о выдаче матросам свидетельств о квалификации устанавливает минимальный возраст моряка - 18 лет. Россия не участвует в этом международном договоре (не ратифицировала его), но выполняет его требования.

Постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 № 163 утвержден Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет. В соответствии с названным Перечнем на морском и речном транспорте запрещены все работы, выполняемые плавсоставом всех видов флотов, если работник не достиг 18 лет. Кроме того, в данном случае запрещены работы по профессиям «боцман береговой» и «матрос береговой». Этим же Перечнем запрещены до достижения 18 лет работы плавсостава и рабочих всех профессий (кроме юнг и учеников) на морских, речных и озерных судах всех видов флота рыбной промышленности, на плавучих заводах и базах, холодильниках, доках и мастерских.

УСЛОВИЕ ВТОРОЕ: ГРАЖДАНСТВО

Формулировка ст. 20 ТК РФ «работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем» дает основания полагать, что в качестве работника может выступать как гражданин РФ, так и иные граждане и лица.

В состав экипажа судна, плавающего под флагом России, могут входить иностранные граждане и лица без гражданства, место проживания которых не ограничено, т. е. они могут проживать как на территории РФ, так и за рубежом.
Однако КТМ РФ устанавливает запрет для таких лиц на занятие должностей капитана судна, старшего помощника капитана судна, старшего механика и радиоспециалиста. Обоснованны ли такие ограничения?

Ограничения по гражданству, установленные в ч. 1 ст. 56 КТМ РФ, по нашему мнению, являются обоснованными. Действительно, в законодательстве большинства государств закреплено, что капитаном судна может быть только гражданин этого государства. Учитывая, что старший помощник капитана является его первым заместителем и выполняет обязанности капитана судна в случае отсутствия последнего, то и старший помощник должен иметь гражданство РФ. Оба этих представителя командного состава судна в определенных случаях представляют интересы РФ, совершают нотариальные и другие действия, поэтому они должны являться гражданами РФ. Радиоспециалист, обеспечивающий связь с сухопутной инфраструктурой, и старший механик, выполняющий техническое руководство плаванием и отвечающий за исправность механизмов, руководят важными участками работы на судне, а значит, должны понимать все распоряжения вышестоящих должностных лиц.

Условия, на которых иностранные граждане и лица без гражданства могут входить в состав экипажа судна, за исключением судна рыбопромыслового флота, определяются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, а в отношении состава экипажа судна рыбопромыслового флота - федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в соответствии с законодательством РФ о привлечении и об использовании в стране труда иностранных граждан и лиц без гражданства.

Обратите внимание!Указом Президента РФ от 12.05.2008 № 724 Госкомрыболовство России преобразовано в Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство)

На сегодняшний день действуют: Условия, на которых иностранные граждане и лица без гражданства могут входить в состав экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ, за исключением судна рыбопромыслового флота, утв. приказом Минтранса России от 25.01.2001 № 14 (далее - Условия торгового флота), и Условия, на которых иностранные граждане и лица без гражданства могут входить в состав экипажа судна рыбопромыслового флота, плавающего под Государственным флагом РФ, утв. приказом Госкомрыболовства России от 29.07.2002 № 299 (далее -Условия рыбопромыслового флота).

Приказом Минтранса России от 08.07.2009 № 110 утверждены Условия, на которых иностранные лица и лица без гражданства могут входить в состав экипажа судна (далее - Условия на внутренних водных путях). Данный приказ распространяется на самоходные и несамоходные плавучие сооружения, используемые в целях судоходства на внутренних водных путях, а также на судах смешанного (река-море) плавания, которые по своим техническим характеристикам пригодны и в установленном порядке допущены к эксплуатации в целях судоходства по морским и внутренним водным путям.

Кстати сказать

Стандартный морской навигационный словарь-разговорник составлен Международной морской организацией (ММй), одобрен на X сессии ассамблеи этой организации резолюцией А. 380 (X) от 14.11.1977 и предназначен для связи по вопросам обеспечения безопасности плавания и оказания помощи на море между судами различной национальности, а также судами и берегом и между судами, когда отсутствует общий язык и возникают языковые трудности, для стандартизации фразеологии,

применяемой для связи при плавании в море, на подходах к портам, на фарватерах и акваториях портов. Во всех случаях, когда необходимо фонетическое произношение, должна быть использована таблица фонетического произношения букв и цифр, содержащаяся и главе Х Международного свода сигналов и в Правилах радиосвязи.

Словарь не предназначен для обязательного использования, но предполагается, что в результате постоянного применения словаря на судах и в береговых учебных

заведениях его фразы и термины станут повсеместно приняты мореплавателями. Поэтому фразами и терминами словаря рекомендуется пользоваться как можно чаще, предпочитая их другим фразам такого же смысла.

Словарь составлен на основе английского языка.

Стандартный морской разговорник иМо составлен Международной морской организацией, одобрен на 22-й сессии Ассамблеи этой организации резолюцией А. 918 (22) от 29.11.2001.

Во всех вышеупомянутых Условиях сказано: иностранные граждане и лица без гражданства, принимаемые на работу на судно, должны владеть русским языком в объеме, обеспечивающем надлежащее выполнение ими своих служебных обязанностей по занимаемой на судне должности. В зависимости от конкретных обстоятельств работодатель может принять на работу лицо, свободно владеющее Стандартным морским навигационным словарем-разговорником, замененным Стандартным морским разговорником ИМО.

УСЛОВИЕ ТРЕТЬЕ: СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ

Требования к состоянию здоровья моряков закреплены во многих международных правовых актах. В частности, в Конвенции МОТ 1955 г. № 73 о медицинском освидетельствовании моряков (далее - Конвенция МОТ № 73) указано, что медицинское удостоверение о годности к рейсу выдается сроком не более чем на два года, а удостоверение о способности различать цвет - на срок до 6 лет и подписывается компетентным врачом.

Обратите внимание!Конвенции МОТ 1955 г. № 73 и 1959 г. № 113 ратифицированы Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18.06.1969 № 3962-VII

В статье 55 КТМ РФ установлено, что к работе на судне допускаются лица, имеющие свидетельства, удостоверяющие их годность к такой работе по состоянию здоровья.

Согласно ст. 213 ТК РФ работники, занятые на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с движением транспорта, должны проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры (обследования) для определения пригодности этих работников к выполнению поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.

Пунктом 15 Перечня работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), утв. приказом Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83, установлено, что такие медицинские осмотры (обследования) требуются при работе на судах. Этим же приказом утвержден Порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.

Обратите внимание! Интервью с В.Г. Нефедовым, главным экспертом по правовым вопросам Российского профессионального союза моряков, о роли крюинговых компаний в трудоустройстве моряков см. на сайте www.sk.pro-personal.ru

В соответствии с п. 4 всех трех Условий (торгового флота, рыбопромыслового флота и на внутренних водных путях) иностранные граждане и лица без гражданства, принимаемые на работу на судно, должны иметь соответствующие документы, подтверждающие их годность к такой работе по состоянию здоровья, выданные в соответствии с правилами, утверждаемыми Минздравсоцразвития России. Если иностранный гражданин или лицо без гражданства нанимается для работы в качестве члена экипажа при нахождении судна за пределами территории РФ, документ, подтверждающий его пригодность к работе на море, должен удовлетворять требованиям Конвенции МОТ № 73. Условия рыбопромыслового флота требуют дополнительно, чтобы такой документ удовлетворял требованиям Конвенции МОТ № 113 «О медицинском осмотре рыбаков».

Кроме того, при выезде моряка за границу необходимо наличие у него справки о прохождении тестирования на ВИЧ и медицинских свидетельств о вакцинации против желтой лихорадки и холеры.

Обратите внимание!Условие трудового договора об оформлении медицинской книжки за счет работника незаконно

Требования к состоянию здоровья моряков содержатся также в Конвенции МОТ 1987 г. № 163 о здравоохранении и медицинском обслуживании моряков (РФ ратифицировала ее в 2006 г.) и Конвенции МОТ 1921 г. № 16 об обязательном медицинском освидетельствовании детей и подростков, занятых на борту судов, ратифицированной в 1956 г.

Необходимо помнить, что организация обязательных медицинских предварительных и периодических медицинских осмотров работников, внеочередных медицинских осмотров возлагается на работодателя (и выполняется за его счет) (абз. 11 ч. 2 ст. 212 ТК РФ).

Моряк М. в течение 10 дней проходил предварительный медосмотр. Закон требует, чтобы за это время ему было сохранено место работы (должность) и средний заработок. Но как мы можем это сделать, если приказ о приеме на работу еще не издан и М. формально не является нашим работником?

Действительно, из закона непонятно, каким образом работодатель может сохранить за работником, еще не поступившим на работу, место работы (должность) и средний заработок за время прохождения предварительного медосмотра.

На практике, как правило, сохранение среднего заработка не производится, поскольку приказ о приеме на работу издается после представления заключения медицинского учреждения о пригодности к соответствующей работе. Между тем отсутствие реальных гарантий существенно нарушает права будущего работника, который затрачивает определенные усилия и время на прохождение предварительного медицинского осмотра (обследования). Думается, что правильной следует признать выплату работнику компенсации из расчета тарифной ставки (оклада), предусмотренной для должности, квалификации, специальности, профессии, на которую претендует работник, за время прохождения предварительного медицинского осмотра (обследования).

Поскольку затраты на репатриацию моряка в случае его болезни в рейсе несет судовладелец, то в его интересах контролировать выбор медицинского учреждения путем заключения с ним договора и оплаты за проведение медицинских осмотров.

Например, такая практика применяется в ОАО «Приморское морское пароходство»: после предъявления действительного медицинского заключения о пригодности для работы в море кандидат на прием на работу должен пройти медицинскую комиссию в медицинском центре пароходства, дата которой назначается после успешного прохождения собеседования в компании.

В такие договоры с медицинскими учреждениями необходимо вносить и их конкретную ответственность за некачественное проведение медицинских осмотров (обследований).

УслоВИЕ ЧЕтВЕРтоЕ: полный ПАКЕТ ДОКУМЕНТОВ

В соответствии со ст. 65 ТК РФ при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, обязано предъявить работодателю паспорт или иной документ, удостоверяющий личность. В законодательстве о труде термин «иные документы» не раскрывается. Универсальный перечень таких документов на сегодняшний день не принят. Однако специальными нормативными правовыми актами применительно к отдельным видам трудовых отношений такие документы определены.

Конвенцией МОТ 1958 г. № 108 о национальных удостоверениях личности моряков (далее - Конвенция МОТ № 108) установлено, что каждый моряк должен иметь удостоверение личности или паспорт моряка, который необходим ему для доступа на территорию иностранного государства при увольнении или следовании в иностранный порт, а также в случае кораблекрушения, при увечье или болезни.

На основании этой Конвенции постановлением Правительства РФ от 01.12.1997 № 1508 утверждено Положение о паспорте моряка, в котором определяется порядок его оформления и выдачи, срок действия, основания для изъятия. Надо отметить, что нормы Положения в целом соответствуют требованиям Конвенции МОТ № 108.

Паспорт моряка является документом, удостоверяющим личность его владельца как за пределами России, так и в ее пределах, поэтому он относится к документам, предъявляемым при приеме на работу. В соответствии с п. 2 Положения о паспорте моряка он выдавался гражданам РФ, работающим на российских судах заграничного плавания или командируемым российскими судовладельцами для работы на иностранных судах, а также включенным в судовую роль курсантам (учащимся) учебных заведений, командируемым на суда работникам федеральных органов исполнительной власти и работникам предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении этих органов.

Иностранные граждане и лица без гражданства, принимаемые на работу на судно, в соответствии с п. 5 Условий торгового флота и п. 5 Условий рыбопромыслового флота должны иметь следующие документы, удостоверяющие их личность:
• действительные удостоверения личности моряков, предусмотренные Конвенцией МОТ № 108, выданные соответствующими компетентными властями иностранных государств - для работы на судне заграничного плавания;
• действительные удостоверения личности моряков, предусмотренные Конвенцией МОТ № 108, или действительные национальный заграничный паспорт или вид на жительство, признаваемые РФ в качестве документов, удостоверяющих личность на территории РФ, - для работы на судне, не являющемся судном заграничного плавания.

В вопросе удостоверения личности моряков с 1 января 2009 г. произошли серьезные изменения.

Федеральным законом от 25.11.2006 № 194-ФЗ Россия ратифицировала Конвенцию, пересматривающую Конвенцию МОТ 1958 г. № 108 об удостоверениях личности моряков (Конвенцию МОТ 2003 г. № 185). В целях реализации положений Конвенции МОТ № 185 Правительство РФ приняло постановление от 18.08.2008 № 628 «О Положении об удостоверении личности моряка, Положении о мореходной книжке, образце и описании бланка мореходной книжки» (далее - Постановление от 18.08.2008 № 628).

Выдача удостоверений личности моряка (в т. ч. взамен паспорта моряка) и мореходных книжек начинается с 1 января 2009 г. При выдаче удостоверения личности моряка паспорт аннулируется. Аннулированный паспорт моряка возвращается на хранение его владельцу.

С 1 января 2014 г. постановление Правительства РФ от 01.12.1997 № 1508 полностью утратит силу.

Обратите внимание!Подробный порядок выдачи удостоверения личности моряка см. на сайте www.sk.pro-personal.ru

Согласно Постановлению от 18.08.2008 № 628 удостоверение личности моряка является документом, удостоверяющим личность лица, трудящегося по найму, занятого или работающего в любом качестве на борту морского судна (за исключением военного корабля), морского судна рыбопромыслового флота, а также судна смешанного (река-море) плавания, используемых для целей торгового мореплавания (далее - судно). Однако удостоверение личности моряка не является основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ, по которому гражданин РФ осуществляет выезд из России и въезд в нее.

Образец и описание бланка удостоверения личности моряка утверждены постановлением Правительства РФ от 29.08.2007 № 546.

Удостоверение личности моряка выдается гражданам РФ, трудящимся по найму, занятым или работающим в любом качестве на борту судна, включая учащихся учебных заведений, направляемых на суда для прохождения плавательной практики.

Оно также выдается иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории РФ, которые отвечают указанным требованиям.

В соответствии с Постановлением от 18.08.2008 № 628 каждый моряк должен иметь мореходную книжку, которая является документом, содержащим сведения о работе моряка в качестве члена экипажа морского судна. В книжке указываются сведения о личности владельца и о его работе на судне.

Так, в разделе «Служебное положение на судне» должны быть указаны: должность моряка на судне; наименование судна; национальность судна; номер судна, присвоенный Международной морской организацией; тип судна; наименование судовладельца (работодателя) и его идентификационный номер, присвоенный Международной морской организацией (при его наличии); порт (место) регистрации судна; валовая вместимость; тип, марка и мощность главной энергетической установки; дата начала работы на судне; порт (регион), в котором начата работа на судне. Раздел «Завершение работы» включает дату завершения работы на судне; порт (регион), в котором моряк завершил работу на судне.

На первый взгляд мореходнаякнижка представляет собой аналог трудовой, однако она не заменяет трудовую книжку.

Мореходная книжка представляет собой специальный документ, сочетающий в себе черты не только трудовой книжки, но и трудового договора, поскольку содержащиеся в ней сведения позволяют конкретизировать место работы, трудовую функцию, дату начала работы и другие обязательные условия трудового договора, а также предусмотреть подробные сведения о работодателе.

Выдача мореходной книжки осуществляется судовладельцами, зарегистрированными на территории России и являющимися работодателями соискателей мореходной книжки, администрациями морских портов, бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте, а также учебными заведениями морского и речного транспорта (п. 4 Положения о мореходной книжке).

УслоВИЕ ПЯтоЕ: оБРАЗоВАнИЕ

Предъявление документа об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний обязательно при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки (абз. 6 ч. 1 ст. 65 ТК РФ). В Конвенции МОТ 1976 г. № 147 о минимальных нормах на торговых судах (ратифицирована Россией в 1992 г.) определено: каждое государство -участник Конвенции обеспечивает достаточную квалификацию или профессиональную подготовку моряков, нанятых на суда, зарегистрированные на его территории, для выполнения обязанностей, для которых они наняты.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., ратифицированная Россией в 1997 г., устанавливает, что каждое государство в отношении судов, плавающих под его флагом, должно принимать меры безопасности на море, каждое судно должно возглавляться капитаном и офицерами соответствующей квалификации в области судовождения, навигации, связи, судовых машин и оборудования, а экипаж по квалификации и численности должен соответствовать типу, размерам и оборудованию судна.

В рамках Международной морской организации принята Конвенция 1978 г. о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты и поправки к этой Конвенции 1995 г. (далее - Конвенция ПДМНВ 78/95). Согласно Конвенции ПДМНВ 78/95 диплом - это действительный документ, выданный государством флага, под которым судно имеет право ходить, либо признаваемый государством и дающий право его владельцу на занятие должности, указанной в этом документе или разрешенной национальными правилами. Наряду с дипломом каждый специалист должен иметь подтверждение, удостоверяющее выдачу диплома. Конвенция устанавливает также минимальные требования для дипломирования моряков: состояние здоровья (особенно относительно зрения и слуха); достижение определенного возраста; наличие специальных практических и теоретических знаний; стаж работы (требования к нему зависят от должности, на которую претендует специалист); прохождение специальной подготовки; сдачасоответствующего экзамена, отвечающего требованиям государства флага судна и др.

В соответствии со ст. 53 КТМ РФ каждое судно должно иметь на борту экипаж, члены которого обладают надлежащей квалификацией и состав которого достаточен по численности для обеспечения безопасности плавания судна, защиты морской среды, выполнения требований к соблюдению рабочего времени на борту судна, недопущения перегрузки членов экипажа судна работой.

К занятию должностей членов экипажа судна, за исключением должностей членов экипажа судна, используемого для рыболовства, допускаются лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, установленные Положением о дипломировании членов экипажей морских судов, утв. постановлением Правительства РФ от 04.08.1999 № 900.
К занятию должностей членов экипажа судна, используемого для рыболовства, допускаются лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, установленные Положением о дипломирова-нии персонала судов рыбопромыслового флота РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 28.07.2000 № 576.

Обратите внимание!Минздравсоцразвития России приказом от 02.12.2009 № 939н утвердило примерную форму трудового договора, заключаемого работодателем (судовладельцем) и работником (гражданином РФ) для работы в составе экипажей морских судов, плавающих под Государственным флагом РФ

Положение о дипломировании членов экипажей морских судов разработано на основании Конвенции ПДМНВ 78/95 и Конвенции МОТ 1946 г. № 69 о выдаче судовым поварам свидетельств о квалификации. Положение о дипломировании персонала судов рыбопромыслового флота РФ составлено в соответствии с Конвенцией ПДМНВ 78/95, Международной конвенцией о подготовке и дипломировании персонала рыболовных судов и несении вахты 1995 г. (ПДМНВ-Р), КТМ РФ и другими нормативными правовыми актами. Дипломы, подтверждения, квалификационные и специальные свидетельства специалиста выдаются капитанами морских торговых (рыбных) портов, входящих в перечень, утвержденный Минтрансом России (федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства), лицам не моложе 18 лет, имеющим соответствующее морское образование, стаж работы на морских судах (судах рыбопромыслового флота РФ), годным по состоянию здоровья и прошедшим испытания, проводимые квалификационными комиссиями по утвержденным программам. От указанных испытаний в течение одного года после окончания учебы освобождаются выпускники морских учебных заведений.

Дипломы, подтверждения, квалификационные и специальные свидетельства специалиста выдаются гражданам РФ и иностранным гражданам, окончившим высшие и средние морские образовательные учреждения РФ. Кроме того, капитанами морских торговых портов, входящих в перечень, утвержденный Минтрансом России, дипломы, квалификационные и специальные свидетельства специалиста могут выдаваться иностранным гражданам, работающим или работавшим на судах под Государственным флагом РФ, и иностранным гражданам в случаях, предусмотренных международными договорами РФ с другими государствами - участниками Конвенции ПДМНВ 78/95 по вопросам подготовки и дипломирования моряков.

Обратите внимание!Примерная форма трудового договора, утв. приказом Минздрав-соцразвития России от 02.12.2009 № 939н, предусматривает установление в договоре, кроме обычных условий, также условие о помощи работнику в репатриации

Уровень профессиональной подготовки и компетентности иностранных граждан и лиц без гражданства, принимаемых на работу на морское судно (судно рыбопромыслового флота), подтверждается следующими документами:
• действительными дипломом, квалификационным свидетельством, специальным свидетельством (дипломом) специалиста, выданными капитанами морских торговых (рыбных) портов, или действительными дипломом, квалификационным свидетельством, специальным свидетельством специалиста, выданными уполномоченными органами государства - участника Конвенции ПДМНВ 78/95. Эти документы должны иметь подтверждения, удостоверяющие их признание. Такие подтверждения выдаются в соответствии с правилами, установленными Минтрансом России (федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства);
• действительными квалификационным свидетельством и специальным свидетельством о прохождении специальной дополнительной подготовки в соответствии с Кодексом по подготовке и дипломиро-ванию моряков и несению вахты (для лиц рядового состава), выданными капитанами морских торговых портов или уполномоченными органами государства - участника Конвенции ПДМНВ 78/95. Эти документы должны быть признаны в соответствии с правилами, установленными Минтрансом России;
• документом о морском или специальном образовании, подтверждающим возможность занятия соответствующей должности на судах морского (рыбопромыслового) флота - при необходимости.

На практике помимо обязательных квалификационных документов при приеме моряка на работу работодатели часто требуют целый ряд сертификатов.

Так, кандидат на работу в Мурманское морское пароходство должен представить не только рабочий диплом (квалификационное свидетельство), диплом оператора ГМССБ с вкладным талоном и соответственно подтверждением, но и девять различных сертификатов («Оказание медицинской помощи и медицинский уход», «Борьба с пожаром по расширенной программе» и т. п.), причем только три из них предусмотрены для работы на нефтеналивных танкерах.

Некоторые судовладельцы требуют представить свидетельства о прохождении курсов повышения квалификации, а также тренажеров, причем в трудовых договорах особо оговаривается, что указанные документы оформляются за счет работника, чем нарушаются предписания ст. 2, 21 (и других) раздела IX ТК РФ.

Сведения, содержащиеся в документах, предъявляемых при приеме на работу, следует рассматривать в качестве персональных данных работника. Поэтому их обработка, хранение, использование и передача должны осуществляться с соблюдением требований, предусмотренных в гл. 14 ТК РФ.

Читайте в этом месяце
    Узнать подробнее >>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией




      PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64204 от 31.12.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Извините, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права наших экспертов, многие статьи на сайте находятся в закрытом доступе для незаарегистрированных пользователей.
      Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение. Это займет меньше минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И читать продолжение
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

      Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Ваш подарок придет на указанный при регистрации Email
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль