Финальные зимние скидки на подписку журнала. УЗНАТЬ>>>
PRO-персонал

Тимбилдинг по своим лекалам

  • 28 июня 2010
  • 2849
эксперт рынка труда, Москва

По данным AXES Monitor 2008, порядка 60% компаний собираются отказаться от услуг внешних специалистов по командообразованию и переложить эту нагрузку на линейных руководителей, чтобы тем самым сократить затраты на персонал. Это означает, что всю необходимую работу организациям придется проводить своими силами, разумеется, не без участия HR-менеджеров.

Специфика момента

Суть работы команды заключается в получении синергетическо-го эффекта, когда сумма усилий ее участников, действующих вместе, превосходит сумму результатов, полученных от каждого из них в отдельности. Проще говоря, вовлеченность, взаимопонимание коллег, слаженность их работы в команде способствуют достижению высоких показателей и решению сложнейших задач.

Предприятий, где уровень HR-менеджмента позволяет создавать команды, не так много. Чаще всего это возможно в компаниях с проектной организационной структурой.

Переживаемый экономический кризис влияет на процесс формирования команд. Эта функция сойдет на нет там, где под ней в действительности подразумевается совместное проведение досуга и улучшение психологической атмосферы в коллективе. Напротив, в компаниях, в которых команда определяет эффективность и жизнеспособность бизнеса, функция командообразования укрепится. Сложные внешние обстоятельства дадут новые возможности в этом направлении и проверят на прочность уже сложившиеся коллективы.

Задача менеджера, а не HR-специалиста

Безусловно, различные корпоративные мероприятия способствуют появлению команд. Однако общение на них стихийно и, как правило, не связано с работой. В то время как тимбилдинг (от англ. «build» - строить) подразумевает именно строительство команды по единому замыслу, плану, с обязательным «конструктивным сопряжением» всех ее элементов. Поэтому столь популярна, к примеру, британская методика командных ролей Белбина и другие системы, основанные на закономерностях взаимодействия людей и предлагающие инструменты диагностики.

Тимбилдинг начинается с определения дизайна команды, соответствующего производственной задаче, которая ставится перед группой. Далее следуют три ключевых процесса: привлечение и подбор членов команды, создание и поддержание ее идеологии, адаптация и развитие взаимодействующих сотрудников. Все это - функции непосредственно линейного менеджера. Задача же HR-специалиста - подобрать для него подходящие инструменты работы с персоналом, помочь в формировании и поддержании команды.

В условиях кризиса, когда в большинстве компаний средства на внешних провайдеров сокращаются, у руководителей возрастет нагрузка по развитию и мотивации подчиненных. Многие организации не смогут оплатить обучение менеджеров, поэтому прибавляется работы и у HR-специалистов, которым придется проводить его своими силами.

Роль HR-менеджера в управлении и развитии команд

Как сказано выше, специалист по персоналу выступает «методическим тылом» для руководителей, подготавливая их и вооружая необходимыми знаниями, умениями и навыками для повседневной работы с сотрудниками. В ходе создания и развития команд участие HR-ме-неджера необходимо:
• при подборе людей, наиболее подходящих по качествам (чтобы «уравновесить» команду, сделав ее максимально эффективной);
• при оценке эффективности групповой работы (чтобы определить факторы, мешающие и помогающие команде достигать поставленных перед ней целей);
• при коучинге лидеров (чтобы они понимали и учитывали индивидуальные особенности членов команды и в соответствии с этим распределяли между ними задачи);
• при построении и развитии команды (чтобы подобрать «правильных» людей, грамотно распределить роли, добиться эффективной и слаженной совместной работы).

Можно ли обойтись без тимбилдинга?

Этот вопрос стоит переформулировать: «Насколько успех предприятия на рынке зависит от деятельности его команд? Может ли оно выжить без них?» Иначе говоря, необходимо понять, какая организационная структура соответствует целям компании, какова роль команд в ней, какие задачи они призваны решать.

Покупая автомобиль, принято задумываться о дорогах, по которым он будет передвигаться, и его функциях, идет ли речь о представительском лимузине или газели для первозки овощей. Бывает и так, что под воздействием общественного мнения или моды приобретается то, что вовсе и не нужно.

HR-директор, хорошо представляющий бизнес компании, вовлеченный в управленческий процесс, способен решить, какие команды и для чего нужны организации, и какими инструментами он должен пополнить арсенал руководителей и линейных менеджеров, которым предстоит заниматься тим-билдингом вплотную.

Оформить подписку

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
×
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл

Это бесплатно и займет меньше минуты!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Пройдите простую регистрацию за одну минуту и получите бесплатный доступ к прочтению статьи прямо сейчас

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Статья станет доступна после регистрации
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.