Виртуальная технология

2789
Компании, которая всерьез задумывается о дальнейшем развитии и повышении конкурентоспособности, крайне важно сохранять и передавать молодым работникам опыт специалистов «старшего поколения». Наиболее современное средство обобщения и передачи ценных знаний -электронные образовательные ресурсы.

Центр подготовки кадров «Персонал» ОАО «ММК» создан в 1995 г. путем объединения отдела подготовки кадров ММК и филиала Института бизнеса и менеджмента Министерства черной металлургии. В 2005 г. преобразован в автономную некоммерческую организацию. В центре работают 26 штатных, 112 внештатных преподавателей.

Как обучать молодых?

При использовании одинакового оборудования два завода могут выпускать продукт совершенно разного качества, так как главное, что необходимо для обеспечения его требуемыми свойствами, - это технологии. Именно они оказываются объектами промышленного шпионажа - такова их важность. Для России вопрос разработки ресурсов, позволяющих сохранять и передавать производственные технологии, не просто актуален - отечественные предприятия катастрофически отстают в развитии этого направления обучения от западных лидеров.

Если собственные электронные курсы по менеджменту, управлению финансами и т. п. уже имеются в ряде отечественных компаний и даже начинают использоваться в вузах, то за создание программ, посвященных производственным дисциплинам, берется далеко не каждое предприятие - это очень сложный и дорогостоящий процесс.

Готовых пособий такого плана в стране пока нет, соответственно, необходимо «с нуля» разрабатывать сам подход к их созданию.

Комбинату электронные курсы по технологии производства необходимы в первую очередь для работы с молодыми специалистами. Организация заинтересована в грамотных кадрах, не только владеющих отдельными предметными знаниями, но и понимающих взаимозависимость производственных процессов, имеющих представление о возможностях оборудования и особенностях технологий, а значит, способных быстрее адаптироваться на рабочем месте.

Рассмотрим процесс создания электронного ресурса для технологов на примере дистанционного курса «Обеспечение механических свойств металла при прокатке на широкополосных станах горячей прокатки». Это совместный продукт специалистов Корпоративного центра подготовки кадров «Персонал», технологов ММК и профессоров МГТУ, получивший высокую оценку НИИ ЧЕРМЕТа, ЮУрГУ и преподавателей металлургических ССУЗов РФ.

Такая сложная тема была выбрана намеренно: она полидисциплинарна по своей сути, максимально насыщена теорией, в связи с чем под нее трудно компоновать содержание курса, придумывать анимированные, «живые» картинки, заменяющие массу текста, интерактивные элементы для тренировки практических навыков работы с металлом. Специалисты корпоративного учебного центра отладили на ней методику самостоятельного создания электронных ресурсов.

Особенности технологии

Для начала назовем основные особенности объекта (т. е. самой техники и технологии), которые приходилось учитывать при разработке электронного образовательного ресурса:

1. Высокоинтенсивное производство, брак обходится дорого.

2. На качество конечного продукта влияет множество факторов, а технологические процессы трудно описать математически. Соответственно, сложно разработать модель, демонстрирующую реалистичное функционирование оборудования и процессов, происходящих в металле.

3. Новые агрегаты произведены за рубежом, они автоматизированы и управляются малым количеством специалистов. Довольно трудно найти эксперта по данным технологиям (тонкости работы известны только компаниям-изготовителям, но они очень дорого продают свою информацию). Что касается прежнего оборудования, опыт его эксплуатации, знание всех нюансов, способов выхода из аварийных и внештатных ситуаций - все это «хранится» в памяти отдельных людей, и нигде не «записано».

Соответственно, при разработке электронных образовательных ресурсов для технологического персонала необходимо обеспечить:
• точную нацеленность содержания на конкретного пользователя;
• сбор сведений от большого количества специалистов-экспертов, параллельную работу участников проектной команды, преобразование данных в емкий и удобный для восприятия контент;
• возможность осваивать учебный материал через визуализацию, интерактивные элементы и тесты;
• не дисциплинарный, а комплексный подход к содержанию;
• четкое следование международным стандартам изготовления электронных обучающих продуктов как условие успеха внедрения ресурса в СДО.

Рассмотрим некоторые из этих критериев подробно.

Виртуальная технология

Нацеленность содержания

Чтобы обеспечить направленность курса на конкретного пользователя, необходимо детально разработать его содержательную часть и согласовать с заказчиком. Для каждого элемента структуры определяются:
• основная дидактическая единица (понятие);
• основной текст, материал в справочник;
• ссылки;
• иллюстрации (рисунки, анимация, фото, видеоролики и т. д.);
• мультимедиа-средства;
• упражнения и их типы;
• номера тестовых заданий БТЗ (на входе, самопроверка, на выходе, контрольные);
• ответственные (за текст, рисунки, фото, мультимедиа и т. д.).

В рамках каждой дидактической единицы должно быть четко определено, что сотрудник должен знать, понимать, уметь и каким навыком владеть после изучения соответствующего раздела ресурса. В таблице представлен пример подобной «разбивки» для доменного производства.

Взаимодействие специалистов

Создание электронного курса предполагает интеграцию знаний разных специалистов цехов и лабораторий, сотрудников вузов и НИИ, выполняющих научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы на предприятии. Из огромного объема информации, которой владеет каждый из них, нужно создать емкий по смыслу, краткий, понятный по содержанию электронный курс.

Это сложная командная работа. Авторы текстов - преподаватели вуза и АНО «Корпоративный центр подготовки кадров «Персонал», а также производственники - составляют и согласовывают между собой содержание. Затем методист придумывает, как и во что можно преобразовать текстовую информацию - в диаграммы, схемы, таблицы, анимацию или в интерактивные задачи, решая которые, начинающий технолог самостоятельно будет «добывать» знания. И уже на основе сценария, созданного методистом, IT-специалист пишет программу. Схема данного взаимодействия представлена на рисунке 1.

Еще одна задача - взаимодействие с заказчиком. Рекомендуется детально обсудить, с какой целью и для какой категории персонала нужен ресурс, как будет оцениваться разработка, какими должны быть результаты ее пользователей. Проектирование - самый сложный и творческий этап создания курса (см. рис. 2), поскольку на данной стадии определяется, что именно следует включить в него и как это лучше представить, каким должен быть педагогический сценарий. Результатом этой работы становится так называемая «матрица контента» - описание того, что и как нужно делать далее, кто этим будет заниматься. Наличие такого сценария дает возможность рассчитать сроки и смету на изготовление.

Виртуальная технология

Педагогический сценарий

Создавая электронный ресурс по свойствам металла, разработчики всеми способами старались отойти от линейного, «книжного» подхода к изложению материала. В итоге каждый информационный блок оказался самодостаточным, локальным, его можно изучать в любом сценарном варианте. Это позволяет организовать процесс обучения и контроля знаний так, что пользователю волей-неволей придется усвоить всю нужную информацию.

Пример

Курс позволяет технологу хорошо освоить параметры прокатки, охлаждения и смотки, обеспечивающие структуру определенной марки стали. Ресурс виртуально отображает весь технологический процесс и «мотивирует» пользователя путем рассуждений и самопроверки выбрать нужные технологические параметры продукта. Если они подобраны правильно - виртуальное оборудование начинает включаться в работу и картинка «оживает». Если же учащийся делает что-то неверно, ему предлагается ссылка на соответствующий информационный раздел. Получается, что пользователь «добывает» знание сам путем изучения и практического применения материала в виртуальном пространстве ресурса.

Знание, «добытое» самим пользователем, полученное им в ходе эксперимента, прочно укореняется в памяти. Комплексные, полидисциплинарные задачи, представленные в интерактивных упражнениях, помогают ему в этом. Впоследствии, когда технолог работает на производстве, у него уже не возникает никаких «неожиданностей».

Разработка интерактивных упражнений, создание сценария для анимации, применение мультимедийных иллюстраций и других средств - все это обходится недешево. Например, двухминутный ролик об устройстве клапана давления стоит около 70 тыс. руб. Однако его отсутствие может привести к плохой работе специалистов и поломке оборудования. В результате потери будут гораздо существеннее (цена самого клапана, оплата работы людей, которые должны его поменять, убытки от простоя производства).

В настоящее время технологи ММК получают доступ к курсу «Обеспечение механических свойств металла при прокатке на широкополосных станах горячей прокатки» через СДО КЦПК «Персонал», однако предполагается, что в будущем специалисты смогут пользоваться ресурсом постоянно. Обновляемость курса обеспечена его «техническим» устройством (это задача решена IT-сотрудниками) и тем, что он изготовлен по международным стандартам.

Виртуальная технология

***

Электронные ресурсы позволяют аккумулировать знания, собранные в компании годами. Работа над созданием курсов, их пополнением, актуализацией - это стратегическая задача организаций любой отрасли. Поэтому, несмотря на сложную экономическую ситуацию, АНО «Корпоративный центр подготовки кадров «Персонал» продолжает разработку инструментов дистанционного обучения. В настоящее время разрабатывается курс «Экономика для мастера», заканчивается модернизация электронных курсов по охране труда и промышленной безопасности. Помимо этого центр делает для образовательных учреждений мультимедиаролики по гидравлике и электротехнике, а в будущем предполагает создать электронную энциклопедию по металлургическому производству.

Читайте в этом месяце
    Узнать подробнее >>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией




      PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64204 от 31.12.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Извините, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права наших экспертов, многие статьи на сайте находятся в закрытом доступе для незаарегистрированных пользователей.
      Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение. Это займет меньше минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И читать продолжение
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

      Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Ваш подарок придет на указанный при регистрации Email
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль