Первое место работы

5408
С чего начать свою трудовую деятельность «новоиспеченному» дипломированному специалисту по управлению персоналом? Определим основные шаги по построению карьеры начинающего HR-менеджера.
ГК «Системные технологии» создана в 2000 г. Сфера деятельности - разработка программного обеспечения для автоматизации бизнес-процессов выездной торговли. В настоящее время работают два филиала. Численность персонала - 87 человек.

В профессиональной адаптации менеджера по персоналу выделяются следующие этапы:1. Знакомство с компанией.2. Освоение должностных обязанностей.3. Выполнение поставленных задач.4. Организация и реализация самостоятельных проектов. Рассмотрим каждый из этапов подробно.

Знакомство с компанией

В первую неделю работы менеджер по персоналу должен познакомиться:
• с сотрудниками ключевых подразделений;
• с отраслью, в которой работает компания;
• с корпоративной культурой;
• с документами, регламентирующими деятельность персонала.

В первый день работы, помимо изучения «географии офиса», новичку следует познакомиться с ключевыми сотрудниками - внутренними клиентами HR-менеджера.

Они же окажут помощь при освоении новичком специфики технологий и отрасли. Если ему предстоит заниматься кадровым делопроизводством, то обязательно нужно лично встретиться со специалистами юридической службы и бухгалтерии, поскольку с ними предстоит работать вплотную. Офис-менеджер - лицо важное для каждой компании, а для кадровика он, как правило, один из помощников в ежедневной работе. Знакомство с остальными сотрудниками состоится в ходе выполнения конкретных задач.

Специфика отрасли накладывает отпечаток не только на технологии управления персоналом, но и на самих людей. Поэтому новому HR-менеджеру следует уделить достаточно внимания изучению сферы бизнеса, в которой работает компания. Это можно сделать, пообщавшись с ее владельцами, топ-менеджерами (никто кроме них, не владеет полной информацией), используя аналитические обзоры и статьи, публикуемые в Интернете или специализированных газетах и журналах. Также следует обратить внимание на ключевых конкурентов на рынке труда.

Корпоративная культура - это «душа компании», которую необходимо почувствовать и понять. Начинающему кадровику нужно изучить организацию деятельности отдела персонала, постановку задач, систему отчетности, а также то, как сотрудники общаются между собой, какие технологии и средства используют в работе (например, внутренний сайт, систему коммуникаций - e-mail, система электронного документооборота, специализированное программное обеспечение и проч.).

Корпоративные мероприятия - часть культуры компании. Начинающему менеджеру по персоналу стоит выяснить, какие важные даты в ней отмечаются ежегодно, как происходит подготовка этих событий и с какой целью они проводятся. На многих предприятиях существуют так называемые «Книги для новичка». Они служат путеводителями для пришедших в организацию сотрудников и способствуют более быстрому пониманию ее корпоративной культуры и ценностей.

Большое значение для кадровика имеет изучение документов, регламентирующих деятельность, с одной стороны, отдела персонала, а с другой - остальных подразделений компании. Первые особенно важны, поскольку включают правила работы начинающего HR-менеджера, определяют его права, обязанности и ответственность. К этой категории документов относятся: должностная инструкция, положения о работе службы персонала, о подборе кадров, об оплате труда сотрудников отдела и т.д. Общие регламенты имеют не меньшее значение. Специалист обязательно должен ознакомиться с такими нормативными актами, как положения о внутреннем трудовом распорядке, о защите персональных данных, о командировках, об аттестации, об обучении и др.

Изучение документов позволит сориентироваться в правилах деятельности компании. В первые 2-3 недели работы на новом месте у новичков возникает много вопросов, и их обязательно необходимо прояснять.

Освоение должностных обязанностей

Еще на стадии трудоустройства следует обсудить с работодателем основные должностные обязанности. В последнее время наблюдается тенденция к сужению специализации HR-сотрудников, например: рекрутер, менеджер по бонусам и компенсациям, по обучению и оценке персонала. Тем не менее в небольших компаниях по-прежнему востребованы универсалы, готовые к реализации разных проектов по всем возможным направлениям управления кадрами.

Учитывая динамичность развития рынка и внутренней среды организации, можно утверждать, что далеко не во всех компаниях есть должностные инструкции, соответствующие реальному положению дел. Поэтому на второй день работы рекомендуется прояснить следующие вопросы: какие проекты на текущий момент реализованы, какие запланированы на ближайший месяц, квартал, полгода, год, какие существуют проблемы.

После того как представление о работе получено, следует обсуждение целей на ближайший период (3 месяца) и критериев оценки их достижения. Входить в должность можно постепенно, т.е. сначала ставятся простые задачи, затем более сложные, либо с погружением, когда новичок сразу начинает работу над объемным проектом. Какой из способов будет применяться - зависит от непосредственного руководителя, а также ситуации в компании.

Каждый из путей имеет свои плюсы и минусы, но для примера возьмем более частый вариант - первый. Начальник ставит перед начинающим специалистом несложные задачи на первый месяц работы. При этом нужно обсудить следующее:
• результаты, которые руководитель ожидает от подчиненного по каждой конкретной задаче;
• сроки их выполнения;
• приоритетные цели;
• критерии оценки успешности их достижения.

Все эти пункты должны быть оформлены как приложение к трудовому договору в виде плана вхождения в должность начинающего специалиста.

Выполнение поставленных задач

В первый месяц работы начинающий менеджер по персоналу выполняет такие задачи, как:
• знакомство с компанией, структурой, особенностями отрасли;
• знакомство с должностными обязанностями, паспортом рабочего места, правилами доступа в офис, принятыми нормами поведения и одежды;
• освоение некоторых методов и приемов по своему основному функционалу;
• теоретическая подготовка по конкретным вопросам, связанным с работой;
• самостоятельная деятельность на выделенном участке при постоянном контроле наставника или непосредственного руководителя.

Что делать, если какую-либо из задач невозможно выполнить? В первую очередь нужно определить, по какой причине задача непонятна: нечеткие инструкции руководителя (в этом случае нужно конкретизировать), недостаток знаний и опыта (признаться в этом начальнику, обратиться за помощью к более опытным сотрудникам или консультантам, пройти дополнительное практическое обучение). Главное -ни в коем случае не пытаться делать то, что не знаешь! Основная задача новичка - наблюдать за профессиональной работой опытных кадровиков и учиться у них.

Дополнительную информацию можно узнать из профессиональной литературы. Часть материалов выложена в Интернете в открытом доступе. Существуют профессиональные сообщества, форумы, где в любой момент можно задать интересующий вопрос и получить консультации, материалы, документы от коллег со всей России. В этот период важно часто общаться с непосредственным руководителем, обсуждать этапы выполнения задач, получать обратную связь от внутренних клиентов, «нарабатывать» опыт. Начальник или наставник должны давать новичку простые, понятные задачи с постепенным усложнением, постоянно получать от него обратную связь, контролировать выполнение задач и при необходимости консультировать. Для более быстрой профессиональной адаптации можно использовать «Лист задач на время испытательного срока» (пример см. в таблице).

Организация проектов и участие в них

По прошествии двух-трех месяцев, когда большинство простых задач успешно выполнены, начинающего менеджера по персоналу можно привлекать к участию в более трудных и интересных проектах, для начала - не сложных, но важных. Например, самостоятельное закрытие линейных вакансий, разработка должностных инструкций, анкет, подготовка и проведение небольшого корпоративного мероприятия (например, организация обучения для отдела продаж с привлечением стороннего тренера).

В это же время специалиста можно подключать к участию в более сложных проектах, таких как разработка системы адаптации, проведение оценки персонала и т.д., поручая ему отдельные этапы. Например, если в компании планируется введение новой системы мотивации, то одним из блоков, который может быть доверен начинающему менеджеру, становится оценка существующей системы. Предварительно руководитель или наставник должен обсудить с новичком последовательность шагов (разработка анкеты, проведение опроса, составление отчета) и определить «точки контроля» на каждой стадии. Участие в проектной работе требует не только знаний и умений, но и определенных менеджерских способностей, поскольку предполагается более сложная деятельность в заданных временных и ресурсных рамках.

В течение первого года, а иногда и несколько дольше, начинающий специалист требует от непосредственного начальника большего внимания, чем остальные подчиненные. Первое место работы имеет очень вожное значение, поскольку именно здесь из неопытного «вчерашнего студента» формируется специалист. И то, каким станет новичок, во многом зависит от его наставника или руководителя.

Но чтобы быть настоящим профессионалом, недостаточно только получить практический опыт работы, еще надо обладать набором определенных менеджерских характеристик, таких как:
• способность к самоорганизации;
• коммуникабельность (умение налаживать деловые отношения);
• способность к развитию (себя и других сотрудников);
• умение ставить цели, планировать;
• нацеленность на результат;
• умение планировать ресурсы (временные, человеческие, финансовые, организационные);
• готовность к преодолению сопротивления;
• навыки консультирования.

Первое место работы

Читайте в этом месяце
    Узнать подробнее >>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией




      PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64204 от 31.12.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Извините, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права наших экспертов, многие статьи на сайте находятся в закрытом доступе для незаарегистрированных пользователей.
      Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение. Это займет меньше минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И читать продолжение
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

      Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Ваш подарок придет на указанный при регистрации Email
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль