Особенности приема на работу работников летного состава гражданской авиации

7104
На страницах “Справочника кадровика” уже неоднократно рассматривались сложные вопросы, связанные с приемом на работу, и требования законодательства к юридическому оформлению трудовых отношений. Трудовым кодексом РФ установлен порядок, который распространяется на работников организаций всех организационно-правовых форм и форм собственности. Однако в ряде случаев к общим требованиям законодатель устанавливает и дополнительные. Сегодня речь пойдет об особенностях приема на работу работников летного состава гражданской авиации.

Документы, предъявляемые при оформлении трудовых отношенийПредварительные и периодические медицинские осмотрыЗаключение трудового договора

Деятельность работников транспорта связана с использованием транспортных средств, которые являются источниками повышенной опасности. Поэтому требования, предъявляемые к таким работникам при поступлении на работу, довольно высокие.

Летный состав – это пилоты, штурманы, бортинженеры, бортмеханики, бортрадисты, летчики-наблюдатели

В области гражданской авиации (воздушного транспорта) выделяют особенности приема на работу работников летных профессий (летный состав), инженерно-технического персонала, инженерно-авиационных служб, работников управления воздушным движением. Труд остальных работников гражданской авиации регулируется общими для всех нормами трудового законодательства.

Документы, предъявляемые при оформлении трудовых отношений

Порядок приема на работу работников летного состава предусматривает два последовательных действия руководителя кадровой службы: подбор кандидата и оформление трудовых отношений с новым работником. Подбор кандидата на работу заключается в определении деловых качеств обратившегося за работой и их соответствия предъявляемым требованиям по вакантной должности (квалификация, состояние здоровья).

Одной из особенностей найма работников летного состава является требование о наличии гражданства РФ. Так, при приеме
на работу на одну из должностей летного состава руководитель кадровой службы должен проверить гражданство кандидата, поскольку согласно п. 4 ст. 56 Воздушного кодекса РФ
в состав экипажа гражданского воздушного судна (летный состав) должны входить исключительно граждане России

При заключении трудового договора работник летного состава обязан предъявить работодателю следующие документы:

    – паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

    – трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые;

    – страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;

    – документы воинского учета – для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

    – документ об образовании;

    – свидетельство летного специалиста;

    – медицинское заключение о состоянии здоровья.

В отдельных случаях с учетом специфики работы Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов.

Лица, поступающие на летную работу, должны иметь соответствующее специальное летное образование, быть годными к летной работе по состоянию здоровья. Эти требования должны быть подтверждены соответствующими документами, а именно: медицинским заключением о состоянии здоровья, свидетельством летного специалиста.

Предварительный медицинский осмотр (обследование) работников проводится медицинскими организациями, имеющими лицензию на указанный вид деятельности

При приеме летного состава на работу необходимо:

    – тщательно ознакомиться с личным делом кандидата;

    – проверить на местной квалификационной комиссии знание кандидатом соответствующих нормативных и руководящих документов, регламентирующих летную работу в гражданской авиации, независимо от срока годности свидетельства

    – организовать предварительный при поступлении на работу медицинский осмотр кандидата.

Предварительные и периодические медицинские осмотры

ЦВЛЭК ГА – Центральная врачебно-летная экспертная комиссия гражданской авиации – высший орган врачебно-летной экспертизы гражданской авиации. Сертифицирован в системе сертификации гражданской авиации РФ; имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности “Экспертиза врачебно-летная”

Предварительный медицинский осмотр (обследование) при поступлении на работу проводится с целью определить соответствие состояния здоровья работника (освидетельствуемого) поручаемой ему работе, т. е. определить его годность к летной работе.

Медицинский персонал, привлекаемый для этой цели, должен иметь высокий уровень профессионализма, обладать знаниями в области летной медицины.

Так, согласно распоряжению Минтранса России от 02.09.02 № НА-314-р “Об утверждении Положения о центральной врачебно-летной комиссии гражданской авиации” в состав ЦВЛЭК ГА включаются: председатель, заместитель председателя, главные врачи – специалисты эксперты ЦВЛЭК ГА (терапевт, хирург, невролог, офтальмолог, отоларинголог, психиатр), психолог, врачи – специалисты эксперты (терапевт и невролог), врач-методист, средний, младший медицинский и технический персонал.

ЦВЛЭК ГА может привлекать в качестве консультантов специалистов Центральной клинической больницы гражданской авиации, кафедры авиационной и космической медицины РМАПО Минздрава России, ГосНИИ ГА, медицинских учреждений Минздрава России, Департамента летных стандартов и других структурных подразделений государственной службы гражданской авиации Минтранспорта России.

Врачи – специалисты эксперты ЦВЛЭК ГА несут ответственность за полноту, качество обследования и обоснованность медицинского заключения по своей специальности.

При поступлении на летную работу впервые или из авиационных организаций не гражданской авиации летный состав подлежит медицинскому освидетельствованию во ВЛЭК ГА для получения медицинского заключения независимо от наличия заключения о годности по состоянию здоровья, полученного ранее в других медицинских учреждениях.

ВЛЭК ГА – Врачебно-летная экспертная комиссия гражданской авиации

Аналогично при поступлении на работу в экспериментальную авиацию из гражданской авиации летному составу также надлежит пройти новое медицинское освидетельствование. Это обусловлено тем, что в гражданской и экспериментальной авиации существуют различные требования, предъявляемые к состоянию здоровья летного состава.

Данные требования нашли закрепление в Федеральных авиационных правилах “Врачебно-летная экспертиза авиационного персонала экспериментальной авиации”, утв. приказом Российского авиационно-космического агентства от 24.06.03 № 80 (ФАП ВЛЭ ЭА-2003), и в Федеральных авиационных правилах “Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации”, утв. приказом Минтранса России от 22.04.02 № 50 (ФАП МО ГА-2002).

После медицинского освидетельствования во ВЛЭК ГА председатель ВЛЭК ГА выдает работнику летного состава, признанному годным к работе, медицинское заключение установленной формы.

Кандидату, признанному не годным к работе, выдается справка ВЛЭК ГА установленной формы.

Работнику летного состава, признанному не годным к работе, выдается направление в ЦВЛЭК ГА, прилагается свидетельство о болезни в двух экземплярах, которое вместе с медицинской документацией летного состава направляется в ЦВЛЭК ГА в срок не позднее, чем через 5 дней с момента вынесения медицинского заключения, препятствующего выполнению трудовых функций по летной работе.

В сложных экспертных случаях медицинская документация направляется на рассмотрение в ЦВЛЭК ГА. Направлять авиационный персонал на консультацию разрешается только по предварительному согласованию с председателем ЦВЛЭК ГА.

ЦВЛЭК ГА обязана в течение 3 дней после получения медицинской документации вынести окончательное медицинское заключение. При необходимости летный состав может быть вызван на личный осмотр и обследование.

Летный состав без медицинского заключения или с истекшим сроком его действия к выполнению профессиональных обязанностей не допускается.

Согласно п. 6.7 Отраслевого тарифного соглашения в гражданской авиации России на 2004–2006 гг., заключенного между представителями работников гражданской авиации России – Общероссийским профсоюзом авиационных работников, профсоюзом летного состава России, профсоюзом работников инженерно-авиационных служб гражданской авиации России, федеральным профсоюзом авиадиспетчеров России, Профсоюзом авиационных работников радиолокации, радионавигации и связи России – и работодателем – Международной ассоциацией руководителей авиапредприятий, на работодателя возложена обязанность по проведению за счет средств организации гражданской авиации медицинского осмотра работника при приеме на работу и его периодического медицинского освидетельствования. Работодатель обязан выделять средства на проведение лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий, на укрепление здоровья работников. Размер этих средств определяется в коллективном договоре.

Работник обратился в суд с иском к работодателю о восстановлении на работе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула. Истец указал, что работал у ответчика бортинженером, подлежал по роду деятельности прохождению периодических медицинских осмотров. Отстранение от работы и последующее увольнение по подп. “а” п. 3 ст. 81 ТК РФ (несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья в соответствии с медицинским заключением) было проведено, по его мнению, в нарушение требований трудового законодательства РФ и преследовало цель избавиться от него как от неугодного работника.Суд, изучив материалы дела и принимая во внимание отсутствие нареканий со стороны ответчика к истцу (дисциплинарные взыскания к работнику не применялись), установил, что работник надлежащим образом выполнял свои трудовые обязанности.Работодатель представил доказательства, подтверждающие, что состояние здоровья работника в соответствии с медицинским заключением препятствовало надлежащему исполнению им своих трудовых обязанностей.Суд указал: если работник надлежащим образом выполняет свои трудовые обязанности, однако обнаружится, что он нуждается в соответствии с медицинским заключением в предоставлении другой работы вследствие того, что выполняемая работа ему противопоказана или опасна для коллектива работников либо обслуживаемых им граждан, то в силу ч. 2 ст. 72 ТК РФ при отказе работника от перевода на другую имеющуюся работу, не противопоказанную ему по состоянию здоровья, либо при отсутствии в организации соответствующей работы трудовой договор с работником прекращается в соответствии с п. 8 ст. 77 ТК РФ.Поскольку работодатель не представил суду доказательств, что работник отказался от перевода на другую работу либо работодатель не имел возможности (например, в связи с отсутствием вакантных должностей) перевести работника с его согласия на другую работу в этой же организации, суд удовлетворил исковые требования работника.

Заключение трудового договора

Согласно ст. 56 ТК РФ трудовой договор есть соглашение между работодателем и работником, по которому работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные ТК РФ и иными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать зарплату, а работник – лично выполнять трудовую функцию и соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка

С принятием TK РФ договорная форма оформления трудовых отношений получила широкое распространение в гражданской авиации, поскольку обязательность его заключения прямо предусмотрена в Кодексе. Работник подлежит зачислению в штат авиапредприятия, подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка, пользуется социальными компенсациями, гарантиями и льготами.

К сожалению, законодательные и иные нормативные правовые акты не дают подробной регламентации многих вопросов, возникающих при заключении, изменении и прекращении трудовых договоров с работниками летного состава, что осложняет работу кадровой службы авиапредприятия.

Определение, данное в ТК РФ, позволяет отграничить трудовой договор от смежных гражданско-правовых договоров (договоров возмездного оказания услуг, подряда, поручения), что имеет важное практическое значение для установления права на отпуск, на получение пособия по временной нетрудоспособности и т. п.

Следует отметить, что на протяжении длительного периода времени на практике встречалось неверное толкование авиапредприятиями (эксплуатантами воздушных судов) норм Федеральных авиационных правил обязательной сертификации, инспектирования и контроля деятельности эксплуатантов в Российской Федерации (далее – Правила), утв. приказом ФАС России от 30.12.98 № 375 (утратил силу с изданием приказа Минтранса России от 04.02.03 № 11, утвердившего Федеральные авиационные правила “Сертификационные требования к эксплуатантам коммерческой гражданской авиации. Процедуры сертификации”).

Вследствие неверной правоприменительной практики происходило массовое заключение гражданско-правовых договоров с летным составом (п. 3.1.4 Правил) и командно-летным составом (п. 3.1.3 Правил).

Если между сторонами заключен договор гражданско-правового характера, но в ходе судебного разбирательства будет установлено, что этим договором фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям в силу ч. 3 ст. 11 ТК РФ должны применяться положения ТК РФ

Работник летного состава обратился в суд с иском о признании отношений, возникших из договора подряда, трудовыми, о внесении записи о приеме на работу в трудовую книжку, о взыскании пособия по временной нетрудоспособности, компенсации за неиспользованный отпуск.При рассмотрении дела выяснилось, что работник летного состава на протяжении одного года выполнял работу штурмана воздушного судна, подчинялся правилам внутреннего трудового распорядка авиапредприятия, получал денежное вознаграждение в размере, соизмеримом с заработной платой по должности штурмана на других авиапредприятиях.После проведения анализа оспариваемого договора суд установил, что истцом заключен с работником не договор подряда, а трудовой договор, поскольку в договоре не указаны место и срок выполнения работы, не определена цена договора, не определен порядок оплаты и порядок ее приемки и т. п. (ст. 702–729 ГК РФ). Кроме того, в договоре подряда отсутствовал надлежащим образом оформленный акт приема-сдачи работ.Суд пришел к выводу, что управление воздушным судном не может быть отнесено к договорным услугам, а летный состав подлежит приему авиапредприятием на работу. Данный договор подряда следует расценивать как трудовой договор. Иск работника летного состава был удовлетворен.

Условия трудового договора, которые работодатель и работник зафиксируют на бумаге, должны будут исполняться в дальнейшем, поэтому обеим сторонам необходимо продумать, что они ожидают друг от друга, и четко закрепить это в письменной форме. Чем четче и лаконичнее будет содержание трудового договора, тем меньше споров будет возникать в отношениях между работником и работодателем.

Форма трудового договора разрабатывается непосредственно на авиапредприятии. При разработке и заключении трудового договора необходимо обратиться к юристам, которые помогут решить большую часть трудных вопросов. Трудовой договор подписывается в двух экземплярах, один из которых хранится в отделе кадров авиапредприятия, а другой выдается работнику на руки. Подписанный сторонами трудовой договор является основанием возникновения трудовых отношений. После заключения и надлежащего оформления трудового договора издается приказ о приеме на работу, который объявляется работнику под расписку в трехдневный срок со дня подписания трудового договора.

При приеме на работу работодатель обязан ознакомить работника с действующими в организации правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, имеющими отношение к трудовой функции работника, с коллективным договором.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Статья для специалистов по работе с кадрами!

Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение.

Дополнительно Вы сможете:
- прочитать еще 5600 рекомендаций по кадровой и HR-тематике
- скачать 4800 готовых образцов документов
- посмотреть 54 видеолекции по трудовому законодательству

Подарок дня: Справочник должностных инструкций по профстандартам

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль