Общая характеристика законодательства о регулировании труда лиц гражданского персонала

4505

Круг граждан, которые могут быть отнесены к лицам гражданского персонала Общая характеристика законодательства о регулировании труда лиц гражданского персонала

Установление особенностей регулирования отдельных условий труда лиц гражданского персонала, занятых в сфере обеспечения обороны и безопасности РФ, обусловлено спецификой задач, выполняемых Вооруженными Силами РФ и федеральными органами исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба

В ТК РФ как основном кодификационном акте по регулированию трудовых отношений в России раздел ХII, состоящий из 16 глав, посвящен особенностям регулирования труда отдельных категорий работни ков. Среди них названы самые разные группы работников, в т. ч. и такие, особенности правовой регламентации труда которых впервые нашли законодательное закрепление на уровне ТК РФ.

Прочитайте полезные статьи по теме:

Так, в ТК РФ впервые получили законодательное закрепление нормы об особенностях регулирования труда лиц, работающих по трудовому договору в организациях Вооруженных Сил РФ и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба. Имеются в виду положения гл. 55 "Особенности регулирования труда других категорий работников" ТК РФ, в частности ч. 1 ст. 349, в которой говорится об особенностях регулирования труда двух категорий работников:

— заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, иных организациях Вооруженных Сил РФ и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба;

— проходящих альтернативную гражданскую службу, заменяющую военную.

Анализируя содержание ст. 349 ТК РФ, можно видеть, что законодатель ограничил круг лиц гражданского персонала. В данной статье речь идет об особенностях регулирования труда граждан, работающих по трудовому договору как в воинских частях Вооруженных Сил РФ, так и в тех организациях и учреждениях, которые функционируют в сфере военной службы,— учреждениях, военных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, иных организациях Вооруженных Сил РФ и федеральных органов исполнитель ной власти, где законодательством РФ предусмотрена военная служба.

Вместе с тем, как показывает анализ соответствующих нормативных правовых актов, лица гражданского персонала могут работать по трудовому договору в иных органах, организациях и учреждениях в сфере обеспечения обороны и безопасности, правоохранительной деятельности государства, по защите прав и свобод человека и гражданина.

При этом особенности регулирования труда лиц гражданского персонала не могут быть сведены только к установлению особых условий оплаты труда, а также дополнительных льгот и преимуществ, о которых говорится в ч. 2 ст. 349 ТК РФ.

Круг граждан, которые могут быть отнесены к лицам гражданского персонала

В последнее время в соответствующих нормативных правовых актах повсеместно стал употребляться термин "гражданский персонал" без добавления слова "лица". Тем не менее представляется, что с научной и практической точки зрения предпочтительнее использовать термин "лица гражданского персонала"

Несмотря на то что в законодательстве отсутствует определение понятия "гражданский персонал" (соответственно "лица гражданского персонала"), этот термин широко используется в различных нормативных правовых актах, регулирующих деятельность федеральных органов исполнительной власти, выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства.

В деятельности указанных органов, а также в соответствующих образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, научно-исследовательских и экспертных учреждениях, строительных и других подразделениях, иных учреждениях и организациях, предназначенных для обеспечения их функционирования, участвуют посредством своего труда не только лица, проходящие военную или иную службу. В таких органах (организациях, учреждениях) по трудовому договору работают и граждане, которые относятся к гражданскому персоналу, в отличие от лиц, проходящих тот или иной вид службы (военной либо иной), в т. ч. по контракту, на воинских (специальных) должностях с присвоением воинских (специальных) званий.

Независимо от того, какой именно орган или организация, учреждение соответствующего федерального органа исполнительной власти выступают в качестве работодателя по отношению к лицам гражданского персонала, можно выделить то общее, что характеризует правовое положение лиц, особенности условий труда которых мы рассматриваем.

Во-первых, указанные граждане не относятся к числу лиц, проходящих военную либо иную службу, в т. ч. по контракту, с присвоением воинских (специальных) званий на воинских (специальных) должностях в федеральных органах исполнительной власти, выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства.

Во-вторых, лица гражданского персонала имеют правовой статус работников, поскольку заключают трудовые договоры с соответствующими органами (организациями, учреждениями), выступающими по отношению к ним в качестве работодателей.

В статье 349 ТК РФ в качестве отличительных признаков для регулирования возникающих у лиц гражданского персонала трудовых отношений не называются такие, например, существенные условия заключаемых с этими лицами трудовых договоров, как должность, специальность, профессия или конкретная трудовая функция.

К сожалению, вне поля зрения законодателя при принятии ТК РФ оказались лица гражданского персонала, работающие по трудовому договору в иных органах, организациях и учреждениях в сфере обеспечения обороны и безопасности, правоохранительной деятельности государства, по защите прав и свобод человека и гражданина.
Хотя эти органы (организации, учреждения) и не относятся непосредственно к военной службе, но тесно связаны с ней и принадлежат к числу военизированных, поскольку граждане проходят в них службу с присвоением специальных званий и классных чинов

В статье 2 Федерального закона от 27.05.03 № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (далее — Закон о системе госслужбы) указано, что система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

— государственную гражданскую службу;

— военную службу;

— правоохранительную службу.

Согласно ст. 6 Закона о системе госслужбы "военная служба — вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания".

В свою очередь, "правоохранительная служба — вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины" (ст. 7 Закона о системе госслужбы).

Задачи указанных выше органов (организаций, учреждений) с учетом специфики их деятельности также обусловливают необходимость дифференцированного подхода к регулированию труда занятых в них лиц гражданского персонала.

Отсутствие в ТК РФ указания на особенности регулирования труда таких лиц тем более странно, что в последние годы наблюдается тенденция к определенной унификации в целом правовых норм о труде лиц гражданского персонала.

Свидетельством этому является, в частности, такой важный документ, как постановление Правительства РФ от 30.12.00 № 1027 "Об упорядочении условий оплаты труда работников отдельных органов федеральных органов исполнительной власти, выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государств". В данном документе речь идет о гражданском персонале Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ, Министерства юстиции РФ, Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной пограничной службы РФ, Государственного комитета РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Государственного таможенного комитета РФ, Главного управления специальных программ Президента РФ, Федеральной службы специального строительства РФ.

В дальнейшем мы будем рассматривать особенности регулирования труда не только лиц, работающих по трудовому договору в воинских частях, учреждениях и организациях Вооруженных Сил РФ и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба, но и более широкого круга лиц гражданского персонала — работников, заключивших трудовой договор о работе в организациях и учреждениях федеральных органов исполнительной власти, выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства.

Общая характеристика законодательства о регулировании труда лиц гражданского персонала

Как сказано в ч. 1 ст. 349 ТК РФ, на лиц гражданского персонала распространяется трудовое законодательство с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Таким образом, законодательно закрепляется главное правило, имеющее принципиальное значение для определения правовой основы при регулировании труда лиц гражданского персонала: в отношении таких работников действует именно трудовое законодательство, а не законодательство иной отраслевой принадлежности.

В отношении некоторых лиц гражданского персонала законодательство о деятельности соответствующих федеральных органов исполнительной власти, в которых работают эти лица, иногда уточняет особенности их правового статуса, не ставя при этом под сомнение трудоправовую природу в целом их отношений по труду.

Например, Федеральный закон от 17.12.94 № 67-ФЗ "О федеральной фельдъегерской связи", определяя фельдъегерскую связь в качестве составной части сил и средств обеспечения безопасности РФ (ст. 1) и указывая в ст. 8 категории ее сотрудников, в числе таковых называет также рабочих и служащих. При этом уточняется, что на служащих федеральной фельдъегерской связи распространяются законодательство РФ о труде и нормативные правовые акты РФ о федеральной государственной службе. На рабочих федеральной фельдъегерской связи распространяется законодательство РФ о труде.

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности сфера деятельности, в которой применяется труд лиц гражданского персонала, включена в Раздел L "Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение"

В статье 349 ТК РФ говорится о распространении на этих работников трудового законодательства с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Законодатель не установил каких-либо дополнительных требований к специальным нормам, предусматривающим, как сказано в ч. 2 ст. 349 ТК РФ, возможность установления лицам гражданского персонала особых условий оплаты труда, а также дополнительных льгот и преимуществ. Поэтому такие нормы о регулировании труда лиц гражданского персонала могут содержаться как в федеральных законах, так и иных нормативных правовых актах самого различного уровня, имеющих при этом и не одинаковую правовую силу: никаких ограничений на этот счет ст. 349 ТК РФ не содержит.

Вместе с тем необходимо, чтобы при принятии таких актов, как и в дальнейшем при применении их на практике, были соблюдены соответствующие положения ТК РФ, среди которых особое место занимает ст. 5, устанавливающая определенные требования к трудовому законодательству и иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права.

Обратите внимание, что с 1 июля 2003 г . вступил в силу Федеральный закон от 30.06.03 № 86-ФЗ, которым были признаны утратившими силу такие законы, как Закон РФ от 19.02.93 "О федеральных органах правительственной связи и информации" и Федеральный закон от 04.05.00 "О пограничной службе Российской Федерации".
С 1 июля 2003 г . согласно Указу Президента РФ от 11.03.03 № 308 были упразднены такие федеральные органы исполнительной власти, как Федеральная пограничная служба России и ФАПСИ.
Функции Федеральной пограничной службы РФ переданы Федеральной службе безопасности России, а функции ФАПСИ ФСБ России, Службе внешней разведки РФ и Службе специальной связи и информации при Федеральной службе охраны РФ

В целом в качестве правовой основы для установления особенностей регулирования труда лиц гражданского персонала, независимо от конкретной сферы приложения труда последних, можно рассматривать положения ст. 349 ТК РФ. Но с учетом многообразия федеральных органов исполнительной власти, выполняющих в РФ задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства, и специфики деятельности таких органов, специальное законодательство об особенностях регулирования труда занятых в них лиц гражданского персонала весьма разнообразно.

Процесс формирования такого законодательства находится во многом в стадии становления. Отсутствует единый нормативный правовой акт, в котором в целом нашли бы свое отражение вопросы, затрагиваемые в ст. 349 ТК РФ относительно указанной нами категории работни ков. В определенной степени исключением из этого правила является постановление Правительства РФ от 30.12.00 № 1027, предусматривающее, как уже отмечалось ранее, упорядочение условий оплаты труда некоторых категорий лиц гражданского персонала ряда федеральных органов исполнительной власти.

Нужно принять во внимание и происходящие перемены в содержании правомочий тех или иных министерств и ведомств РФ в связи с изменениями в правовом статусе последних. Особое значение при характеристике трудовых прав и обязанностей отдельных категорий лиц гражданского персонала некоторых министерств и ведомств РФ имеют происходящие в последнее время широкомасштабные изменения в системе и структуре федеральных органов исполнительной власти. Такие изменения касаются в т. ч. деятельности тех министерств и ведомств РФ, которые выполняют задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства.

Прежде всего необходимо назвать Указ Президента РФ от 09.03.04 № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (далее — Указ от 09.03.04). Этим указом в значительной степени была изменена система федеральных органов исполнительной власти, в которую в настоящее время входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

В Указе от 09.03.04 особо отмечено, что переименование федеральных органов исполнительной власти, придание некоторым федеральным органам исполнительной власти статуса федеральной службы и федерального агентства осуществляются без проведения организационно-штатных мероприятий и без переназначения их сотрудников, кроме сотрудников тех федеральных органов исполнительной власти, руководство которыми осуществляет Правительство РФ.

Поскольку в названном документе не сказано иного, можно полагать, что в отношении лиц гражданского персонала федеральных органов исполнительной власти, выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства, применимы и те нормативные правовые акты, которые были приняты ранее при существовавшей прежде системе федеральных органов исполнительной власти.

Характеризуя особенности регулирования труда лиц гражданского персонала, следует иметь в виду еще одно немаловажное обстоятельство.

Так, некоторые нормативные правовые акты об особенностях регулирования труда лиц гражданского персонала, занятых в учреждениях и организациях Минобороны России, применяются не только в Вооруженных Силах РФ и в тех федеральных органах исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба, но и в иных федеральных органах исполнительной власти, выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства (хотя это бывает и не всегда). Тогда в соответствующем акте на этот счет делаются специальные оговорки.

Нельзя не отметить и те определенные трудности, которые существуют в целом при применении нормативных правовых актов об особенностях регулирования труда лиц гражданского персонала.

Многие из этих актов (и особенно те из них, что были приняты Минобороны России еще в начале и середине 90-х годов) в свое время не прошли государственной регистрации в Минюсте России и не были официально опубликованы. Однако некоторые из них хотя и являются фактически утратившими силу, но продолжают действовать и в настоящее время, поскольку не отменены в установленном законодательством порядке. Зачастую сведения об указанных актах можно получить лишь в специальных изданиях Минобороны России.

Наряду с общими нормами трудового законодательства о трудовом договоре в отношении некоторых категорий лиц гражданского персонала с учетом специфики осуществления ими трудовой функции устанавливаются и отдельные особенности в порядке заключения трудового договора и его содержании, а также в проведении аттестации некоторых лиц гражданского персонала.

Продолжение следует

Читайте в этом месяце
    Узнать подробнее >>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией




      PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64204 от 31.12.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Извините, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права наших экспертов, многие статьи на сайте находятся в закрытом доступе для незаарегистрированных пользователей.
      Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение. Это займет меньше минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И читать продолжение
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

      Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Ваш подарок придет на указанный при регистрации Email
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль