Электронный самоучитель

6215
Руденко К.
Масштабы деятельности ВТБ и современная экономическая ситуация требуют от сотрудников банка максимальной эффективности и профессионального соответствия вызовам рынка. Это ставит перед департаментом по работе с персоналом целый комплекс задач, решить которые позволяет система дистанционного обучения.
ОАО Банк ВТБ существует на рынке финансовых услуг с 1990 г. Его главный акционер с долей в 77,5% -Правительство РФ. Региональная сеть ВТБ в России насчитывает 55 филиалов. Численность персонала -более 10 тыс. сотрудников.

Эволюция системы

Система дистанционного обучения (СДО) была введена в банке ВТБ в 2005 г. с целью обеспечить:
• вовлечение в обучение значительного числа сотрудников;
• оперативность передачи информации;
• повышение качества контроля результатов обучения.

Для выбора поставщика СДО сотрудники службы корпоративного обучения и специалисты департамента информационных технологий ВТБ провели исследование рынка внешних провайдеров данных систем. Основными критериями выбора стали:
• возможность интеграции с внутренними системами банка;
• гибкость настроек под задачи корпоративного обучения;
• стабильность работы системы.

В результате был выбран один из лидеров рынка СДО - компания Websoft. Система дистанционного обучения на базе ее платформы Webtutor позволяет не только обучать и тестировать персонал, но и контролировать расходы на обучение, формировать отчетность.

Электронный самоучитель

Приобретенная банком СДО изначально представляла собой «коробочный продукт», однако за четыре года эксплуатации она серьезно изменилась благодаря настройке под задачи ВТБ и развитию системы как единого информационного ресурса корпоративного обучения.

Первым шагом в настройке программного продукта стала интеграция СДО с внутренними информационными системами и базами данных банка:
• объединение Webtutor с внутренней кадровой базой позволило получать оперативную информацию обо всех сотрудниках, их вертикальных и горизонтальных перемещениях;
• интеграция с внутренней бухгалтерской системой дала возможность вести учет затрат на очные учебные мероприятия и формировать оперативные отчеты по бюджету обучения.

Однако основное внимание специалистов службы корпоративного обучения и представителей компании Websoft было уделено развитию и продвижению ядра СДО - портала корпоративного обучения (КО). Именно он стал связующим звеном между сотрудниками и системой дистанционного обучения, поскольку открывал безграничные возможности для самоподготовки и проверки знаний. Было очень важно сделать этот ресурс максимально удобным и доступным каждому работнику банка.

Сегодня портал КО (см. рисунок) - это не только хранилище электронных курсов, но и единый информационный ресурс корпоративного обучения ВТБ. Его можно настроить в соответствии с потребностями разных категорий персонала. Например, руководитель всегда может получить подробный отчет о том, какое обучение прошли сотрудники его подразделения, а региональные HR-специалисты имеют возможность контролировать весь процесс обучения в рамках своего филиала.

Портал позволяет работникам банка не только активизировать разные электронные курсы, но и получать информацию о корпоративных программах обучения, распечатывать служебные записки о направлении на обучение, заходить в виртуальную библиотеку Корпоративного университета ВТБ - хранилище уникального опыта его выпускников и слушателей.

Электронные курсы

Вместе с СДО у компании Websoft был приобретен редактор электронных курсов CourseLab, который позволил специалистам банка быстро и эффективно разрабатывать собственные курсы на основе материалов, полученных от внутренних экспертов ВТБ. Таким образом, библиотека электронных курсов стала пополняться не только вследствие приобретения готовых решений у разных внешних провайдеров, но и путем разработки собственных. И тех, и других в банке на данный момент примерно равное количество. Однако акцент постепенно смещается в сторону своих разработок (такие курсы более чувствительны к изменениям и постоянным корректировкам).

Электронная библиотека курсов ВТБ, размещенная на портале КО, представлена тремя разделами:
«Навыки деловой эффективности». В нем собраны курсы обучения так называемым soft skills, которые полезны каждому сотруднику и помогают эффективно выполнять функциональные обязанности;
«Навыки работы с офисными программами». Данная часть портала предназначена для тех, кто желает больше узнать о возможностях пакета Microsoft Office;
«Профессиональные знания и навыки» - это раздел функциональных электронных курсов и тестов, созданных при участии экспертов ВТБ.

Основное отличие электронного курса от учебника или методических рекомендаций, выложенных в текстовой форме, заключается в его интерактивности - способности программы вести виртуальный диалог с пользователем. Это позволяет имитировать присутствие преподавателя в процессе обучения. Когда сотрудник открывает электронный курс, программа, подобно тренеру, предлагает ему пошагово ознакомиться с материалом, выполнить упражнения и ответить на вопросы для самоконтроля. Помимо этого, она может иллюстрировать учебный материал с помощью видеоклипов, «живых» графиков, всплывающих окон, картинок, анимации и других технических средств.

Электронный курс - это очень гибкий инструмент, способный «подстраиваться» под особенности и потребности каждого отдельного сотрудника. Участник обучения может выбирать последовательность и темп подачи материала, исправлять ошибки, запрашивать дополнительные сведения. Однако процесс дистанционного получения знаний требует от человека определенных компетенций: способности к самообучению, умения ориентироваться в информации, базовых навыков пользования компьютером. Главное - понимание необходимости самостоятельно получать знания, чтобы достигать результатов в работе.

Некогда распространенное мнение о том, что человека нужно обучить, чтобы он хорошо выполнял свои обязанности, сегодня вытесняется новым подходом: организации ценят тех сотрудников, которые стремятся и умеют учиться самостоятельно. Во внутренних рейтингах компаний такие люди получают явное конкурентное преимущество. Таким образом, дистанционное обучение из технического инструмента превращается в незаменимый ресурс карьерного продвижения способных и по-хорошему амбициозных людей.

Новые возможности

В последние годы система дистанционного обучения ВТБ стала стратегическим ресурсом для реализации различных образовательных проектов (модульные дистанционные программы, смещенное обучение и др.). Одним из них стала совместная разработка специалистов Websoft и сотрудников службы корпоративного обучения - «Дистанционная программа адаптации», запущенная в июле 2007 г. Ее основная цель -максимально повысить эффективность прохождения испытательного срока новыми работниками банка. Программа помогает поддерживать единые стандарты адаптации во всех филиалах ВТБ и сопровождает каждого нового сотрудника в течение первых трех месяцев работы.

За проведение дистанционного курса в филиалах отвечает менеджер по персоналу. Он инициирует для новичка программу адаптации одним нажатием кнопки на портале корпоративного обучения (после того как ИТ-специалисты настроят ему рабочее место). Сотруднику назначаются четыре базовых курса, касающихся банка и группы ВТБ, политики, процедур и стандартов делового общения. В течение месяца он изучает всю необходимую информацию и проходит тесты, которые назначаются автоматически после завершения соответствующих курсов. При этом специалист по персоналу мониторит данный процесс со своего рабочего места через портал КО.

Важный элемент дистанционной программы адаптации - постановка задач на испытательный срок и последующий контроль их выполнения со стороны непосредственного начальника. Когда новый сотрудник приходит в банк, его руководителю посылается электронное письмо, он заполняет специальный бланк на портале КО, где указывает ключевые задачи на период испытания. Эта информация доступна как новичку, так и специалисту по персоналу. По истечении трех месяцев с момента выхода человека на работу руководитель снова получает электронное уведомление о необходимости оценить подчиненного. Таким образом, уже с первого дня работы новый сотрудник видит четко очерченный круг задач, что, вместе с оценкой начальника, мотивирует его и нацеливает на результат.

Дистанционная программа адаптации стала своеобразной «точка входа» для всех новичков. Она наглядно демонстрирует им преимущества и возможности СДО в сфере самообучения и повышения собственной квалификации.

Наряду с дистанционной системой адаптации в ВТБ широкое распространение получили комплексные программы, сочетающие в себе очное и дистанционное обучение. В рамках очного тренинга сотрудники отрабатывают практические навыки, а затем им назначается соответствующий электронный курс для освоения теории.

И несмотря на то что участнику обучения устанавливаются конкретные сроки прохождения курса, после их истечения все материалы остаются доступными для многократного обращения к ним. Именно так в банке реализованы почти все корпоративные обучающие программы.

Видеоформат

В банке ВТБ для обучения сотрудников активно используется такой инструмент СДО, как видеоконференцсвязь (ВКС). Это эффективный способ донесения информации до широкого круга участников обучения в филиалах и дочерних структурах. Средства ВКС становятся незаменимыми, если сотрудникам филиальной сети необходимо быстро освоить новые инструкции или изменения в нормативных актах и политике банка. Также ВКС эффективна при сопровождении внедрения нового программного продукта или кадровой процедуры. И если с появлением ВКС в 2005 г. эти мероприятия носили разовый характер, то сейчас разрабатываются целые учебные программы, базирующиеся на средствах ВКС. Так, в 2009 г. корпоративная программа обучения менеджеров по работе с клиентами по продуктам банка и группы ВТБ в филиалах полностью проводится в дистанционном формате. Она включает электронные курсы, консультации по продуктам с обратной связью от участников в режиме ВКС и последующую оценку знаний в форме электронного тестирования.

Перспективы

Прошлый год стал началом нового этапа в развитии системы дистанционного обучения ВТБ. Значительно возросло количество сотрудников, получающих знания в удаленном режиме, расширилась библиотека электронных курсов, появились новые отчеты. Портал КО стал системным ресурсом, содержащим полную информацию об обучении в ВТБ, приобрел популярность среди работников банка. Многие структурные подразделения сейчас переводят обучение и тестирование персонала в электронный формат, отказываясь от бумажных носителей.

В дальнейшем СДО ждут большие перемены. Будет развиваться Портал КО, появятся новые сервисы, модульные программы и другие средства самообразования сотрудников. Расширится и библиотека электронных курсов. Уже сейчас разрабатываются видеокурсы по эффективной презентации и тайм-менеджменту.

***

За несколько лет использования СДО доказала свою эффективность в решении задач, требующих обработки и передачи больших объемов информации. Это можно утверждать, основываясь на данных регулярной отечности, анкет обратной связи и того факта, что в 2008 г. более 30% всех учебных мероприятий в банке прошло в дистанционном формате.

Автоматизация процессов обучения позволила выработать единые стандарты и подходы к подготовке сотрудников всей группы ВТБ. В 2008 г. СДО стала появляться в дочерних банках ВТБ в СНГ, и это только начало. Инструменты дистанционного обучения оказываются все более востребованными благодаря их гибкости и эффективности в области обучения персонала.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Актуально


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Статья для специалистов по работе с кадрами!

Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение.

Дополнительно Вы сможете:
- прочитать еще 5600 рекомендаций по кадровой и HR-тематике
- скачать 4800 готовых образцов документов
- посмотреть 54 видеолекции по трудовому законодательству

Подарок дня: Справочник должностных инструкций по профстандартам

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Продолжите чтение после бесплатной регистрации

Здравствуйте! Чтобы продолжить чтение статей на сайте «Pro-personal», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 500 полезным статьям по управлению персоналом, важным документам и ценным советам от экспертов HR отрасли.

Читайте после регистрации:

  • Примеры составления KPI
  • Выявляем мотивы для повышения эффективности работы подразделения
  • Оценка результатов труда персонала
  • Анкета для проведения структурированного интервью
  • и другие полезные статьи

В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль