Воинский учет ведет работодатель

21419
Зачастую в разговоре с кадровиками, когда речь заходит о воинском учете, слышишь: «Да, знаем, что вести обязаны, но не знаем как, поэтому не ведем», или «Знаем, что надо вести, но времени на это нет, поэтому, когда проверят, накажут, вот тогда и начнем вести», или «А кому это вообще надо?». За разъяснениями редакция обратилась в наивысшую инстанцию. О том, что такое воинский учет и какие обязанности в связи с этим лежат на работодателе, кто будет отвечать за отсутствие ведения воинского учета в организации и какая за эти нарушения может быть ответственность, за чей счет проводятся соответствующие мероприятия – читайте в статье специалистов Генерального штаба.

Воинский учет граждан РФ (далее – граждане) организуется и осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, с федеральными законами от 31.05.96 № 61-ФЗ «Об обороне», от 28.03.98 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон о воинской обязанности), от 26.02.97 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (далее – Закон о мобилизации), с постановлением Правительства РФ от 25.12.98 № 1541 «Об утверждении Положения о воинском учете» и с Инструкцией, разработанной Министерством обороны РФ (далее – Инструкция).

ПОЛЕЗНО

Воинский учет – это вид исполнения гражданами воинской обязанности, который обеспечивается государственной системой регистрации призывных и мобилизационных людских ресурсов (далее – система воинского учета), в рамках которой осуществляется комплекс мероприятий по сбору, обобщению и анализу сведений об их количественном составе и качественном состоянии.

Кстати сказать

В настоящее время в связи с изменениями в федеральном законодательстве Министерством обороны РФ перерабатывается Положение о воинском учете, включенное к рассмотрению Правительством РФ в 2006 г.

Как только изменения будут приняты, «Справочник кадровика» обязательно остановится на тех вопросах, которые касаются воинского учета в организации.

Основным требованием, предъявляемым к системе воинского учета, является постоянное обеспечение полноты и достоверности данных, характеризующих количественный состав и качественное состояние призывных и мобилизационных людских ресурсов.

Обратите внимание! За состояние воинского учета, осуществляемого организациями, отвечают руководители этих организаций

За состояние воинского учета, осуществляемого организациями, отвечают руководители этих организаций. Расходы, связанные с ведением воинского учета в организациях, производятся за счет средств этих организаций. Ведение воинского учета в организациях входит в содержание мобилизационной подготовки и мобилизации.

Организации обязаны создавать военно-учетные подразделения, выполнять работы по воинскому учету, в т. ч. бронированию на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в этих организациях, предоставлять отчетность по бронированию.

Граждане, подлежащие воинскому учету в организации, их обязанности

Перечень специальностей, при наличии которых граждане женского пола подлежат постановке на воинский учет, см. НА № 10‘2006

Воинскому учету в организациях подлежат граждане, которые согласно федеральному законодательству должны исполнять воинскую обязанность:
–   мужского пола, подразделяющиеся на призывников и военнообязанных запаса;
–   женского пола, имеющие воинские звания и зачисленные в запас, имеющие специальности согласно перечню специальностей, при наличии которых указанные граждане зачисляются в запас.

Обязанности граждан по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации см. НА № 10‘2006

Обязанности граждан по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации изложены в Законе о воинской обязанности, Законе о мобилизации, Положении о воинском учете, а также в разделе ХI военного билета.

Продолжительность нахождения граждан на воинском учете определяется Законом о воинской обязанности.

Кстати сказать

Некоторые понятия, используемые в настоящей статье

–   призывные ресурсы – граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие воинскому учету;
–   мобилизационные людские ресурсы – граждане, пребывающие в запасе, подлежащие воинскому учету;
–   система воинского учета – государственная система регистрации призывных и мобилизационных людских ресурсов, обеспечивающая сбор, обобщение и анализ сведений об их количественном составе и качественном состоянии, что необходимо для эффективного использования людских ресурсов в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства;
–   другие войска – внутренние войска МВД РФ, войска гражданской обороны;
–   воинские формирования – инженернотехнические и дорожностроительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти;

–  органы – Служба внешней разведки РФ, органы Федеральной службы безопасности, Федеральный орган специальной связи и информации, Федеральные органы государственной охраны, Федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ;
–   специальные формирования – создаваемые на военное время специальные формирования;
–   призывник – гражданин мужского пола, не пребывающий в запасе, подлежащий первоначальной постановке на воинский учет в год достижения им 17летнего возраста и подлежащий в установленном Законом о воинской обязанности порядке призыву на военную службу в период с 18 лет и до достижения 27летнего возраста;
–   военнообязанный (ая) – гражданин, подлежащий воинскому учету;
–   военнообязанный (ая) запаса – гражданин, пребывающий в запасе;

–  пребывание в запасе – вид исполнения воинской обязанности гражданином, который характеризует отношение гражданина к воинской обязанности и возлагает на него обязанности в соответствии с федеральным законодательством. Зачисление в запас производится военными комиссариатами на основании: предписаний кадровых органов воинских частей; решений призывных комиссий; решений военных комиссаров (на основании заключений комиссий по постановке граждан на воинский учет и (или) медицинских комиссий) для граждан женского пола и граждан, прошедших альтернативную гражданскую службу;
–   военно-учетные признаки – индивидуальные сведения о гражданине, позволяющие определить его предназначение и планировать использование в периоды мобилизации, военного положения и в военное время. Военноучетные признаки определяются на основании сведений, содержащихся в документах воинского учета. Состав военноучетных признаков определяется Минобороны России.

Не подлежат воинскому учету в организациях граждане:
–   освобожденные в установленном Законом о воинской обязанности порядке от военной службы по состоянию здоровья;
–   достигшие предельного возраста пребывания в запасе;
–   проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу;
–   отбывающие наказание в виде лишения свободы или ограничения свободы;
–   женского пола, не имеющие воинских званий и (или) военно-учетных специальностей;
–   имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки РФ и в запасе Федеральной службы безопасности РФ;
–   постоянно проживающие за пределами России.

Воинский учет военнообязанных запаса подразделяется на общий и специальный. На общем воинском учете состоят граждане, которые не забронированы за организациями на период мобилизации и на военное время. На специальном воинском учете состоят граждане, которые в установленном порядке бронируются за организациями на период мобилизации и на военное время.

Военнообязанные запаса, работающие в федеральных органах исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, состоят на общем воинском учете и планируются к направлению для работы на должностях гражданского персонала в этих федеральных органах исполнительной власти в периоды мобилизации, военного положения и в военное время.

Граждане, пребывающие в запасе и достигшие предельного возраста пребывания в запасе или признанные в установленном Законом о воинской обязанности порядке не годными к военной службе по состоянию здоровья, переводятся военным комиссариатом в отставку и снимаются с воинского учета.

Комплекс мероприятий по учету

Воинский учет призывников и военнообязанных запаса, работающих в организациях, – это комплекс мероприятий, осуществляемых руководителями, другими должностными лицами организаций, по ведению учета граждан, непосредственно работающих в этих организациях; проведению анализа обеспеченности трудовыми ресурсами организаций в периоды мобилизации, военного положения и на военное время; оказанию содействия военным комиссариатам в осуществлении воинского учета этих граждан по месту их жительства в целях обеспечения обороны страны, безопасности государства, в т. ч. обеспечения своевременной явки граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации и состоящих с ними в трудовых отношениях, на сборные пункты или в воинские части.

Число работников по воинскому учету и бронированию граждан в организациях определяется исходя из следующих норм, установленных постановлением Правительства РФ от 25.12.98 № 1541:
–   при наличии на воинском учете от 500 до 2000 граждан – один освобожденный военно-учетный работник;
–   от 2000 до 4000 граждан – два освобожденных военно-учетных работника;
–   от 4000 до 7000 граждан – три освобожденных военно-учетных работника;
–   на каждые последующие 3000 граждан – еще по одному освобожденному военно-учетному работнику;
–   при наличии на воинском учете в организации менее 500 граждан работа по ведению воинского учета и бронированию граждан может возлагаться по совместительству в установленном порядке на одного из работников организации.

Ведение учетной документации

При содержании в организациях нескольких (двух и более) военно-учетных работников они объединяются в отдельное подразделение организации, которое именуется «военно-учетный стол».

Военно-учетные работники организаций входят в состав аппарата усиления военных комиссариатов, а также в состав штабов оповещения организаций.

Руководители организаций обязаны выделить для военно-учетных работников специально оборудованные помещения и железные шкафы, обеспечивающие размещение картотеки и сохранность документов по воинскому учету.

Персональный состав и функциональные обязанности работников по ведению воинского учета, в т. ч. бронированию граждан, определяются приказом руководителя организации (приложение 1).

Кстати сказать

Порядок работы по бронированию в организациях граждан, пребывающих в запасе, определен Инструкцией по бронированию на период мобилизации и на военное время граждан РФ, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ, федеральных органов исполнительной

власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях (утв. постановлением Межведомственной комиссии по бронированию граждан, пребывающих в запасе, от 22.12.99 №144).

Обратите внимание! Приказ согласовывается с военным комиссаром муниципального образования, обслуживающего территорию, на которой расположена организация (ее структурное подразделение), либо с органом местного самоуправления сельского поселения, органом местного самоуправления городского округа на территориях, где нет военных комиссариатов

Руководителям организаций целесообразно согласовывать с военным комиссаром муниципального образования кандидатуры военно-учетных работников перед назначением их на должность, а также направлять ему копии приказов о назначении их на должности военно-учетных работников.

При временном убытии работника, осуществляющего воинский учет граждан, руководитель организации должен своим приказом назначить на этот участок работы другого работника. В этом случае вновь назначенному лицу передаются по акту все документы, необходимые для работы по воинскому учету и бронированию граждан.

Воинский учет организациями осуществляется:
–   призывников и военнообязанных запаса – по личным карточкам работников (форма № Т-2, раздел 2) и (или) личным карточкам государственных служащих (форма № Т-2 ГС, раздел 2) (далее – личные карточки).

Основными документами воинского учета, на основании которых ведется воинский учет и заполняются личные карточки, являются:
–   для призывников – удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу;
–   для военнообязанных запаса – военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета).

Кстати сказать

Удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, имеет обложку с изображением Герба РФ и надписью «Российская Федерация. Удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу».

Военные билеты офицеров запаса имеют зеленую обложку с изображением Герба РФ и надписью «Российская Федерация. Военный билет офицера запаса» (обложка военных билетов, изданных

до 2000 г., имеет изображение Герба СССР и надпись «Министерство обороны. Военный билет офицера запаса Вооруженных Сил СССР» или «Военный билет генерала запаса Вооруженных Сил СССР»).

Военные билеты солдат (матросов), сержантов (старшин), прапорщиков (мичманов) имеют красную обложку с изображением Герба РФ и надписью «Российская Федерация. Военный билет» (обложка военных билетов, изданных

до 1994 г., имеет изображение Герба СССР и надпись «СССР. Министерство обороны. Военный билет»).

Временное удостоверение, выданное взамен военного билета, выдается в случае отсутствия документов, являющихся основанием для выдачи военного билета, или при необходимости проверки их подлинности, подписывается военным комиссаром и заверяется гербовой печатью.

Обратите внимание! При обнаружении в указанных документах не оговоренных исправлений, неточностей, подделок или неполного количества листов их владельцы направляются в военный комиссариат по месту состояния на воинском учете для уточнения документов воинского учета

Обратите внимание! Несообщение руководителем или другим ответственным за военно-учетную работу должностным лицом организации в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых на работу (учебу) либо об уволенных с работы (отчисленных из образовательных учреждений) гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, – влечет наложение административного штрафа в размере от 3 до 10 МРОТ. 

Пункт 3 ст. 21.4 КоАП РФ

Обратите внимание! Непредставление руководителем или другим должностным лицом организации, а равно должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за военно-учетную работу, в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, – влечет наложение административного штрафа в размере от 3 до 10 МРОТ. 

Статья 21.1 КоАП РФ

Обратите внимание! Списки юношей, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году, составляются отделами кадров организаций на основании личных карточек (форма № Т-2) в алфавитном порядке, отдельно на юношей 15- и 16-летнего возраста, и подписываются руководителем организации

Обратите внимание! Неоповещение руководителем или другим должностным лицом организации …ответственным за военно-учетную работу, граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, а равно необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, – влечет наложение административного штрафа в размере от 5 до 10 МРОТ. 

Статья 21.2 КоАП РФ

При обеспечении и осуществлении воинского учета организации выполняют обязанности в соответствии с федеральным законодательством, при этом:1) В целях обеспечения постановки граждан на воинский учет по месту работы военно-учетные работники организаций:а) проверяют у граждан, принимаемых на работу, наличие отметок в паспортах граждан РФ об их отношении к воинской обязанности, наличие и подлинность основных документов воинского учета, а также подлинность записей в них, отметок о постановке на воинский учет по месту жительства, наличие мобилизационных предписаний. Проверяют соответствие данных документов воинского учета паспортным данным гражданина, наличие фотографии и ее соответствие владельцу, а во временных удостоверениях, выданных взамен военных билетов, кроме того, и срок действия. При обнаружении в указанных документах не оговоренных исправлений,неточностей, подделок или неполного количества листов их владельцы направляются в военный комиссариат по месту состояния на воинском учете для уточнения документов воинского учета.б) заполняют личные карточки в соответствии с записями в основных документах воинского учета. При этом уточняются сведения о семейном положении, об образовании, о месте работы (подразделении организации), должности, месте жительства (пребывания) граждан, другие сведения и военно-учетные признаки принимаемых на воинский учет граждан;в) разъясняют гражданам порядок исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, установленные федеральным законодательством и Положением о воинском учете, осуществляют контроль за их исполнением, а также информируют граждан об их ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) вышеуказанных обязанностей;г) информируют военные комиссариаты об отсутствии отметок об отношении граждан к воинской обязанности в их паспортах, об обнаруженных в основных документах воинского учета отсутствующих отметок о постановке на воинский учет, неоговоренных исправлений, неточностей и подделок, неполного количества листов, а также о случаях неисполнения (ненадлежащего исполнения) гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации для принятия военными комиссарами решений о привлечении их к ответственности в соответствии с действующим законодательством.2) В целях сбора, хранения и обработки сведений, содержащихся в личных карточках работников, подлежащих воинскому учету, организации и их должностные лица:а) выявляют граждан, подлежащих постановке на воинский учет по месту работы и (или) по месту жительства, и принимают необходимые меры к постановке их на воинский учет;б) ведут и хранят личные карточки работников, поставленных на воинский учет, в порядке, определяемом Инструкцией Минобороны России.3) В целях поддержания сведений, содержащихся в личных карточках, в актуальном состоянии и обеспечения поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в документах воинского учета военных комиссариатов, военно-учетные работники организаций:а) направляют в двухнедельный срок в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления сельских поселений и органы местного самоуправления городских округов (далее – органы местного самоуправления) сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятых или уволенных с работы. В случае необходимости (призывников в обязательном порядке) в целях постановки граждан на воинский учет по месту жительства или уточнения их военно-учетных признаков обеспечивают личную явку граждан в соответствующие военные комиссариаты или органы местного самоуправления;б) направляют в двухнедельный срок по запросам соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете;в) представляют ежегодно в сентябре в соответствующие военные комиссариаты списки юношей 15- и 16-летнего возраста, а до 1 ноября – списки юношей, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году (приложение 2);г) сверяют не реже одного раза в год сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в основных документах воинского учета граждан;д) сверяют не реже одного раза в год в порядке, определяемом Инструкцией Минобороны России, сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета соответствующих военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления;ж) вносят в личные карточки сведения об изменениях семейного положения, образования, места работы (подразделения организации), должности, места жительства (пребывания), состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете, и в двухнедельный срок сообщают об указанных изменениях в военные комиссариаты;з) оповещают граждан о вызовах (повестках) соответствующих военных комиссариатов или органов местного самоуправления и обеспечивают их своевременную явку в места, указанные военными комиссариатами, в т. ч. в периоды мобилизации, военного положения и в военное время.

При приеме документов воинского учета от граждан военно-учетными работниками организаций гражданам выдается расписка (приложение 3).

Устанавливая, состоят ли граждане, принимаемые на работу (учебу), на воинском учете, организации проверяют наличие отметки о приеме на воинский учет:
–   в военном билете офицера запаса – запись в пункте 20 «Отметки о приеме и снятии с воинского учета», заверенная подписью должностного лица и гербовой печатью (печатью для отметок воинского учета) военного комиссариата (с. 27–31);
–   в военном билете солдата (матроса), сержанта (старшины), прапорщика (мичмана) – штамп военного комиссариата или органа местного самоуправления в графе «Принят» раздела IX «Отметки о приеме и снятии с воинского учета» (с. 21–24);
–   в удостоверении гражданина, подлежащего призыву на военную службу, – штамп военного комиссариата в графе «Принят на воинский учет» раздела II «Прием на воинский учет и снятие с воинского учета» (с. 2, 3).

Пример штампа военного комиссариата

Воинский учет ведет работодатель

Пример штампа военного комиссариата и органа местного самоуправления

Воинский учет ведет работодатель

Обратите внимание!Штамп органа местного самоуправления действителен до принятия в 2006 г. нового Положения о воинском учете

В случаях отсутствия отметок на 13-й странице паспорта гражданина РФ об отношении к воинской обязанности или о постановке на воинский учет в документах воинского учета организации обязаны направлять:
–   офицеров запаса и призывников – в военный комиссариат по месту жительства;
–   прапорщиков, мичманов, сержантов, солдат и матросов запаса – в военный комиссариат по месту жительства, а проживающих на территории муниципальных образований, где нет военных комиссариатов, – в орган местного самоуправления.

Организациями при приеме граждан на работу (учебу) заполняется раздел II «Сведения о воинском учете» личной карточки работника (форма № Т-2) или личной карточки государственного служащего (форма № Т-2 ГС).

Личные карточки (формы № Т-2 или № Т-2 ГС) на принятых на работу граждан помещаются в соответствующие разделы отдельной картотеки:
–   первый раздел – личные карточки на офицеров запаса;
–   второй раздел – личные карточки на прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов запаса;
–   третий раздел – личные карточки на военнообязанных запаса женского пола;
–   четвертый раздел – личные карточки на призывников.

Кстати сказать

С 1 января 2006 г. вступил в силу Федеральный закон от 31.12.05 № 199ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий », статьей 18 которого внесены

изменения в Закон о воинской обязанности.

Эти изменения предусматривают передачу полномочий РФ на осуществление первичного воинского учета на территориях, на которых отсутствуют военные комиссариаты, органам местного самоуправления

поселений и органам местного самоуправления городских округов за счет средств, предоставляемых им в виде субвенций из Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете в порядке, установленном ст. 133 и 140 Бюджетного кодекса РФ.

Организациями при приеме граждан на работу (учебу) в сообщении, направляемом в военные комиссариаты по месту жительства граждан, указываются воинское звание, фамилия, имя, отчество, год рождения,военно-учетная специальность, состав семьи и место жительства гражданина, дата приема на работу и должность, а кроме того, полное наименование организации, ее адрес и номера телефонов военно-учетного подразделения (отдела кадров). Кроме того, организации направляют в военный комиссариат по месту жительства граждан женского пола в возрасте от 18 до 45 лет (ранее не состоявших на воинском учете), имеющих (получивших) специальности в соответствии с перечнем специальностей, при наличии которых указанные граждане зачисляются в запас, для постановки на воинский учет.

Организациями проводится сверка сведений о воинском учете граждан в личных карточках с документами воинского учета военных комиссариатов, а в муниципальных образованиях, где нет военных комиссариатов, – с учетными данными органа местного самоуправления.

Дата и время сверки устанавливаются военным комиссариатом (органом местного самоуправления) по месту нахождения организации. В ходе сверки уточняются сведения, указанные в разделе 2 «Сведения о воинском учете», а также следующие данные граждан:
–   фамилия, имя и отчество;
–   дата рождения;
–   место рождения;
–   образование;
–   должность (профессия);
–   семейное положение и состав семьи;
–   состояние здоровья;
–   основные антропометрические данные;
–   прохождение военных сборов;
–   адрес места жительства (пребывания), номера контактных телефонов.

До начала сверки указанные данные следует уточнить по документам воинского учета граждан, соответствующим документам организации и при личном общении с гражданами.

Обратите внимание!Журнал проверок состояния воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе, должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью организации

Отметка о проведении сверки производится путем проставления простым карандашом даты сверки (дата указывается тремя парами арабских цифр, например: «11.05.01. Иванова») и подписи должностного лица (работника) организации, ответственного за воинский учет, в пункте «Наименование военного комиссариата по месту жительства» раздела 2 личной карточки.

По завершении сверки 100% личных карточек работником, осуществляющим воинский учет в военном комиссариате (в муниципальных образованиях, где нет военных комиссариатов, – в органах местного самоуправления), производится запись в журнале проверок состояния воинского учета и бронирования граждан (приложение 4).

Порядок заполнения раздела II «Сведения о воинском учете» личных карточек работников (форма Т-2 и Т-2 ГС) на граждан, пребывающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу, см.
НА № 10‘2006

Для сверки учетных сведений личных карточек формы № Т-2 и № Т-2 ГС с учетными данными граждан, состоящих на воинском учете в других военных комиссариатах, разрешается отправлять списки граждан, пребывающих в запасе, с указанием данных раздела 2 личной карточки (формы № Т-2 или № Т-2 ГС). Второй экземпляр списка с указанием регистрационного номера и даты отправки хранится в организации в течение года. Отметка о проведении сверки проставляется с указанием даты и исходящего номера списка, например: «21.05.01. № 315, Иванова»

Таблица возрастов граждан, пребывающих в запасе, которые подлежат снятию с воинского учета в связи с достижением предельного возраста состояния в запасе, см. НА № 10‘2006

В личных карточках формы № Т-2 и № Т-2 ГС граждан, достигших предельного возраста пребывания в запасе, или граждан, признанных не годными к военной службе по состоянию здоровья, в пункте 8 раздела 2 нужно производить отметку «снят с воинского учета по возрасту» или «снят с воинского учета по состоянию здоровья».

Отметка производится на основании записи, сделанной в военном комиссариате:
–   в военном билете офицера запаса – в пункте « 21. Отметка об освобождении от исполнения воинской обязанности» (с. 32);
–   в военном билете солдата (матроса), сержанта (старшины), прапорщика (мичмана) – в разделе «X. Отметки об освобождении от исполнения воинской обязанности» (с. 26).

Личные карточки формы № Т-2 и № Т-2 ГС на граждан, достигших предельного возраста пребывания в запасе, или граждан, признанных не годными к военной службе по состоянию здоровья, изымаются из соответствующего раздела картотеки граждан, пребывающих в запасе.

При увольнении граждан с работы (отчислении из образовательных учреждений) личные карточки формы № Т-2 и № Т-2 ГС уволенных (отчисленных из образовательных учреждений) военнообязанных запаса и призывников изымаются из картотеки организаций и сдаются в архив.

В соответствии и в порядке, определенном Инструкцией по бронированию на период мобилизации и на военное время граждан РФ, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, военно-учетные подразделения организаций должны выполнять следующие действия:
–   своевременно оформлять бронирование военнообязанных запаса за организацией на периоды мобилизации, военного положения и на военное время;
–   представлять в военные комиссариаты установленную отчетность, в т. ч. о численности работников организаций.

Обратите внимание! План работы по осуществлению воинского учета и бронирования граждан должен быть согласован с военным комиссариатом муниципального образования

В целях обеспечения полноты и качества воинского учета призывников и военнообязанных запаса из числа работающих (обучающихся) в организациях (образовательных учреждениях) и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в течение всего календарного года организации разрабатывают план работы по осуществлению воинского учета и бронирования граждан и согласовывают его с военным комиссариатом муниципального образования (приложение 5).

Контроль за ведением организациями воинского учета осуществляется органами военного управления Вооруженных Сил РФ, военными комиссариатами и органами местного самоуправления в порядке, определяемом Минобороны России.

Показатели, по которым оценивается деятельность организаций по осуществлению воинского учета, и критерии их оценки определяются Минобороны России.

Граждане и должностные лица за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Рекомендации эксперта

В.И. Андреева,
канд. ист. наук, профессор кафедры трудового права Российской академии правосудия

На практике у кадровиков зачастую возникают сложности с внесением сведений о воинском учете в личную карточку работника (форма Т2), утв. постановлением Госкомстата России от 05.01.04 № 1.

Раздел II «Сведения о воинском учете» в личной карточке работника (форма Т2) заполняется на основании информации, содержащейся:
   в военных билетах (временных удостоверениях, выданных взамен военных билетов) – для граждан, пребывающих в запасе;

   в удостоверениях – для граждан, подлежащих призыву на военную службу.

Правила заполнения данного раздела карточки систематизированы в приведенной ниже таблице.

Записи в пункт 7 личной карточки вносятся простым карандашом.

В военных билетах граждан, пребывающих в запасе, и удостоверениях граждан, подлежащих призыву на военную службу, изданных до 1999 г., названия и нумерация разделов и пунктов могут отличаться от указанных в таблице.

Образцы заполнения разд. II личной карточки работника (форма Т2) см. приложения 6–8.

Воинский учет ведет работодатель

Приложение 1

Форма приказа об организации воинского учета

Воинский учет ведет работодатель

Приложение 2

Форма списка юношей, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году

Воинский учет ведет работодатель

Приложение 3

Форма расписки в получении документа
Формат 145.210 мм

Воинский учет ведет работодатель

Приложение 4

Форма Журнала проверок состояния воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе

Воинский учет ведет работодатель

Приложение 5

Примерная форма плана работы по осуществлению воинского учета и бронирования граждан

Воинский учет ведет работодатель

Приложение 6

Пример заполнения раздела II «Сведения о воинском учете» личной карточки работника (форма Т-2)
для граждан – офицеров запаса

Воинский учет ведет работодатель

Приложение 7

Пример заполнения раздела II «Сведения о воинском учете» личной карточки работника (форма Т-2)
для других граждан, пребывающих в запасе (солдат, матросов и др.)

Воинский учет ведет работодатель

Приложение 8

Пример заполнения раздела II «Сведения о воинском учете» личной карточки работника (форма Т-2)
для граждан, подлежащих призыву на военную службу

Воинский учет ведет работодатель



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Статья для специалистов по работе с кадрами!

Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение.

Дополнительно Вы сможете:
- прочитать еще 5600 рекомендаций по кадровой и HR-тематике
- скачать 4800 готовых образцов документов
- посмотреть 54 видеолекции по трудовому законодательству

Подарок дня: Справочник должностных инструкций по профстандартам

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль