Культура преодоления кризиса

4206
Опыт прошлых лет говорит о том, что даже в ситуации стабильного роста рынков в стратегию управления компанией необходимо включать антикризисную составляющую. Для LG Electronics повышение качества продукции, выявление и сокращение потерь - основа производственной деятельности. Действующий в компании режим строгой экономии не затрагивает лишь область человеческих ресурсов, поскольку на предприятии со столь развитой корпоративной культурой лишних людей просто нет.

Путь LG

В связи со сложной экономической ситуацией в LG Electronics Rus были разработаны антикризисные меры по разным направлениям деятельности (маркетинг, новые продукты, выход на новые рынки СНГ и ЕС, сокращение потерь и т. д.), причем каждая - в нескольких вариантах, в зависимости от уровня падения спроса на продукцию компании. Ни одно из этих решений не предполагало снижения общих затрат на персонал, поскольку конкурентным преимуществом, обеспечивающим устойчивость организации в кризисных условиях, руководство LG традиционно считает корпоративную культуру, основанную на уважении человеческого достоинства. Говоря о ней, менеджеры использует синтетическое понятие LG Way - «Путь LG». Оно включает основные убеждения сотрудников компании, их ценности и устремления. Схематически LG Way можно представить как движение к вершине пирамиды (см. рис. 1).

Завод LG Electronics Rus работает в России с 2006 г. Занимается производством бытовой техники и электроники. Численность персонала - 1350 человек.

В основе пирамиды - два главных принципа: «LG работает, чтобы создавать ценность для потребителей» и «уважение человеческого достоинства». Движение к цели -«стать лучшей компанией во всем: лучшим производителем, лучшим работодателем, лучшим клиентом, лучшим центром услуг» - обеспечивается соответствием кодексу поведения Jeong-Do (в переводе с корейского - «Правильный путь»).

Принцип Jeong-Do представляет собой основу управленческой политики компании. Согласно ему, долговременное сотрудничество людей базируется в первую очередь на доверии, развитии талантов каждого человека, признании его достижений, справедливом вознаграждении за добросовестный труд. На этом фундаменте строятся взаимоотношения с работниками на всех уровнях иерархии LG (см. рис. 2).

Успех организации, согласно данному принципу, в большей степени зависит от «мягких» факторов, таких как лидерство, знания и приверженность сотрудников, нежели от «жестких» - оргструктуры, системы управления. К примеру, способность людей реализовы-вать стратегию важнее, чем сама эта стратегия.

Каждый год во всех филиалах LG проводится анонимный опрос персонала, призванный оценить, насколько деятельность топ-менеджмента компании соответствует философии LG Way. Результаты выражаются в интегрированном индексе «LG Way», который представляет собой один из ключевых показателей эффективности работы президентов филиалов и HR-директоров.

Рассмотрим подробнее, каким образом корпоративные ценности LG влияют на работу с персоналом в новых экономических условиях.

Культура преодоления кризиса

Работа с персоналом в новых условиях

В настоящее время служба персонала LG продолжает проводить все стандартные HR-процедуры, включая регулярную оценку, пересмотр по ее результатам заработных плат и премирование. Прием новых сотрудников в компании сокращен, но не остановлен полностью. Параллельно с этим активизированы поиск и привлечение профессионалов, оказавшихся в данный момент без работы. С целью подбора лучших специалистов было усилено сотрудничество с кадровыми агентствами, стоимость услуг которых значительно снизилась по сравнению с той, которая была в докризисные времена.

Передача функций на аутсорсинг в LG сокращена - все они распределяются теперь между сотрудниками компании. Кроме того, людей привлекают к работе в специальных проектных группах, которые должны помочь организации сгладить негативные последствия кризиса и извлечь максимальную пользу из новой экономической ситуации.

Несмотря на все сложности, LG Electronics продолжает инвестировать в развитие глобальной ERP-системы, что добавляет людям уверенности в завтрашнем дне.

Программы обучения и развития персонала в компании оптимизированы и сделаны более интенсивными. В 2009 г. акцент смещен с зарубежного корпоративного обучения (оно было сокращено, но не отменено полностью) на обучение в России с привлечением лучших провайдеров. А количество таких локализованных программ увеличено.

Особое внимание уделяется развитию сотрудников с высоким поспециалистам предлагается обучение, командировки с целью обмена опытом, участие в рабочих и проектных группах. Это делается для того, чтобы передать часть функций управления из центра в Корее на места, а также чтобы продемонстрировать уважение и доверие компании ко всем сотрудникам, независимо от их территориального размещения.

В новых условиях производитель бытовой техники и электроники продолжает инвестировать в развитие человеческих ресурсов: увеличивает количество внутренних учебных курсов, направляет сотрудников на стажировку за рубеж. Так, в январе 2009 г. 15 специалистов LG Rus были в командировке в компании Tayota с целью перенять опыт лидера в области организации lean production (бережливого производства). Работники предприятия посещают курсы развития управленческих качеств, которые организуют корейский и французский корпоративные учебные центры. Группы ключевых специалистов из России направляются на заводы LG, расположенные в других странах, чтобы перенять лучший опыт этих предприятий.

Культура преодоления кризиса

В феврале 2009 г. была проведена 26-я встреча в корпоративной «Школе инноваций». Школа ориентирована прежде всего на рабочих и позволяет сформировать у них представление об основных элементах производственной системы LG, ее инновационном характере. Программа встречи включала:

1. Обмен опытом по рабочим вопросам: бережливое производство, 5S, «Шесть инструментов», «Семь источников потерь».

2. Обучение навыкам оказания первой помощи.

3. Дискуссия о том, как находить возможности для улучшений в повседневной жизни.

В связи с тем что LG Electronics -многонациональная компания, и английский язык в ней является рабочим, для сотрудников по вечерам проводятся бесплатные курсы английского. Люди, успешно сдавшие экзамены, получают сертификаты. Кроме того, на предприятии регулярно проводятся уроки корейского языка и лекции, помогающие российским сотрудникам ближе познакомиться с культурой Кореи (например, в декабре 2008 г. прошел 50-часовой подобный курс). А работники из этой страны имеют возможность посещать уроки русского языка.

Проблемы, вызванные кризисом, не отменяют планов компании на будущее. Как и прежде, большое внимание уделяется привлечению талантливой молодежи и сотрудничеству с научными центрами, связанными с отраслью, в которой ведет свою деятельность LG. В конце февраля 2009 г. на завод были приглашены руководители и преподаватели факультета «Робототехника и комплексная автоматизация» МГТУ им. Баумана. Для них были проведены экскурсия в зал экспозиции (Show room) и тур по сборочным линиям холодильников и стиральных машин. В будущем подобные показы предполагается проводить и для студентов этого института. В ходе встречи ее участники пришли к выводу о том, что LG необходимо заключить договор сотрудничества с данным вузом, предусматривающий стипендиальную программу, производственную и преддипломные практики, прием лучших стипендиатов и практикантов на работу.

За последнее время компания не только не сократила, но и расширила социальные программы. Каждый месяц устраиваются тренинги по командообразованию, помогающие людям переключиться с производственных проблем на эффективную совместную работу, больше узнать друг о друге.

Сотрудники по-прежнему пользуются возможностью покупать продукцию завода со скидкой, а в качестве рабочей одежды им бесплатно предоставляется удобная спортивная униформа. Предприятие оплачивает питание персонала в столовой, расположенной на территории завода, а утром и вечером людей развозит корпоративный транспорт. Проезд организован не только к метро, но и в ближайшие с заводом населенные пункты, в соседние области - Калужскую, Смоленскую.

В компании имеется фитнес-центр и спортзал со столами для настольного тенниса и бильярда. А чтобы развивать музыкально одаренных работников, был приобретен набор инструментов, и сейчас на заводе есть две музыкальные группы: 14 человек осуществили свою мечту - играть и петь на сцене.

В канун 2009 г. предприятие не только не отменило новогодний корпоративный праздник, но и организовало для детей сотрудников поездки на новогодние представления. Вместе с детьми работников компании подарки получили также воспитанники Наро-Фоминского детского дома, находящегося под опекой LG, и ветераны труда и ВОВ Рузского района Московской области, в котором располагается завод.

Наряду с Новым годом был торжественно отмечен выпуск миллионного телевизора, собранного на российском заводе LG Electronics. А недавно, на Дне города Руза, компания подарила городской больнице телевизор собственного производства.

Важность внутренних коммуникаций

Укреплять доверие сотрудников к компании в условиях кризиса позволяет информирование людей о происходящем. В LG используются все виды коммуникаций: корпоративное телевидение, информационные доски, интра-нет, беседы руководителей с подчиненными. В непосредственном общении с работниками принимают участие менеджеры разных уровней, вплоть до первого лица компании. Генеральный директор LG Electronics г-н Йонга Нама (Yong Nam) еженедельно проводит интерактивные сессии. Услышать или прочитать его сообщения, а также лично задать вопрос руководителю может любой сотрудник.

Большое значение придается своевременности и достоверности передаваемой персоналу информации. Каждый человек получает четкие сведения о том, что от него ожидается, каковы цели его деятельности, рабочие задачи, как они связаны с миссией и целями компании. Все это содержится в сообщениях непосредственного руководителя - они не только передаются устно, но и транслируются через корпоративные СМИ (стенды, газету, внутреннее телевидение, интранет). Сообщения генерального директора и высшего должностного лица корпорации озвучиваются на ежемесячных общих собраниях, а также публикуются в еженедельных электронных газетах.

Неотъемлемая часть корпоративной философии LG - то, что все менеджеры, независимо от занимаемого положения в иерархии должностей, призваны оказывать каждому своему подчиненному помощь в достижении успеха в работе, выявлять его индивидуальные способности, помогать использованию их на благо компании. Руководители оказывают разностороннюю поддержку сотрудникам в их развитии через обучение, ротацию, обмен опытом, участие в проектах. Менеджеры завода постоянно (раз в неделю, а иногда и чаще) встречаются с группами работников из одного подразделения или нескольких связанных между собой отделов, рассказывают о происходящем в компании, планах на будущее. На этих встречах они из первых рук узнают о том, что беспокоит людей, выслушивают их предложения по улучшению производства. Такие идеи подвергаются глубокому анализу и доработке со стороны специалистов компании, после чего используются в практике всего предприятия.

Пример

Открытая встреча работников с генеральным директором LG Electronics Rus Сан Су Кимом в январе 2009 г. включала следующее:
• награждение восьми лучших сотрудников (по итогам прошедшего года), внесших наиболее весомый вклад в развитие компании;
• общение с работниками, ответы на «насущные» вопросы - о спаде производства, маркетинговой стратегии организации в новых условиях, перспективах деятельности LG Electronics Rus.

В организации всячески поощряется принятие на себя ответственности за решение поставленных начальством задач. Компания также ожидает от каждого сотрудника:
• разделения ценностей предприятия и видения руководства;
• внесения достойного вклада в общее дело;
• приложения усилий для развития и улучшения своих способностей;
• постановки целей, требующих напряжения сил (Stretch Goals).

Это ожидание выражается, в первую очередь, в регулярной оценке персонала, от которой зависит и продвижение каждого сотрудника, и размер его заработной платы.

***

Сегодня можно с уверенностью сказать, что антикризисная стратегия, принятая LG осенью 2008 г., себя оправдала. В первом полугодии 2009 г. общий объем рынка бытовой техники и электроники в России сократился на 30%. При этом рыночная доля продукции LG Electronics в России выросла вдвое. По производству стиральных машин компания LG Electronics стала глобальным лидером. По производству телевизоров - вышла на второе место в мире, обойдя Sony, по производству мобильных телефонов - на третье, обойдя Motorola. Чистая прибыль LG по сравнению с прошлым годом выросла на 32%. На основании этих результатов, которые оказались возможными исключительно благодаря упорным усилиям персонала, руководство приняло решение о повышении заработных плат с 1 сентября 2009 г. Причем это повышение будет более значительным по сравнению с предыдущими годами.

Компания считает, что именно разделяемые всеми сотрудниками ценности и ее корпоративная культура являются основными факторами успеха в сложный кризисный период.

Читайте в этом месяце
    Узнать подробнее >>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией




      PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64204 от 31.12.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Извините, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права наших экспертов, многие статьи на сайте находятся в закрытом доступе для незаарегистрированных пользователей.
      Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение. Это займет меньше минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И читать продолжение
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

      Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Ваш подарок придет на указанный при регистрации Email
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль