Культура приверженности

3575
Повысить приверженность сотрудников компании можно даже в условиях ограниченного бюджета. Так, один из российских автодилеров использовал для этого довольно простые и доступные инструменты корпоративной культуры.

С прицелом на лояльность

После того как в 2007 г. в компании было внедрено бюджетирование всех процессов, расходы на мероприятия в сфере управления персоналом стали тщательно планироваться и просчитываться. Это касалось в том числе и программы развития корпоративной культуры. Чтобы выделяемые на нее финансовые средства были оправданы, требовалось задать для всех шагов в этой области четкую цель. В качестве таковой сотрудники HR-службы выбрали повышение лояльности персонала к компании. С этого момента все мероприятия, связанные с корпоративной культурой, планировались, защищались и реализовывались только в том случае, если они были направлены на усиление приверженности. Так, в план действий службы персонала на 2008 г. вошли следующие задачи:
• уменьшить количество сотрудников, увольняющихся из компании по своей инициативе;
• увеличить продолжительность работы специалистов на некоторых должностях;
• укрепить положительный образ организации в глазах коллектива;
• воспитать у сотрудников уважительное отношение к решениям начальства и непосредственно к руководителям;
• развить и закрепить позитивное отношение работников к товарам и услугам компании;
• достичь поставленных целей при минимальном бюджете (это условие было поставлено руководством компании).

Автоцентр основан в 1993 г. Является официальным дилером автомобилей Opel, Chevrolet. Основная сфера деятельности - продажа автомобилей и сервисные услуги. Численность персонала - 160 человек.

Выбор задач был обусловлен изменениями, которые произошли в организации и на рынке в 20062007 гг.:

1. Сменилось руководство, была существенно трансформирована структура автоцентра и, соответственно, введены новые алгоритмы работы.

2. Численность персонала за 20062007 гг. увеличилась на 35%. При этом отмечалась высокая текучесть кадров - 51%, а основанием для 71% всех увольнений была неудовлетворенность работой в компании (плохие отношения с руководством, большая загрузка, низкая зарплата и т. д.), что в 2,4 раза превышало все остальные причины уходов.

3. Срок работы сотрудников-новичков на некоторых производственных должностях был очень маленьким. Большинство из них увольнялись примерно через 4 месяца.

4. В середине 2007 г. был получен долгосрочный прогноз продаж новых автомобилей - наступал общий спад в этой области в связи с насыщением рынка. Кроме того, в регионах появился прямой конкурент (второй официальный дилер марок Opel, Chevrolet, также имеющий свой специализированный автосервис).

Культура приверженности

С учетом этих изменений и исходя из поставленных руководством финансовых ограничений, специалисты службы персонала выделили принципы разработки мероприятий по корпоративной культуре:

1. Использовать наименее затратные ресурсы для того, чтобы уложиться в бюджет.

2. Разрабатывать и реализовывать типовые схемы мероприятий для того, чтобы свести к минимуму человеческие и временные ресурсы, необходимые для их проведения.

3. Увеличивать продолжительность и силу эффекта всех действий по повышению лояльности, наполняя их определенным смыслом и связывая с предметами «на память».

4. Продвигать с помощью мероприятий товары и услуги компании среди сотрудников.

Таким образом, были установлены цели действий, связанных с корпоративной культурой, и принципы, соблюдая которые можно минимизировать бюджет программы. Далее были выбраны мероприятия, способствующие развитию лояльности персонала:
• традиционные события - празднование дней рождения сотрудников, Нового года, Дня компании;
•рассылка новостей, размещение информации в СМИ;
•распространение среди сотрудников товаров и услуг организации.

Рассмотрим, каким образом была реализована программа мероприятий по развитию корпоративной культуры.

Всегда хорошие новости

Для информирования сотрудников о происходящих в компании событиях используется внутренняя электронная почта и доски объявлений (для тех, чья работа не связана с компьютером). Так персоналу оперативно сообщается о планируемых и уже произошедших мероприятиях, знаменательных датах и событиях в жизни автоцентра.

По тем же каналам информации коллектив узнает о реформах пенсионного страхования, льготных программах кредитования работников автоцентра банками-партнерами, условиях программ бесплатного лечения своих детей из средств ФСС и т. д.

Ежемесячно руководители подразделений по итогам месяца определяют «передовиков производства» (оцениваются качество работы с клиентами, результативность, дисциплина), и информация об их профессиональных достижениях вместе с новостями и другими данными также размещается на доске почета и рассылается по внутренней электронной почте.

Активно распространяя между сотрудниками полезные и позитивные сведения, организация делает им своего рода «информационный подарок», вызывая ответное чувство признательности. Постепенно вокруг всего, что связано с автоцентром и его персоналом, создается положительное «информационное поле», и коллеги, а также собственно работа начинают ассоциироваться у сотрудников преимущественно с хорошими событиями.

Дни рождения сотрудников

С целью повышения лояльности работников к компании и друг к другу возведено в ранг традиции информирование их о днях рождения. Об этом всегда сообщается предварительно - за 2-3 дня, для того чтобы:
• вызвать положительную реакцию коллег - они поздравляют именинника, и он испытывает благодарность по отношению к ним, стремится в будущем ответить тем же. Это способствует улучшению эмоционального климата среди сослуживцев;
• инициировать знакомство работников между собой. День рождения всегда ассоциируется с общением в благоприятной обстановке и служит дополнительным поводом для знакомства с новичками.

Сотрудников, проработавших в компании больше года, в день рождения лично поздравляет генеральный директор вместе с непосредственным руководителем и коллегами именинника. «Виновнику торжества» публично вручается небольшой памятный подарок, и в этот момент их фотографируют. Работник через некоторое время получает снимок, который также попадает в электронный архив компании.

В своей речи генеральный директор и руководители обязательно упоминают о том, что именинник стал надежным сотрудником компании, так как достаточно продолжительное время - больше года -отработал в автоцентре. Подобная форма поздравления неслучайно распространяется только на тех, кто уже доказал свою приверженность организации. Ведь новичкам «долгожители» показывают пример, достойный подражания.

Личное общение с начальством, принятие поздравлений и пожелания благополучия от генерального директора и своего руководителя так или иначе побуждает сотрудника-именинника и его коллег позитивно относиться к начальству и компании в целом, отвечать «добром на добро».

А получение через некоторое время после дня рождения фотографии вручения подарка «закрепляет» хорошее впечатление от события и положительные ассоциации, связанные с руководством, сослуживцами и организации.

Подарки со смыслом

Важную роль в развитии приверженности сотрудников компании играет выбор подарков. Они должны быть небольшими, но знаковыми (символичными), нести в себе нематериальную ценность. Например, в 2008 г. на день рождения именинникам автоцентра дарили фотоальбомы с наклейкой-гравировкой: «С наилучшими пожеланиями в день рождения. Твой Автоцентр». Перед вручением в альбом помещались две фотографии: одна подписана «Моя команда» - на ней запечатлен коллектив, на второй - изображен выигрышный вид здания компании и подпись «Здесь я работаю». Предполагалось, что такие фотоальбомы именинники будут приносить домой и с гордостью показывать близким, подчеркивая тем самым свою причастность организации.

Придумывая другие подарки для сотрудников, специалисты службы персонала также руководствовались принципом нематериальной ценности (знаковое содержание подарка выше его фактической стоимости).

К Новому году каждый сотрудник получает сладкий подарок. Этой традиции уже более 10 лет. С 2007 г. они принципиально выбираются с такой упаковкой или таким содержанием, которые могли бы в дальнейшем найти утилитарное применение и использоваться в быту. Таким образом, даже когда все сладкое съедено, подарки продолжают напоминать сотрудникам о внимании, которое им уделяет компания. Например, в 2008 г. «вкусности» были упакованы в красивые жестяные банки.

Новогодние подарки детям сотрудников состоят из двух частей -сладкой и знаковой. Первая часть (конфеты, шоколадки) - сюрприз для самого ребенка. Вторая же -это детская футболка с надписью «Мой папа (моя мама) работает в Автоцентре». Она ориентирована на самого сотрудника (который косвенно выступает носителем ценностей организации, ее корпоративной культуры) и на его окружение (потенциальных работников и клиентов).

В канун 2008 г. компании исполнилось 15 лет, и в честь этого события каждый сотрудник получил в качестве дополнительного новогоднего подарка футболку с надписью «15 лет Автоцентру». Подарки торжественно вручались на корпоративном новогоднем празднике, после чего весь коллектив сфотографировался в одинаковых футболках. Это стало кульминационным событием вечера.

Продвигаем компанию и услуги

Привлечение сотрудников в качестве экспертов для информационных и рекламных публикаций в СМИ - малобюджетный, но достаточно эффективный способ воспитания у персонала гордости за свою компанию. Поэтому было взято за правило использовать комментарии и мнения работников в большинстве материалов организации, размещаемых рекламной службой в СМИ. Кроме того, сотрудники активно выступают в роли привлеченных экспертов в разных деловых изданиях, причем не только автомобильной тематики. Все интересные материалы, создаваемые с участием сотрудников, рассматриваются отделом персонала как положительный информационный повод, и в обязательном порядке дублируются на корпоративном сайте, размещаются на досках объявлений, рассылаются по электронной почте.

С целью внутреннего продвижения своих товаров и услуг компания предоставляет их персоналу в рассрочку, оформляя при необходимости беспроцентный кредит сроком до трех месяцев. Кроме того, любой работник-автовладелец (даже в том случае, если он имеет машину «непрофильной» для дилера марки) может на выгодных условиях воспользоваться такими услугами, как кузовной ремонт, полировка, мойка, шиномонтаж и т. д. В данном случае он получает скидку 50% на работы автосервиса, а запчасти и расходные материалы приобретает всего на 10% выше себестоимости.

Результаты

Разработанные принципы проведения мероприятий, ориентированных на повышение приверженности персонала компании, были внедрены в марте 2008 г. Результаты отражают данные анализа ситуации в автоцентре за период с июля по сентябрь 2008 г.:
• уменьшение доли увольняемых сотрудников по причине неудовлетворенности компанией с 71 до 45%;
• увеличение стажа работы новичков на некоторых производственных должностях до 9,3 месяца (ранее было 4,5 месяца).

Таким образом, последовательное применение даже простых и недорогих инструментов корпоративной культуры, направленных на повышение лояльности персонала к компании, дает положительный эффект. Однако стоит учитывать, что подобный эффект возможен только при наличии в организации понятной системы оценки результатов труда и справедливого вознаграждения, а также оформленных и соблюдаемых договоренностей между сотрудниками и предприятием.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Статья для специалистов по работе с кадрами!

Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение.

Дополнительно Вы сможете:
- прочитать еще 5600 рекомендаций по кадровой и HR-тематике
- скачать 4800 готовых образцов документов
- посмотреть 54 видеолекции по трудовому законодательству

Подарок дня: Справочник должностных инструкций по профстандартам

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль