Защита прав и законных интересов работодателя при проведении проверок государственными органами надзора и контроля

5629
 Костян Ирина Александровна
Доктор юридических наук, профессор кафедры трудового права МГУ им. М.В. Ломоносова, адвокат.

Основные полномочия органов Федеральной инспекции трудаПринципы защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проверках. Обязанности работодателяПорядок проведения мероприятий по контролюСоставление актаОбязанности должностных лиц органов госконтроля (надзора) при проверке. Журнал учета мероприятий по контролюОтветственность должностных лиц органов госконтроля за нарушения при исполнении обязанностей по проверке

В соответствии со ст. 2 ТК РФ одним из принципов правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений является установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, а также осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением.

Наряду с этим государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства рассматривается с позиции ст. 352 ТК РФ как основной способ защиты трудовых прав работников.

В целях предупреждения и устранения нарушений законодательства об охране труда государство обеспечивает организацию и осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и устанавливает ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение указанных требований. В соответствии со ст. 6 ТК РФ установление принципов и порядка осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также системы и полномочий федеральных органов государственной власти, осуществляющих указанный надзор и контроль, отнесено к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Основные полномочия органов Федеральной инспекции труда

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях на территории РФ осуществляют органы Федеральной инспекции труда. Основные полномочия органов Федеральной инспекции труда предусмотрены ст. 356 ТК РФ. К ним, в частности, относятся:

    – проведение проверок и обследование организаций, выдача обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, привлечение виновных к ответственности в соответствии с федеральным законом;

    – рассмотрение дел об административных правонарушениях в соответствии с законодательством РФ;

    – прием и рассмотрение заявлений, писем, жалоб и иных обращений работников о нарушениях их трудовых прав;

    – принятие мер по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;

    – информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В силу ст. 22 ТК РФ работодатель обязан своевременно выполнять предписания федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, уплачивать штрафы, наложенные за нарушение законов, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Таким образом, может сложиться мнение, что меры защиты прав и законных интересов работодателя недостаточны. Однако это не так.

Федеральный закон от 08.08.01 № 134-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)” (далее – Закон о защите прав юридических лиц) направлен на то, чтобы при проведении федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ государственного контроля (надзора) права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей были защищены. Положениями Закона о защите прав юридических лиц установлены:

    – порядок проведения мероприятий по контролю, осуществляемых органами государственного контроля (надзора);

Основными принципами защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) являются:
презумпция добросовестности юридического лица или индивидуального предпринимателя;
соблюдение международных договоров РФ;
открытость и доступность нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, выполнение которых проверяется при проведении государственного контроля (надзора);
установление обязательных требований федеральными законами и нормативными правовыми актами;
проведение мероприятий по контролю уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора);
соответствие предмета проводимого мероприятия по контролю компетенции органа государственного контроля (надзора);
периодичность и оперативность проведения мероприятия по контролю; ...
возможность обжалования действий (бездействия) должностных лиц органов государственного контроля (надзора); ...
устранение в полном объеме органами государственного контроля (надзора) допущенных нарушений в случае признания судом жалобы юридического лица или индивидуального предпринимателя обоснованной

    – права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора), меры по защите их прав и законных интересов;

    – обязанности органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц при таких мероприятиях.

Работодатель должен соблюдать ряд правил поведения при осуществлении государственного надзора (контроля), которые позволят защитить предоставленные ему права. Прежде всего нужно знать основные принципы, установленные ст. 3 Закона о защите прав юридических лиц.

Принципы защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проверках. Обязанности работодателя

Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на проведение государственного контроля и надзора, должны исходить из презумпции добросовестности юридического лица или индивидуального предпринимателя. Следовательно, доказывать наличие нарушений законодательства работодателем, злоупотребления правом и другие подобные обстоятельства обязан орган надзора.

В обязанности же работодателя входит:

    – обеспечение беспрепятственного допуска должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

    – предоставление указанным органам, а также органам исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий (ст. 212 ТК РФ).

Кроме того, юридические лица и индивидуальные предприниматели по требованию органа государственного контроля (надзора) должны обеспечивать присутствие своих должностных лиц, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований, и (или) своих представителей при проведении проверки.

Следует отметить, что проведение мероприятий по контролю допускается только уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора), т. е. тем должностным лицом (лицами), которое указано в распоряжении (приказе) о проведении мероприятия. Кроме того, необходимо, чтобы предмет проводимых мероприятий по контролю соответствовал компетенции органа государственного контроля (надзора).

Немаловажное значение имеют и такие принципы защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, как периодичность и оперативность мероприятий по контролю (полное и максимально быстрое его проведение в течение установленного срока); учет мероприятий по контролю, проводимых органами государственного контроля (надзора); возможность обжалования действий (бездействия) должностных лиц, нарушающих порядок проведения мероприятий по контролю, установленный Законом о защите прав юридических лиц, иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, а также ответственность органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц за нарушение законодательства РФ в ходе проверки.

Порядок проведения мероприятий по контролю

В целях защиты прав работодателей Закон о защите прав юридических лиц регламентирует порядок проведения мероприятий по контролю.

Во-первых, в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более одного раза в два года.

В отношении субъекта малого предпринимательства такое мероприятие может быть проведено не ранее чем через 3 года с момента его государственной регистрации.

! Это правило не применяется при внеплановой проверке в случаях:

    – необходимости проконтролировать исполнение предписания об устранении выявленных в результате плановой проверки нарушений обязательных требований;

    – получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни и здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

    – опасности возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в т. ч. в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;

    – обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушение их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанными с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и другими доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.

Заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки

Внеплановые проверки юридического лица или индивидуального предпринимателя организуются по мотивированному решению органа, уполномоченного на проведение мероприятий по контролю (надзору).

Во-вторых, мероприятие по контролю проводится на основании распоряжения (приказа) органа государственного контроля (надзора), которое инспектор, осуществляющий проверку, должен предъявить руководителю или иному представителю юридического лица либо индивидуальному предпринимателю одновременно со служебным удостоверением. Должностное лицо вправе представить копию приказа (распоряжения), заверенную печатью. На практике должностные лица, как правило, предъявляют служебное удостоверение, но не всегда предъявляют приказ (распоряжение) или заверенную его копию, чем нарушают требование ст. 7 Закона о защите прав юридических лиц.

1. Мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора).
Распоряжение (приказ)
о проведении мероприятия по контролю либо его заверенная печатью копия предъявляется должностным лицом, осуществляющим мероприятие по контролю, руководителю или иному должностному лицу юридического лица либо индивидуальному предпринимателю одновременно со служебным удостоверением.
2. Мероприятие по контролю может проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое указано в распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю…
Статья 7 Закона о защите прав юридических лиц

Предприятие посетило должностное лицо, чтобы выполнить проверку. На предложение начальника отдела кадров предъявить приказ или иной документ, являющийся основанием для ее проведения, инспектор заявила, что это требование некорректно. В дальнейшем выяснилось, что на момент посещения организации она уже не работала в правовой инспекции труда и в связи с этим не имела права проводить мероприятия по контролю.

Приказ (распоряжение) органов государственного контроля (надзора) должен содержать следующие сведения:

    – номер и дату распоряжения (приказа) о проведении мероприятия по контролю;

    – наименование органа государственного контроля (надзора);

    – фамилию, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение мероприятия по контролю;

    – наименование юридического лица или фамилию, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится мероприятие по контролю;

    – цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю;

    – правовые основания проведения мероприятия по контролю, в т. ч. нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;

    – дату начала и окончания мероприятия по контролю.

Фамилия, имя и отчество проверяющего должны соответствовать сведениям, содержащимся в документе, который лицо, осуществляющее мероприятия по контролю, также обязано предъявить работодателю.

В соответствии со ст. 11 Закона о защите прав юридических лиц должностные лица органов государственного контроля (надзора) обязаны проводить мероприятия по контролю на основании и в строгом соответствии с распоряжениями органов государственного контроля (надзора). Посещать объекты (территории и помещения) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целях проверки они могут только во время исполнения служебных обязанностей, предъявив служебное удостоверение и распоряжение соответствующих органов.

В-третьих, Закон о защите прав юридических лиц содержит определенные ограничения. Так, при проведении мероприятий должностные лица органов государственного контроля (надзора) не вправе:

    – проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа государственного контроля (надзора), от имени которого действует должностное лицо;

    – осуществлять плановые проверки в случае отсутствия должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей;

    – требовать представления документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;

    – требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами;

    – распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проверок, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;

    – превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.

Следует отметить, что продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать один месяц независимо от того, имеются ли у юридического лица филиалы, расположенные на территории субъекта РФ.

Допускается продление указанного срока еще на один месяц руководителем или заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора) в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз и т. д. (п. 3 ст. 7 Закона о защите прав юридических лиц).

При проведении мероприятий по контролю должностные лица юридического лица и индивидуальные предприниматели и (или) их представители имеют право:

    – непосредственно присутствовать при проверках, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

    – получать информацию, предоставление которой предусмотрено Законом о защите прав юридических лиц и иными нормативными правовыми актами;

    – знакомиться с результатами мероприятий по контролю и указывать в актах о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органов государственного контроля (надзора);

    – обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов государственного контроля (надзора) в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии со ст. 11 Закона о защите прав юридических лиц должностные лица органов государственного контроля (надзора) не должны препятствовать представителям юридического лица или индивидуального предпринимателя присутствовать при проведении мероприятия по контролю и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки.

Составление акта

По результатам мероприятия должностным лицом (лицами) органа государственного контроля (надзора), осуществляющим проверку, составляется акт установленной формы в двух экземплярах. К данному документу Законом о защите прав юридических лиц предъявляются довольно жесткие требования. Так, в соответствии с п. 1 ст. 9 Закона о защите прав юридических лиц в акте указываются:

    – дата, время и место его составления;

    – наименование органа государственного контроля (надзора);

    – дата и номер распоряжения, на основании которого проведено мероприятие по контролю;

    – фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), его проводившего;

    – наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя; фамилия, имя, отчество, должность представителя юридического лица или представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при осуществлении мероприятия по контролю;

    – дата, время и место его проведения;

    – сведения о результатах мероприятия по контролю, в т. ч. о выявленных нарушениях, об их характере и о лицах, на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений;

    – сведения об ознакомлении или об отказе от ознакомления с актом представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также лиц, присутствовавших при проверке; их подписи или информация об отказе от подписи;

    – подпись должностного лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю.

К акту прилагаются необходимые документы, например протоколы (заключения) исследований (испытаний) и экспертиз, объяснения должностных лиц органов государственного контроля (надзора), работников, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований, и другие документы или их копии, связанные с результатами мероприятия по контролю.

Руководителю юридического лица либо его заместителю и индивидуальному предпринимателю или их представителям вручаются под расписку не только один экземпляр акта, но и копии приложений. В необходимых случаях, например при отказе от его получения, акт вместе с копиями приложений направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении. В дальнейшем уведомление приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле органа государственного контроля (надзора). Особые требования, предусмотренные законодательством РФ о защите государственной тайны, предъявляются к оформлению результатов мероприятия по контролю, содержащих сведения, составляющие государственную тайну.

Если в ходе проверки будет выявлено административное правонарушение, должностным лицом органа государственного контроля (надзора) может быть составлен протокол в порядке, установленном законодательством РФ об административных правонарушениях, и дано предписание о его устранении.

Обязанности должностных лиц органов госконтроля (надзора) при проверке. Журнал учета мероприятий по контролю

Должностные лица органов государственного контроля (надзора) при проведении мероприятий по контролю в соответствии со ст. 11 Закона о защите прав юридических лиц обязаны:

    – предоставлять должностным лицам юридического лица или индивидуальным предпринимателям либо их представителям, присутствующим при проверке, относящуюся к ее предмету необходимую информацию;

    – знакомить должностных лиц юридического лица или индивидуального предпринимателя либо их представителей с результатами мероприятий;

    – при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, учитывать, что они должны соответствовать тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни и здоровья людей, для окружающей среды и имущества, а также не допускать необоснованных ограничений прав и законных интересов граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

В журнале учета мероприятий по контролю должностным лицом органа государственного контроля (надзора) производится запись о проведенном мероприятии по контролю

Согласно правилу, предусмотренному п. 5 ст. 9 Закона о защите прав юридических лиц, юридические лица и индивидуальные предприниматели должны вести журнал учета мероприятий по контролю. Это очень важный момент, если учитывать установленные законом ограничения по проверкам, проводимым органами надзора.

Запись в журнале должна содержать следующие сведения:

    – наименование органа государственного контроля (надзора);

    – дату, время проведения мероприятия по контролю;

    – правовые основания, цели, задачи и предмет данного мероприятия по контролю;

    – информацию о выявленных нарушениях, о составленных протоколах, об административных правонарушениях и о выданных предписаниях;

    – фамилию, имя, отчество, должность лица (лиц), осуществившего проверку и его (их) подпись.

! Журнал учета мероприятий по контролю должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя. В случае отсутствия журнала учета мероприятий по контролю в акте, составляемом по результатам проверки, делается соответствующая запись.

Ответственность должностных лиц органов госконтроля за нарушения при исполнении обязанностей по проверке

Нарушение должностными лицами органов государственного контроля (надзора) законодательства РФ при проведении мероприятий, ненадлежащее исполнение ими своих служебных обязанностей, а также совершение противоправных действий (бездействие) влекут юридическую ответственность согласно законодательству РФ.

Поэтому юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе обжаловать незаконные действия должностных лиц в органы государственного контроля (надзора). В случае установления нарушений, допущенных указанными лицами, к ним применяются меры юридической ответственности, о которых органы госконтроля (надзора) обязаны в месячный срок сообщить юридическому лицу и (или) индивидуальному предпринимателю, права и законные интересы которых нарушены. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе также обжаловать действия надзорных органов в судебном порядке.

Должностные лица органов государственного контроля (надзора) при проведении мероприятий по контролю обязаны доказывать законность своих действий при их обжаловании юридическими лицами
и индивидуальными предпринимателями
в порядке, установленном законодательством РФ

В соответствии со ст. 14 Закона о защите прав юридических лиц вред, причиненный юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю незаконными действиями (бездействием) должностных лиц органов
государственного контроля (надзора) при проведении проверки, подлежит возмещению в соответствии с гражданским законодательством. При определении размера убытков, причиненных юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю неправомерными действиями должностных лиц, учитываются в т. ч. расходы юридического лица или индивидуального предпринимателя, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг) или на финансовые результаты его деятельности, а также затраты, которые юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, чьи права нарушены, произвели или должны будут произвести для получения юридической или иной профессиональной помощи.

Вместе с тем юридические лица, их должностные лица, индивидуальные предприниматели, их работники и их представители, допустившие нарушение Закона о защите прав юридических лиц, необоснованно препятствующие проведению мероприятий по контролю и (или) не исполняющие в установленный срок предписания, постановления органов государственного контроля (надзора) об устранении выявленных нарушений, также несут юридическую ответственность в установленном законом порядке.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Статья для специалистов по работе с кадрами!

Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение.

Дополнительно Вы сможете:
- прочитать еще 5600 рекомендаций по кадровой и HR-тематике
- скачать 4800 готовых образцов документов
- посмотреть 54 видеолекции по трудовому законодательству

Подарок дня: Справочник должностных инструкций по профстандартам

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль