Автоматизация кадровой работы

5452

Модули управления персоналом в ERP-системахСпециализированные продукты для автоматизации работы кадровых службНебольшие программы в помощь кадровику

История автоматизации кадровых служб в России началась практически одновременно с внедрением информационных технологий в управлении. Однако рост спроса на специализированные программы для кадровиков был несопоставим с темпами распространения программных продуктов, предназначенных для организации работы бухгалтерии или управления производством. Отчасти это связано с тем, что длительное время управленцы не считали автоматизацию служб персонала первостепенной задачей.

По исследованиям компании “ИНФорм-S”, сейчас кадровые службы автоматизированы менее чем в половине российских предприятий и руководители HR-служб осознают необходимость внедрения новых технологий. Особенно это характерно для предприятий, рассматривающих своих работников как ресурс для развития

В настоящее время большая часть российских предприятий уже завершила автоматизацию основных подразделений и теперь вплотную подошла к необходимости внедрения новых технологий в службах персонала. Это диктуется не модой, а растущей конкуренцией, необходимостью быстрого принятия решений, потребностью в оптимизации штатов и т. д.

Классифицировать программы, предназначенные для кадровых служб, можно по нескольким признакам: стоимости, функциональности, объемам продаж продукта. Однако корректнее использовать некий обобщенный, сравнительно-типологический критерий, по которому программы разбиваются на три группы:

– модули кадровых служб в комплексных системах управления предприятием (ERP-системах);

– универсальные программные продукты, выпущенные российскими разработчиками;

– небольшие программы, не претендующие на полноценную автоматизацию кадрового делопроизводства.

Модули управления персоналом в ERP-системах

Программы класса ERP (Enterprise resource planing), пожалуй, относятся к наиболее сложным системам, с которыми приходится сталкиваться в бизнесе. Время внедрения подобных комплексов измеряется годами и десятилетиями (SAP, Oracle, Axapta и пр.). Если раньше подобные решения могли позволить себе только очень крупные предприятия, то сейчас разработчики ведут активные действия по завоеванию среднего и даже малого бизнеса.

Например, концерн SAP выпустил специальную версию своей ERP-системы для средних предприятий – mySAP All-in-One, которая по сути является маркетинговым ходом для завоевания нового рынка. В новой программе полностью сохранена функциональность более “тяжелой версии” продукта, но введено искусственное ограничение на количество рабочих мест. Однако даже при этом стоимость ее внедрения исчисляется сотнями тысяч долларов.

По мере все более широкого распространения пакета его цена снижается, выходят специальные “облегченные” версии. Тем не менее для большинства российских предприятий даже самые “легкие” ERP-системы остаются слишком дорогим удовольствием.

Например, стоимость начального пакета модулей Microsoft Navision для пяти рабочих мест составляет примерно 7 тыс. евро. Axapta является еще более дорогой программой.

ERP-системы от Oracle по стоимости и функциональности рассчитаны на самые крупные предприятия. Количество внедрений Oracle в стране не превышает сотни, а стоимость отдельных проектов может исчисляться миллионами долларов США. Кроме того, всегда надо иметь в виду, что внедрение ERP-системы – это длительный процесс, который может растянутся на долгие месяцы и даже годы.

Все еще сохраняется проблема приспособленности самих модулей к реалиям российской кадровой работы. Наиболее активные на рынке ERP-систем западные разработчики в своих программах просто не успевают учитывать местную специфику – нередки случаи, когда крупные предприятия, внедрившие системы Axapta или Navision, продолжают пользоваться российскими кадровыми программами. Отечественные законы остаются непредсказуемыми, и те операции, что должны быть согласованы с государством, лучше выполняют местные разработки. Российские создатели ERP-систем (“Галактика”, “Парус”, “Флагман”) с этой проблемой справились, правда, для большинства предприятий они все равно остаются недоступными.

Сильной стороной ERP-систем является возможность адаптации к конкретной компании. Однако такая работа стоит дорого.

Специализированные продукты для автоматизации работы кадровых служб

В последнее время на рынке программ автоматизации кадровой работы наблюдается оживление. Проблема выбора встает, когда специалист или руководитель компании приходит к выводу, что ему необходима программа от серьезного российского разработчика, способная удовлетворить все потребности кадровиков. Зачастую российские программы способны заменить соответствующие модули в западных ERP-системах.

Старейшим продуктом на этом рынке является система “БОСС-кадровик”, разработанная фирмой “АйТи”. За десятилетие система прошла путь от индивидуальной разработки до тиражного продукта, внедренного на крупнейших предприятиях страны, таких как АЛРОСА, “Связьинвест”, “Уралмашзавод”. Система способна управляться с документооборотом кадровой службы, ведущей десятки тысяч работников.

Программный продукт состоит из двух модулей – “Начисление зарплаты” и “Управление кадрами”, которые при необходимости поставляются отдельно. В “БОСС-кадровик” реализованы все функции, необходимые современной кадровой службе. Единственным ограничением для потребителей становится ценовая политика компании. Стоимость автоматизации одного рабочего места приближается к 1000 долл. США, а ставить систему менее чем на пять пользователей не имеет смысла, т. к. функционал не будет востребован полностью. Два-три сотрудника просто не смогут полностью воспользоваться всеми возможностями программы.

В 2003 г. на рынок систем автоматизации кадровых служб вышла компания “СКБ Контур”, известная своими программами передачи данных по персонифицированному учету в Пенсионный фонд, системой налоговой отчетности через Интернет и программами расчета заработной платы. Специалисты компании попытались создать универсальное решение для любой кадровой службы – от небольшого предприятия до огромного завода. Программу “Контур-Персонал” имеет смысл устанавливать, даже если в компании работает только один менеджер по персоналу. На одном рабочем месте специалист будет иметь набор функций, не отличающийся от многопользовательских систем. При этом у “Контур-Персонала” есть успешные внедрения и на предприятиях с десятком тысяч сотрудников. Цены на продукт зависят от численности работников организации и количества рабочих мест. Минимальная стоимость рабочего места в системе – около 200 долл. США.

К этой же группе систем можно отнести программу “1С: Зарплата и управление персоналом” 8.0. Несмотря на формальную принадлежность к первой группе, эта версия все-таки ближе к универсальным продуктам. В системе заложен ряд интересных функций, например управление качеством персонала. Пока еще нет необходимого количества отзывов, чтобы говорить о ней как о сложившейся и реально работающей системе. Любая сложная программа должна пройти своеобразный “путь адаптации”, после которого она становится по-настоящему тиражным продуктом. Предыдущая версия кадровой программы от “1С” являлась приложением к основному продукту фирмы.

Небольшие программы в помощь кадровику

В Сети есть множество предложений купить за небольшую сумму программу, которая станет очередной “панацеей” и “решит все проблемы кадровой службы”. Обычно их функциональность ограничивается основными приказами – прием, перевод, увольнение, отпуск. Заявленные справочники профессий чаще всего приходится вводить вручную, а об обмене данными с другими пользователями и программами, а также о разграничении прав доступа речи вообще не идет. Подобные продукты могут стать подходящим решением для совсем небольших организаций. Но даже в этой нише постоянно идет развитие, и число предложений постоянно увеличивается.

В Интернет-магазинах раздел, посвященный автоматизации работы служб персонала, содержит более 50 наименований. Стоимость такого продукта редко превышает отметку в 1 тыс. руб. Чаще всего каждая отдельная программа отвечает за небольшой участок работы менеджера по персоналу: например, система контроля персонала StaffCop или программа автоматизации студенческих отделов кадров – “Студент”. Но есть и программы, претендующие на комплексный охват, такие как “Персонал” стоимостью менее 100 долл. США, дающая возможность планировать аттестации, создавать собственные отчеты, вести картотеку распоряжений по кадрам. Невысокая функциональность программы компенсируется низкой стоимостью, отсутствием затрат на внедрение. Для некоторых предприятий такой вариант может стать оптимальным. Однако компании, уверенные в том, что вложения должны приносить отдачу, несомненно, будут вкладывать средства в более серьезные системы.

Мы коснулись лишь самых заметных игроков рынка; есть еще ряд программ, уступающих по некоторым характеристикам описанным, но вполне достойных.

Рынок программ для автоматизации кадрового учета только начинает развиваться. Разработчики чувствуют сильный интерес со стороны предприятий самого разного масштаба и видов деятельности. Это стимулирует дополнительные вложения в разработку и продвижение новых продуктов. Нет сомнений, что в дальнейшем предложений на рынке будет все больше – автоматизация кадрового учета становится насущной необходимостью.

Читайте в этом месяце
    Узнать подробнее >>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией




      PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64204 от 31.12.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Извините, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права наших экспертов, многие статьи на сайте находятся в закрытом доступе для незаарегистрированных пользователей.
      Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение. Это займет меньше минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И читать продолжение
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

      Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Ваш подарок придет на указанный при регистрации Email
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль