Универсальная ценность

3190
С помощью тренингов командообразования организация может решать колоссальный спектр задач - как масштабных, так и локальных. Тимбилдинговые мероприятия действенны при разработке миссии и стратегии развития компании, определении и разъяснении сотрудникам ее политики. Не менее эффективно они используются для улучшения взаимодействия между рабочими группами и повышения эффективности деятельности команды: определения приоритетов, разрешения конфликтов, делегирования полномочий и принятия решений.

Тимбилдинг- это не «возрастное»

Командообразование (эквивалентный перевод на русский термина «тимбилдинг») - это направление, призванное с помощью специальных тренингов повысить эффективность персонала путем формирования сплоченных команд.

Подобно тому, как плавать человек способен и в раннем детстве, и в глубокой старости, компания на протяжении всего своего жизненного цикла может заниматься ко-мандообразованием. На каждом этапе ее развития тимбилдинговые мероприятия становятся действенной реакцией на уже появившиеся трудности или выступают в качестве превентивной меры. Эффективность тренинга зависит от правильности постановки задач.

«На стадии «старт-ап», когда компания производит один продукт или услугу и многое делается благодаря личному энтузиазму небольшого количества людей, проведение тимбилдинга помогает сформировать единое для них понимание стратегии дальнейшего развития, целей и задач фирмы и, конечно, установить неформальные отношения между коллегами», - иллюстрирует связь между потребностями вышедшей на рынок компании и задачами командообразующих мероприятий Татьяна Лукерчик, заместитель генерального директора по управлению персоналом ОАО «Управляющая компания «Мосре-циклинг». Целесообразность тренинга определяется в данном случае анализом психологических портретов сотрудников, отношениями между ними, сходством и различием ценностей, культур людей.

На следующем этапе, который характеризуется наличием регулярного менеджмента, по мнению Татьяны Лукерчик, командообразование следует проводить для согласования и утверждения политик компании, определения приоритетных направлений деятельности, улучшения коммуникаций между подразделениями, а также для установления соответствия личных целей сотрудников целям и задачам организации. Непосредственным «приглашением» к действию становится снижение эффективности работы людей, возникающие межличностные и межгрупповые конфликты и долгое принятие решений.

Мероприятия по тимбилдингу на следующей стадии (диверсификации либо региональной экспансии) призваны транслировать корпоративную культуру, разъяснять стратегию, миссию и политику компании, способствовать делегированию полномочий бизнес-единицам.

Татьяна Лукерчик считает, что принятие решения о необходимости соответствующих тренингов основывается на результатах анализа развития компании, прогнозирования грядущего перехода с одного этапа на другой, проактивной позиции руководства и видении стратегических перспектив. Также и по мнению Елены Звоновой, HR-директора компании «5 Кар-маЫов», командообразование обладает достаточно широким арсеналом средств для разрешения стратегических и тактических вопросов, «оно давно уже выросло из коротких штанишек налаживания межличностных коммуникаций и перешло на более высокую стадию развития бизнес-процессов».

Ольга Васильева, бизнес-консультант, директор Тульского филиала учебного центра А.Ф. КОНТО, рассматривает тимбилдинг как инструмент управления персоналом, наиболее актуальный в периоды организационных изменений и используемый для формирования лояльного отношения к переменам: «Он необходим по мере развития компании, в связи с приходом новых сотрудников. А их жизненные приоритеты далеко не всегда соответствуют ценностям организации, объединение не возникает само по себе».

Внешняя сторона медали

Итак, отметив задачи, которые ко-мандообразование решает в рамках предприятия для формирования лояльного коллектива сотрудников, акцентируем внимание на «внешней» стороне командообразова-ния - его роли в процветании кли-ентоориентированной компании, поскольку для любой организации клиенты - основа существования и развития.

Целью формирования команды профессионалов Елена Звонова справедливо считает решение поставленных экономических задач. Увеличение дохода путем наращивания объема продаж и повышения узнаваемости бренда невозможно без слаженной работы всего коллектива. Однако приоритет должен отдаваться созданию команды топ-менеджеров: «Командообразование в торговой компании начинается с топов. Основные цели - отработка технологий бизнес-процессов, налаживание бизнес-коммуникаций и решение проектных задач».

Елена Звонова по многолетнему опыту работы в розничных торговых организациях знает, что группа магазинов под одним названием становится сетью только в том случае, если сформированы и внедрены сетевые технологии: «В активно развивающейся компании, которая каждый месяц открывает новые магазины по всей стране, невозможно работать, если в ней нет командного духа и четкой отлаженной системы взаимодействия».

Ольга Васильева уверена, что при открытии нового магазина (формировании подразделения) целесообразны «начальные» групповые мероприятия, цель которых - эмоциональное сплочение коллектива (например, празднование дня рождения отдела). Затем можно регулярно решать более сложные задачи по повышению лояльности к компании и эффективности взаимодействия отделов, по созданию управленческой команды и обучению технологиям совместной выработки решений, приобщению к корпоративным ценностям.

Однако тренинг не принесет ожидаемых результатов, если компания не будет готова к командной работе. «Руководитель, трактуя слово «команда», часто имеет в виду группу слаженно работающих исполнителей, что не вполне соответствует принципам командной деятельности, - поясняет Ольга Васильева. - Если ценности лидера автоматически транслируются «сверху вниз», вместо командного взаимодействия нередко появляется соперничество, так что препятствием к созданию команды становится авторитарный стиль управления».

Универсальная ценность

И работа, и развлечение

Тимбилдинговые мероприятия условно принято делить на «развлекательные» и «неразвлекательные», и причины сделать выбор в пользу того или иного у каждого руководителя свои.

Елена Звонова полагает, что формирование командного духа сотрудников путем организации их основной деятельности эффективнее разовых «выездных» мероприятий: «Постановка общих задач - от стратегических до тактических, составление планов и распределение работы, зависимость премий от ее выполнения - самое мощное средство тимбилдинга. Я не верю в действенность «игровых методов» командообразования, особенно если это касается топ-менеджеров. Хорошо побегать по лесу, похлебать уху под дождем, но это помогает узнать только личностные особенности коллег, в то время как основная задача командообразования - разработка эффективных методов взаимодействия».

«Неверно думать, что шашлык на природе - это тимбил-динг», - соглашается Ольга Васильева и предлагает найти «золотую середину» в виде комплексной программы, где главное - командооб-разование, а сопутствующее - приятное времяпрепровождение. «Все это в совокупности срабатывает лучше, чем тимбилдинг в чистом виде», - полагает она.

Тренинги, подразумевающие активные совместные действия сотрудников в экстремальных ситуациях, также имеют своих приверженцев. «Мероприятие строится по принципу обрядов инициации, когда участники «вырываются» из привычных профессиональных отношений, попадают в совершенно иную среду, и тем самым происходит ломка сложившихся стереотипов взаимодействия, сотрудники узнают друг друга с новой стороны, устанавливают неформальные коммуникации», - рассказывает об особенностях «выездного» тимбилдинга Наталья Гульчевская, тренинг-менеджер компании «Отдел Экстремальных Вторников», в недавнем прошлом - начальник отдела обучения и развития филиала «Росгосстрах-Юг» - «Управление по Ростовской области».

«Чтобы погрузить сотрудников в игровую среду, нужны внешние тренеры, не связанные профессиональными или личными взаимоотношениями с участниками мероприятия. Эту возможность предоставляет обращение в тренинговое агентство. Кроме того, такие тренеры-профессионалы работают с проверенным реквизитом по уже испытанным программам. Пожалуй, единственным минусом привлечения сторонней организации считаю недостаточную осведомленность ее представителей о специфике взаимоотношений в компании», - объясняет Наталья Гульчевская плюсы и минусы обращения к внешним провайдерам. Впрочем, этот недостаток, как отмечает Наталья, легко устранить, если на этапе подготовки или адаптации тренинга командо-образования приглашенный специалист будет работать в тесном контакте с сотрудником службы персонала заказчика (менеджером по обучению или HR-директором).

Несмотря на то что в специализированном агентстве имеются профессионалы с опытом не только проведения, но и организации тренинга (обеспечения трансфера, размещения, питания), иногда решающим доводом в пользу его реализации своими силами становится недостаток бюджетных средств. Очевидная экономия на самом деле таковой не является: не имея опыта проведения подобных мероприятий, внутренний тренер потратит гораздо больше своего высокооплачиваемого времени, чем приглашенный коллега. «Экономически более оправдано приглашать для организации тренинга командообразования специализированную компанию, имеющую в штате тренеров-профессионалов, испытанные программы и проверенный реквизит», - резюмирует Наталья Гульчевская.

Подготовила Ксения Половинкина

Мнение эксперта

Когда необходимо командообразование

Универсальная ценностьОльга Чудова,
заместитель генерального директора по управлению персоналом, «Кадровый Холдинг «Бета Пресс», г. Москва

Тимбилдинговые мероприятия нужны:1. При запуске проекта, особенно если он подразумевает совместные длительные командировки, где взаимодействие сотрудников естественным образом выходит за рамки рабочего. Очень часто встречается в консалтинге.2. При образовании нового подразделения. В такой ситуации желателен «правильный» тимбил-динг, так как командообразование в этом случае - не косвенная задача, как у большинства корпоративных мероприятий, а основная.3. При необходимости оптимизировать, улучшить взаимодействие подразделений. Такой запрос появляется после реструктуризации, когда перераспределяются функции между отделами, возникают новые взаимосвязи, требующие эффективного сотрудничества.4. Когда нужно адаптировать новичков. В нашей компании есть традиция ежемесячного совместного посещения спортивно-развлекательного центра. Мероприятие направлено на общение новых сотрудников и давно работающих, что ускоряет адаптацию.

Корпоративная Спартакиада

Мы проводим подобное мероприятие уже несколько лет подряд, и по своей значимости оно стоит на одном из первых мест. Для сотрудников Спартакиада - возможность переключиться с привычных взаимоотношений и проявить себя по новому, реализовать потенциал, не востребованный в работе. Это ситуация, когда все на равных, дающая заряд положительных эмоций, совместный опыт, который объединяет людей. Кроме того, это еще и отражение таких ценностей компании, как динамика,активность, вовлеченность.

Читайте в этом месяце
    Узнать подробнее >>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией




      PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64204 от 31.12.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Извините, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права наших экспертов, многие статьи на сайте находятся в закрытом доступе для незаарегистрированных пользователей.
      Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение. Это займет меньше минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И читать продолжение
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

      Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Ваш подарок придет на указанный при регистрации Email
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль