Самомотивация и cамоменеджмент

3096
Одним из ярких показателей успешности менеджмента и всей организации является самомотивация сотрудников – их способность во многих сложных и ответственных ситуациях длительное время обходиться без внешнего положительного подкрепления. Статья старшего партнера, тренера-консультанта KPG Training Center Ivanova & Lebedev Светланы Ивановой знакомит читателей с некоторыми управленческими приемами, способствующими развитию положительных навыков самомотивации у любого сотрудника компании. Для закрепления полученных знаний автор предлагает “кейсы”, которые помогут справляться с негативной информацией и анализировать собственную мотивацию. Полный вариант статьи и значительное количество “кейсов” можно найти в 3-м номере журнала “Справочник по управлению персоналом” за 2005 г., посвященного различным аспектам мотивации персонала. Здесь опубликованы и другие статьи о том, как разработать стратегию эффективного стимулирования сотрудников и определить, какие мотивационные мероприятия лучше всего подойдут специалистам именно вашей компании. Также рассказывается, что помогает удержать менеджера по персоналу, каких ошибок следует избегать при разработке мотивационных программ, предлагаются схемы материального и нематериального стимулирования, применяемые в известных российских компаниях. Кроме того, в “Справочнике по управлению персоналом” № 3, 2005 вас ожидают:     – обзор рынка труда по позиции top-менеджер;     – методики стимулирования персонала, используемые в иностранных компаниях;     – технология оценки лидерских качеств;     – критерии успешного взаимодействия с кадровыми агентствами;     – актуальные вопросы зарубежного HR-менеджмента;     – история успеха бизнесмена XIX века Генри Брокара.

Стереотипы и вариативность. Принцип алгоритмаЗащита от негативной информации и поиски выходаАнализ собственной мотивации и характеристик

Один из факторов, способствующих успеху деятельности организации, – это самомотивация сотрудников.

Существует ряд управленческих приемов, способствующих развитию навыков самомотивации у человека таким образом, что они будут играть в его жизни положительную роль.

Стереотипы и вариативность. Принцип алгоритма

KPG Training Center существует с 1999 г. С 2004 г. он функционирует под брэндом KPG Training Center Ivanova & Lebedeva и действует в рамках компании KPG, специализируясь на бизнес-образовании и консалтинге в сфере управления персоналом

В формировании навыка решения проблем и, как следствие, повышении уровня самостоятельности и ответственности немалую роль играет отход от стереотипов. В нашей жизни их очень много, и нередко они мешают видеть в людях главное, делать правильные выводы, быстро реагировать на изменения и прогнозировать развитие ситуаций. Большинство задач в бизнесе имеет несколько вариантов решения, но для того чтобы их увидеть, необходимо отказаться от сложившихся стандартных мнений как в отношении людей, так и в отношении ситуаций.

Вот только некоторые из сложившихся типичных стереотипов:

    – Мотивацией для работника служат только деньги.

    – Руководители сконцентрированы лишь на одном стимуле сотрудника, игнорируя остальные (это неизбежно ведет к уменьшению вариантов воздействия на подчиненного, снижению его мотивации и, как следствие, управляемости).

    – Успешный сотрудник успешен во всем.

    – Если человек один раз повел себя негативно, то он будет так же поступать и в будущем.

    – Если работник работал в той или иной сфере, то и дальнейшую профессиональную деятельность он должен вести именно в ней.

    – Долго трудиться в одной организации – признак лояльности.

    – Многолетняя работа в одной компании означает стагнацию, остановку в своем развитии.

    – Каждого человека мотивирует возможность карьерного роста.

? Как отойти от стереотипов, повысить уровень креативности и эффективности в принятии решений и управлении различными ситуациями?

Существует несколько приемов и методов, многократно опробованных на практике:

    – предложив один вариант действий, всегда искать второй, еще лучше – несколько;

    – стараться находить как можно больше альтернативных объяснений поступкам других людей;

    – искать решения в непривычных “плоскостях”, сферах деятельности и бизнеса (например, начинающему руководителю, чтобы интерпретировать те или иные действия подчиненного, полезно провести параллели с собственным опытом);

Хорошее упражнение для развития нестандартного мышления – искать непривычные способы использования обычных предметов

Кроме того, нужно использовать все возможности для мини-тренинга креативности.

Будет полезным также стараться запомнить услышанные или прочитанные высказывания, которые очень удивили, были неожиданными, необычными, перевернули какие-то представления. Стоит задуматься, что мешало этим мыслям прийти в голову раньше.

Этот ряд можно продолжить самостоятельно, придумывая и другие способы, которые помогут уйти от стереотипов и найти больше вариантов решения задач (например, мотивации), что наверняка пригодится в процессе управления. Приобрести навык поиска нестандартных путей и выходов из сложных ситуаций – одно из условий того, чтобы стать хорошим руководителем.

Защита от негативной информации и поиски выхода

Недостатки – это не те качества, которые принято считать таковыми, а только те, которые реально мешают человеку.
Для развития достоинств необходимо чаще выстраивать ситуации, в которых положительные качества могут проявиться особенно ярко и наглядно

Большинство из нас каждый день сталкиваются с нерешенными проблемами, всякого рода сложностями, одним словом, негативом. Как успешно справляться с этим потоком, избегая стресса? Для этого тоже существует несколько правил и приемов, позволяющих повысить собственную мотивацию и эффективность труда.

Прежде всего в любой негативной ситуации нужно находить как минимум три позитивных последствия для себя.

Кроме того, нужно всячески развивать свои достоинства, а недостатки можно нейтрализовать, т. е. постараться смоделировать ситуацию таким образом, чтобы они в ней не были значимы. Ведь о достоинствах и недостатках тоже существуют общепринятые представления.

Интроверт – человек, социально-психологический склад которого характеризуется сосредоточенностью на своем внутреннем мире, замкнутостью. Он считает свои интересы самыми важными, придает им высшую ценность; для него характерна социальная пассивность и склонность к самоанализу. Интроверт с удовольствием исполняет возложенные на него обязанности, но не любит ответственности за конечные результаты

Например, интроверты считаются некоммуникабельными и, если такой человек воспринимает это качество как “изъян”, нужно проанализировать: так ли необходимы ему навыки общения или он прекрасно справляется с работой и без них. Если же он может добиваться успеха при имеющемся у него наборе способностей, то нет смысла сожалеть о своем “несовершенстве”.

Еще один способ избежать лишних проблем – определить круг людей, мнение которых для вас важно (референтную группу). Помня о том, что “никто не может обидеть нас без нашего на то согласия”, важно научиться не реагировать на негативное мнение о нас людей незнакомых, неуважаемых нами или имеющих к нам предвзятое отношение.

К примеру, если человек сильно расстроился из-за критического комментария незнакомца на улице в отношении своего внешнего вида, – это явный признак того, что ему необходимо поработать над самомотивацией, а также четко определить референтную группу. Неразумно болезненно реагировать и обижаться на людей, оценка которых никак не влияет на нашу жизнь. Если же человек чувствует отрицательное отношение к себе того, кто входит в его референтную группу, возможно, он находится под воздействием манипулятора, и еще не факт, что дальнейшее общение с ним пойдет на пользу.

Приступая к решению сложной задачи, очень важно положительно настроиться. Существует теория, что мысли материальны и что мы можем сами программировать себя на удачу или невезение. Необходимо постоянно контролировать себя, поддерживать положительный настрой.

Собираясь на переговоры к конфликтному клиенту, преуспевающий сотрудник говорит себе: “Я все равно перетяну его на свою сторону!” Неудачник же, программирующий себя на провал, опасается (“Он опять будет недоволен, начнет мне хамить”), жалеет себя, выискивает у клиента серьезные недостатки (“Ему еще развиваться и развиваться!”). Таков ход мыслей негативно и позитивно настроенных людей

Успешный сотрудник торговой фирмы рассуждает так: “Я могу предложить клиенту то, что позволит ему получить выгоду – заработать, улучшить качество жизни и т. д.” Неуверенный в себе продавец думает так: “Приходиться отвлекать человека от дел, надоедать ему, пытаться заставить его купить то, что ему не особенно и нужно”.

Один из важнейших факторов удачи в жизни и карьере – определение имеющихся ресурсов для достижения успеха задуманного. Это означает не самообман, а честную оценку реальных внутренних и внешних возможностей. Те же, кто практикует противоположный подход – обосновывать невозможность достижения целей, обычно становятся неудачниками. Поэтому, только детально оценив имеющиеся средства для решения задач, можно просчитать риски и попытаться нейтрализовать их, а тем самым смоделировать успешное будущее.

Анализ собственной мотивации и характеристик

Немаловажным для успешной деятельности человека и настроя на длительную работу в организации является умение самостоятельно анализировать свою “карту мотиваторов”, в т. ч. отношение к той или иной работе. Сначала нужно определить основные особенности труда и выявить факторы, стимулирующие его выполнение. Далее – максимально объективно оценить собственную мотивацию к деятельности, личные предпочтения. Соотнесение этих результатов – основа для анализа.

Человек не сможет добиться сколько-нибудь значительного успеха в том деле, которое вызывает у него постоянное раздражение и дискомфорт.

Например, работа бухгалтера – довольно рутинная, требует высокой сосредоточенности, и вряд ли от нее сможет получать удовлетворение тот, кто ориентирован на видимый результат, на общение с людьми. Если же сотруднику подходит данная работа, то даже при недостатке необходимых навыков он легко сможет их приобрести.

Если какой-либо недостаток мешает человеку в достижении успехов, то, признавая его в себе, нужно искать возможность максимально его нейтрализовать.

Предположим, что основной вид деятельности не требует от некоммуникабельного специалиста обязательной общительности (как это необходимо, например, в сфере продаж). В таком случае можно посоветовать ему вести переписку по электронной почте, сведя к минимуму личное взаимодействие с коллегами и “смежниками”.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Статья для специалистов по работе с кадрами!

Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение.

Дополнительно Вы сможете:
- прочитать еще 5600 рекомендаций по кадровой и HR-тематике
- скачать 4800 готовых образцов документов
- посмотреть 54 видеолекции по трудовому законодательству

Подарок дня: Справочник должностных инструкций по профстандартам

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль