Развитие лидерских способностей с помощью коучинга

4410
Представители высшего эшелона менеджмента, особенно новички, нередко нуждаются в коучинге, который помог бы им стать эффективными лидерами. Каким образом отделы обучения и развития персонала могут удовлетворить эту потребность?

Хотя профессиональный ко-учинг уже изобилует специальными терминами, сейчас уверенно набирает обороты еще один - «стресс продвижения».

Это словосочетание впервые было использовано в исследовании «Лидерские перемещения», проведенном Институтом развития персонала (CIPD) и консалтинговой компанией DDI. Топ-менеджеров попросили сравнить нервное напряжение, вызванное переходом на новую ступень карьеры и связанное с другими жизненно важными событиями. Эта команда амбициозных лидеров поставила психологическую травму от продвижения на вышестоящую должность на второе место после развода! Стресс еще более усиливается из-за недостаточной подготовленности к новой роли. Среди опрошенных 80 % заявили, что профессиональная помощь облегчила бы им адаптацию при каждом серьезном карьерном шаге.

Моральная поддержка

«Именно на этом этапе карьерного роста коучинг и наставничество приносят особую пользу, - считает Ванесса Тэйлор, менеджер по исследованиям и кадровой политике CIPD. - Коучинг не означает, что обучаемых будут «водить за ручку», его задача - помочь им глубже осмыслить свою деятельность и изнутри взглянуть на то, какие методы работают, а какие - нет. Он обеспечивает моральную поддержку и смягчает стресс от продвижения на новую должность».

Клив Манн, управляющий директор консультативно-исполнительной компании Ridler&Co, рассматривает тренинг лидерства как симбиоз обучения общему менеджменту и коучинга: «Он помогает потенциальным лидерам «постичь суть руководства», взглянуть на бизнес глобально, чтобы формулировать и реализовывать стратегические решения вместо простого выполнения своих должностных обязанностей. Цель коучинга - расширить видение бизнеса».

Предполагается, что коуч и обучаемый вместе работают над реализацией согласованной между ними модели эффективного руководства. Поэтому им необходимо хорошее взаимопонимание, а результат можно определить по изменениям в поведении лидера. Причем процесс должен продолжаться от 6 до 12 месяцев. «Коучинг также хорошо действует в сочетании с другими методами, такими как лидерские мастер-классы, - говорит Джонотан Перкс, управляющий директор консультативной компании по развитию лидерских способностей и талантов Penna. - Он закрепляет знания и навыки и имеет логическое продолжение: инструктор контролирует, как обучаемый применяет полученные рекомендации на практике».

Большинство экспертов считают, что коучинг - это неотъемлемая часть программы развития лидерских способностей, поскольку помогает довести до сведения менеджеров те принципы руководства, которые организация считает правильными. Кроме того, коучинг сам по себе свидетельствует о заинтересованности компании в карьерном росте определенных сотрудников. «Это приобретает все большую важность по мере того, как на деловую арену выходит новое поколение, стремящееся определить свои перспективы, а также к уверенности в том, что организации заботятся о своих сотрудниках и вкладывают средства в развитие их карьеры», -отмечает Перкс.

Несмотря на общепринятое мнение о том, что коучинг играет значимую роль в развитии лидерских способностей, нет достаточного подтверждения тому, что он фактически применяется с этой целью. Прогностическое исследование лидерства, проведенное CIPD, показывает, что хотя коучинг и считается эффективным методом обучения, однако широко не распространен. Половина сотрудников HR-отделов признает его эффективность, но только 16 % действительно пользуются им. Респонденты ссылались на ограниченность бюджета. Судя по всему, не все компании считают, что смогут оправдать стоимость персонального коучинга для своих потенциальных лидеров.

Гибридная модель

По словам Гила Швенка, главного консультанта по развитию организаций Bath Consultancy Group, сочетание группового и индивидуального коучинга доказало свою эффективность. «Такая гибридная модель вносит больший вклад в развитие лидерских способностей, чем эксклюзивный коучинг, поскольку групповое обучение способствует выработке общего понимания лидерства», - утверждает он.

Разумеется, коуч должен иметь широкий взгляд на функции руководителей в компании и хорошо понимать, какого именно поведения она ожидает от своих лидеров. При этом он согласовывает результаты своей деятельности с общепринятыми ожиданиями. «Вот где пригодится круговая обратная связь», - говорит Гил Швенк, который считает, что она персонализирует коучинг.

Швенк также уверен, что данный вид обучения играет принципиальную роль в становлении настоящих лидеров, при этом они могут оставаться самими собой: «Коучинг предлагает своевременное и индивидуальное воздействие, что важно в таких случаях, когда нужны неординарные лидерские качества». Именно к ним компании проявляют сегодня все больший интерес. «Лидерство -это ролевая модель, воплощающая собой цели организации, - утверждает Майлз Доуни, основатель школы коучинга. - Диктаторский стиль руководства устарел, поскольку появляется все больше людей, совсем не расположенных бездумно выполнять чьи-то указания».

Джонотан Перкс рекомендует организациям разрабатывать программы развития эмоционального интеллекта (EQ) своих топ-менеджеров с тем, чтобы те умели понимать подчиненных и в свою очередь направлять их.

Конечно, руководитель должен сам стремиться к обучению и иметь желание переосмыслить свой подход или изменить его. Доуни вспоминает, что ему нередко встречались люди, путающие лидерство с самонадеянностью и не желающие ничему учиться.

Разработка программы

Основная задача менеджера по обучению персонала - составить многогранный план развития, включающий коучинг. «Но прежде всего нужно изучить исходный материал, с которым предстоит работать», - говорит Анна Мари Детер, старший консультант TowersPerrin. Она рекомендует использовать центры развития кадров для оценки начального лидерского потенциала и определения компетенций, требующих совершенствования. В подобных центрах имитируется деловая обстановка или создаются рабочие ситуации, основанные на проблемах, с которыми компания сталкивалась на протяжении последних лет. Исход этих ситуаций уже известен, благодаря чему имеется возможность сравнить решения, предлагаемые потенциальным лидером, с теми, которые фактически были реализованы. Таким образом, идентифицируется поле деятельности коуча. «Его задача - заполнить пробелы в компетенциях, необходимых для исполнения руководящей роли», - говорит Анна Де-тер и добавляет, что коуч помогает обучаемому совершенствовать свои качества.

Анжела Руттерфорд-Адамс, партнер консультативной компании по проблемам коучинга DRC, составила программу развития лидерства для восьми кандидатов на высшие руководящие должности и одного крупного розничного дилера. «Я разрабатывала и интегрировала эту программу в сотрудничестве с HR-службой и отделом обучения и развития персонала, - рассказала она. - Мы назвали ее «Академия коучинга» и собираемся получить на нее аккредитацию».

Программа состоит из 5 основных модулей:
• деловая стратегия;
• структура лидерства;
• команда руководителей;
• развитие корпоративной модели лидерства;
• эффективное воздействие на подчиненных.

Каждый модуль программы задействует отдельного коуча. В дополнение к этому участники сами пробуют себя в роли коучей. Руттер-форд-Адамс разъясняет, что это составная часть программы: менеджеры с высоким лидерским потенциалом учатся коучингу и посещают коуч-сессии в качестве наблюдателей. «Элемент самостоятельного ко-учинга чрезвычайно важен для того, чтобы помочь им глубже осознать свою роль», - утверждает она.

Привлечение инструкторов и наставников

По мнению Майлза Доуни, самое сложное - выбрать коуча и добиться того, чтобы он по-настоящему деятельно участвовал в формировании необходимых качеств руководителей. Коуч, занимающийся подготовкой будущего лидера, а следовательно, влияющий на перспективы развития самой организации, автоматически наделяется большим доверием, поэтому к его выбору следует подходить очень вдумчиво. «Коуч должен обладать авторитетом, личным обаянием и даром убеждения, - утверждает Джонатан Перкс. - Такие сотрудники должны быть аккредитованы организацией, специализирующейся на данном направлении (например, Международной федерацией коучинга), и обязаны инвестировать развитие своей практики и собственного мастерства».

«Разрабатывая программу совершенствования лидерских качеств, менеджер по обучению и развитию персонала должен включать в нее наравне с коучингом также наставничество, - считает Анна-Мари Детер. - Коуч помогает в устранении проблем благодаря свежему взгляду со стороны. Наставник же обычно является опытным сотрудником самой компании, знает ее потребности и имеет возможность в течение долгого времени наблюдать за продвижением потенциального лидера».

Детер также считает, что наставника непременно нужно вовлекать в реализацию программы коучин-га: «Работа по развитию лидерства предполагает объединение усилий и согласованности действий коуча, наставника, обучаемого и спонсора. Таким образом, получается четырехсторонний процесс. Это с самого начала упрощает планирование многогранного воздействия для скорейшего достижения ожидаемого результата».



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Актуально


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Статья для специалистов по работе с кадрами!

Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение.

Дополнительно Вы сможете:
- прочитать еще 5600 рекомендаций по кадровой и HR-тематике
- скачать 4800 готовых образцов документов
- посмотреть 54 видеолекции по трудовому законодательству

Подарок дня: Справочник должностных инструкций по профстандартам

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль