Когда текучесть кадров - это хорошо

4942
Как бороться с текучестью кадров? Эта проблема существует и в Америке, и в Европе, и в азиатских странах. И только в Японии этот показатель составляет чуть более 1 %. Остальной же цивилизованный мир всевозможными способами борется с постоянной миграцией персонала между компаниями. Что же делать, если ты не японец?

В сети закусочных Domino's Pizza в американском штате Нью-Джерси текучесть кадров составляла 300 % в год. Это извечная головная боль менеджеров ресторанов быстрого питания, где используется низкооплачиваемая рабочая сила, а люди, получающие до 5 долларов в час, не слишком держатся за свое место. Меж тем уход каждого линейного работника обходится Domino's в 2500 долл. США, а потеря менеджера стоит компании вообще 20 тыс. долл. США.

Новый молодой менеджер Джордж Эскобар, прекрасно понимая, что повысить зарплату своим подчиненным он не может, решил пойти другим путем. В маленькой комнате для персонала появился стол с чаем, кофе и вкусным печеньем. Там же были установлены тренажер и телевизор - в перерывах между заказами сотрудники могли «одним глазом» посмотреть любимый сериал. На доске стали вывешивать фотографии лучших работников с благодарственными подписями от руководства. Чтобы поддерживать дисциплину, но в то же время не отчитывать провинившихся, Эскобар купил пару очков - огромных, в черной клоунской оправе - и назвал их «очками ошибок». Сотрудники должны надевать их, когда сделают что-то не так. Шутка в том, что если ты не замечаешь очевидных ошибок, тебе следует носить окуляры. В результате этих нехитрых изобретений текучесть персонала в Domino's Pizza сократилась сначала в 3, а потом в 10 раз!

Пять шагов к успеху

По мнению Дитера Холла, эксперта по вопросам текучести персонала из университета г. Фрайбурга (Германия), этот процесс не только нежелателен, но и опасен: ведь покидающий компанию сотрудник, помимо всего прочего, является носителем внутрикорпоративной информации, и ее он «забирает» с собой на новое место работы. Холл предлагает руководителям компаний быть начеку и учитывать «пять признаков кадрового неблагополучия»:
• неожиданное падение производительности труда, ухудшение общих экономических показателей: человеку уже не до работы - он думает о своем будущем, причем в другом месте;
• частые отпуска сотрудников на один день по самым разным убедительным причинам: острая зубная боль, тяжело заболевшая бабушка, угон машины или протечка крана - это время используется для похода на собеседование в другую компанию;
• регулярное посещение сотрудниками на работе специализированных сайтов с вакансиями: ведь увольняться в никуда - смысла нет, значит, надо «прочесывать» все предложения;
• резкое увеличение частоты и длительности перекуров, причем в них все чаще принимают участие и некурильщики: перерывы используются для обсуждения единомышленниками вопросов на собеседовании, а также для укрепления уверенности в том, что уходить надо;
• нарастание мелкого жульничества: кто-то копирует полезную на новой работе информацию, кто-то уносит домой степлер и пачки бумаги - все в хозяйстве пригодится.

Разумеется, это лишь внешние признаки возможного кризиса. Заметить, что люди собираются уходить, несомненно, важно, но главнее - понять, почему.

Как избежать катастрофы

В американской компании SAS, занимающейся программным обеспечением, таким вопросом задались еще 25 лет назад, и всю фирменную политику выстроили соответствующим образом. Текучесть персонала здесь составляет менее 5 %, в то время как в среднем по отрасли - достигает 25 %. Философия компании такова: «Наш главный ресурс - люди». Но это не просто лозунг, а планомерная политика, проявляющаяся и в крупном, и в мелочах. Все сотрудники - от топ-менеджеров до газо-нокосильщиков и охранников - получают одинаковый социальный пакет, включающий бесплатное медицинское обслуживание, и это при том, что существует и медицинская страховка, 80 % которой оплачивает SAS. Каждый из работников может выбрать - пойти ли бесплатно к врачу в соседнем здании или тратить час на консультацию в своей поликлинике. Оказалось, что такой медицинский сервис, а также бассейны и спортзалы на территории компании, приносят прямую экономию. Более того, руководство не отслеживает распорядок дня сотрудников: если работа выполняется качественно и в срок, кому какое дело, где находится человек - на работе или на стадионе? Ведь после матча он может трудиться до полуночи. Да и чем специалист занимается на своем рабочем месте - это тоже не тема для обсуждения. Компанию интересует только одно - насколько эффективно каждый справляется со своими обязанностями. Фирма SAS ежегодно экономит около 75 млн долл. США благодаря сохранению стабильно низкого уровня текучести кадров. И эти средства можно потратить на собственных сотрудников.

Есть и другие интересные примеры. Скажем, в Германии, на фирмах «миттельштанда», традиционно трепетно относятся к приему на работу сотрудников, считая, что этот процесс сродни заключению брака. Так, глава компании по производству шоколада Ritter Sport Альфред Риттер, уверен, что при беседе с будущим служащим нужно не просто изучать папку с документами, но и, в первую очередь, смотреть в глаза соискателю: «Это ведь во многом химия, эдакая метафизика!» А тот, кто пришел на фирму не просто так, уже не сможет уйти, не оглянувшись! К тому же, считает г-н Риттер, привычка каждый день есть качественный шоколад тоже кое к чему обязывает...

Однако существует и диаметрально противоположная точка зрения. Борьба за минимизацию текучести персонала приводит к застою компании, к ее медленному умиранию - ведь любому организму необходима «свежая кровь». Более того, многие эксперты считают, что тепличные условия, создаваемые для сотрудников в фирмах со стабильным персоналом, потом «выходят боком» всем.

Как считает Венди Харман, профессор из Truman State University (США), не существует «идеального» показателя текучести персонала: всё зависит и от отрасли, и от размера компании, и от общей экономической конъюнктуры. Главное для фирмы - чтобы текучесть кадров не превратилась в утечку мозгов.

Читайте в этом месяце
    Узнать подробнее >>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией




      PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64204 от 31.12.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Извините, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права наших экспертов, многие статьи на сайте находятся в закрытом доступе для незаарегистрированных пользователей.
      Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение. Это займет меньше минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И читать продолжение
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

      Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Ваш подарок придет на указанный при регистрации Email
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Продолжите чтение после бесплатной регистрации

      Здравствуйте! Чтобы продолжить чтение статей на сайте «Pro-personal», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет менее 1 минуты, а Вы получите доступ к более чем 500 полезным статьям по управлению персоналом, важным документам и ценным советам от экспертов HR отрасли.

      Читайте после регистрации:

      • Примеры составления KPI
      • Выявляем мотивы для повышения эффективности работы подразделения
      • Оценка результатов труда персонала
      • Анкета для проведения структурированного интервью
      • и другие полезные статьи

      В подарок вы получите шаблоны самых востребованных и учитывающих профстандарты должностных инструкций!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль