Негосударственное пенсионное обеспечение: на примере НПФ “Объединенный профсоюзный”*

5444
Чистов В. Ф.
Сформированная в 2001 г. концепция реформы отечественной системы пенсионного обеспечения, в основе которой было придание трудовым пенсиям накопительного и страхового характера, как тогда представлялось, была прогрессивной и отвечала требованиям экономического развития государства. Однако прошедшие годы подтвердили правоту тех, кто предостерегал от поспешности воплощения еще одной не продуманной до конца и не имевшей действенного механизма реализации модели. Необходимость корректировки реформы пенсионной системы очевидна. Федеральным законом от 20.07.04 № 70-ФЗ «О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации» внесен ряд изменений в налоговую и пенсионную системы, смысл которых фактически свелся к двум основным моментам: государство отсекло от формирования накопительной части трудовой пенсии граждан старше 37 лет и практически полностью переложило пенсионное обеспечение населения на плечи работодателей и самих застрахованных лиц. Высказываются мнения, что в таких условиях наиболее реальным путем улучшения пенсионного обеспечения граждан является развитие системы негосударственного пенсионного обеспечения, позволяющее выплачивать застрахованным лицам негосударственную (дополнительную) пенсию.
* Примерные формы договоров на негосударственное пенсионное обеспечение см.: НАК № 6, 2005

Негосударственной является пенсия, которая формируется непосредственно самими работниками и их работодателями (или только работниками) за счет накоплений и последующего инвестирования добровольных взносов. Общие принципы такового вида страхования установлены Федеральным законом от 07.05.98 № 75-ФЗ “О негосударственных пенсионных фондах”. Конкретные условия страхования устанавливаются соответствующими договорами, заключаемыми страховщиком – негосударственным пенсионным фондом (НПФ) и застрахованным лицом.

По данным Информационно-издательского центра Академии труда и социальных отношений в первом полугодии 2004 г. реальная пенсия, выплачиваемая Пенсионным фондом (ПФ) РФ, осталась практически на уровне января (рост на 1,4%) и составила чуть более 28% от уровня средней заработной платы. Ожидать доведения пенсии хотя бы до относительно сносного размера (45-55% от уровня зарплаты), по мнению председателя Правления ПФР Г.Н. Батанова, можно не раньше 2028-2030 гг. Вместе с тем инфляция, регулярное повышение цен и тарифов на услуги ЖКХ и энергетических монополий практически сводят на нет проводимые индексации трудовых пенсий

В случае заключения такого договора негосударственная пенсия выплачивается пенсионеру в дополнение к трудовой пенсии и независимо от нее. Размер такой пенсии не зависит от продолжительности производственного стажа и величины заработной платы застрахованного лица, а определяется суммой накопленных пенсионных (страховых) взносов, получаемым инвестиционным доходом и продолжительностью периода выплаты пенсии.

В качестве застрахованных в системе негосударственного пенсионного страхования могут выступать как физические, так и юридические лица. Если в качестве застрахованного выступает юридическое лицо, то его взносы могут вноситься как по солидарной (обезличенной), так и по персонифицированной (именной) схемам.

Взнос по солидарной схеме проводится организацией без распределения сумм по отдельным работникам (настоящим или бывшим). Допускается выделение части средств, находящихся на солидарном счете, ныне нуждающемуся работнику данной организации (в т. ч. бывшему), при этом остальная сумма остается нераспределенной.

Средства, находящиеся на персонифицированном пенсионном счете застрахованного лица, выплачиваются ему в виде негосударственной пенсии. Они сохраняются за участником при его переходе на другое место работы и могут передаваться по наследству. При некоторых обстоятельствах (например, заболевание, приводящее к инвалидности и досрочному наступлению пенсионных оснований) период пенсионных выплат может наступить до достижения пенсионного возраста.

В случае когда солидарный взнос данной организации распределяется ею по персонифицированным счетам своих работников (в т. ч. и бывших), выделенные из него “именные” части уже становятся налогооблагаемыми.

Кстати...

Солидарная схема по сравнению с персонифицированной для юридического лица (предприятия, учреждения и организации) до последнего времени считалась экономически более выгодной, поскольку ни перечисленные суммы, ни получаемый инвестиционный доход подоходным налогом не облагались. Однако Минфин России письмом от 03.06.04 № 04-04-04/67 предложил взимать единый социальный налог (ЕСН) с платежей добровольного пенсионного страхования независимо от вида этого взноса. При этом Минфин России ссылается на п. 1 ст. 237 Налогового кодекса РФ, согласно которому объектом ЕСН признаются все виды выплат и вознаграждений физическому лицу. По нашему мнению, это предложение не отвечает букве Кодекса. Ведь организация перечисляет страховые взносы безымянно на свой солидарный счет. Поэтому в момент перечисления средств персонифицировать их по конкретным работникам невозможно, а следовательно, нельзя установить налогооблагаемую базу.

Это мнение подтверждается судебной практикой. И хотя она на сегодняшний день только формируется, большинство рассмотренных в судах дел по данному вопросу выиграли налогоплательщики. Поэтому решение об уплате или неуплате налога принимает сама организация с учетом возможных последствий.

Участник имеет право расторгнуть заключенный с НПФ договор и снять находящиеся на его именном счете средства в объеме пенсионных взносов, перечисленных непосредственно самим физическим лицом

Организацией работы по формированию и выплате негосударственных пенсий занимаются негосударственные пенсионные фонды. Они призваны привлекать денежные средства населения, аккумулировать их на именных (персонифицированных) счетах участников (вкладчиков), передавать средства для инвестирования управляющим компаниям, распределять полученный от инвестирования доход по именным счетам и выплачивать дополнительные пенсии. Управляющие компании должны обеспечить доходность инвестируемых средств путем размещения их в различные инструменты (акции, облигации, векселя).

?Есть ли необходимость в НПФ, если деньги, откладываемые на пенсию, физическое лицо может хранить в коммерческих банках, получая банковские доходы?

Преимущество негосударственных пенсионных фондов, на наш взгляд, заключается в их устойчивости, обусловленной долгосрочным характером обязательств перед участниками НПФ, возможностями компенсировать колебания финансовых рынков, а также существующей системой государственного контроля. Каждый участник имеет возможность наблюдать за движением находящихся на его именном счете собственных накоплений в течение всего процесса инвестирования. Кроме того, работа НПФ ежегодно в обязательном порядке проверяется независимой аудиторской фирмой. Также ежегодно проводится обязательное актуарное оценивание деятельности фонда, позволяющее получить исчерпывающую информацию о его устойчивости и возможности выполнения им пенсионных обязательств перед участниками и вкладчиками. Такого контроля нет ни у страховых, ни у других компаний, принимающих участие в негосударственном пенсионном обеспечении.

Следует также учитывать, что в НПФ не взимается 13-процентный налог на доход физических лиц при получении ими негосударственных пенсий, а находящиеся на персонифицированных счетах пенсионные накопления не подлежат конфискации. И наконец, негосударственные пенсионные фонды в отличие от коммерческих банков менее подвержены риску банкротства, что доказывается всей практикой финансовой жизни России за последние десятилетия.

Негосударственные пенсионные фонды бывают двух типов: открытого (таких большинство) и закрытого.

К НПФ закрытого типа относятся отраслевые фонды работников железнодорожного транспорта, текстильной промышленности, нефтяной и газовой промышленности и т. п.

НПФ, как правило, имеют более высокие темпы роста пенсионных накоплений, чем ПФР. Однако придавать излишнее значение этому фактору при выборе НПФ нельзя: слишком высокие доходы имеют или рисковые фонды или построены по печально известной в нашей стране схеме финансовой пирамиды

Примером фонда открытого типа может служить Объединенный профсоюзный негосударственный пенсионный фонд (НПФ “Объединенный профсоюзный”). Он был создан в 1994 г. под эгидой Федерации независимых профсоюзов России, Московской федерации профсоюзов, Московского областного объединения организаций профсоюзов, Всеобщей конфедерации профсоюзов и ряда других профсоюзных объединений для организации негосударственного пенсионного обеспечения и защиты пенсионных прав членов профсоюзов. И хотя за последнее время зона обслуживаемого им контингента значительно расширилась, профсоюзные организации (юридические лица) и члены профсоюзов (физические лица) по-прежнему пользуются приоритетом в его деятельности. Рассмотрим различные схемы негосударственного пенсионного обеспечения на примере этого фонда.

Схемы негосударственного пенсионного обеспечения

Совокупность условий, определяющих порядок уплаты пенсионных взносов и выплат негосударственных пенсий участникам (вкладчикам), утверждена Пенсионными правилами фонда в виде следующих пенсионных схем.

Схема № 1. “Солидарная пенсионная схема с установленными размерами пенсионных взносов. Выплата негосударственной пенсии пожизненно”

Схема предназначена для вкладчиков (юридических лиц), уплачивающих пенсионные взносы безымянно на специально открытый счет самой организации без персонификации по отдельным участникам. Впоследствии этот счет может быть персонифицирован на конкретного работника (даже бывшего), который таким образом становится участником фонда (т. е. собственником средств), открывает свой именной счет и получает возможность самостоятельно распоряжаться находящимися на нем средствами, в т. ч. увеличивать их, добровольно уплачивая личные пенсионные взносы. При этом дополнительные суммы на именные счета участников могут продолжать вноситься работодателем за счет средств организации или самим вкладчиком.

Порядок, размер и периодичность пенсионных взносов устанавливаются вкладчиком при заключении пенсионного договора с Фондом, а размер пожизненной негосударственной пенсии участнику определяется при ее назначении исходя из условий договора и суммы средств, находящейся на именном счете собственника.

По такой схеме наследование накоплений не предусматривается.

Схема № 2. “Пенсионная схема с установленными размерами пенсионных взносов. Выплата негосударственной пенсии пожизненно”

Данная схема предназначена для вкладчиков (юридических и физических лиц), уплачивающих пенсионные взносы персонифицированно по каждому участнику. Взносы зачисляются на его именной пенсионный счет.

Порядок, размер и периодичность пенсионных взносов устанавливаются вкладчиком (участником) при заключении пенсионного договора, а размер пожизненной негосударственной пенсии участнику определяется при ее назначении исходя из суммы средств, находящихся на именном пенсионном счете, величины пенсионных обязательств фонда и с учетом срока “вероятного дожития” участника.

Пенсионные обязательства фонда перед участником (т. е. сумма поступивших пенсионных взносов и гарантированного инвестиционного дохода; в настоящее время он утвержден в размере 4% – за минусом уже проведенных пенсионных выплат участнику) учитываются на его именном пенсионном счете.

Данной схемой предусматривается наследование накоплений до момента назначения негосударственной пенсии, но с момента ее назначения наследование уже не предусматривается.

Пенсия при этой схеме, как и по схеме № 1, выплачивается пожизненно.

Схема № 3. “Пенсионная схема с установленными размерами пенсионных взносов. Выплата негосударственной пенсии в течение установленного срока (от двух до десяти лет)” .

Эта схема отличается от схемы № 2 зафиксированным в договоре сроком выплаты негосударственной пенсии (от 2 до 10 лет). Продолжительность уплаты пенсионных взносов не ограничена, а размер вносимых взносов (следовательно, и выплачиваемой пенсии) определяется финансовыми возможностями самого вносителя. Однако размер такой пенсии не может быть менее установленного действующим законодательством норматива.

Допускается продолжение внесения вкладчиком пенсионных взносов на именной счет участника после его выхода на пенсию.

Вкладчик (участник) имеет право перейти на пенсионное обеспечение по другим применяемым фондом пенсионным схемам. При пользовании схемой № 3 предусматривается наследование накоплений.

При применении персонифицированных схем объектом единого социального налога признаются 12% от фонда оплаты труда. Разница между суммой перечисленных пенсионных взносов и 12% от фонда оплаты труда не является объектом налогообложения ЕСН

Схема № 4. “Солидарная пенсионная схема с установленными размерами пенсионных взносов. Выплата страховой негосударственной пенсии в течение установленного срока (от 2 до 10 лет)”

Отличие этой схемы от схемы № 1 заключается в фиксированном сроке выплаты индивидуальной негосударственной пенсии из солидарного счета вкладчика по его распоряжению. Вкладчик может персонифицировать обязательства фонда перед конкретным участником, после чего он переходит на пенсионное обеспечение в соответствии с условиями схемы № 3.

До момента назначения негосударственной пенсии вкладчик (участник) имеет право перейти на негосударственное пенсионное обеспечение по другим применяемым фондом пенсионным схемам. С момента назначения негосударственной пенсии переход на негосударственное пенсионное обеспечение на условиях других пенсионных схем не допускается.

Пенсионной схемой № 4 наследование накоплений не предусматривается.

Необходимо отметить, что по всем четырем схемам на этапе получения участником пенсионных выплат на его именной счет ежегодно зачисляется инвестиционный доход, определяемый постоянно изменяющейся (вследствие выплат пенсий) суммой пенсионных накоплений.

Особенности заключения договоров с НПФ

Застраховаться в НПФ открытого типа могут любые юридические и физические лица (вкладчики). При этом вкладчик и фонд заключают договор о негосударственном пенсионном обеспечении, в котором определяется порядок внесения взносов, открытия именных пенсионных счетов на работников, осуществления пенсионных выплат работникам, у которых по законодательству РФ наступили пенсионные основания, начисления инвестиционного дохода, информирования о состоянии пенсионного счета и т. д.

Прекращение внесения пенсионных взносов не является причиной для расторжения договора

Если в качестве застрахованного лица выступает юридическое лицо, то его взносы могут вноситься как по солидарной, так и по персонифицированной схеме.

При заключении договора с юридическим лицом и открытии счета (солидарного или персонифицированного) целевой сбор фонда составляет не более 3% от суммы взноса. Физические лица вносят вступительный взнос в размере 150 руб. Внесение целевого взноса производится при каждом последующем пенсионном взносе.

?Каков порядок внесения взносов в НПФ?

Пенсионные взносы в НПФ выплачиваются работодателем и застрахованным лицом. Существует три вида внесения взносов:
    – перечисление денежных средств работодателем;
    – перечисление денежных средств работодателем совместно с работником в выбранных пропорциях (пропорции определяются на основании соглашения между работодателем и работниками);
    – перечисление денежных средств работником.

При солидарной схеме каждому предприятию-вкладчику фонд открывает солидарный счет и производит на него начисление денежных средств (сроки внесения взносов также оговариваются в договоре). Вкладчик предоставляет фонду список лиц, подлежащих негосударственному пенсионному обеспечению. Каждому участнику по списку фонд открывает именной пенсионный счет (ИПС) и в соответствии с суммами, указанными в списке, производит распределение денежных средств. Участник (работник организации) может перечислять дополнительные средства на свой ИПС. Ежегодно на солидарный счет производится начисление инвестиционного дохода. В начале года фонд предоставляет вкладчику извещение о состоянии солидарного счета. При наступлении периода пенсионных выплат участником оформляется заявление на проведение пенсионных выплат с указанием срока выплат и периодичности. В том случае, если участником не вносились собственные пенсионные взносы, то для начала проведения выплат ему необходимо получить согласие вкладчика на эти выплаты.

Размер негосударственной пенсии определяется на основе актуарных расчетов. При этом учитываются:
    – сумма взносов и инвестиционного дохода, накопленных на именном пенсионном счете;
    – период выплаты негосударственной пенсии;
    – инвестиционный доход в период проведения выплат пенсии;
    – взносы, внесенные уже непосредственно в процессе получения пенсии.

Участником фонда (физическим лицом) совместно с предприятием (юридическим лицом), перечислившим на его именной пенсионной счет определенную денежную сумму, накоплено 172 тыс. руб. Это позволит ему при выходе на пенсию с использованием схемы № 2 получать (по своему желанию) негосударственную (дополнительную) пенсию в размере 2100 руб. ежемесячно в течение 10 лет.

В ряде случаев может работать схема, когда пенсии выплачиваются сразу после поступления средств. Это возможно, если сотрудник предприятия уже является пенсионером или выходит на пенсию в ближайшее время. В этом случае предприятие, заключив договор с фондом, единовременно переводит определенную сумму в НПФ и дает распорядительное письмо о направлении этих средств своему работнику. Сумма средств должна быть рассчитана исходя из выплаты законодательно установленного размера пенсии, выплачиваемой в срок, превышающий два года.

Например, для выплаты пенсии в размере 500–600 руб. в месяц в течение двух-трех лет потребуются незначительные средства – от 12 тыс. до 20 тыс. руб.

Заключить договор о негосударственном пенсионном обеспечении может и любое физическое лицо в возрасте от 14 лет. При этом вкладчик может заключить договор как в свою пользу, так и в пользу другого физического лица, которому при наступлении пенсионного случая будет выплачиваться негосударственная пенсия.

Возможные выплаты негосударственных пенсий

Негосударственное пенсионное обеспечение: на примере НПФ “Объединенный профсоюзный”*

Негосударственное пенсионное обеспечение как инструмент кадровой политики

Участие юридических лиц в негосударственном пенсионном обеспечении дает возможность руководителю предприятия (учреждения, организации) осуществлять более грамотную и эффективную кадровую политику

Включение в коллективный договор положения о предоставлении работнику права участвовать в сфере негосударственных пенсионных услуг позволяет повысить уровень материального стимулирования в коллективе, обеспечить достойное содержание ветеранов, осуществить закрепление квалифицированных кадров и привлечь способных молодых специалистов гарантией расширения их социального пакета и возможностью получить в перспективе дополнительную пенсию.

С другой стороны, социальные гарантии в современном обществе являются не только инструментом кадровой политики, но и средством повышения производительности труда. Регулируемые работодателем размер, периодичность и продолжительность внесения в НПФ пенсионных взносов являются важным стимулом для любого работника (застрахованного лица).

Нужно иметь в виду еще одно обстоятельство. Снижение с 1 января 2005 г. ставки единого социального налога (ЕСН) должно способствовать увеличению финансовых средств, остающихся в распоряжении предприятия. По замыслу законодателей сэкономленные от снижения ЕСН средства будут направляться на развитие производства и повышение заработной платы. Но может быть еще одно направление – перечисление части сэкономленных средств на открытие и пополнение в НПФ пенсионных счетов своих работников. Рациональное распределение средств по всем трем указанным направлениям позволит руководителю успешно решать свои задачи и в области производства, и в социальном аспекте.

Что же касается роли работников кадровых служб, то их задача – стимулировать руководство предприятия систематически заниматься вопросами пенсионного обеспечения трудящихся граждан, в т. ч. ветеранов, и вышедших на пенсию работников.

Развитие деловых контактов с НПФ позволит не только решить проблему материального благосостояния работников, но и отработать механизмы защиты пенсионных прав работающих граждан и формирования профессиональных пенсионных систем.

Мнение эксперта

М.М. Аранжереев, зам. нач. Управления регулирования и контроля над коллективными инвестициями ФСФР

История негосударственных пенсионных фондов (НПФ) насчитывает более 12 лет. Первые НПФ появились после выхода Указа Президента РФ от 16.09.92 № 1077 “О негосударственных пенсионных фондах”. Организовывались они с целью создания специального механизма, который дополнял бы государственное пенсионное обеспечение и позволял людям самостоятельно определять размер будущей пенсии.

Вначале трудно было ожидать, что этот новый социальный институт приживется на отечественной почве – слишком сильна была у граждан, да и у руководителей предприятий, привычка все заботы о пенсионном обеспечении возлагать на государство. Однако со временем практика работы негосударственных пенсионных фондов показала, что они стали неотъемлемой частью пенсионной системы страны.

В настоящее время (по состоянию на 31 июля 2004 г.) численность участников (вкладчиков) НПФ достигла 5,64 млн человек, из них 467,3 тыс. уже получают негосударственные пенсии. Фондами накоплены значительные пенсионные резервы (средства, за счет которых выплачиваются дополнительные пенсии) – 110,8 млрд руб.

Таким образом, НПФ представляет собой достаточно эффективную организацию, устойчивость которой обусловлена, в частности, наличием эффективного государственного контроля.

С момента создания системы негосударственных пенсионных фондов лицензирование, надзор и контроль за их деятельностью осуществляла Инспекция НПФ при Минтруде России. В соответствии
с постановлением Правительства РФ от 30.06.04 № 317 “Об утверждении Положения о Федеральной службе
по финансовым рынкам” эти функции возложены на новый федеральный орган – Федеральную службу по финансовым рынкам.

В связи с ее созданием произошли существенные изменения в плане организации контроля и надзора за деятельностью НПФ. В структуре Службы было создано Управление регулирования и контроля над коллективны-ми инвестициями, состоящее из двух отделов:
    – контроля за инвестированием средств пенсионных накоплений и за деятельностью негосударственных пенсионных фондов;
    – лицензирования негосударственных пенсион-ных фондов.

Наряду с лицензированием фондов Управление разрабатывает проекты нормативно-правовых актов в области негосударственного пенсионного обеспечения, регистрирует Правила НПФ, принимает стандарты раскрытия информации и форм отчетности. Кроме того, Управление проводит проверки фондов и их саморегулируемых организаций, согласовывает вопросы образования, реорганизации и ликвидации НПФ и состав ликвидационных комиссий, а также осуществляет ряд других функций.

В круг новых задач Управления входит: анализ статистической отчетности фондов, рассмотрение поступивших жалоб и предложений, контроль (мониторинг) с использованием различных форм. На основании обобщения данных, имеющихся и полученных в ходе проверки и мониторинга, соответствующему пенсионному фонду в случае необходимости выдается предписание об устранении выявленных нарушений.

В отличие от практики работы бывшей Инспекции НПФ проверки деятельности фондов осуществляются работниками Управления в составе комплексных групп, формируемых с помощью других структурных подразделений Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР).

Значительное место в работе Управления занимает разработка проектов документов, регламентирующих деятельность НПФ. К настоящему времени практически завершено формирование их нормативно-правовой базы. Ожидается, что в ближайшие месяцы будут утверждены Правила размещения средств пенсионных резервов. На завершающей стадии находятся проекты типовых договоров по доверенному управлению средствами между НПФ и управляющими компаниями, а также между НПФ и паевыми инвестиционными фондами.

Основополагающим документом, которым регламентируется деятельность негосударственных пенсионных фондов, является Федеральный закон от 07.05.98 № 75-ФЗ “О негосударственных пенсионных фондах”. Кроме того, НПФ в своей работе руководствуются положениями действующего законодательства РФ в области пенсионного обеспечения и пенсионного страхования (Федеральные законы от 15.12.01 № 166-ФЗ “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации”,

от 15.12.01 № 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” и от 17.12.01 № 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” и др.).

В соответствии с законодательными актами негосударственный пенсионный фонд, заявивший о своем намерении работать в сфере пенсионного обеспечения, должен отвечать ряду требований.
В частности, НПФ обязан иметь:
    – опыт работы в данной области не менее 2 лет;
    – величину денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности фонда с 1 января 2005 г. не менее 30 млн руб. (а с 1 января 2009 г. – не менее 50 млн руб.);
    – совокупный вклад учредителей с 1 января 2005 г. не менее 30 млн руб.

Кроме того, фонд должен в течение одного года одновременно вести не менее 5 тыс. именных пенсионных счетов участников (с 1 июля 2009 г. –
не менее 20 тыс. таких счетов) и в течение двух последних лет фонд не должен иметь актуарного дефицита и приостановления деятельности лицензии.

Насколько серьезны эти требования, свидетельствуют следующие данные: из общего числа зарегистрированных НПФ (около 400) только 216 имеют опыт работы по пенсионному обеспечению в течение 2 лет при отсутствии фактов приостановления действия лицензии; необходимым совокупным вкладом располагают 108 фондов, вели одновременно более 5 тыс. именных счетов 44 фонда.

Помимо того, что были ужесточены требования, предъявляемые к НПФ, Федеральным законом № 75-ФЗ им разрешено с 1 января 2004 г. принимать участие в обязательном пенсионном страховании в качестве страховщика. Лицензия на право работы в этой сфере также выдается ФСФР. За последнее время таким правом наделены негосударственные пенсионные фонды: “Благоденствие”, “Пенсионная касса”, “Кооперация”, “Русь”, “Связьстрой-1” и Националь-ный негосударственный фонд пенсионного и социального обеспечения металлургов. Бессрочные лицензии на право занятия указанной деятельностью выданы НПФ “ВКА-Фонд”, НПФ “Волгоград-АСКО-Фонд”, Северо-Западному НПФ и др.

Позитивная тенденция развития системы негосударственного пенсионного обеспечения подтверждается динамикой ее основных показателей. Так, сумма пенсионных резервов НПФ за июль–сентябрь 2004 г. увеличилась с 99,1 млрд руб. до 114,3 млрд руб. (рост на 15,3%), а стоимость собственного имущества – со 135,2 млрд руб. до 153,5 млрд руб. (на 13,5%).

Введение накопительного пенсионного страхования и предоставление фондам права принимать участие в этой работе способствуют количественному и качественному расширению рынка пенсионных услуг. Высокие темпы роста основных показателей деятельности НПФ во многом обусловлены тем, что все большее число работодателей и граждан осознает необходимость вкладывать личные средства для получения дополнительных (негосударственных) пенсий.

Вместе с тем сложившаяся сеть НПФ не однородна. Исходя из условий региональной и отраслевой специфики, наличия финансовых и организационных возможностей около 20 фондов в последнее время практически прекратили свою деятельность. Еще примерно 80 НПФ пребывают в состоянии “неустойчивого равновесия”, т. е. при определенных обстоятельствах они смогут осуществлять полноценную работу в области негосударственного пенсионного обеспечения.

Остальные фонды в той или иной степени активно участвуют на современном рынке пенсионных услуг.

К числу последних можно отнести НПФ “Объединенный профсоюзный”. По основным параметрам деятельности (стоимость имущества, объем пенсионных резервов, численность участников и вкладчиков и др.) он прочно удерживает место в первой сотне наиболее благополучных и надежных негосударственных пенсионных фондов. Вся его деятельность на протяжении 10 с лишним лет полностью отвечает требованиям действующего законодательства в области негосударственного пенсионного обеспечения. Заслуживает внимания разработанная НПФ “Объединенный профсоюзный” универсальная Программа создания системы негосударственного пенсионного обеспечения работников органов и организаций всех уровней, в т. ч. профсоюзных.

Таким образом, руководителям организаций, кадровых служб следует выработать социальную политику и сделать выбор в пользу той или иной схемы негосударственного пенсионного обеспечения своих работников, того или иного негосударственного пенсионного фонда, а также грамотно построить с ним отношения на основе заключенных договоров.

Мнение эксперта

Э.Г. ТУЧКОВА, д-р юрид. наук, проф. кафедры трудового права и права социального обеспечения Московской государственной юридической академии, заслуженный юрист РФ

Оценивая роль и значение в обществе негосударственных пенсионных фондов, прежде всего, надо учитывать опыт других стран, которые живут в условиях рыночной экономики достаточно давно. Этот опыт – лучший аргумент. Он убеждает, что уровень пенсионного обеспечения все работающие могут существенно повысить, непосредственно пользуясь не только гарантированной государством системой пенсионного обеспечения, но и системами нестрахового пенсионного обеспечения.

Преимущество рыночной экономики в том, что на рынке потребителю предлагают очень много всяких услуг. И одной из таких услуг является услуга по пенсионному страхованию. Конечно, если пользоваться услугами негосударственного пенсионного страхования в условиях, когда нормально функционирует экономика, когда существует определенная стабильность финансового положения соответствующих банков, то ответ на вопрос: пользоваться или не пользоваться системами негосударственного пенсионного страхования, должен быть только положительным. Здесь у каждого появляется возможность самостоятельно определить, какие средства и сколько средств можно доверить таким негосударственным пенсионным фондам. И в соответствии с этим – на какой дополнительный уровень пенсионного обеспечения впоследствии можно рассчитывать. Это как бы общая оценка роли и значения негосударственного пенсионного обеспечения.

Что касается особенностей настоящего периода, то в данном случае можно говорить, что в стране определенный опыт деятельности таких негосударственных пенсионных фондов уже накоплен.

Во-первых, эта система существует, она поддерживается государством, она рассматривается государством как существенное дополнение к обязательной пенсионной страховой системе. Во-вторых, на рынке страховых услуг в соответствии с предложениями данных услуг появилось достаточно соответствующих негосударственных пенсионных фондов.

Приведенные цифры о том, что в общей сложности в стране действует на сегодня свыше четырехсот таких негосударственных пенсионных фондов, убеждают, что, очевидно, эта система прочно укореняется в жизни общества и в нашей экономике. Но, с другой стороны, здесь есть аргументы, которые вызывают тревогу. И к этим аргументам из названной статьи можно отнести следующие цифры. Из 400 негосударственных пенсионных фондов только 216 имеют опыт работы по пенсионному обеспечению в течение двух лет. И их лицензия не приостанавливалась. А определенным требованиям, которым должны отвечать негосударственные пенсионные фонды, по представленным данным отвечают всего 44 фонда. Следовательно, выбор в данном случае со стороны граждан по размещению своих средств в таких негосударственных пенсионных фондах становится довольно рискованным.

Чтобы избежать этого риска, наверное, нужно проводить широкую разъяснительную работу, в частности, связанную с тем, что каждый должен принимать такое решение не “с закрытыми глазами”. Гражданин точно должен убедиться в надежности соответствующего негосударственного пенсионного фонда, которому доверяет свои средства. Использование негосударственного пенсионного страхования базируется на принципе добровольности, поэтому в данном случае в отличие от обязательной системы пенсионного страхования, которая введена Федеральным законом от 15.12.01 № 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации”, здесь есть возможность выбора.

В связи с этим возникает еще одна проблема, которая сегодня очень многих волнует и интересует. Она заключается в том, что данный закон и последующие акты, принятые в его развитие, по существу как бы предлагают каждому те средства, которые аккумулируются в специальном разделе лицевого счета застрахованного, передать из Пенсионного фонда в частную управляющую компанию. Они называются накопительными средствами, пенсионными накоплениями, их можно разместить не только в Пенсионном фонде (ПФ) РФ, но и в негосударственных пенсионных фондах. И управлять этими средствами будут так называемые ЧУКи – частные управляющие компании. И многие, очевидно, получили, как их в народе называли, “письма счастья”, – соответствующие сообщения от территориальных отделений ПФ о том, какие средства, какая сумма пенсионных средств есть у каждого на лицевом счете, и предложение о том, что можно пенсионное накопление размещать непосредственно в негосударственных пенсионных фондах.

Очень многие задаются вопросом: надо это делать или это очень рискованно? В современных условиях нет стопроцентной гарантии, что эти средства будут полностью сохранены, что они будут приумножены, во всяком случае, не обесценятся. Поэтому опять же каждый принимает добровольное решение, но надо отдавать себе отчет в том, что, приняв его, человек полностью возлагает на себя все те риски, которые связаны с функционированием, в частности, негосударственных пенсионных фондов.

Очень многие еще помнят дефолт 1998 г. и поэтому не распыляют свои средства и не доверяют их даже солидным, проверенным банкам. В данном случае это недоверие выражается в том, что преимущественно все застрахованные оставили свои средства непосредственно в ПФР. Пенсионный фонд России, конечно, не гарантирует высокого процента от использования этих средств, но, во всяком случае, гарантирует, что эти средства будут в сохранности. И здесь еще один очень важный документ. Он заключается в том, что в Законе об обязательном пенсионном страховании есть принципиально важное положение, а именно само государство несет солидарную ответственность по всем тем средствам, которыми управляет непосредственно Пенсионный фонд России. Поэтому, прежде чем принять конкретное решение, очевидно, нужно все серьезно взвесить с учетом тех возможных выгод и возможных рисков.

Читайте в этом месяце
    Узнать подробнее >>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией




      PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64204 от 31.12.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Извините, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права наших экспертов, многие статьи на сайте находятся в закрытом доступе для незаарегистрированных пользователей.
      Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение. Это займет меньше минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И читать продолжение
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

      Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Ваш подарок придет на указанный при регистрации Email
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль