Оплата труда: устанавливаем минимум в коллективном договоре

8687
При обосновании гарантий по заработной плате в соглашениях и коллективных договорах ключевую роль играет установление минимума оплаты труда. Минимальная ставка оплаты труда является исходной величиной в регулировании и дифференциации заработной платы по категориям персонала. Внимание к ее регулированию в соглашениях и колдоговорах тем более актуально, что ее законодательно установленный уровень c 1 мая 2006 г. составляет всего 1100 руб. в месяц. Как определить минимальную ставку оплаты труда на предприятии? С какими критериями она должна быть связана? Об этом идет речь в публикуемой статье.

Прожиточный минимум и потребительская корзина

Среди критериев, на которые должны ориентироваться в своей деятельности работодатели и профсоюзы, устанавливая минимальную ставку оплаты труда на предприятии, основным является потребность трудящихся и членов их семей. Чтобы минимальная ставка заработной платы не только поддерживала физическую активность, но и воспроизводила способность к труду и развитию работника, она должна соответствовать цене потребительской корзины, включающей в себя необходимый набор продуктов, товаров и услуг.

Минимально допустимые объем и структуру потребления важнейших благ и услуг для работника предприятия определяют с помощью бюджета прожиточного минимума трудоспособного населения (ПМ ТН), или минимального потребительского бюджета, либо социального минимума.

СЛОВАРЬ КАДРОВИКА

Прожиточный минимум – стоимостная оценка потребительской корзины (минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности), а также обязательные платежи и сборы.

Статья 1 Федерального закона “О прожиточном минимуме в Российской Федерации”

Прожиточный минимум, т. е. показатель минимального уровня потребления материальных благ и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, в соответствии с Федеральным законом от 24.10.97 № 134-ФЗ “О прожиточном минимуме в Российской Федерации” определяется в стоимостном выражении в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам в целом по России, ее субъектам, а также может определяться по отдельным городам и административно-территориальным объединениям.

Федеральным законом от 31.03.06 № 44-ФЗ “О потребительской корзине в целом по Российской Федерации”, действие которого распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г., утвержден новый вариант расчета потребительской корзины.

Таблица 1

Объем и состав потребительской корзины (в натуральных показателях)*: продукты питания

Оплата труда: устанавливаем минимум в коллективном договоре

* В скобках приведены нормы потребления по действовавшей с 2000 до 2005 года потребительской корзине.

Таблица 2

Объем и состав потребительской корзины (в натуральных показателях)*: непродовольственные товары

Оплата труда: устанавливаем минимум в коллективном договоре

* В скобках приведены нормы потребления по действовавшей с 2000 до 2005 года потребительской корзине.

Таблица 3

Объем и состав потребительской корзины (в натуральных показателях)*: услуги

Оплата труда: устанавливаем минимум в коллективном договоре

* В скобках приведены нормы потребления по действовавшей с 2000 до 2005 года потребительской корзине.

В новой потребительской корзине по сравнению с прежней, действовавшей с 2000 по 2005 гг., нормы потребления для трудоспособного населения увеличены по мясопродуктам на 18,1%, по рыбопродуктам – на 16,8%, по молокопродуктам – на 13,0%, по свежим овощам – на 8,5%, по фруктам – на 37,7%. Одновременно снижены нормы потребления по хлебопродуктам на 11,8% и по картофелю на 13,0%. Примерно такие же изменения норм потребления продуктов питания в новой потребительской корзине в отношении пенсионеров и детей.

По непродовольственным товарам нормы потребления оставлены без изменения. Исключение составляют предметы первой необходимости для пенсионеров (нормы потребления увеличены с 10 до 15% от общей величины расходов на непродовольственные товары в месяц) и детей (нормы потребления увеличены с 10 до 12%).

В разделе “услуги” дополнительно введены нормы потребления на услуги культуры в размере 5% от общей величины расходов на услуги в месяц, а также предусмотрены для пенсионеров транспортные услуги в количестве 150 поездок в год.

По мнению Е. Ясина, “международный стандарт порога бедности для стран нашей климатической зоны и уровня развития – 4 доллара 30 центов в день”*. По оценкам экспертов, стоимость ПМ, рассчитанная по проекту федерального закона, прошедшего в Государственной Думе РФ второе чтение в феврале 2006 г., составила 3074 руб., или примерно 3,6 долларов США в день.** Таким образом, чтобы выйти на международный стандарт, нормы потребления в новой российской потребительской корзине, используемой для расчета ПМ, необходимо увеличить примерно на 20%.

Законодательный минимум оплаты труда

С фактом не поспоришь: даже отстающей от международных стандартов потребительской корзине не соответствует минимальный размер оплаты труда (МРОТ), установленный федеральным законом с 1 мая 2006 г. в размере 1100 руб., что в 4,1 раза меньше ПМ ТН, рассчитанного экспертами в соответствии с федеральным законом и составившего 3374 руб.

Минимальная заработная плата на предприятии должна обеспечивать воспроизводство не только индивидуального работника, но и несовершеннолетних членов его семьи

Такой минимум оплаты труда не обеспечивает восстановление рабочей силы даже на уровне простого воспроизводства и, следовательно, не создает предпосылок для выполнения работником нормы труда. Надеяться на полную отдачу работника в процессе труда в подобных условиях невозможно. Значительное отставание МРОТ от ПМ ТН является непреодолимым препятствием как для воспроизводства рабочей силы, так и для стимулирования производительного труда.

Таблица 4

Минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации

Оплата труда: устанавливаем минимум в коллективном договоре

Очевидно, что минимальная ставка оплаты труда на предприятии должна быть не ниже ПМ ТН, скорректированного на коэффициент иждивенческой нагрузки, поскольку она призвана обеспечить воспроизводство самого работника и несовершеннолетних членов его семьи. Количественная определенность этой меры зависит от проводимой в стране социальной политики, от устанавливаемых размеров семейных и других социальных выплат.

Коэффициент иждивенческой нагрузки рассчитывается исходя из количества детей в семье, приходящихся на одного работника. Если в семье двое работающих и один ребенок, то коэффициент иждивенческой нагрузки составит 0,5. Это значит, что МРОТ каждого из работающих не должен быть ниже суммы ПМ ТН и 0,5 ПМ ребенка (за вычетом государственного пособия на ребенка).

Если на предприятии не удается обеспечить соответствие минимальной тарифной ставки (МТС) прожиточному минимуму трудоспособного населения с учетом иждивенческой нагрузки, профсоюзному комитету необходимо добиваться увеличения социальных выплат работникам, имеющим доход в среднем на одного человека в семье ниже прожиточного минимума, при условии, что все трудоспособные члены семьи работают.

Однако предложения стороны Комиссии, представляющей Правительство РФ, заключались в том, чтобы обеспечить установление минимального размера оплаты труда в 2006 г. на уровне не ниже 1100 руб. в месяц и провести консультации по вопросу определения последующих этапов повышения минимального размера оплаты труда с целью приближения его к ПМ ТН.

Между тем в условиях, когда в страну неиссякаемым потоком идут нефтедоллары, динамично растет валовой внутренний продукт, увеличиваются разрывы в оплате труда и доходах населения, у общероссийских объединений профсоюзов есть все основания для ужесточения своих вполне обоснованных требований к Правительству РФ по кардинальному повышению минимального размера оплаты труда.

Государственный минимальный размер оплаты труда целесообразно устанавливать не в денежном выражении, а в соотношении с ПМ ТН. Объясняется это тем, что районный коэффициент в большинстве случаев не соответствует различиям в стоимости жизни. В результате установленный на федеральном уровне минимальный размер оплаты труда имеет различную (с учетом районных коэффициентов) покупательную способность по регионам России.

Например, в IV квартале 2005 г. стоимость месячного ПМ ТН в Чукотском автономном округе при районном коэффициенте, равном 2,0, была в 3 раза выше по сравнению с показателем Орловской области.

Начальная ставка оплаты труда в отраслевых соглашениях

В условиях, когда на федеральном уровне профсоюзам не удается добиться принятия закона о существенном приближении минимального размера оплаты труда к прожиточному минимуму, возрастает роль отраслевых и региональных профсоюзов в решении данной проблемы в соответствующих соглашениях.

КСТАТИ СКАЗАТЬ...

Попытки профсоюзов добиться законодательного установления минимального размера оплаты труда на уровне, обеспечивающем воспроизводство рабочей силы, пока не дали ощутимых результатов. Практически в каждом генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ последних лет в протоколе разногласий имеет место пункт, в котором профсоюзы настаивают на конкретных сроках установления минимального размера оплаты труда на уровне ПМ ТН. Так, в Генеральном соглашении на 2005–2007 гг. в протокол разногласий включены следующие предложения

стороны Комиссии, представляющей общероссийские объединения профсоюзов:

“Обеспечить поэтапное приближение минимального размера оплаты труда к прожиточному минимуму трудоспособного населения, установив минимальную оплату труда:
с 1 января 2005 г. в размере 720 руб. в месяц;
с 1 сентября 2005 г. – 800 руб.;
с 1 мая 2006 г. – 1100 руб.;
с 1 сентября 2006 г. – 1500 руб.;
с 1 января 2007 г. – 2000 руб.;
с 1 июля 2007 г. – 2500 руб.;
с 1 января 2008 г. – на уровне не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения”.

Анализ отраслевых соглашений на федеральном уровне показывает, что минимальные ставки заработной платы устанавливаются либо в денежном выражении, либо в соотношении с прожиточным минимумом, либо с использованием отраслевого минимального социального стандарта оплаты труда, либо в комбинированном варианте (например, в денежном выражении, но одновременно с применением различных коэффициентов по регионам).

В большинстве случаев в отраслевых соглашениях минимальная ставка заработной платы устанавливается в соотношении с ПМ ТН. Так, многие отраслевые соглашения содержат в себе обязательства работодателей обеспечить минимальную заработную плату (тарифную ставку 1-го разряда) не ниже прожиточного минимума (60–90% ПМ) трудоспособного населения. В некоторых соглашениях не только фиксируется обязательство работодателей установить минимальную тарифную ставку не ниже определенной доли ПМ ТН, но и определены сроки повышения соотношения этих показателей.

В Отраслевом соглашении по организациям нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства объектов нефтегазового комплекса РФ на 2005–2007 гг. “минимальная месячная тарифная ставка рабочего 1-го разряда установлена с 1 января 2005 г. в размере не менее прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по России с учетом величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем регионе”.

В Отраслевом тарифном соглашении по организациям химической, нефтехимической, биотехнологической и химико-фармацевтической промышленности РФ на 2005–2007 гг. предусмотрено: минимальный размер тарифной ставки (оклада) рабочих 1-го разряда, занятых в нормальных условиях труда (МТС рабочих 1-го разряда, занятых в нормальных условиях труда в аналогичных организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с учетом районного коэффициента к заработной плате), устанавливается с 1 января 2005 г. в размере не менее величины ПМ ТН в соответствующем субъекте РФ.

Для сравнения: в соглашении по данной отрасли на 2002–2004 гг. минимальная гарантия была установлена на уровне не ниже 0,9 ПМ ТН.

В некоторых отраслевых тарифных соглашениях минимальные гарантии по заработной плате устанавливаются не в соотношении с региональным прожиточным минимумом, а в денежном выражении.

В отраслевом тарифном соглашении в электроэнергетике на 2005–2006 гг. минимальная месячная тарифная ставка 1-го разряда промышленно- производственного персонала работников организаций была установлена с 1 января 2005 г. в размере 2010 руб.

В Отраслевом тарифном соглашении по угледобывающему комплексу РФ на 2004–2006 гг. с 1 февраля 2004 г. МТС рабочего 1-го разряда установлена в сумме 2600 руб. в месяц.

Однако покупательная способность этой тарифной ставки с учетом применяемых районных коэффициентов, которые не адекватны различиям в стоимости жизни, не будет одинаковой в различных регионах России. И если в региональных соглашениях приемлемо (да и то не всегда) устанавливать минимальную ставку заработной платы в денежном выражении, то в отраслевых соглашениях целесообразнее это делать в процентах к прожиточному минимуму трудоспособного населения. При этом должны учитываться доплаты по районному коэффициенту.

Возможен и другой вариант – когда в отраслевом соглашении устанавливается минимальная заработная плата (минимальная тарифная ставка) в денежном выражении, но каждый регион корректирует ее с учетом различий в стоимости ПМ ТН.

Например, в Федеральном отраслевом соглашении по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2005–2007 гг. имеется следующий пункт:

“3.1. Минимальная тарифная ставка рабочих 1-го разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта устанавливается на I квартал 2005 г. в размере 2200 руб. в месяц.

В региональных отраслевых соглашениях допускается установление минимальной тарифной ставки рабочих 1-го разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта, указанной в п. 3.1, с применением поправочного коэффициента, учитывающего уровень жизни конкретного региона.

Поправочный коэффициент определяется как отношение прожиточного минимума трудоспособного населения конкретного субъекта РФ к прожиточному минимуму трудоспособного населения РФ в целом.

При этом размер тарифной ставки рабочего 1-го разряда не может быть ниже, чем минимальные гарантии по оплате труда, достигнутые в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением по автомобильному транспорту на 2002–2004 гг. в IV квартале 2004 г.”.

В том случае, если организация имеет филиалы в различных регионах России, в их коллективных договорах также целесообразно устанавливать минимальную ставку заработной платы в процентах к ПМ ТН.

Например, в коллективном договоре Открытого акционерного общества “Российская инновационная топливно-энергетическая компания” на 2003–2005 гг. предусматривалось установить с момента его подписания для работников компании минимальную месячную тарифную ставку рабочего 1-го разряда, занятого в нормальных условиях труда:
 – в добыче, бурении, переработке нефти – в размере 1620 руб.;
 – в нефтепродуктообеспечении и вспомогательных производствах – в размере 1410 руб.

Однако поскольку объекты данной компании расположены в различных регионах России, в т. ч. некоторые из них севернее Полярного круга, то целесообразнее минимальные гарантии по заработной плате устанавливать в процентах к ПМ ТН.

В Отраслевом соглашении по атомной энергетике, промышленности и науке на 2005–2007 гг. наряду с минимальной тарифной ставкой установлена и минимальная заработная плата. Предусмотрено, что работодатели:

“7.2.1. Устанавливают минимальный размер начисленной заработной платы работников атомных электростанций и организаций ядерно- топливного цикла, отработавших полностью месячную норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности, не ниже 1,3 прожиточного минимума, а для работников других организаций – не ниже прожиточного минимума в субъектах РФ, на территории которых они расположены.

7.2.2. Устанавливают минимальный размер месячной тарифной ставки (оклада) рабочего 1-го разряда промышленно-производственного персонала для организаций всех форм собственности (кроме находящихся на бюджетном финансировании) на уровне не ниже достигнутого на момент подписания Соглашения. Разрабатывают через коллективные договоры порядок поэтапного повышения минимального размера ставки (оклада) рабочего 1-го разряда и устанавливают его на уровне не ниже 0,6 величины прожиточного минимума в соответствующем регионе РФ до 1 января 2007 г. и предоставляют соответствующие документы в Комиссию”.

Как можно видеть, имеет место дифференцированный подход к установлению минимальной тарифной ставки и минимальной заработной платы. В условиях, когда не все организации отрасли имеют финансовые возможности установить тарифную ставку 1-го разряда на уровне не ниже ПМ ТН, защитить интересы низкооплачиваемых работников можно посредством соответствующих доплат и надбавок к тарифной ставке 1-го разряда. Важно предусмотреть, чтобы заработок работников организаций отрасли был не только не меньше прожиточного минимума, но и не меньше ПМ трудоспособного населения.

Ориентир – минимальный потребительский бюджет

С выводом минимальной ставки заработной платы на уровень ПМ ТН организации должны решать задачу ее приближения к минимальному потребительскому бюджету, который в среднем по России значительно превышает прожиточный минимум трудоспособного населения.

По данным Минздравсоцразвития России, минимальный потребительский бюджет в 2005 г. составил в среднем 6535 руб. в месяц

Другим критерием установления минимальной заработной платы в организации является минимальный социальный бюджет, который представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, включающей: минимальный набор товаров и услуг, сбережения на приобретение жилья (аренда жилья на коммерческих условиях), расходы на санаторно-курортное лечение, расходы работника на содержание на иждивении членов семьи в соответствии с коэффициентом семейной нагрузки, а также обязательные платежи и сборы.

Минимальный социальный бюджет для работающего мужчины, по расчетам Института социальной политики Академии труда и социальных отношений, в сентябре 2005 г. был равен 11 472 руб.

Некоторые отраслевые профсоюзы и предприятия для обоснования минимальной ставки заработной платы используют минимальный отраслевой стандарт оплаты труда для рабочего основной профессии. В основе расчета минимального отраслевого стандарта оплаты труда лежит минимальный потребительский бюджет, который примерно в два раза выше стоимости ПМ ТН, а также коэффициент иждивенческой нагрузки.

В Отраслевом тарифном соглашении по горно-металлургическому комплексу приведена методика определения отраслевого социального стандарта оплаты труда (ОССОТ), которую используют первичные профсоюзные организации для обоснования своих требований при заключении коллективного договора.

Отраслевой социальный стандарт оплаты труда разработан применительно к рабочему 5-го разряда, занятому в основных цехах металлургического производства по 8-разрядной тарифной сетке.

ОССОТ включает в себя минимальный потребительский бюджет (МПБ), рассчитанный применительно к указанному рабочему, и доплату на содержание ребенка. При этом МПБ включает:
 – стоимость расходов на питание;
 – стоимость услуг;
 – сумму сбережений;
 – величины обязательных платежей и сборов.

КСТАТИ СКАЗАТЬ...

Нормы потребления продуктов питания в составе МПБ рассчитаны исходя из суточной энергетической ценности в размере 3608 ккал в сутки.

Например, в соответствии с МПБ по ОССОТ (в Отраслевом тарифном соглашении по горно-металлургическому комплексу) нормы потребления в год на мясопродукты составляют 120 кг против 37,2 кг в потребительской корзине для расчета прожиточного минимума трудоспособного населения; фрукты свежие – 60 кг против 23 кг; рыбопродукты – 40 кг против 16 кг; молоко и молокопродукты – 505,7 кг против 238,2 кг и т. д.

Таким образом, нормы потребления по основным белковым продуктам в МПБ при расчете ОССОТ выше по сравнению с ПМ ТН в 2,1–3,2 раза. Более высокие нормы потребления в МПБ предусмотрены и на непродовольственные товары и услуги.

Например, норма по верхней пальтовой группе в МПБ выше, чем при расчете ПМ ТН, более чем в 2 раза.

Кроме того, в соглашении предусмотрен более широкий перечень непродовольственных товаров и услуг при расчете МПБ, включающий в себя в т. ч. предметы оборудования и ремонта жилья, бытовые приборы для проведения досуга и отдыха, предметы для занятий спортом и туризмом и т. д.

Минимальный ОССОТ для рабочего 1-го разряда рассчитывается путем деления ОССОТ на тарифный коэффициент 5-го разряда

В Отраслевом соглашении по угледобывающему комплексу РФ на 2004–2006 гг. предусмотрено следующее: Министерство энергетики РФ обеспечивает разработку в 2004 г. социального стандарта оплаты труда работников основных профессий угледобывающего комплекса. В период действия Соглашения стороны рассматривают социальный стандарт оплаты труда в качестве ориентира для формирования уровня доходов работников в соответствии с основными жизненными потребностями.

В региональных соглашениях, также как и в отраслевых, устанавливаются более высокие гарантии по минимальной заработной плате по сравнению с государственным минимумом оплаты труда.

Например, в региональном соглашении по Воронежской области на 2003–2004 гг. было предусмотрено установить минимальную заработную плату в 2003 г. не ниже 60–70% от величины ПМ ТН, в 2004 г. – не ниже 90% ПМ ТН.

В Свердловской области работодатели в соответствии с региональным соглашением взяли на себя обязательство установить на предприятиях внебюджетной сферы минимальный размер оплаты труда (тарифную ставку 1-го разряда) не ниже 70% в 2003 г. и 75% в 2004 г. от величины ПМ ТН при полной норме рабочего времени.

Анализ коллективных договоров организаций ведущих отраслей экономики Свердловской области показал: в 40 договорах (30%) из 133 в 2004 г. оговаривался минимальный размер заработной платы работника, отработавшего полную норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности, на уровне и выше величины ПМ ТН.

В Московском трехстороннем соглашении на 2006 г. установлен с 1 мая 2006 г. городской минимум оплаты труда, включающий тарифную ставку (оклад) или оплату труда по бестарифной системе, а также ежемесячные премии и другие выплаты, – 4100 руб. и с 1 сентября 2006 г. – 4900 руб. Предусмотрено в 2006 г. довести городской минимум оплаты труда до 85% от величины ПМ ТН.

В соглашении на 2006 г. зафиксирован минимальной размер тарифной ставки 1-го разряда работников государственных учреждений, оплачиваемых по Единой тарифной сетке, в размере 2200 руб. в месяц с 1 мая 2006 г. и 2530 руб. в месяц – с 1 сентября 2006 г.

Работодатели Московской области в соответствии с трехсторонним соглашением на 2006–2008 гг. установили с 1 января 2006 г. в организациях (кроме организаций, финансируемых из бюджетов) минимальный уровень заработной платы в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Дифференциация гарантированного минимума по отраслям

Одной из проблем, с которой сталкиваются региональные профсоюзы и объединения работодателей при обосновании гарантированного минимума оплаты труда, является крайне низкий уровень средней заработной платы в некоторых отраслях промышленности.

Например, в марте 2006 г. в сельском и лесном хозяйстве средняя заработная плата по отношению к средней по экономике составила всего 40%, в текстильной и швейной промышленности – 46%. А на предприятиях добычи топливно-энергетических полезных ископаемых, наоборот, уровень средней оплаты труда в 2,5 раза превышает средний по экономике.

Нужно учесть, что при ориентировании на отрасли с низкой заработной платой в ходе установления гарантированного минимума рабочие первых разрядов в высокооплачиваемых отраслях не получат необходимой поддержки. Если же взять за основу показатели высокооплачиваемых отраслей, то устанавливаемый в региональных соглашениях минимум будет не достижим для организаций отстающих отраслей. Решением этой проблемы мог бы быть дифференцированный по отраслям подход к установлению минимума оплаты труда в региональном соглашении.

Приемлемым, по нашему мнению, является подход, применяемый в Воронежской области, когда наряду с гарантированной минимальной тарифной ставкой 1-го разряда для всех организаций, определяемой в соотношении с ПМ ТН, в одном из региональных соглашений были установлены повышающие коэффициенты по различным отраслям.

Таблица 5

Коэффициенты для учета отраслевых особенностей при определении тарифной ставки 1-го разряда

Оплата труда: устанавливаем минимум в коллективном договоре

Международное право и минимальный заработок

При обосновании своей позиции по минимальной ставке заработной платы профсоюзным организациям целесообразно также ориентироваться на Конвенцию МОТ № 131 “Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран”, которую было предусмотрено ратифицировать в РФ в Генеральном соглашении на 2002–2004 гг. В Конвенции № 131 установлены следующие критерии для обоснования минимальной заработной платы:

1) потребности работников и членов их семей;

2) общий уровень заработной платы;

3) доходы различных социальных групп;

КСТАТИ СКАЗАТЬ...

Опыт развитых стран показывает, что соотношение минимальной и средней заработной платы поддерживается, как правило, на уровне не ниже 40–50%. В Советском Союзе в 1989 г. соотношение минимальной и средней заработной платы составляло 27%. Между тем соотношение указанных показателей в России в 1994–2005 гг. колебалось в пределах 6–11%, составляя в сентябре 2005 г., сразу же после очередного повышения минимального размера оплаты труда, всего 9,1% (800 : 8788 * 100).

В декабре 2005 г. соотношение этих показателей уменьшилось до 7,2% (800 : 11075 * 100).

Такое низкое соотношение минимальной и средней заработной платы свидетельствует о необоснованно высокой дифференциации заработной платы в стране и неоправданном сдерживании Правительством РФ и Госдумой РФ темпов роста минимального размера оплаты труда. Чтобы оптимизировать соотношение минимальной и средней заработной платы, ориентируясь на фактическое состояние дел в странах Европы и рекомендации Европейской социальной хартии, следует увеличить минимальный размер оплаты труда в России не менее чем в 5 раз.

4) стоимость жизни и изменения в ней;

5) социальные выплаты;

6) экономические факторы, учитывающие необходимость экономического развития, уровень производительности труда и желательность обеспечения наиболее полной занятости.

Одним из факторов, которые должны учитываться при обосновании МТС, является ее соотношение со средним уровнем оплаты труда. На необходимость учета средней заработной платы обращается внимание не только в Конвенции МОТ № 131, но и в документах Европейского комитета по социальным правам, который оценивает с юридической точки зрения соответствие национального законодательства и практики обязательствам по Европейской социальной хартии. Статья 4 Европейской социальной хартии признает “право трудящихся на вознаграждение, которое позволит обеспечить им и их семьям достойный уровень жизни”. Но “чтобы считаться справедливой… заработная плата не должна быть чрезмерно ниже средней заработной платы по стране. Минимальный уровень, установленный в этом плане Европейским комитетом по социальным правам, составляет 60% (в чистом выражении). Кроме того, заработная плата должна в любом случае быть выше, чем порог бедности в данной стране”.***

Учитывая изложенные выше критерии Конвенции МОТ, а также содержание Европейской социальной хартии, профсоюзам целесообразно при установлении минимальной тарифной ставки (минимального размера оплаты труда) ориентироваться не только на прожиточный минимум трудоспособного населения (минимальный потребительский бюджет или минимальный социальный бюджет), но и на уровень средней заработной платы. Отраслевым и региональным профсоюзам, первичным профсоюзным организациям целесообразно также учитывать, что в Генеральном соглашении на 2005–2007 гг. по предложению профсоюзной стороны предусмотрена целесообразность перехода на определение минимальной заработной платы в соответствии с принципами Европейской социальной хартии.

При обосновании минимальной тарифной ставки во время колдоговорной компании важно учитывать ее соотношение и с максимальной заработной платой (окладом) на предприятии, о чем говорится в Конвенции МОТ № 131. Вряд ли можно считать обоснованным установление МТС на предприятии ниже регионального ПМ ТН, если оклад руководителя более чем в 10–16 раз (в зависимости от численности работающих в организации) превышает тарифную ставку 1-го разряда рабочего основной профессии. Именно такие предельные соотношения установлены постановлением Правительства РФ от 21.03.94 № 210 об условиях оплаты труда для государственных (унитарных) предприятий. Если же ориентироваться на рекомендации Института труда и социального страхования для организаций внебюджетной сферы, то предельные соотношения минимального и максимального окладов не должны превышать 7 раз.

В некоторых соглашениях предусматриваются предельные соотношения не по окладам, а по заработной плате.

В Кузбасском соглашении между Федерацией профсоюзных организаций Кузбасса, администрацией Кемеровской области и работодателями на 2004–2006 гг. записано: “Обеспечивать соотношение между уровнем размера средней заработной платы работников основных профессий и руководителей в организациях не более 15”.

При обосновании МТС важно учитывать ее связь с уровнем занятости населения. Наиболее благоприятной считается ситуация, когда МТС повышается на основе увеличения спроса на рынке труда или повышения спроса на труд на конкретном предприятии, что происходит при развитии производства. На уровень МТС, как и средней заработной платы, оказывает влияние и производительность труда, играющая ключевую роль в определении вновь созданной стоимости. Чем выше добавленная стоимость, создаваемая одним работником предприятия, тем больше возможностей для повышения заработной платы, и в первую очередь МТС.

Из этого следует, что профсоюзы должны содействовать развитию производства и повышению производительности труда, прежде всего, за счет увеличения выпуска продукции и оказываемых организациями услуг.

Таким образом, на нынешнем этапе развития экономики России актуальной для профсоюзов и работодателей является задача установления в соглашениях и коллективных договорах минимума оплаты труда на уровне не ниже ПМ ТН. Для организаций, решивших эту задачу, стандартом при установлении минимальной ставки заработной платы должен выступать минимальный потребительский бюджет (минимальный отраслевой социальный стандарт оплаты труда) или минимальный социальный бюджет. При этом целесообразно учитывать критерии Конвенции МОТ № 131 и положения Европейской социальной хартии (Страсбург, 03.05.96).


* “Российская газета” от 25 сентября 2004 г.
** В течение 2005 и первых месяцев 2006 г. Правительство РФ не утверждало стоимость ПМ, поскольку Федеральный закон РФ о новой потребительской корзине был подписан Президентом РФ только 31 марта 2006 г.
*** Европейская социальная хартия: Справочник: Пер. с фр. – М.: Междунар. отношения, 2000. – С. 139.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Статья для специалистов по работе с кадрами!

Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение.

Дополнительно Вы сможете:
- прочитать еще 5600 рекомендаций по кадровой и HR-тематике
- скачать 4800 готовых образцов документов
- посмотреть 54 видеолекции по трудовому законодательству

Подарок дня: Справочник должностных инструкций по профстандартам

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль