Особенности расторжения трудового договора за разглашение охраняемой законом тайны

6014
Действующий в настоящее время ТК РФ включил в себя ряд новелл, в т. ч. и в части оснований расторжения трудового договора с работниками по инициативе работодателя, которые ранее не были знакомы трудовому праву и не были в нем отражены. К таким новеллам относятся, в частности, рассматриваемые в данной статье основания, по которым работодатель может расторгнуть трудовой договор с работником по своей инициативе, а именно:     – подп. “в” п. 6 ст. 81 ТК РФ – в случае разглашения работником охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;     – п. 12 ст. 81 ТК РФ – в случае прекращения допуска работника к государственной тайне, если выполняемая работа требует наличие такого допуска. При кажущейся схожести каждое из указанных оснований имеет свои особенности, которые следует учитывать в случае расторжения трудового договора с работниками по этим основаниям. Сегодня речь пойдет о прекращении трудового договора по подп. “в” п. 6 ст. 81 ТК РФ.

В настоящее время в судах нередко рассматриваются дела по искам работников, уволенных по подп. “в” п. 6 ст. 81 ТК РФ. В большинстве случаев такие иски удовлетворяются и работники восстанавливаются на работе. Это связано с тем, что работодатели при увольнении работников порой неправильно применяют данное основание увольнения, не определяют юридически значимые обстоятельства, предшествовавшие увольнению.

Три условия для увольнения работника при разглашении им охраняемой законом тайны

Как следует из пп. 38 и 43 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.04 № 2 “О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации”, при рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, уволенного по подп. “в” п. 6 ст. 81 ТК РФ, работодатель должен доказать, что работник совершил данное грубое нарушение трудовых обязанностей. Кроме того, он обязан представить доказательства, свидетельствующие о том, что сведения, которые работник разгласил, в соответствии с действующим законодательством относятся к государственной, служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайне, что данные сведения стали известны работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей и что он обязывался не разглашать такие сведения.

Прежде всего отметим, что увольнение по инициативе работодателя по подп. “в” п. 6 ст. 81 ТК РФ – в случае разглашения работником охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, – возможно при наличии следующих условий:

– обязанность не разглашать такую тайну прямо предусмотрена трудовым договором с работником;

– в трудовом договоре или в приложении к нему точно указано, какие конкретно сведения, содержащие государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую тайну, работник обязуется не разглашать;

– государственная, служебная, коммерческая и иная охраняемая законом тайна доверена (либо стала известна) работнику в связи с исполнением им трудовой функции, и сведения, которые в соответствии с трудовым договором он обязуется не разглашать, согласно действующему законодательству могут быть отнесены к сведениям, составляющим государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну.

Государственная тайна – это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной
и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации

При отсутствии хотя бы одного из вышеуказанных условий прекращение трудового договора по данному основанию не может быть признано правомерным.

Понятие государственной тайны

Государственная тайна – предусмотренные в специальных перечнях важнейшие сведения, разглашение которых может причинить существенный вред интересам страны. Согласно ч. 4 ст. 29 Конституции РФ перечень сведений, составляющих государственную тайну, может определяться только федеральным законом.

В настоящее время такой перечень предусмотрен ст. 5 Закона РФ от 21.07.93 № 5485-1 “О государственной тайне” (далее – Закон о гостайне).

Государственную тайну составляют:

1) сведения в военной области:
    о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных Федеральным законом от 31.05.96 № 61-ФЗ “Об обороне”, об их боевой и мобилизационной готовности, о создании и об использовании мобилизационных ресурсов;
    о планах строительства Вооруженных Сил РФ, других войск РФ, о направлениях развития вооружения и военной техники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники;
    о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалов, используемых в ядерных боеприпасах, о технических средствах и (или) методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения, а также о ядерных энергетических и специальных физических установках оборонного значения; 
    о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, о свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения; 
    о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов; 
    о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении, численности войск и состоянии их боевого обеспечения, а также о военно-политической и (или) оперативной обстановке;

2) сведения в области экономики, науки и техники: 
    о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники, об объемах производства, поставок, о запасах стратегических видов сырья и материалов, а также о размещении, фактических размерах и об использовании государственных материальных резервов; 
    об использовании инфраструктуры Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства; 
    о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации, предназначении и степени защищенности объектов административного управления, о степени обеспечения безопасности населения, о функционировании транспорта и связи в Российской Федерации в целях обеспечения безопасности государства; 
    об объемах, о планах (заданиях) государственного оборонного заказа, о выпуске и поставках (в денежном или натуральном выражении) вооружения, военной техники и другой оборонной продукции, о наличии и наращивании мощностей по их выпуску, о связях предприятий по кооперации, о разработчиках или об изготовителях указанных вооружения, военной техники и другой оборонной продукции; 
    о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, об опытно-конструкторских, о проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства; 
    о запасах платины, металлов платиновой группы, природных алмазов в Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, Центральном банке РФ, а также об объемах запасов в недрах, добычи, производства и потребления стратегических видов полезных ископаемых Российской Федерации (по списку, определяемому Правительством РФ);

3) сведения в области внешней политики и экономики: 
    о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства; 
    о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной
и оперативно-розыскной деятельности: 
    о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения; 
    о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность; 
    об организации, о силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения; 
    о системе президентской, правительственной, шифрованной, в т. ч. кодированной и засекреченной связи, о шифрах, о разработке, об изготовлении шифров и обеспечении ими, о методах и средствах анализа шифровальных средств и средств специальной защиты, об информационно-аналитических системах специального назначения; 
    о методах и средствах защиты секретной информации; 
    об организации и о фактическом состоянии защиты государственной тайны; 
    о защите Государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ; 
    о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности
в Российской Федерации; 
    о подготовке кадров, раскрывающих мероприятия, проводимые в целях обеспечения безопасности государства.

Следует отметить, что с лицами, которые по характеру выполняемой работы будут иметь доступ к государственной тайне, трудовой договор заключается только после оформления допуска по соответствующей форме.

Согласно ст. 21 Закона о гостайне, допуск должностных лиц и граждан России к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке.

Допуск лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне предусматривает: 
    – принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну; 
    – согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии со ст. 24 Закона о гостайне; 
    – письменное согласие на проведение в отношении них полномочными органами проверочных мероприятий; 
    – определение видов, размеров и порядка предоставления льгот, предусмотренных Законом о гостайне; 
    – ознакомление с нормами законодательства РФ о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение; 
    – принятие решения руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну.

Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым будет допускаться оформляемое лицо. Проверочные мероприятия осуществляются в соответствии с законодательством РФ.

Харламов И.А. с 1993 г. проходил службу в исправительном учреждении Управления исполнения наказаний Управления внутренних дел (УИН УВД) Читинской области, в последние годы – в должности начальника отдела безопасности. Приказом начальника УВД по личному составу от 13.06.04, изданным на основании приказа начальника УВД от 31.05.04, он был уволен со службы по подп. “в” п. 6 ст. 81 ТК РФ за разглашение государственной тайны. Считая увольнение незаконным, Харламов И.А. обратился в суд с иском о восстановлении его на службе в должности начальника отделения безопасности и о возмещении ему утраченного денежного содержания за время вынужденного прогула, а также
о взыскании 50 000 руб. в счет компенсации морального вреда. При этом истец ссылался на то, что сведениями, составляющими государственную тайну, он не располагал и их
не разглашал, возбужденное же в отношении него уголовное дело по факту разглашения государственной тайны прекращено за недоказанностью его участия в совершении данного преступления. Читинский областной суд 8 января 2005 г. исковые требования Харламов И.А. удовлетворил частично: истец восстановлен на службе в исправительном учреждении в должности начальника отдела безопасности с 13 июня 2004 г.; с УВД Читинской области
в его пользу взыскано в счет возмещения денежного содержания 67 750 руб. 99 коп.
и в счет компенсации морального вреда – 8000 руб. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ оставила решение без изменения, а кассационную жалобу ответчика и кассационный протест прокурора – без удовлетворения, указав на следующее. Суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что увольнение Харламова И.А. произведено без законного основания. Харламов И.А., работая в исправительном учреждении, одновременно обучался в Высшей школе МВД в г. Иркутске. Он попросил осужденного Иванова К.И., работавшего библиотекарем исправительного управления, выполнить для него курсовую работу по теме “Правовые, морально-этические основы и принципы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел”. Впоследствии было выявлено, что Иванов К.И. при написании работы использовал материалы из специального издания “Оперативно-розыскная деятельность в ИТУ” с грифом “сов. секретно”. 7 июня 1996 г. по факту разглашения государственной тайны было возбуждено уголовное дело. До возбуждения уголовного дела, 22 марта 2004 г. приказом по УВД Харламов И.А. за “неслужебную связь с осужденным”, в т. ч. за то, что поручил ему подготовить и оформить учебные задания по оперативно-розыскной деятельности, был освобожден от занимаемой должности с указанием “использовать с понижением”. Во исполнение этого же приказа и со ссылкой на него был издан приказ от 17.04.04, согласно которому Харламов И.А. был назначен на должность инспектора отдела безопасности. Кроме того, в период служебного расследования приказом от 31.05.04 инспектор отдела безопасности Харламов И.А. был уволен из органов внутренних дел за разглашение сведений, составляющих государственную тайну. 13 июня 2004 г. приказом по личному составу начальник отдела безопасности Харламов И.А. был уволен со службы по подп. “в” п. 6 ст. 81 ТК РФ за разглашение охраняемой законом тайны (государственной тайны), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей. Этот приказ был издан на основании приказа от 31.05.04 об увольнении Харламова И.А. за разглашение сведений, составляющих государственную тайну. Таким образом, Харламов И.А. был уволен со службы на основании двух приказов. При рассмотрении дела суд обоснованно пришел к выводу, что проступок, за который уволен истец, – разглашение сведений, составляющих государственную тайну, поскольку в приказе от 13.06.04 указано, что основанием к увольнению послужил приказ от 31.05.04. Как видно из материалов, доказательств получения Харламовым И.А. пособия с грифом “сов. секретно” и передачи его осужденному Иванову К.И. следствием не установлено. Уголовное дело прекращено по реабилитирующим основаниям – за недоказанностью его участия в совершении данного преступления. Поскольку факт разглашения истцом сведений, содержащих государственную тайну, не доказан, суд пришел к правильному выводу, что его увольнение по данному основанию произведено незаконно. Также при рассмотрении дела было установлено, что трудовой договор с Харламовым в надлежащей форме не заключался, т. к. он работает с 1993 г., а в должностных обязанностях Харламова И.А. не содержится указаний, какие именно сведения, составляющие государственную тайну, охраняемую законом, он обязуется не разглашать.Ссылки в жалобе и протесте на то, что суд необоснованно взыскал с ответчика в пользу истца денежную компенсацию морального вреда, ошибочны. Установив, что увольнение Харламова И.А. произведено без законного основания, суд был вправе по его требованию вынести решение о взыскании в его пользу денежной компенсации морального вреда, причиненного ему незаконными действиями ответчика, поскольку ими нарушаются личные неимущественные права истца и другие нематериальные блага (ст. 151 ГК РФ). Определяя размер компенсации морального вреда, суд учел заслуживающие внимания обстоятельства, степень нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями истца, которому незаконным увольнением со службы причинен вред, и правильно определил его размер.

В то время как сведения, составляющие государственную тайну, четко определены и закреплены в действующем законодательстве, ситуация относительно служебной и коммерческой тайны обстоит иначе.

Как следует из ч. 1 ст. 139 ГК РФ, информация составляет служебную или коммерческую тайну в том случае, если она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам. К этой информации нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

Также к служебной тайне могут быть отнесены сведения, которые содержат служебную информацию о деятельности государственных органов, подведомственных им организаций, ограничение на распространение которых установлено нормативными правовыми актами или диктуются служебной необходимостью.

Состав, объем и характер сведений, составляющих коммерческую тайну, порядок их защиты определяется предпринимателем или иными лицами, которые занимаются коммерческой (предпринимательской) деятельностью.

Вместе с тем следует отметить, что не всякие сведения могут составлять коммерческую тайну. Согласно ст. 5 Федерального закона от 29.07.04 № 98-ФЗ “О коммерческой тайне” коммерческую тайну лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, не могут составлять сведения: 
    1) содержащиеся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры; 
    2) содержащиеся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности; 
    3) о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов; 
    4) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом; 
    5) о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в т. ч. об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и о наличии свободных рабочих мест; 
    6) о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам; 
    7) о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений; 
    8) об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности; 
    9) о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций,
о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации; 
    10) о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица; 
    11) сведения, обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.

Если перечисленные выше сведения будут закреплены в нормативных актах организации (предприятия, учреждения) как сведения, составляющие коммерческую тайну предприятия, а также отражены в трудовом договоре с работником как сведения, которые он обязуется не разглашать, данные указания будут считаться неправомерными.

Необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что увольнение работника по подп. “в” п. 6 ст. 81 ТК РФ – в случае разглашения работником охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, – производится по инициативе работодателя, являясь одной из мер дисциплинарного взыскания, и осуществляется только за виновные действия работника.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Актуально


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Статья для специалистов по работе с кадрами!

Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение.

Дополнительно Вы сможете:
- прочитать еще 5600 рекомендаций по кадровой и HR-тематике
- скачать 4800 готовых образцов документов
- посмотреть 54 видеолекции по трудовому законодательству

Подарок дня: Справочник должностных инструкций по профстандартам

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль