Новое в законодательстве о занятости населения

2414

НАК №2,
2005
C 1 января 2005 г. вступила в силу новая редакция Федерального закона от 19.04.91 № 1032-1 “О занятости населения в Российской Федерации” (далее – Закон о занятости). Изменения внесены Федеральным законом от 22.08.04 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и до (далее – Закон от 22.08.04).

Закон о занятости, установивший основные принципы государственной политики в сфере содействия занятости населения, обеспечения социальных гарантий и компенсаций при безработице, был одним из первых по-настоящему рыночных законов в истории новой России. Как утверждается в его преамбуле, он принимался “в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оптимизации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также с учетом закрепленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами вопросов местного значения”. С апреля 1991 г. – момента принятия закона – он претерпел существенные изменения и дополнения, последние из которых и вошли в новую, ныне действующую редакцию.

Внесение изменений в данный закон было обусловлено в первую очередь изменением системы финансирования мероприятий по реализации государственной политики занятости.

Ранее, Закон о занятости, ст. 221. За счет средств федерального бюджета на соответствующий год финансируются расходы на выплату пособий по безработице и стипендий в установленных настоящим Законом размерах, а также расходы на прочие выплаты безработным гражданам, осуществление мероприятий по содействию трудоустройству населения, организацию профессионального обучения безработных граждан и профессиональной ориентации граждан, содержание органов и учреждений федеральной государственной службы занятости населения и другие мероприятия по содействию занятости населения.2. В соответствии с настоящим Законом по решению органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления мероприятия по содействию занятости населения, в т. ч. по социальной поддержке безработных, финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований (местных бюджетов).3. Дополнительные средства для финансирования мероприятий по содействию занятости населения могут быть также получены из внебюджетных источников. Теперь, Закон о занятости в редакции от 22.08.04 № 122-ФЗ1. Мероприятия по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, являются расходными обязательствами Российской Федерации.2. Утратил силу. 3. Дополнительные средства для финансирования мероприятий по содействию занятости населения могут быть также получены из внебюджетных источников.

По мнению законодателей, ограничение размеров пособий по безработице (которые в 2004 г., например, в Москве составляли соответственно 1257 руб. и 4190 руб.) должно способствовать ускорению процедуры трудоустройства безработных граждан и изжить некоторые иждивенческие настроения.
В целом это принципиально новый подход, который предоставляет значительные полномочия федеральным структурам

Таким образом, если раньше финансирование осуществлялось за счет средств как федерального бюджета, так и бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований (местных), то в настоящее время мероприятия по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан, а также содержание органов и учреждений государственной службы занятости являются расходными обязательствами РФ и осуществляются за счет средств федерального бюджета. Они, в свою очередь, будут распределяться в зависимости от ситуации на региональных рынках труда, что позволит обеспечить равный доступ населения на всей территории России к мероприятиям активной политики занятости, своевременную выплату социальной поддержки в период безработицы и реализовать право граждан на свободу выбора рода деятельности.

Основная часть изменений и дополнений связана с упорядочением социальных гарантий и компенсаций при безработице. Законом от 22.08.04 предусмотрен новый подход к определению размеров пособий и других выплат различным категориям безработных граждан. На заре рыночных реформ размеры пособий по безработице и стипендий в период профессионального обучения находились в диапазоне от минимального размера оплаты труда до величины средней заработной платы по региону. До 1 января 2005 г. размеры выплат были привязаны к прожиточному минимуму в регионе, который, кстати, устанавливался решением исполнительной власти субъекта Федерации. Согласно новой редакции Закона о занятости размеры минимальной и максимальной величин пособий по безработице ежегодно определяются Правительством РФ с корректировкой на районные коэффициенты (по постановлению Правительства РФ от 04.11.04 № 591 “О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2005 год” они составляют соответственно 720 руб. и 2880 руб.). Одновременно утратило силу положение, по которому все виды пособий и других выплат безработным подлежали индексации.

Ранее, Закон о занятости, ст. 33. 2. Размер пособия по безработице во всех случаях не должен быть ниже 100 рублей. Теперь, Закон о занятости в редакции от 22.08.04 2. Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице ежегодно определяются Правительством Российской Федерации.

На развитие предпринимательства и самозанятости населения нацелены и некоторые другие нововведения. Из Закона о занятости исключены положения, касающиеся формирования основных принципов социальной защиты работников несостоятельных организаций, полномочий органов исполнительной власти (по предложению служб занятости, профсоюзных органов и др.) в случаях массового увольнения работников приостанавливать на срок до 6 месяцев решение об увольнении или принимать решение о проведении их поэтапного увольнения в течение года, компенсации работодателям затрат на переобучение увольняемых граждан, возмещения затрат безработным в связи с добровольным переездом в другую местность по предложению органов службы занятости, бесплатного медицинского обслуживания при приеме на работу и направлении на обучение (теперь говорится только о бесплатном медицинском освидетельствовании).

Однако следует отметить, что если в законе не упомянуты такие гарантии, как охрана труда, правовая защита от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу или возможность заключения срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых общественных работах, то это, конечно, не означает отмену всяких гарантий со стороны государства. Они закреплены в действующем ТК РФ (ст. 59, 82, 234, 394 и др.).

В новую редакцию Закона о занятости внесен также ряд других изменений и дополнений, связанных с необходимостью приведения отдельных статей в соответствие с положениями действующих федеральных законов. Так, в порядок и условия признания граждан безработными внесен пункт, по которому гражданин, относящийся к категории инвалидов, для решения вопроса о признании его безработным дополнительно предъявляет индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную в установленном порядке и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда (п. 2 ст. 3). Подтверждено также, что в период участия в общественных работах, временного трудоустройства безработным и несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет может оказываться материальная поддержка. При осуществлении мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы, отдельно выделена категория лиц в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые.

Что же касается мероприятий по занятости населения, которые были в ведении органов государственной власти и местного самоуправления, теперь подчеркивается объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий. Тем самым поддерживается и деятельность частных фирм по трудоустройству (отмена лицензирования этого вида деятельности также должна способствовать их развитию).

Пока еще рано говорить о социальных последствиях и влиянии на рынок труда введения данных изменений. Несомненно одно: идеология Закона остается прежней, а значит, каждый россиянин остается под защитой государства в сложный период безработицы.

Читайте в этом месяце
    Узнать подробнее >>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией




      PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64204 от 31.12.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Извините, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права наших экспертов, многие статьи на сайте находятся в закрытом доступе для незаарегистрированных пользователей.
      Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение. Это займет меньше минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И читать продолжение
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

      Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Ваш подарок придет на указанный при регистрации Email
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль