Право на безопасные и здоровые условия труда: деятельность ГИТ

1787
В предыдущем номере в рамках темы права на безопасные и здоровые условия труда мы говорили о том, какие аспекты безопасности объединяет данный термин и как эта проблема рассматривается в международных актах. Сегодня речь пойдет еще об одном элементе этого права – регулировании деятельности Государственной инспекции труда.

Одним из важных элементов в деле обеспечения безопасных и здоровых условий работы является деятельность государственных инспекций НАК №9,
2005
труда (ГИТ). В международном праве этим вопросам посвящена Конвенция МОТ № 81 “Об инспекции труда в промышленности и торговле” (ратифицирована Федеральным законом от 11.04.98), а соответствующие российские нормы включены в главу 57 ТК РФ, Федеральный закон от 17.07.99 № 181-ФЗ “Об основах охраны труда в Российской Федерации”, Федеральный закон от 08.08.01 № 134-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)”, Федеральный закон от 27.07.04 № 79-ФЗ “О государственной гражданской службе РФ” (далее – Закон о гражданской службе), а также в ряд актов Правительства РФ, Минтруда России и т. д. Основные положения российских актов не только вполне соответствуют требованиям Конвенции № 81, но и в ряде случаев содержат даже более удачные формулировки – что неудивительно, учитывая солидный возраст российского института трудовых инспекций, возникшего не намного позже европейских аналогов, и определенное влияние советской концепции охраны труда. Тем не менее своеобразное развитие российского трудового права предопределило и некоторые расхождения.

Кстати сказать

Интересно отметить, что первоначальный текст Конвенции № 81 говорил исключительно об инспекции труда в сфере промышленности и торговли. Однако в 1995 г. дополнительным протоколом к Конвенции ее действие было распространено и на некоммерческий и непромышленный сектор, а также на все иные предприятия, остававшиеся ранее вне сферы действия данной Конвенции. Этот протокол ратифицирован РФ одновременно с Конвенцией № 81. Помимо дополнения предметного состава Конвенции, Протокол 1995 г. включает целый ряд специализированных норм в отношении инспекции в правительственных структурах, армии, полиции, тюрьмах, пожарных службах, службах спасения и т. п. , а также очерчивает область реализации таких особенностей в комплексе общих норм об инспекциях труда.

Например, общее требование к гражданскому служащему, изложенное в п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона о гражданской службе (в сферу действия которого попадают и государственные инспектора труда), налагает запрет на участие таких служащих в деятельности предприятий только в том случае, если сферой этого участия является деятельность органа управления предприятием, предприятие является коммерческой организацией, а само участие происходит на платной основе. Однако ст. 15 Конвенции № 81 запрещает государственному инспектору труда участвовать в делах предприятий, находящихся под их контролем, в любом случае – прямо или косвенно. И именно эту норму мы должны применять на практике в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ. Таким образом, если ваше предприятие оказывается в сфере контроля некоего инспектора труда, то все, что он может делать на предприятии, – это выполнять свои непосредственные должностные обязанности. А все иные попытки повлиять на деятельность организации или поучаствовать в ней будут характеризоваться как прямое нарушение законодательства. Так что инспектора, пытающегося учить вас, как вести бухгалтерию или где хранить документы предприятия, можете смело отсылать к ст. 15 Конвенции № 81 и далее. В подобных случаях дополнительно можно сослаться и на ст. 360 ТК РФ, специально указывающую на ратифицированные РФ Конвенции МОТ, как на источник регулирования процесса проведения проверок должностными лицами и органами федеральной инспекции труда. Хотя с учетом норм п. 4 ст. 15 Конституции РФ и ст. 10 ТК РФ подобные уточнения совершенно необязательны.

Еще один важный аспект деятельности инспекций труда отразился в несоответствии между нормами ч. 2 ст. 358 ТК РФ и п. “с” ст. 15 Конвенции № 81, предписывающими инспектору не разглашать сведения о заявителе, по обращению которого проводится инспекционная проверка. ТК РФ запрещает сообщать такие сведения только непосредственно работодателю и только если заявитель возражает против такого сообщения. Конвенция же и здесь подходит к вопросу более строго, предписывая инспектору воздерживаться от сообщения этих сведений не только работодателю, но и его представителю.

ТК РФ, ст. 358
Государственные инспекторы труда обязаны … воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы.
Конвенция МОТ № 81, ст. 15
При условии соблюдения исключений, которые могут быть предусмотрены национальным законодательством, инспекторам труда:
c) предписывается считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения законодательных положений и воздерживаться от сообщения предпринимателю или его представителю о том, что инспекционное посещение было сделано в связи с получением такой жалобы.

Относительно же согласия заявителя на разглашение информации об источнике жалобы есть несколько мнений. Нам представляется, что в данном случае более общая норма ст. 15 Конвенции № 81 фактически сводит на нет положения ч. 2 ст. 358 ТК РФ, а значит разглашать подобную информацию недопустимо в любом случае, вне зависимости от мнения заявителя по данному вопросу. Оно и проще – твердое “нельзя” избавляет инспектора от беготни за заявителем в попытке выяснить его мнение. Однако, возможно, следует учесть и противоположное мнение. Все зависит от того, считаем ли мы норму о возражении заявителя “исключением, предусмотренным национальным законодательством”, установленным абз. 1 ст. 15 Конвенции № 81, или же просто отбрасываем ее как противоречащую категоричной норме п. “с” той же статьи Конвенции.

Вот так тяжела и неоднозначна жизнь простого российского инспектора труда. В утешение же инспекторам процитируем норму ч. 2 ст. 11 Конвенции № 81, предписывающую “компетентному органу власти” принять “необходимые меры с целью возмещения инспекторам труда всех расходов по перемещению и любых дополнительных расходов, необходимых для осуществления их функций”. Получить такое возмещение, конечно же, непросто, но закрепление в Конвенции такой обязанности за соответствующим органом власти, по крайней мере, предоставляет инспекторам прочную базу для заявления подобных требований.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Статья для специалистов по работе с кадрами!

Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение.

Дополнительно Вы сможете:
- прочитать еще 5600 рекомендаций по кадровой и HR-тематике
- скачать 4800 готовых образцов документов
- посмотреть 54 видеолекции по трудовому законодательству

Подарок дня: Справочник должностных инструкций по профстандартам

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль