Об учете мнения профсоюза при принятии локальных нормативных актов

10604
 Костян Ирина Александровна
Доктор юридических наук, профессор кафедры трудового права МГУ им. М.В. Ломоносова, адвокат.
Работодатель принимает решения в пределах и порядке, определенном трудовым законодательством. Однако в ряде случаев, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, работодатель при принятии решения обязан учесть мнение выборного профсоюзного органа. При этом порядок учета мнения профсоюза для разных случаев регламентирован ТК РФ не одинаково. В частности, порядок учета мотивированного мнения органа, представляющего интересы работников, при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, предусмотренный ст. 372 ТК РФ, отличается от порядка учета мнения профсоюза при расторжении трудового договора по инициативе работодателя, указанного в ст. 373 ТК РФ. Сегодня речь пойдет об особенностях учета мнения выборного профсоюзного органа в первом случае.

Порядок учета мнения представительного органа работниковНаправление проекта нормативного акта в профсоюзРассмотрение проекта представителями работников и принятие мотивированного мненияДополнительные консультации; составление протоколаУтверждение документа работодателем

Все принимаемые работодателем решения с учетом мотивированного мнения выборного профсоюзного органа можно условно разделить на две большие группы:

    1) об установлении новых (изменении существующих) условий труда;

    2) о применении нормативных актов, содержащих нормы трудового права, в т. ч. трудового законодательства, содержащего нормы трудового права.

И в первом, и во втором случае орган, представляющий интересы работников, обязан сформулировать и направить работодателю мотивированное мнение о принимаемом решении.

Что касается локальных нормативных актов организации, то работодатель в случаях, предусмотренных ТК РФ, должен принимать их с учетом мотивированного мнения профсоюзного органа.

Например, в силу ч. 3 ст. 135 ТК РФ система оплаты и стимулирования труда, в т. ч. повышение оплаты за работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочную работу и в других случаях, устанавливается работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации. Как правило, система оплаты труда в отдельно взятой организации устанавливается путем разработки и принятия локального нормативного акта в виде Положения об оплате труда, Положения о премировании и пр.

К числу локальных нормативных актов следует отнести и правила внутреннего трудового распорядка организации, которые в силу ч. 1 ст. 190 ТК РФ утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. Аналогично локальные нормативные акты, предусматривающие введение, замену и пересмотр норм труда, согласно ч. 1 ст. 162 ТК РФ принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Соблюдение процедуры принятия локальных нормативных актов имеет существенное значение. Так, в соответствии с ч. 4 ст. 8 ТК РФ локальные нормативные акты, принятые без соблюдения предусмотренного ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников, являются недействительными. В таких случаях применяются законы или иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

Следует отметить, что нормами ТК РФ не регламентирован порядок учета мнения представительного органа работников. Статья 372 ТК РФ устанавливает только процедуру учета мотивированного мнения выборного профсоюзного органа. Поэтому в отсутствие профсоюза при наличии иного представительного органа работников порядок учета его мнения целесообразно устанавливать коллективным договором

К числу основных форм участия работников в управлении организацией ст. 53 ТК РФ относит:

    – учет мнения представительного органа работников в случаях, предусмотренных ТК РФ, коллективным договором;

    – проведение представительными органами работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.

При этом проведение консультаций профсоюза с работодателем может быть необходимым в ходе соблюдения процедуры учета мотивированного мнения представительного органа работников.

Порядок учета мнения представительного органа работников

Порядок учета мнения предусматривает несколько этапов:

    – обращение работодателя в выборный профсоюзный орган с проектом локального нормативного акта;

    – рассмотрение представленных работодателем документов и выработку мотивированного мнения;

    – принятие работодателем решения с учетом мотивированного мнения представительного органа.

В свою очередь, в случае несогласия работодателя с мотивированным мнением выборного профсоюзного органа последний этап может состоять из нескольких стадий:

    – проведения дополнительных консультаций с представительным органом в целях достижения взаимоприемлемого решения;

    – оформления возникших разногласий протоколом;

    – принятия работодателем локального нормативного акта.

Направление проекта нормативного акта в профсоюз

В соответствии с порядком, предусмотренным ТК РФ, работодатель, прежде чем принять разработанный локальный нормативный акт, направляет его проект вместе с обоснованием в выборный профсоюзный орган. Следует обратить внимание на два важных обстоятельства: во-первых, работодатель обязан представить разработанный проект локального нормативного акта, и, во-вторых, вместе с проектом необходимо направить обоснование к нему.

Практика применения законодательства показывает, что наиболее удачным является направление в профсоюзный орган документов, предусмотренных ст. 372 ТК РФ, с сопроводительным письмом, содержащим перечень направляемых в профком документов. Пример оформления сопроводительного письма см. Приложение 1.

С юридической точки зрения важным для работодателя является дата получения профкомом документов, направленных для рассмотрения. Отсутствие входящего номера правового значения для соблюдения процедуры, установленной
ст. 372 ТК РФ, не имеет

Сопроводительное письмо должно быть зарегистрировано в организации с указанием исходящего номера и даты, а затем в профсоюзной организации как входящий документ с указанием даты поступления и присвоенного номера.

В соответствии с п. 3.29 ГОСТ Р 6.30–2003 “Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов”, утвержденным постановлением Госстандата России от 03.03.03 № 65-ст, “отметка о поступлении документа в организацию содержит очередной порядковый номер и дату поступления документа (при необходимости – часы и минуты)”.

Допускается отметку о поступлении документа в организацию проставлять в виде штампа.

В этом случае экземпляр сопроводительного письма и прилагаемые документы с регистрационными номерами (исходящим и входящим) хранятся в документах организации.

! Наличие у работодателя сведений о дате получения профсоюзным органом проекта локального нормативного акта и обоснования по нему устраняет возможные разногласия, в т. ч. ошибки в применении ст. 372 ТК РФ. Так, иногда встречаются случаи, когда дата направления работодателем документов и дата получения их профсоюзным органом не совпадают. Согласно ч. 2 ст. 372 ТК РФ пятидневный срок, в течение которого выборный профсоюзный орган должен направить работодателю мотивированное мнение по проекту локального акта, исчисляется с момента получения профсоюзным органом направленных работодателем документов. Кроме того, такое правило позволяет работодателю в случае рассмотрения трудового спора либо в процессе осуществления надзора за соблюдением трудового законодательства представить письменные доказательства соблюдения им процедуры принятия локального нормативного акта.

Рассмотрение проекта представителями работников и принятие мотивированного мнения

Выборному профсоюзному органу в пятидневный срок предстоит:

    – рассмотреть проект локального нормативного акта и обоснование по нему;

    – обсудить полученные документы;

    – выработать мотивированное мнение;

    – подготовить его и оформить протоколом выборного профсоюзного органа.

Необходимо отметить, что рассмотрение представленных работодателем документов и выработку мотивированного мнения осуществляет выборный профсоюзный орган, который может быть единоличным (профсоюзный организатор) или коллегиальным (профсоюзный комитет). В случае если выборный профсоюзный орган является коллегиальным, то обсуждение представленного проекта локального акта и обоснования по нему, а также выработку мотивированного мнения представительный орган осуществляет при наличии кворума. Поручение профсоюзным органом решения данного вопроса одному лицу вряд ли можно признать правильным.

ГОСТ Р 6.30–2003 содержит указания о порядке утверждения документа и согласования его коллегиальным органом.

В частности, при утверждении документа постановлением, решением, приказом, протоколом гриф утверждения состоит из слова УТВЕРЖДЕН (УТВЕРЖДЕНА, УТВЕРЖДЕНЫ или УТВЕРЖДЕНО), наименования утверждающего документа в творительном падеже, его даты, номера. Например:

Об учете мнения профсоюза при принятии локальных нормативных актов

Содержание мотивированного мнения профсоюзного органа может быть нескольких видов. Оно может включать:

    – согласие с проектом локального нормативного акта;

    – возражения по проекту полученного документа полностью или в части;

    – предложения по его совершенствованию;

    – редакцию отдельных положений проекта, отличную от сформулированной работодателем.

Дополнительные консультации; составление протокола

Если мотивированное мнение представительного органа работников не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, возможны дальнейшие консультации в целях достижения взаимоприемлемого решения. Поскольку сроки проведения консультаций ограничены законом, целесообразно действовать по наиболее оптимальной схеме оформления мотивированного мнения выборного профсоюзного органа (выработанной организациями на практике).

Пример оформления мотивированного мнения представителей работников

Об учете мнения профсоюза при принятии локальных нормативных актов

В рассматриваемом примере изложена новая редакция пункта, сформулированная выборным профсоюзным органом. Наряду с этим могут быть и другие варианты, в частности:

    – исключить;

    – дополнить пункт словами следующего содержания: “…”;

    – из пункта исключить следующие слова: “…”;

    – после слов “…” дополнить пункт текстом следующего содержания: “…”.

Подобный документ должен быть принят выборным профсоюзным органом (его правомочным составом), что должно найти свое отражение в соответствующем протоколе заседания представительного органа. Протокол должен содержать: номер, дату его составления, перечень (фамилии, имена и отчества) избранных в его состав членов, число присутствующих и отсутствующих на заседании, повестку дня, существо решения, результаты голосования за него, подпись секретаря и председателя выборного профсоюзного органа. Пример оформления содержания протокола заседания выборного профсоюзного органа см. Приложение 2.

Работодатель, получив в установленный законом срок документы, указанные выше, может согласиться с мнением выборного профсоюзного органа и в этом случае утвердить локальный нормативный акт в редакции, предложенной (сформулированной) выборным профсоюзным органом.

Наряду с этим работодатель вправе не согласиться с точкой зрения выборного профсоюзного органа полностью или в части. В этом случае в течение 3 дней после получения мотивированного мнения выборного профсоюзного органа он обязан провести с ним дополнительные консультации. Обязанность их проведения возложена на работодателя (ч. 3 ст. 372 ТК РФ).

Целью дополнительных консультаций (переговоров) является достижение сторонами взаимоприемлемого решения. Как показывает практика, такие переговоры продуктивны лишь тогда, когда работодателю не только известна точка зрения профсоюза, но и понятна ее мотивация. Учитывая незначительный срок, который установлен законом для проведения дополнительных консультаций, изложение мотивированного мнения профсоюза в форме, позволяющей оценить позицию представителей работников, создает необходимые условия для конструктивных переговоров.

Результатом дополнительных консультаций может быть:

    – согласие работодателя с предложением, сформулированным выборным профсоюзным органом (полностью или частично);

    – согласие выборного профсоюзного органа с мнением работодателя (полностью или частично);

    – достижение взаимоприемлемого решения – в ряде случаев путем формулирования совместно (представителями работников и работодателя) новой редакции положений локального нормативного акта.

Согласно ч. 4 ст. 372 ТК РФ протоколом оформляются лишь возникшие разногласия, т. е. он должен составляться только в случае, если согласие между сторонами не достигнуто. Таким образом, в случае достижения согласия относительно проекта локального нормативного акта протокол по закону не требуется. Однако представляется целесообразным оформлять протоколом результаты дополнительных консультаций в любом случае (при любом исходе) – это помогает в дальнейшем устранить возникающие разногласия.

Утверждение документа работодателем

Отсутствие единого мнения по рассматриваемому сторонами проекту локального нормативного акта не препятствует принятию такого акта работодателем. Это обусловлено наличием власти работодателя, необходимой для управления организацией.

Закон в таком случае предоставляет выборному профсоюзному органу возможность защитить права и законные интересы работников организации разными способами:

    – путем обжалования в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд принятого работодателем локального нормативного акта;

    – проведением процедуры разрешения коллективного трудового спора в порядке, установленном ТК РФ.

Следует отметить, что обжалование локального нормативного акта в государственную инспекцию труда или суд возможно лишь в следующих случаях:

    – положения акта противоречат трудовому законодательству или ухудшают положение работников в сравнении с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями;

    – была нарушена процедура разработки локального нормативного акта или его принятия.

В случае выявления нарушений трудового законодательства государственная инспекция труда вправе выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения. Сроки рассмотрения инспекцией жалобы ограничены. Получив жалобу (заявление) выборного профсоюзного органа, она обязана в течение одного месяца со дня ее получения провести проверку и вынести соответствующее решение.

В том случае, если нарушений законодательства не усматривается, т. е. локальный нормативный акт не нарушает субъективные права работников, представителем которых выступает выборный профсоюзный орган, и принят в строгом соответствии с требованиями законодательства, но вместе с тем нарушает законные интересы работников, целесообразно разрешение коллективного трудового спора.

Приложение 1

Пример оформления сопроводительного письма

Об учете мнения профсоюза при принятии локальных нормативных актов

Приложение 2

Пример оформления содержания протокола заседания выборного профсоюзного органа

Об учете мнения профсоюза при принятии локальных нормативных актов



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Статья для специалистов по работе с кадрами!

Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение.

Дополнительно Вы сможете:
- прочитать еще 5600 рекомендаций по кадровой и HR-тематике
- скачать 4800 готовых образцов документов
- посмотреть 54 видеолекции по трудовому законодательству

Подарок дня: Справочник должностных инструкций по профстандартам

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль