Трудоустройство на общественные работы

6540
Трудоустройство на общественные работы имеет несомненные преимущества перед другими средствами борьбы с безработицей. В частности, оплата труда, как правило, выше размеров пособий. Кроме того, психологическое и нравственное состояние людей, занятых хотя бы временным трудом, гораздо лучше, чем у неработающих граждан. Выгодны такие работы и организации (работодателю): денежные средства выплачиваются не безвозмездно, а за определенную, нужную обществу работу, и ее выполнение, как правило, способствует созданию новых рабочих мест. Так что такое “общественные работы”? Нужно ли в данном случае заключать трудовой договор? Есть ли особенности в условиях труда лиц, направленных на общественные работы?

Круг лиц, имеющих право на участие в общественных работах Условия трудового договора на общественные работыПрекращение трудового договора на общественные работы

Право на заключение трудового договора на общественные работы имеют безработные граждане. Именно для них органы службы занятости организуют, а организации (работодатели), где проводятся общественные работы, за счет своих средств финансируют их

Под общественными работами в соответствии с п. 2 Положения об организации общественных работ, утв. постановлением Правительства РФ от 14.07.97 № 875 (далее – Положение от 14.07.97), понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу. Поскольку эти работы организуются с целью занять безработных, то прием граждан на работу производится по направлениям органов службы занятости.

Круг лиц, имеющих право на участие в общественных работах

В соответствии с п. 2 ст. 24 Закона РФ от 19.04.91 № 1032-1 “О занятости населения в Российской Федерации” (далее – Закон о занятости) право на участие в общественных работах имеют граждане, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, т. е. безработные граждане. Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются безработные граждане, не получающие пособия по безработице, безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости свыше 6 месяцев.

В отдельных регионах России круг лиц, имеющих право трудоустройства на оплачиваемые общественные работы, шире. Например, в соответствии с п. 7 постановления Правительства Москвы от 25.01.00 № 53 “О порядке организации общественных работ в г. Москве” это не только безработные, зарегистрированные в органах службы занятости, но и беженцы, вынужденные переселенцы, граждане, уволенные с военной службы и из органов внутренних дел, члены их семей, студенты и др.

Трудоустройство на общественные работы предполагает заключение трудового договора, имеющего свои особенности, обусловленные, во-первых, самой спецификой оплачиваемых общественных работ; во-вторых, кругом лиц, с которыми такой договор можно заключить; в-третьих, порядком его заключения. Органы федеральной государственной службы занятости в данном случае осуществляют предварительный подбор кадров для работодателя.

Круг лиц, имеющих право заключать трудовой договор на оплачиваемые общественные работы, предопределен законодательством. Кроме того, эти работы в некоторых случаях требуют от работника определенной квалификации.

Общественные работы не носят постоянного характера и организуются, как сказано в п. 6 Положения от 14.07.97, по следующим направлениям: строительство, ремонт, содержание автомобильных дорог; прокладка коммуникаций; строительство жилья, реконструкция живого фонда; озеленение и благоустройство территорий и т. п.

В статье 59 ТК РФ перечислены случаи, когда работодатель может заключать срочные трудовые договоры. Один из таких случаев – оформление трудовых отношений с лицами, направленными на временные, в т. ч. общественные, работы органами службы занятости населения.

ТК РФ, ст. 59 Срочный трудовой договор может заключаться по инициативе работодателя либо работника:
с лицами, направленными на временные работы органами службы занятости населения, в т. ч. на проведение общественных работ
Закон о занятости, ст. 24С лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный трудовой договор

Таким образом, если ст. 59 ТК РФ допускает возможность заключения в рассматриваемом случае срочного трудового договора, то Закон о занятости четко говорит, что с лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный трудовой договор, т. е. в соответствии с Законом о занятости трудовой договор на общественные работы носит именно срочный характер.

По общему правилу срочные трудовые договоры заключаются тогда, когда работа (или условия ее выполнения) не носит постоянный характер. Поскольку цель оплачиваемых общественных работ – обеспечить временную трудовую занятость населения, материально поддержать граждан, ищущих работу, то срочный характер трудового договора объясним. При этом безработный не снимается с учета, продолжая получать пособие по безработице; кроме того, ему как стороне трудового договора выплачивается заработная плата. Правда, есть исключение, состоящее в том, что выплата пособия при устройстве на общественную работу не производится лицам, для которых эта работа считается подходящей, а именно: впервые ищущим работу (ранее не работавшим) и при этом не имеющим профессии (специальности); уволенным более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ; прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельность и т. д. (п. 3 ст. 4 Закона о занятости).

Для заключения трудового договора на общественные работы необходимо направление, выданное органом службы занятости. При выдаче направления учитываются состояние здоровья, возрастные и профессиональные особенности безработного и, конечно, требуется его согласие. Разумеется, помимо направления гражданин должен предъявить и другие документы, перечисленные в ст. 65 ТК РФ.

Кстати сказать...

В перечень лиц, для которых общественная работа является подходящей, входят разные категории работников, но включение в него лиц, уволенных за виновные действия, не совсем понятно: это что – своеобразное испытание? Или же наказание?Так, бухгалтеру Б., дважды уволенному за нарушение трудовой дисциплины, службой занятости Владимирской области в 2004 г. была предложена неквалифицированная работа по озеленению городского парка. Б. отказался от направления, заявив, что у него 20-летний стаж бухгалтерской работы. Формально служба занятости права, но по-своему прав и Б. За нарушение трудовой дисциплины он уже был наказан, зачем же его вновь унижать предложением неквалифицированной работы? И нет ли здесь признаков принудительного труда?

? С гражданином, получившим направление, работодатель должен заключить трудовой договор, но, как показывает практика, иногда и отказывает в его заключении. Законен ли такой отказ?

На наш взгляд, да, поскольку законодательство об общественных работах не устанавливает каких-либо изъятий из законодательства о труде. Да и сами изъятия, если бы они были, противоречили бы ТК РФ. Работодатель не отказывается от заключения трудового договора на общественные работы вообще, он отказывается именно от конкретного кандидата, считая, что тот не подходит ему по деловым качествам. Отказ в приеме на работу может быть обжалован как самим безработным, так и органом службы занятости (в практике известны такие случаи).

Что касается гражданина, он может отказаться как от направления на общественные работы, так и от заключения трудового договора. Но нужно помнить: для определенных категорий безработных согласно п. 3 ст. 4 Закона о занятости общественная работа является подходящей, а значит, отказ от направления в таком случае является отказом от подходящей работы. В соответствии с п. 3 ст. 35 Закона о занятости в случае отказа в период безработицы от двух вариантов подходящей работы выплата пособия может быть приостановлена на срок до 3 месяцев. Правда, не ясно, можно ли гражданину дважды предлагать общественную работу.

? Встречаются случаи, когда безработные, для которых общественная работа является подходящей, добровольно соглашаются на нее, берут направление в органах службы занятости, но на стадии переговоров отказываются заключить трудовой договор по тем или иным причинам, которые для них важны. Будет ли отказ от заключения трудового договора при наличии добровольно полученного направления отказом от подходящей работы?

Решение данного вопроса зависит от конкретных обстоятельств. Так, нужно выяснить, какие условия не устраивают гражданина, не противоречат ли они трудовому законодательству, оговаривались ли они предварительно в органе службы занятости и т. п. В регулировании возникшей ситуации орган службы занятости обязательно должен участвовать.

Безработный М., получив направление службы занятости г. Рудня Смоленской области в мае 2005 г., явился в отдел кадров организации, куда он был направлен для заключения трудового договора на общественные работы.В ходе согласования условий договора ему предложили работу с неполным рабочим днем. Данное условие М. не устраивало. Он отказался от заключения трудового договора.В службе занятости с пониманием отнеслись к действиям М., посчитав их правомерными и уважительными в плане отказа от подходящей работы.

Условия трудового договора на общественные работы

Трудовой договор на общественные работы, так же как любой другой, требует согласования необходимых условий. В данном случае – о месте работы, трудовой функции и сроке. Если стороны не пришли к соглашению относительно перечисленных условий, трудовой договор не считается заключенным. Кроме того, стороны могут согласовать и дополнительные условия – любые, по их усмотрению, если таковые имеются и не противоречат трудовому законодательству. Так, при приеме на общественные работы может быть оговорен и испытательный срок, о чем должно быть указано в трудовом договоре. При неудовлетворительном результате испытания трудовой договор может быть расторгнут по правилам, предусмотренным ст. 71 ТК РФ. Однако практической целесообразности в установлении испытательного срока, по-видимому, нет. В России общественные работы, как правило, не носят долгосрочный характер, они кратковременны. При приеме же на работу на срок до двух месяцев испытание не устанавливается (ст. 289 ТК РФ). При приеме на сезонные работы срок испытания не может превышать двух недель (ст. 294 ТК РФ).

Кроме трудовой функции
и места работы, к числу существенных условий законодателем отнесены права и обязанности работника и работодателя, оплата труда, социальное страхование и др.

Что касается места работы и трудовой функции – это условия не только необходимые, но и существенные. В статье 57 ТК РФ дан перечень существенных условий трудового договора.

Менять существенные условия трудового договора без согласия работника нельзя, поскольку такое изменение является переводом на другую работу (ст. 72 ТК РФ).

На работников, заключивших трудовой договор на общественные работы на основании направления органа службы занятости, распространяется законодательство о труде (п. 4 ст. 24 Закона о занятости).

В случае производственной необходимости работника, заключившего трудовой договор на общественные работы, можно перевести на другую работу на срок до одного месяца. Такой перевод допускается без согласия работника при условии наступления чрезвычайных обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 74 ТК РФ.

Прекращение трудового договора на общественные работы

В пункте 2 ст. 24 Закона о занятости сказано: трудовой договор на общественные работы гражданин может расторгнуть досрочно при устройстве на постоянную или временную (не отнесенную к кругу общественных) работу. Содержание этой фразы нельзя понимать буквально. Трудовой договор на общественные работы заключается добровольно, так же добровольно он может и расторгаться. Устройство на другую постоянную или временную работу, являющуюся подходящей для безработного, – это одна из причин, побуждающая его прекратить трудовой договор на общественные работы. Могут быть и другие причины. Общественные работы не являются формой принудительного труда. К сожалению, в законодательстве об общественных работах недостаточно обстоятельно изложен порядок перезаключения, прекращения (в т. ч. досрочного) трудового договора. Например, не ясно, что понимать под “поступлением работника на постоянную работу”. Это работа в данной или в другой организации? И уж совсем непонятен термин “временная работа”.

Трудовой договор на общественные работы может быть прекращен не только по инициативе работника, но и по другим основаниям, указанным в ст. 77 ТК РФ, в т. ч. и по инициативе работодателя, если к тому будут достаточные основания. При увольнении по инициативе работодателя (ст. 81 ТК РФ) должен быть соблюден порядок увольнения. Так, если увольнение вызвано нарушением трудовых обязанностей (пп. 5, 6, в некоторых случаях – пп. 7 и 8 ст. 81 ТК РФ), работодатель должен затребовать от работника объяснение в письменной форме (в случае отказа от объяснения – составить об этом акт) и расторгнуть договор не позднее месяца со дня обнаружения проступка, т. е. применить правила ст. 193 ТК РФ. В случае увольнения по другим основаниям, не связанным с нарушением трудовых обязанностей, применяется порядок, предусмотренный для увольнения по соответствующим основаниям.

? Прекращение трудового договора оформляется приказом (так же как и прием на работу). Нужно ли в приказе отражать, что речь идет об увольнении (приеме) работника на общественные работы? Вносится ли в трудовую книжку запись о том, что работник был принят на общественные работы?

В Правилах ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утв. постановлением Правительства РФ от 16.04.03 № 225, нет прямого ответа на эти вопросы, так же как и в Инструкции по заполнению трудовых книжек, утв. постановлением Минтруда России от 10.10.03 № 69. Однако в пункте 4 разд. I указанных Правил сказано: в трудовую книжку вносятся сведения о работнике, о выполняемой им работе. Поэтому считаем, что как в приказах, так и в трудовой книжке должен быть отражен тот факт, что работник был принят (уволен) на общественные работы.

Читайте в этом месяце
    Узнать подробнее >>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией




      PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64204 от 31.12.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Извините, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права наших экспертов, многие статьи на сайте находятся в закрытом доступе для незаарегистрированных пользователей.
      Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение. Это займет меньше минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И читать продолжение
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

      Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Ваш подарок придет на указанный при регистрации Email
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль