Обучение игрой

2183
Для сотрудников, достигших высоких ступеней карьерной лестницы, традиционные формы обучения перестают быть привлекательными. Именно поэтому в одной из крупных холдинговых компаний в качестве инструмента повышения квалификации топ-менеджеров была использована бизнес-игра.

Самое крупное соревнование по стратегическому управлению Global Management Challenge (GMC) впервые организовано в Португалии в 1980 г. Его история началась с разработок группы исследователей из университета Strathclyde (Шотландия). Миссия этой игры - подготовка менеджеров к конкуренции на глобальных рынках. Участниками соревнования могут быть руководители высшего и среднего звена, слушатели MBA, сотрудники, включенные в кадровый резерв, а также студенты вузов. С целью привлечения игроков организаторы этого мероприятия участвуют в выставках, посвященных обучению и развитию персонала, в комитетах Ассоциации менеджеров России, размещают информацию о себе в интернете. Соревнование проходит удаленно, организаторы общаются с игроками посредством сети, и только в финале участники собираются вместе. Такие встречи проходят в разных странах мира -Франции, Португалии, Польше, Китае и др.

В соревновании Global Management Challenge, которое проводится ежегодно, принимает участие элита топ-менеджмента из 25 стран мира, к которым в 2006 г. присоединилась и Россия.

Суть этой игры, - бизнес-симулятора, - заключается в том, что любое количество команд со всей страны в течение 6 месяцев управляют виртуальной коммерческой организацией и конкурируют друг с другом на глобальных рынках. Условия максимально отражают действительность. Задача команды - добиться наилучших результатов, измеряемых ценой ее акций на рынке.

Зачем участвовать

Участие в подобном соревновании позволяет решить сразу несколько задач. Во-первых, это обучение менеджеров высшего эшелона и сотрудников кадрового резерва. Во-вторых, развитие персонала и дополнительная мотивация. Сам факт включения, например, руководителей среднего звена в состав команды - это признание их профессионального статуса. В-третьих, оценка участников, причем «деликатная», ненавязчивая и, вследствие этого, более адекватная. Поэтому нужно, чтобы в группу был включен один из специалистов службы персонала. Однако для компаний, заявивших более 5 команд, организаторы сами осуществляют дополнительную оценку. Она проводится по следующим критериям: качество разработанной стратегии, маркетингового и финансового плана, персональные аналитические способности, техника презентации и коммуникации, «траектория» роста каждого участника. Кроме того, для всех членов команды автоматически осуществляется оценка эффективности менеджерской работы. Выполнение роли каждым участником и его взаимоотношения с окружающими (навыки и рабочие связи) - оценивают сами члены команды (peer evaluation). А для определения вклада каждого в успех коллектива организаторы проводят оценку решения индивидуальных задач по аспектам управления компанией.

Соревнование не только учит действовать в одном направлении, но и дает целостное понимание принципов работы организации. Ведь зачастую тот факт, что даже «проходное» решение руководителя одного подразделения кардинально меняет работу другого, не всегда осознается управленцами. Увидев же взаимосвязи процессов в игре и соотнеся их с жизнью, менеджеры начинают в полной мере понимать ответственность за принятые решения.

Одно из удобств, предоставляемых организаторами, - возможность прохождения бесплатного тест-драйва в течение месяца. Каждая неделя равна виртуальному кварталу. Принимая раз в неделю по одному решению, за месяц игроки проживают производственный год. Игра позволяет менеджерам почувствовать «вкус азарта», серьезно повышает их мотивацию к обучению. Как известно, руководители высшего и среднего звена не всегда охотно учатся, и ответственные за их развитие специалисты вынуждены прилагать массу усилий для преодоления сопротивления с их стороны, которое становится следствием:
• опасения - «Не готовы тратить время»;
• непонимания необходимости новаций - «Зачем это нужно? Мы все уже знаем»; и стремления ограничить бюджет - «Это очень дорого»;
• нежелания учиться - «Скучно».

В ходе соревнования все игроки, включая менеджеров высшего звена, обновляют и совершенствуют свои знания в области управления. Их индикатором становится feetback (лист с анализом ошибок, который организаторы предоставляют по первому запросу) и сравнение своих результатов с показателями других команд.

Таким образом, для директоров по персоналу GMC - это HR-toolbox, т.е. набор эффективных инструментов по обучению и развитию сотрудников компании, раскрытию их потенциала, что, кстати, позволяет опередить хедхантеров.

Что надо знать

Стоит остановиться на условиях и преимуществах участия в соревновании. Количество команд от каждой организации не ограничено, однако в одну группу могут войти не более пяти человек. Состав коллектива определяется исходя из целей участия компании в соревновании (обучение, передача опыта, выявление талантов, внутренний маркетинг, подготовка кадрового резерва, непосредственно победа в соревновании, налаживание партнерских/клиентских отношений, проверка теоретических знаний, просчет стратегий без финансовых рисков и т.д.). Поскольку в игре используются элементы Teambuilding и она способствует укреплению бизнес-коммуникаций между подразделениями, целесообразно включать в команду менеджеров из разных отделов.

Один из важных вопросов касается времени. Безусловно, это самый дорогой и невосполнимый ресурс для компании, а принятие решений требует подготовки и регулярных совещаний участников команды. Однако встречи можно организовывать в любое удобное для менеджеров время - нет необходимости высиживать полный рабочий день в тренинговом классе.

Наконец, вопрос дороговизны обучения. Стоимость участия одной команды в GMC составляет около 60 тыс. рублей - это цена среднего по качеству тренинга по управлению организацией, рассчитанного на один, максимум, два дня. Причем следует учитывать, что при вложении этих денег в обычный тренинг, вряд ли получится параллельно сплотить команду и оценить участников. Соревнование же помимо прочего является одним из каналов продвижения компании на рынке, т.к. позволяет создать деловые связи с элитой российского и зарубежного менеджмента. Нет необходимости доказывать значимость этих преимуществ для бизнеса любой организации, поскольку для владельцев и руководителей подобная GMC - масштабное событие в мире бизнеса, позволяющее:
• улучшить имидж компании и ее руководства;
• сформировать кадровый резерв;
• расширить горизонты развития организации.

Опыт участия

В компании «Alcon Development» образовательная программа на 2007 г. была разработана в 2006 г. Она включала обучение сотрудников, в том числе новых, профессиональную переподготовку (внутренние и внешние семинары и тренинги). Анализ целей организации, проведенный специалистами службы персонала, показал, что важнейшее условие их достижения, - это обучение менеджеров. Для руководителей высшего и среднего звена предусматривалось комплексное обучение управлению компанией, направленное на совершенствование их навыков. Однако для «топов» традиционные формы подачи знаний казались не очень привлекательными. Руководство отказывалось должным образом финансировать обучение, ссылаясь на самые разные причины: «не готовы тратить время и деньги», «процесс обучения слишком скучен», «топ-менеджеров незачем учить» и т.д. Именно поэтому в качестве инструмента обучения в итоге было выбрано азартное соревнование равных по интеллекту и управленческому опыту коллег, работающих в разных областях бизнеса и разных странах.

Чтобы менеджеры получили общее представление об игре и захотели участвовать в ней, служба персонала провела соответствующие PR-мероприятия (презентация игры, информационные рассылки). О сроках принятия решений и необходимости встреч участников заранее предупреждал менеджер по персоналу, также состоящий в команде. Он же согласовывал с игроками место для совещаний и обсуждения решений.

Команда формировалась из менеджеров высшего и среднего звена, однако в ходе игры «погоны» были сняты - радость и досада объединяли всех. Среди игроков был официальный лидер команды и рядовые участники, каждому из которых была отведена своя роль - организатор, генератор идей, аналитик, наблюдатель.

GMC - азартное соревнование. Приняв очередное решение, члены команды с нетерпением ждали результатов. Было все: и радость, и огорчение. Принимая первое решение, команда допустила серьезную ошибку (неправильно выстроила систему стратегического планирования и целеполагания), и всю последующую игру участники пытались ее исправить. К счастью, у них была возможность запросить feedback (лист обратной связи) с анализом допущенных ошибок. Это оказался один из самых эффективных способов воздействия на игроков.

Если говорить о том, что конкретно компания получила от участия команды менеджеров в тест-драйве 2007, то, во-первых, у всех менеджеров «загорелись глаза» - появился интерес к обучению, который они в свою очередь транслировали другим сотрудникам. Во-вторых, вскрылись все «узкие места» в управлении компанией, например, недостатки в планировании. В-третьих, специалист по персоналу оценил участников команды. В-четвертых, наладилось взаимодействие подразделений, стало легче принимать совместные решения, и теперь это делается более осознанно. Участники игры получили возможность посмотреть на свои действия с разных сторон, поняли, что любой поступок многогранен и влечет изменения по многим направлениям. Так, принятие решения о выводе нового продукта на рынок, помимо кадровых перестановок, влияет на размер бюджетов ряда подразделений (службы маркетинга, персонала, отдела закупок и т.п.), и при несогласованности их действий возможен провал стратегически важного решения.

Есть основания надеяться, что в будущем использование такого инструмента, как бизнес-игра, поможет вывести компанию на новый уровень обучения и развития.

Читайте в этом месяце
    Узнать подробнее >>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией




      PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64204 от 31.12.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Извините, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права наших экспертов, многие статьи на сайте находятся в закрытом доступе для незаарегистрированных пользователей.
      Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение. Это займет меньше минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И читать продолжение
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

      Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Ваш подарок придет на указанный при регистрации Email
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль