Рынок труда в сфере логистики

5182
Рынок логистики продолжает бурно развиваться. Рост инвестиционной активности этого направления приводит к увеличению количества проектов логистических операторов, появлению новых отечественных и иностранных провайдеров. Международные торгово-производственные компании открывают в России свои предприятия. Наряду с ними растет и число отечественных организаций, вкладывающих средства в создание новых филиалов и расширение существующих. Следствие этого - высокий спрос на квалифицированных специалистов.

Всвязи с острым дефицитом кадров компаниям необходимо вести грамотную моти-вационную политику, чтобы удерживать своих сотрудников.

Что изменилось в мотивации соискателей

«Человек ищет, где лучше...», поэтому работодателям важно понимать, что уже не только они отбирают претендентов, устраивая многоуровневые интервью, конкурсы, ассессмен-ты, но и кандидаты подробно изучают рынок, сравнивают предложения и определяют наиболее привлекательные для себя варианты.

Современный соискатель ориентируется на несколько критериев при выборе будущего места работы. Остановимся на основных:

1. Профессиональное развитие,освоение новых и более сложных задач. В большинстве случаев, проработав в компании 1,5-2 года и не имея возможности расширить свой круг обязанностей, специалисты приступают к поиску новой работы. При этом многие стремятся к так называемому горизонтальному развитию. Например, менеджеру по планированию поставок в регионы (DRP planner) может быть интересно заниматься планированием импортных поставок (Supply planner). А специалисту по координации автоперевозок - изучать авиа-, морские или ж/д-перевозки.

2. Возможность обучения,в том числе иностранным языкам. Зачастую важным показателем при выборе нового места работы для соискателя становится наличие систем обучения - внутренних и внешних курсов, тренингов и др.

3. Возможность использовать иностранныеязыки. Их знание (в основном, английского), среди прочего, требуется на 95 % логистических позиций. Но не всегда в ежедневной работе они применяются. Это приводит кандидатов, для которых указанный фактор важен, к мысли о смене работы.

4. Карьерный рост- это, пожалуй, одна из основных причин поиска новых возможностей на рынке, особенно, у логистов-мужчин. Столкновение интересов соискателя и работодателя часто заключается в том, что амбиции не совпадают с возможностями претендента. Желание руководить есть, а управленческого опыта и профессиональных знаний и навыков недостаточно.

5. Статус компании.Если в пос-лекризисный период в стране существовал огромный поток безработных, то сейчас ситуация обратная. При возможности выбора для соискателя очень важна история компании, стабильность, ее позиция, репутация на рынке. Например, большинство специалистов по продажам логистических услуг считают, что им легче работать, когда бренд уже «раскручен». «Организация, выходящая на рынок, - это всегда риск», - говорят они, отказываясь от предложений. Но для кандидатов, стремящихся к быстрому карьерному росту, наоборот, работа в молодой компании может оказаться более привлекательным вариантом.

6. Четкость структуры, постановка целей и задач.Часто кандидаты (особенно из российских организаций) сетуют на то, что в компаниях, откуда они уходят, нет четкого разделения обязанностей. Вследствие этого нет и прозрачности в зонах ответственности, что негативно влияет на бизнес-процессы. Также нередко претенденты говорят, что не получают обратной связи от менеджеров.

7. Местоположение компании. Эту причину смены работы в последнее время называют все чаще из-за транспортных проблем в Москве, переездов офисов за пределы МКАД ближе к складам и производствам.

8. Заработная плата, бонусы, компенсационный пакет. Этот критерий - последний в списке, но не последний по значимости.

Заработная плата как один из мотивирующих факторов при смене работы

Только за прошедший год уровень зарплатных ожиданий кандидатов вырос примерно на 50 %. При этом рост заработных плат, предлагаемых компаниями на логистических позициях, значительно скромнее - примерно на 20 % за тот же период. Это связано в основном с тем, что спрос на квалифицированных специалистов значительно превышает предложение - большинство успешных логистов при поиске работы участвуют в собеседованиях, порой, в 10 компаниях, которые привлекают кандидатов, прошедших интервью, более высоким зарплатными обещаниями. Это приводит к тому, что соискатели считают возможным на нее ориентироваться, даже не получив окончательного предложения о работе. Однако организации не могут постоянно увеличивать свой бюджет, а значит, для рекрутеров и рынка труда в целом это грозит потерей ценных кадров.

Невероятно, но факт

В последнее время на специализированных сайтах появляются резюме логистов, которые не ищут целенаправленно работу, а, как они сами указывают, «присматриваются к рынку, чтобы понять свою стоимость». Эти люди приходят на интервью, выдерживают порой несколько этапов отбора и, дойдя до финала, отказываются от должности по той причине, что их место работы не хуже того, что предлагается. Интересно, что в течение нескольких лет появляются резюме одних и тех же кандидатов, меняющих места работы, и сразу же направляющих свои новые резюме. Их принцип (если это так можно назвать): «я всегда рассматриваю».

Однако ситуация должна выровняться с приходом новой волны молодых специалистов с соответствующим образованием.

Молодые специалисты в сфере логистики

Появляется все больше вузов, которые готовят специалистов в области логистики. Одни из самых известных и хорошо себя зарекомендовавших - Высшая школа экономики (ГУ ВШЭ), Государственный университет управления, Московский государственный университет путей сообщения. Эти учебные заведения готовят специалистов по общему направлению логистики, а также дают образование по узкому профилю. Большую часть молодых работников в сфере логистики составляют также выпускники экономических, лингвистических и технических вузов.

Как правило, все студенты сейчас планируют сразу по окончании высшего учебного заведения устроиться на «серьезные» позиции, что подразумевает высокий доход, быстрый карьерный и профессиональный рост. Однако завышенные ожидания по заработной плате могут привести только к разочарованиям. Еще учась в вузе, человек должен понимать, что ему, в первую очередь, необходимо получить опыт. Высшее образование -это хорошая база, и при устройстве на работу будет несомненным плюсом, но нужно быть готовым к тому, что придется начать свою карьеру «с нуля» и постепенно профессионально развиваться, накапливая опыт в той или иной области.

Молодому специалисту по направлению «внутренняя логистика», конечно, лучше устроиться в крупную компанию, где есть возможность обучения на различных тренингах - как внутренних, так и внешних. В большинстве международных организаций сейчас есть программы для студентов и выпускников, где одним из основных критериев отбора является уверенное владение иностранным языком.

Ситуация с логистическими операторами обстоит более остро. Такое требование, как профильное высшее образование, практически не встречается. Но, конечно, приоритет отдается кандидату, окончившему курсы по специфике будущего участка работы. Например, для декларанта - курсы по таможенному оформлению. Если это менеджер по продажам транспортных, складских и других услуг -тренинги по ведению переговоров. Для operation manager, который непосредственно координирует перевозку, - курс по управлению цепями поставок и т. д. В целом, специалисты, работающие в международных перевозках, должны знать основы внешнеэкономической деятельности и владеть иностранным языком (чаще всего, английским).

Требования к персоналу

Если говорить о подборе опытных сотрудников, то требования к ним стандартны. Основным критерием отбора на позиции специалистов по продажам услуг выступает соответствующий профессиональный опыт, опыт активных продаж. Также частое требование - хорошее владение английским языком, особенно для специалистов по ВЭД. Большим плюсом считается техническое, экономическое образование, либо MBA по направлению «логистика» - зависит от бизнес-процессов компании.

Но, несмотря на дефицит специалистов в сфере логистики, работодатели часто завышают требования к кандидатам. Например, на вакансии логистических операторов, как правило, требуются сотрудники с базой данных клиентов и перевозчиков. Однако следует помнить, что если человек способен передавать конфиденциальную информацию из одной организации в другую, то он может однажды поступить так же и с компанией самого работодателя.

«Сложное» с точки зрения поиска требование - специализация на конкретном продукте, когда, например, автомобильной компании интересны кандидаты только с соответствующим опытом работы. Это значительно сужает зону поиска. В данном случае можно рассматривать кандидатов из смежных, схожих областей, скажем, связанных не только с легковыми машинами, но и грузовыми, или же с промышленным оборудованием.

Таким образом, на сегодняшний день, чтобы преодолеть нехватку специалистов, компаниям необходимо более гибко подходить к подбору персонала, ориентируясь на компетенции кандидата, а не подходящий на 100 % профессиональный опыт, поскольку уровень организации логистики в каждой компании разный.

Привлеченный персонал

Ощущается дефицит не только специалистов среднего и высшего звена, но и неквалифицированного или низкоквалифицированного персонала. Сфера логистики - не исключение. Зачастую HR-специалис-ты вынуждены предпринимать незаурядные меры для обеспечения предприятия (логистических центров и терминалов, складов и т.п.) грузчиками, операторами автопогрузчиков, рабочими склада, разнорабочими и др.

Причин нехватки персонала множество. Наиболее значимые:
• традиционно высокая текучесть данной категории сотрудников;
• низкая концентрация населения в некоторых территориально-географических зонах, вызванная спадом рождаемости и активными миграционными потоками в направлении крупных мегаполисов;
• территориальное расположение логистических центров в относительном отдалении от границ городов, продиктованное сравнительно низкой стоимостью аренды земли и возможностью использовать под объекты большие площади;
• существенная разница в уровне заработной платы в крупных и небольших городах, что также вызывает отток рабочей силы в мегаполисы.

В сложившихся обстоятельствах компании все активнее пользуются услугами HR-провайдеров, предоставляющих возможность привлекать временный персонал на краткосрочные и длительные проекты (см. таблицу). Наиболее востребованными становятся услуги лизинга и аутстаффинга производственного и вспомогательного персонала.

Рынок труда в сфере логистики

Примечательно, что со временем не только увеличивается количество требуемого персонала (что продиктовано развитием логистической отрасли), но и меняется соотношение оказываемых услуг. Так, к июню 2008 г. спрос на услуги по выводу персонала за штат компании (аутстаффинг) вырос на 1015 % по сравнению с показателями того же периода 2007 г. А потребность в предоставлении временного персонала (лизинг) повысилась более чем на 20 %.

Основная причина, по которой организации предпочитают на период сезонных пиков привлекать временный персонал, нежели расширять собственный штат, - это отсутствие необходимости вслед за ростом числа сотрудников преодолевать увеличение объемов кадрового и бухгалтерского администрирования. Кроме того, провайдер, специализирующийся на данных услугах, зачастую располагает более глубокой экспертизой локального рынка и способен предложить максимально эффективные технологии привлечения нужного персонала на данное предприятие.

Среди логистических компаний, обращающихся с запросами на предоставление услуг лизинга и аутс-таффинга линейного персонала, все чаще встречаются крупные российские логистические операторы. В то время как еще в 2004-2005 гг. среди заказчиков этих услуг были исключительно иностранные предприятия, традиционно пользующиеся ими по всему миру.

В предстоящие 2-3 года усилится миграция рабочей силы. И это, вероятно, будет способствовать росту числа проектов, связанных с межрегиональной релокацией персонала, в том числе из стран ближнего зарубежья.

Прогноз

В целом на рынке труда в 2008 г. продолжаются тенденции, наблюдавшиеся в 2007-м. По-прежнему велик дефицит кадров, и рекрутеры работают в условиях «рынка кандидата». Ситуация стала еще более острой не только в Москве, но и в других городах России.

Работодатели в регионах все чаще сталкиваются с завышенными зарплатными и карьерными ожиданиями соискателей. По данным специалистов кадрового холдинга АН-КОР, 57 % кандидатов, которые обращались к ним в 2008 г., одновременно рассматривали еще 2 или 3 предложения. А 43 % претендентов при смене работы рассчитывали, что их доход повысится на 40-50 %.

Можно отметить не только высокие ожидания кандидатов в регионах, но и, к сожалению, их низкий профессионализм, а также и несущественность для них таких факторов как: известность бренда компании, официальное оформление в штат и «белая» схема оплаты труда.

В 2008 г. уже привычной практикой в нашей стране стала релокация сотрудников из региона в регион, а не только в Москву.

Также тенденция этого года -гораздо более высокая динамика развития регионального рынка труда по сравнению со столичным. Однако во многих городах практически нет складов класса A, и поэтому сейчас почти все складские операторы начинают строить их на местах по современным технологиям. На данный момент основные игроки представлены в Москве, но уже в планах многих предприятий на ближайшие несколько лет - активная экспансия в регионы.

Все большую популярность приобретают услуги по предоставлению временных сотрудников и выводу персонала за штат. Если раньше они были востребованы только в Москве у иностранных компаний, то теперь стали интересны и российским организациям.

Острота проблемы дефицита кадров в регионах, а следовательно, и рост спроса на услуги кадровых агентств, подтверждаются тем, что в 2008 г. не только крупнейшие рекрутинговые компании, но даже и малоизвестные кадровые агентства ведут активную региональную экспансию.

Региональные рынки России сегодня развиваются с отставанием от Москвы на 2-3 года. В связи с этим, бесспорно, ожидается обострение в других городах «борьбы за таланты» и значительный рост компенсационных, карьерных и других требований кандидатов. Региональные рынки и в дальнейшем будут приближаться к столичным как по уровню присутствия мировых компаний, так и по профессионализму и требованиям кандидатов. Уже сегодня рост заработных плат в России опережает по темпам инфляцию.

Читайте в этом месяце
    Узнать подробнее >>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией




      PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64204 от 31.12.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Извините, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права наших экспертов, многие статьи на сайте находятся в закрытом доступе для незаарегистрированных пользователей.
      Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение. Это займет меньше минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И читать продолжение
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

      Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Ваш подарок придет на указанный при регистрации Email
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль