Региональный рынок труда в логистических компаниях

3553
Сегодня рынок транспортно-экспедиционных и логистических услуг находится в стадии бурного роста. Между тем логистика – довольно молодая отрасль, и относящиеся к ней компании по-прежнему ощущают острый дефицит сотрудников со специализированным образованием и опытом работы по профилю.

Только начало

Многие компании начинают углублять специализацию, а все сопутствующие операции отдают на аутсорсинг. Именно так поступают крупнейшие торговые операторы, которые все чаще предпочитают обращаться за логистическими услугами в специализированные организации, нежели содержать собственную службу логистики. Это позволяет им экономить на содержании автопарка, администрировании и заработной плате сотрудников этого подразделения.

Увеличивающийся спрос на услуги логистики подстегивает количественный и качественный рост этого сектора экономики. В регионах появляется все больше транспортных и логистических операторов (в том числе открываются филиалы столичных компаний), растет потребность в квалифицированных кадрах. Впрочем, данную нишу еще только предстоит сформировать. «Сегодня на этом рынке мало кандидатов с опытом работы, ведь раньше таких организаций прост не существовало, да и подготовка молодежи для нашей отрасли в вузах пока еще очень слаба», – констатирует заместитель директора по персоналу группы компаний Armadillo Елена Шлома.

Дефицит специалистов

Наибольшим спросом в транспортно-логистических компаниях пользуются следующие позиции:
• директор компании (филиала);
• руководитель подразделения (отдела, департамента, направления);
• начальник отдела продаж;
• специалист по работе с клиентами;
• менеджер отдела продаж;
• менеджер профильного отдела (авто-, авиа-, железнодорожных и других перевозок);
• работник склада;
• главный бухгалтер;
• офис-менеджер / ассистент;
• менеджер по персоналу.

При этом потребность в специалистах у каждой конкретной организации зависит от широты спектра ее услуг. «Одни компании сами ведут весь транспортно-логистический процесс, другие не занимаются, к примеру, складской логистикой», – поясняет Елена Шлома. Особенно сложно найти грамотного логиста (см. табл. 1).

Региональный рынок труда в логистических компаниях

«Нашей компании нужны хорошие специалисты по продажам. Что касается складской логистики, то есть проблемы с линейным персоналом – водителями, грузчиками. Но это связано с большой текучестью кадров и уровнем персонала по региону в целом», – отмечает Елена Шлома.

Требования

Учитывая тот факт, что система обучения в столь молодой отрасли пока не успевает за динамично развивающимися организациями, для большинства работодателей важен опыт кандидата на вакансию в данной сфере. Директор саратовского филиала ООО «Первая экспедиционная компания» Константин Игольников заявляет: «Перечень требований зависит от уровня должности, но, как правило, обязательны высшее образование и опыт работы в продажах либо в аналогичных компаниях» (см. табл. 2).

Региональный рынок труда в логистических компаниях

В большинстве случаев соискатель должен иметь собственный автомобиль и права. А в компаниях, активно работающих на рынке международных перевозок или имеющих иностранный капитал, требуется знание иностранного языка (преимущественно английского или немецкого). Также приветствуется знание второго языка на уровне, достаточном для перевода технических текстов, – инструкций, договоров, сопроводительной документации (подробнее об обязанностях см. в табл. 3).

Региональный рынок труда в логистических компаниях

Критерии выбора компании

Среди факторов, влияющих на выбор работодателя, чаще всего называют наличие достойной официальной зарплаты, возможность карьерного и профессионального роста и готовность компании к обучению сотрудников. По мнению Константина Игольникова, большое значение имеет и известность организации, ее стиль работы. А Елена Шлома также отмечает: «Для кандидатов важно, сколько лет существует компания на рынке. Почему-то считается, что если стаж ее деятельности большой, она стабильна, хотя это может быть совсем не так. Другой существенный фактор – официальное оформление работников. Сегодня большинство кандидатов внимательно читают трудовой договор, хотя буквально год назад его изучали лишь единицы. Особенно заметно это среди претендентов на вакансии высшего и среднего уровня».

Что ценят кандидаты:
• «белую» зарплату и официальное оформление;
• большой срок работы компании;
•положительный имидж организации;
• перспективы карьерного и профессионального роста;
• наличие соцпакета;
• хорошие условия труда.

Оценивая зарплатные предложения, кандидаты учитывают не только размер оклада, но и бонусы, структурированность KPI, их влияние на доход сотрудников, прозрачность всех начислений. Также, помимо обязательной медицинской страховки, приветствуется дополнительное медстрахование для работников и членов их семей. Кроме того, соискатели обращают внимание на условия труда (местоположение, оборудование, техническую оснащенность офиса и рабочего места) и материально-техническое обеспечение рабочих процессов вне офиса.

Материальная составляющая

Анализ рынка труда показывает, что ожидания кандидатов относительно заработной платы растут несколько быстрее, чем могут предложить компании (см. табл. 4). Причем особенно сложно в этом вопросе организациям, оформляющим работников по ТК.

Региональный рынок труда в логистических компаниях

«Выход для компании один – удерживать персонал не с помощью заработной платы. Так, крупным организациям, в которых есть четкое описание мотивации сотрудников (грейды, зарплаты), найти кандидатов тяжелее, но у них на привлечение работает бренд и трудоустройство по ТК», – объясняет Елена Шлома. А Константин Игольников отмечает: «В среднем в регионе зар плата специалиста клиентского отдела составляет 300–450 долл. США. Доход менеджеров по продажам строится из окладной части и премии и, как правило, составляет 350–700 долл. США. Компенсационный пакет обычно включает дотацию на питание».

В активном поиске

В условиях дефицита квалифицированных кадров транспортно-логистические компании задействуют все возможные методы поиска персонала. «Мы прибегаем как к массовому набору через объявления в газетах, так и к хедхантингу. Все зависит от уровня позиции», – поясняет Елена Шлома. Константин Игольников также отмечает, что при наборе персонала на управленческие должности компании обращаются в рекрутинговые агентства, а по остальным вакансиям размещают информацию в СМИ и интернете.

Кроме того, компаниям целесообразно вести поиск по рекоменациям, «вывешивать» объявления на корпоративных сайтах рекрутинговых, кадровых агентств и интернет-биржах, вести прямой поиск, задействуя все возможные методы. В свою очередь, рекрутинговым организациям можно порекомендовать использование базы данных, наработанной в ходе предыдущих аналогичных конкурсов, учитывая узкую специализацию вакансий.

Региональная специфика

Региональная специфика работы транспортно-логистических компаний определяется в первую очередь особенностями географического положения и природно-климатическими условиями той или иной области. Все зависит от того, какие виды транспорта в ней преобладают. Так, в Приморье, на Дальнем Востоке, в южных и северных регионах России это морской транспорт; вблизи крупных водных артерий европейской территории страны, части Урала и Западной Сибири – речной; в Поволжье, Центральной России, Западной и Восточной Сибири – железнодорожный; в городах-миллионниках с гражданскими аэропортами и развитым воздушным сообщением – авиационный.Автоперевозки же широко используются по всей России, за исключением Заполярья, где эксплуатация большегрузных автомобилей (свыше 5 тонн) ограничена.

Также отметим, что постепенно уменьшается разрыв между регионами по зарплатам и компенсационным пакетам. Если говорить о перспективах развития данной отрасли, то в последнее время, несмотря на продолжающуюся геоэкспансию ведущих иностранных предприятий на территорию страны, российские операторы активно разрабатывают концепции регионального развития, открывают филиалы. Большая доля логистических компаний имеет головной офис не в столице, а в других городах. Рынок еще недостаточно организован, что способствует развитию отрасли в региональном масштабе.

Читайте в этом месяце
    Узнать подробнее >>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией




      PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64204 от 31.12.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Извините, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права наших экспертов, многие статьи на сайте находятся в закрытом доступе для незаарегистрированных пользователей.
      Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение. Это займет меньше минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И читать продолжение
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

      Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Ваш подарок придет на указанный при регистрации Email
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль