Особенности правового регулирования труда проводников пассажирского поезда

8622
Трудовое законодательство в определенных случаях предусматривает установление дополнительных требований к лицам для занятия тех или иных должностей. Это может быть связано с различными факторами, в частности с особым характером работы. Сегодня речь пойдет об особенностях правового регулирования труда лиц, с работой которых, пожалуй, хоть раз в жизни сталкивался каждый из нас, – а именно проводников поезда, а также о проблемах, возникающих на практике.

В ходе исследования особенностей трудовой отраслевой правосубъектности транспортных работников отдельно выделим такую категорию, как проводники пассажирского поезда, с трудовой деятельно­стью которых сталкивается хоть раз в жизни большинство граждан при перемещении из одних регионов в другие.

Режим работы

Технологическая численность проводников пассажирских вагонов устанавливается на все поезда формирования железной дороги, предусмотренные служебным расписанием движения пассажирских поездов; при этом по каждому поезду численность проводников рассчитывается с учетом соблюдения нормального режима их работы и отдыха. Нормативы обслуживания пассажирских вагонов проводниками принимаются в зависимости от времени нахождения поезда в пути следования в одном направлении.

Рабочее время одного проводника за рейс устанавливается графиком режима работы и отдыха проводников вагонов в рейсе, разработанным в соответствии с типовыми графиками, а также с учетом особенностей регулирования рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников железнодорожного транспорта и метрополитенов, непосред­ственно связанных с обеспечением безопасности движения и обслуживания пассажиров.

Например, при времени в пути следования в одном направлении до 9 часов установлена следующая норма обслуживания: два проводника – на два вагона.

При увеличении времени пути следования в одном направлении норма обслуживания увеличивается прямо пропорционально.

Так, при норме
от 9 до 12 часов – пять проводников на четыре вагона;
от 12 до 24 часов – три проводника на два вагона;
от 24 до 48 часов – два проводника на один вагон.

Режим рабочего времени проводников пассажирских поездов в поездке регламентируется графиками сменности, утверждаемыми работодателем для каждого поезда применительно к местным условиям, с учетом мнения представительного органа работников. По графику сменности продолжительность непрерывной работы (смены) проводников пассажир­ских вагонов в поездке не должна превышать 12 часов, а суммарная продолжительность ежедневной работы (смены) в течение календарного дня не должна быть более 16 часов.

При обслуживании пассажирского вагона двумя проводниками за поездку каждому из них в рабочее время включается половина времени в пути следования и, в соответствии с графиком сменности, в пункте формирования и оборота пассажирских поездов.

Учет рабочего времени ведется на специальных маршрутных листах, выписываемых на каждого проводника. Начало работы отсчитывается от времени явки работника к постоянному месту работы, а окончанием работы является время освобождения работника от выполнения трудовых обязанностей – в часы, установленные правилами внутреннего трудового распорядка. При этом в рабочие часы включается также время, затраченное на приемку и сдачу вагонов и на подготовку к рейсу.

Фактически рабочее время проводника железнодорожного поезда реализуется в пути, хотя одновременно для них предусмотрена и не совсем обычная форма трудовой деятельности – дежурство на дому (при возможности вызова на работу), в специально оборудованной комнате (помещении) или в купе вагона. Подобная форма допускается с письменного согласия работника, в соответствии с положением о дежурстве для определенного вида деятельности на железнодорожном транспорте, принятом с учетом мнения представительного органа работников и утвержденном работодателем.

Требования к лицам, поступающим на должность проводника

Приведенные особенности рабочего времени свидетельствуют о довольно значительных физических нагрузках при выполнении трудовых обязанностей, в связи с чем минимальный возраст лица, поступающего на работу в транспортную организацию в качестве проводника, составляет 18 лет.

При этом физическое лицо должно пройти подготовку в специализированном учебном заведении или на предприятии по обслуживанию пассажиров в поездах по установленной программе.

Кроме того, лица, принимаемые на работу в качестве проводников, проходят в установленном порядке обязательный медицинский осмотр для определения пригодности к данной работе, а также подлежат последующему периодическому осмотру не менее чем один раз в год. Дополнительно проводники обязаны проходить периодическое обучение и проверку знаний по санитарному минимуму не реже одного раза в два года с отметкой в личной медицинской книжке проводника.

Нужно иметь в виду, что для обслуживания фирменных пассажирских поездов, пассажирских спальных вагонов прямого сообщения (СВ), хвостовых вагонов и пассажирских вагонов с полным кондиционированием воздуха принимаются на работу проводники только со стажем работы не менее одного года, а для работы в вагонах скоростных пассажирских поездов – со стажем не менее двух лет.

Итак, подчеркнем специальные требования к проводнику железнодорожного вагона:1) Достижение физическим лицом возраста 18 лет; это обусловлено тем, что трудовая деятельность в данном случае осуществляется с учетом человеческого фактора, в отличие от простого выполнения отдельных работ или услуг, направленных на эксплуатацию оборудования, за сохранность которого, помимо всего прочего, работник несет материальную ответственность.2) Наличие удостоверения (свидетельства) о прохождении физическим лицом специальной подготовки, в процессе которой будущий работник должен изучить целый комплекс технических, организационных и правовых знаний, без которых данная трудовая деятельность в принципе невозможна или будет осуществляться на самом низком уровне.

Например, проводник обязан знать общее устройство и обеспечивать правильную эксплуатацию отопления (что особенно актуально в зимний период), электрооборудования, вентиляции, бытовых холодильников и водо­охладителей, пожарной сигнализации. Кроме того, для данного вида деятельности существенное значение имеет знание в целом правил технической эксплуатации железных дорог РФ, правил оказания услуг по перевозке пассажиров, грузов, багажа, а также инструкций по обеспечению пожарной безопасности и санитарных правил. В частности, проводник должен уметь оказать пассажирам первую доврачебную помощь.

Дополнительно проводник обязан владеть определенными знаниями о видах проездных документов, квитанций, документов, дающих право ревизии и комиссионной проверки пассажирского поезда, и, наконец, точно знать расположение железнодорожных станций и пунктов пересадок на обслуживаемом направлении.

  3) Нормальный уровень психофизиологического состояния, не препят­ствующий на основе медицинского заключения выполнению всех предусмотренных трудовых обязанностей.4) Наличие определенного стажа работы в качестве проводника при по­ступлении на работу для обслуживания специальных объектов (спальные, хвостовые вагоны).5) Знание иностранного языка в объеме, необходимом для общения с пассажирами и работниками иностранных железных дорог по маршруту следования, – для проводника пассажирского вагона в поездах международного сообщения.

При поступлении на работу в должности проводника пассажирского вагона в качестве дополнительного условия трудового договора на основании ст. 70 ТК РФ работнику может быть установлен испытательный срок до трех месяцев, в течение которого могут быть проверены его профессио­нальные качества, а также практическая возможность надлежащим образом выполнять все предусмотренные обязанности проводника.

В том случае, если испытательный срок не был установлен, то свое­образным испытанием является обязательная стажировка проводника, выражающаяся в обязательных пробных поездках в качестве стажера, что также позволяет выявить недостатки в предварительной теоретической и профессиональной подготовке, которые в отдельных случаях возможно исправить в ходе дальнейшей трудовой деятельности.

Трудовые обязанности

Трудовые обязанности проводника пассажирского вагона можно разделить на этапы, непосредственно связанные с движением поезда:
–   подготовка поезда в рейс;
–   путь следования пассажирского поезда;
–   нахождение поезда в пункте оборота;
–   прибытие пассажирского поезда в пункт формирования.

Цитируем документ

При заключении трудового договора в нем по соглашению сторон может быть предусмотрено условие

об испытании работника в целях проверки его соответствия поручаемой работе.

Часть 1 ст. 70 ТК РФ

На каждом из выделенных этапов устанавливаются соответствующие трудовые функции.

Так, в период подготовки поезда в рейс деятельность проводника в основном направлена на проверку технологического оборудования и экипировочного инвентаря (постельных принадлежностей, мыла, моющих и дезинфицирующих средств и т. п.). На данном этапе проводник обязан технически подготовить вагон к отправлению, а также осуществить посадку пассажиров на основе проездных документов.

В период следования пассажирского поезда трудовые обязанности проводника значительно расширяются в плане проведения постоянных физических работ по поддержанию чистоты, комфортной температуры воздуха в пассажирском помещении вагона. Порядок дежурства проводников определяется графиком, который составляется с расчетом обеспечения постоянного дежурства одного проводника в каждом вагоне.

Важным аспектом трудовой деятельности на данном этапе является постоянный контроль не только за проездными документами и использованием постельных принадлежностей при изменении количества пассажиров по мере следования пассажирского состава, но и за обеспечением надлежащего порядка в вагоне.

Особую актуальность в настоящее время приобретает выявление больных инфекционными заболеваниями, осуществление контроля за обнаружением подозрительных предметов, бесхозных вещей, где могут оказаться представляющие опасность устройства или вещества.

По прибытии поезда в пункт оборота на проводника возлагается обязанность осмотреть оборудование пассажирского вагона, произвести уборку пассажирского помещения и вновь подготовить вагон к посадке. Аналогичные трудовые обязанности возлагаются на проводника и в пункте формирования по прибытии пассажирского поезда.

Дополнительные функции – регламентированные и нет

Фактически в период нахождения пассажирского поезда в пункте формирования на проводника возлагается дополнительная функция по охране вагона в отдаленных тупиках железнодорожных путей, которая не находит своего отражения в Инструкции проводника пассажирского вагона, утв. МПС России от 5.11.98 № ЦЛ-614. Тем не менее процесс охраны вагона в отдельных случаях не проходит нормально и безопасно, т. к. могут возникать нестандартные и непредвиденные ситуации, требующие от проводника соответствующих действий. В частности, может возникнуть пожар, возможно проникновение в вагон посторонних лиц и т. п. К тому же в том случае, если один проводник осуществляет охрану двух и более вагонов, которые стоят не сцепленными, а по одному в разных местах, работник в ночное время вынужден делать периодические обходы вагонов, и зачастую с опасностью для жизни (отметим, что в большинстве случаев проводниками работают женщины, а подъездные пути во многих городах совершенно не охраняются).

Для того чтобы обеспечить действенную сохранность пассажирских вагонов и безопасность транспортных работников, отделение железной дороги обязано заключать специальные договоры с фирмами, занимающимися охраной железнодорожных вагонов. Но, к сожалению, подобные договоры весьма часто не заключаются.

Так, в филиале ОАО «РЖД» – Оренбургском отделении ЮУЖД фирменный поезд № 43 (44) «Оренбург – Москва» в пункте оборота и в пункте формирования, до сдачи пассажирских вагонов по­следующей бригаде проводников, охраняют именно проводники, что не является положительным аспектом деятельности транспорт­ной организации, отвечающей за формирование данного поезда. Названный поезд прибывает в пункт формирования поздним вечером, что влечет за собой необходимость для проводников оставаться на рабочем месте до следующего дня с целью сдачи пассажир­ских вагонов новой бригаде проводников, т. к. специализированная бригада по охране вагонов не работает в ночное время.

Выполнение обязанностей по охране вагонов непосредственно проводниками пассажирского вагона следовало бы компенсировать соответ­ствующими доплатами к заработной плате. Ведь функция охраны вагонов не предусматривается непосредственно в трудовом договоре с проводниками пассажирских поездов, а согласно ст. 60 ТК РФ работодателю запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом и иными федеральными законами.

В том случае, если речь идет о совмещении профессий или расширении зоны обслуживания, это также должно находить свое отражение в трудовом договоре в качестве дополнительного условия.

Между тем на практике проводники не получают никаких существенных доплат за выполнение дополнительных функций по охране вагонов. Данную работу лишь оплачивают по своеобразной сдельной системе оплаты труда по следующим нормам:
–   если проводник охраняет один вагон, то ему оплатят лишь 5 часов работы (несмотря на то, что фактическое время охраны составляет, например, 20 часов);
–   два вагона – 10 часов;
–   три вагона – 15 часов;
–   четыре – 20 часов (с учетом вышеназванной нормы – один проводник предусматривается для охраны четырех вагонов).

Проводники хвостового пассажирского вагона, поездов международного сообщения несут, помимо названных, еще и дополнительные обязанности.

Так, проводниками хвостового пассажирского вагона назначаются проводники со стажем работы не менее одного года, после сдачи соответ­ствующего экзамена и получения удостоверения на право выполнения обязанности проводника хвостового вагона. Это обусловлено необходимостью подавать поездные сигналы, наблюдать за перегоном и в случае появления вслед идущего поезда принять меры к подаче сигналов для его остановки. То есть работа проводника хвостового вагона дополняется обязанностью обеспечения безопасности железнодорожного движения в определенном направлении.

Проводники поездов международного сообщения должны не только в минимальном объеме владеть иностранным языком для общения с пассажирами и работниками иностранных железных дорог, но и соблюдать установленные нормы поведения, проявлять уважительное отношение к обычаям народов зарубежных стран и соблюдать законы государства пребывания.

Оплата труда

Оплата труда проводников пассажирских вагонов, как и всех работников филиалов ОАО «Российские железные дороги», осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников, занятых в основной деятельности железных дорог, для групп рабочих, связанных с движением поездов, по часовым тарифным ставкам по повременно-премиальной, сдельно-премиальной, аккордной или иной системе организации оплаты труда.

В качестве основного нормативного акта, регулирующего вопросы оплаты труда, используется специальное Положение об оплате труда работников филиалов ОАО «РЖД», утв. решением правления ОАО «РЖД» от 15.04.04, протокол № 8.

Тарифные ставки для оплаты труда проводников пассажирских вагонов за время работы в хвостовом вагоне поезда могут повышаться на 10–15 % с учетом особенностей производства работ руководителями структурных подразделений железных дорог и структурных подразделений отделений железной дороги, с учетом мнения соответствующего выборного профсоюзного органа. Кроме того, работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути следования железнодорожного подвижного состава, выплачивается надбавка за разъездной характер работы в размере 3 % месячной тарифной ставки за сутки нахождения в поездке. К сожалению, в вышеназванном Положении об оплате труда не нашла своего отражения доплата за использование угля при отоплении вагонов в зимний период, хотя подобная доплата предусмотрена в коллективных договорах отдель­ных транспортных организаций.

Дисциплинарная и материальная ответственность

Проводник пассажирского вагона несет дисциплинарную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей в соответствии с Положением о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 25.08.92 № 621.

Что касается материальной ответственности, то проводник пассажирского поезда должен быть привлечен к ней в случае возникновения по его вине прямого действительного ущерба по нормам ТК РФ (глава 39).

Следует также коснуться вопроса о возможности расторжения трудового договора с проводником пассажирского вагона по п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ – за совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя.

Как правило, круг лиц, непосредственно обслуживающих денежные или товарные ценности, совпадает с перечнем работников, с которыми может быть заключен договор о полной материальной ответственности. Данный перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, установлен постановлением Минтруда России от 31.12.02 № 85. В этом перечне проводники пассажирских поездов не указаны. Товарные ценности (постельные принадлежности, чайная и иная продукция) получает и несет за них материальную ответственность начальник поезда, который выдает ценности проводникам по доверенности.

Тем не менее проводники все-таки являются работниками, непосред­ственно обслуживающими денежные и товарные ценности. Они обязаны вести учет населенности вагона и расход постельного белья; при этом в практике встречаются случаи, когда завышается стоимость вещей и присваиваются денежные средства, нередко бывает повторное использование постельного белья. Поэтому судебная практика считает возможным применение п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ к работникам, чья трудовая деятельность связана с обслуживанием тех или иных материальных ценностей, независимо от того, заключен с ними договор о полной материальной ответственности или нет.

В пункте 45 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.04 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» указывается: расторжение трудового договора по п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ в связи с утратой доверия возможно только в отношении работников, непосредственно обслуживающих денежные или товарные ценности (прием, хранение, транспортировка, распределение и т. п.), и при том условии, что ими совершены такие виновные действия, которые давали работодателю основание для утраты доверия к ним. Утрата доверия к проводнику пассажирского вагона возможна в связи с допущенными работником злоупотреблениями, например из-за присвоения денежных сумм для проезда без проездных документов. При этом увольнение по п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ не должно быть связано с фактически причиненными убытками транспорт­ной организации, т. к. в первую очередь имеют значение сами виновные действия, послужившие основанием для утраты доверия.

Недостатки в правовом регулировании труда проводника

Следует отметить, что практика показывает существенные недостатки в правовом регулировании труда проводников пассажирских вагонов.

В соответствии с актом № 6 о результатах проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, от 20.01.06, составленным государственным инспектором труда ГИТ в Челябинской области в Оренбургской дирекции по обслуживанию пассажиров ЮУЖД – филиала ОАО «РЖД», выявлены нарушения в оплате труда проводников пассажирских поездов. Нарушения заключались в том, что заработная плата проводникам выплачивалась ежемесячно не в полном объеме. Оплате подлежала только норма часов, а оплата сверхурочных часов по общему правилу переносилась на следующий месяц.

Например, в ноябре было отработано 192,91 часа; из них было оплачено 178,8 часа, в т. ч. 11,8 нерабочих праздничных дня. Норма часов в ноябре составляет 167 часов, а оплата 14,11 часа переносится на декабрь.

И так продолжается систематически из месяца в месяц, что является отрицательным моментом в правовом регулировании оплаты труда проводников пассажирских вагонов.

Между тем ст. 132 ТК РФ определено, что заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается. Таким образом, оплате должно подлежать все время, фактически отработанное каждым работником за месяц.

Кроме того, следует более детально урегулировать учет рабочего времени и времени отдыха проводников пассажирских вагонов. Желательно учитывать тот факт, что не всегда проводник пассажирского вагона может в полном объеме использовать время отдыха в том случае, если он вынужден обслуживать вагон один, – при отсутствии второго проводника в случае его болезни и невозможности заменить его другим работником. Фактически при этом в пути следования пассажирского поезда из пункта формирования и обратно работает один проводник (при норме два работника на один вагон), не имеющий хотя бы кратковременного времени отдыха. В этом случае его труд должен быть в обязательном случае компенсирован соответствующими дополнительными выплатами, что следует учесть в локальных нормативных актах.

Итак, прослеживаются определенные особенности и проблемы в правовом регулировании труда проводника пассажирского вагона, которые необходимо решать не только на локальном (что явно недостаточно), но и на централизованном уровне – путем принятия норм, которые будут обязательны для всех работодателей в сфере железнодорожного транспорта.

Регламентация труда всех работников транспорта должна вводиться на уровне не только подзаконных актов, но и федеральных законов. Действующий в настоящее время Федеральный закон от 10.01.03 № 17 ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» недостаточно внимания уделяет вопросам правового регулирования трудовых отношений. При этом действуют подзаконные акты, регулирующие вопросы дисциплинарной ответственности работников железнодорожного транспорта, ограничивающие возможности реализации трудовой правосубъектности работников транспорта и не утвержденные федеральными законами. В то же время ст. 330 ТК РФ устанавливает, что дисциплина работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, должна регулироваться положениями (уставами) о дисциплине, устанавливаемыми федеральными законами.

Следует напомнить принцип, закрепленный в п. 3 ст. 55 Конституции РФ, о том, что права и свободы человека могут быть ограничены только федеральными законами. Труд работников транспорта имеет существенные особенности, которые желательно учитывать, прежде всего в федеральном централизованном законодательстве. Это должно служить основой для соблюдения трудовых прав и законных интересов работников, чья трудовая деятельность необходима в интересах всего общественного производства страны и одновременно имеет неоспоримое значение для каждого члена общества



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Актуально


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Статья для специалистов по работе с кадрами!

Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение.

Дополнительно Вы сможете:
- прочитать еще 5600 рекомендаций по кадровой и HR-тематике
- скачать 4800 готовых образцов документов
- посмотреть 54 видеолекции по трудовому законодательству

Подарок дня: Справочник должностных инструкций по профстандартам

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль