Новое в законодательстве о возмещении вреда работнику в 2006 году

1878

С января 2000 г. действует Федеральный закон от 24.07.98 № 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний” (далее – Закон от 24.07.98), регулирующий условия и порядок возмещения вреда лицам, пострадавшим на производстве, а также лицам, имеющим право на страховые выплаты в случае смерти застрахованного лица.

Законом от 24.07.98 установлены следующие виды обеспечения по страхованию:
–   пособие по временной нетрудоспособности;
–   единовременные и ежемесячные страховые выплаты застрахованному либо лицам, имеющим право на получение таких выплат в случае его смерти;
–   оплата дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного.

За время действия названного Закона в него неоднократно вносились изменения и дополнения, касающиеся прежде всего вопросов страхового обеспечения. С 1 января 2006 г. вступили в силу очередные изменения, касающиеся порядка формирования и расходования средств на возмещение вреда и связанные с принятием следующих законов:
–   Федерального закона от 22.12.05 № 180-ФЗ “Об отдельных вопросах исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и размерах страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на произ (далее – Закон от 22.12.05 № 180-ФЗ);
–   Федерального закона от 22.12.05 № 173-ФЗ “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 год” (далее – Закон о бюджете ФСС на 2006 г.)
–   Федерального закона от 22.12.05 № 179-ФЗ “О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год” (далее – Закон о страховых тарифах на 2006 г.).

Единовременные и ежемесячные страховые выплаты

Единовременные и ежемесячные страховые выплаты назначаются и выплачиваются застрахованному, если по заключению учреждения медико-социальной экспертизы результатом наступления страхового случая стала утрата им профессиональной трудоспособности, а лицам, имеющим право на их получение, – если результатом стала смерть застрахованного лица.

В соответствии с п. 1 ст. 11 Закона от 24.07.98 размер единовременной страховой выплаты определяется в соответствии со степенью утраты застрахованным профессиональной трудоспособности исходя из 60-кратного минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного федеральным законом на день такой выплаты, а в случае смерти застрахованного единовременная страховая выплата должна устанавливаться в размере, равном 60-кратному минимальному размеру оплаты труда.

Обратите внимание!
Действие п. 1 ст. 11 Закона от 24.07.98 № 125-ФЗ в части определения размера единовременной страховой выплаты начиная с 2003 г. ежегодно приостанавливается

Закон от 22.12.05 № 180-ФЗ (п. 2 ст. 6) вновь приостановил действие названного пункта, и в 2006 г. размер единовременной страховой выплаты определяется в соответствии со степенью утраты профессиональной трудоспособности застрахованного лица исходя из максимальной суммы 46 900 руб. (п. 1 ст. 4). В случае смерти застрахованного лица единовременная страховая выплата устанавливается в размере 46 900 руб. (п. 2 ст. 4).

Ежемесячная страховая выплата, исчисляемая в соответствии со ст. 12 Закона от 24.07.98, в 2006 г. также ограничена максимальным размером. Но в отличие от единовременной страховой выплаты, которая хотя и не достигла размера, предусмотренного Законом от 24.07.98, но все же была увеличена, максимальный размер ежемесячной страховой выплаты не был проиндексирован и остался на том же уровне, что и в 2005 г.

Кстати сказать...

В 2005 г. максимальный размер суммы, из которой рассчитывалась единовременная выплата, составлял 43 200 руб. На 1 января 2005 г. эта сумма как раз соответствовала 60-кратному минимальному размеру оплаты труда. С 1 сентября 2005 г., когда МРОТ составил 800 руб., появилась существенная разница между суммой единовременной выплаты, установленной Законом от 24.07.98, и ее максимальным размером, установленным Законом о бюджете ФСС на 2005 г. (48 000 руб. – 43 200 руб. = 4800 руб.).

При установлении на 2006 г. максимального размера суммы, из которой будут рассчитываться единовременные страховые выплаты застрахованным

лицам и лицам, имеющим на них право в случае смерти застрахованных, он был увеличен до 46 900 руб. Однако эта сумма даже на 1 января 2006 г. не составляла 60-кратного МРОТ (800 руб. Ч 60 = 48 000 руб.). Разница на 1 января составила 1100 руб.

С мая 2006 г., когда МРОТ будет равен 1100 руб. в месяц, разница между максимальной суммой, определенной п. 1 ст. 11 Закона от 24.07.98, и суммой, определенной Законом от 22.12.05 № 180-ФЗ, составит уже 19 100 руб. (66 000 руб. – 46 900 руб. = 19 100 руб.), или 40,7%. Это свидетельствует о снижении социальной защищенности застрахованных лиц и лиц, имеющих право на страховые выплаты в связи со смертью застрахованных, предусмотренной Законом от 24.07.98.

Статьей 8 Закона о бюджете ФСС на 2006 г. было продлено действие ст. 14 Федерального закона от 29.12.04 № 202-ФЗ “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год” (далее – Закон о бюджете ФСС на 2005 г.). Таким образом, в 2006 г., так же как и в 2005 г., размер ежемесячной страховой выплаты не может превышать 33 000 руб.Эти ограничения не будут касаться тех ежемесячных страховых выплат, размеры которых превышают указанную норму на момент вступления в силу Закона о бюджете.

Изменения максимального размера единовременной и ежемесячной страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в период с 2000 г. по настоящее время отражены в таблице 1.

Таблица 1. Максимальный размер страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Новое в законодательстве о возмещении вреда работнику в 2006 году

Дополнительные расходы на посторонний специальный медицинский и бытовой уход

В числе дополнительных расходов, введенных Законом от 24.07.98, предусмотрена оплата постороннего специального медицинского и бытового ухода за застрахованным лицом, в т. ч. осуществляемого членами его семьи.

Впервые порядок предоставления и оплаты постороннего ухода за пострадавшим был определен Минтрудом России, Минздравом России и ФСС России, которые в апреле 2000 г. утвердили “Временный порядок взаимодействия субъектов и участников системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональныхзаболеваний по вопросам медико-социальной экспертизы, медицинской, социальной и профессиональной (далее – Временный порядок).

В соответствии с подп. 6.2 и 6.4 названного документа оплата (возмещение) расходов на осуществление постороннего специального медицинского ухода производилась в размере двух минимальных размеров оплаты труда, а оплата (возмещение) расходов на осуществление бытового ухода производилась в размере 50% от одного минимального размера оплаты труда.

Начиная с 2003 г. Федеральным законом от 08.02.03 № 25-ФЗ “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год” (далее – Закон о бюджете ФСС на 2003 г.) были установлены размеры постороннего ухода в твердых суммах. Так, в соответствии со ст. 17 за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний расходы на посторонний специальный медицинский уход за застрахованным стали оплачиваться в размере 900 руб. в месяц, а расходы на посторонний бытовой уход – в размере 225 руб. в месяц.

В тех районах и местностях, где в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, размеры ежемесячных расходов на посторонний специальный медицинский уход и посторонний бытовой уход стали определяться с учетом этих коэффициентов.

Федеральными законами о бюджетах ФСС на 2004 и 2005 гг. размеры оплаты постороннего ухода оставлялись без изменений. В таком же размере (900 руб. и 225 руб.) расходы на посторонний уход за застрахованным лицом сохранены и на 2006 г. (ст. 5 Закона от 22.12.05 № 180-ФЗ). Изменения в размере расходов на посторонний уход отражены в таблице 2.

Кстати сказать...

На момент принятия Закона о бюджете ФСС на 2003 г., когда МРОТ составлял 450 руб., названные в Законе суммы соответствовали нормам, установленным п. 6 Временного порядка. Однако начиная с 1 октября 2003 г., когда МРОТ составил 600 руб. в месяц, выплачиваемые суммы стали ниже норм, установленных Временным порядком. Произошло это в связи с тем, что Федеральным законом от 26.11.02 № 152-ФЗ “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, связанные с осуществлением обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”

(далее – Закон от 26.11.02 № 152-ФЗ) были внесены изменения, в соответствии с которыми суммы возмещения вреда, причиненного трудовым увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением трудовых обязанностей, перестали индексироваться при повышении минимального размера оплаты труда.

В связи с этим оплата расходов на посторонний уход за пострадавшим производится исполнительными органами Фонда в твердых суммах, определенных на момент вступления в силу Закона от 26.11.02 № 152-ФЗ (Закон вступил в силу 29 ноября 2002 г.).

Таблица 2. Расходы на посторонний (специальный медицинский и бытовой) уход за застрахованным, в т. ч. осуществляемый членами его семьи (в месяц)

Новое в законодательстве о возмещении вреда работнику в 2006 году

Пособие по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы

Законом от 22.12.05 № 180-ФЗ (п. 1 ст. 1) на 2006 г. сохранен порядок выплаты пособия по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), введенный с 2005 г. Законом о бюджете ФСС на 2005 г. Как и прежде, это пособие выплачивается за первые два дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя, а начиная с третьего дня временной нетрудоспособности – за счет средств ФСС РФ.

Введены также ограничения на максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, который за полный календарный месяц не может превышать 15 тыс. руб. (в 2005 г. максимальный размер этого пособия не мог превышать 12 480 руб.).

Ограничение максимальной суммой не касается пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием. За все дни нетрудоспособности это пособие выплачивается за счет средств Фонда социального страхования РФ.

Пунктом 3 ст. 1 Закона от 22.12.05 № 180-ФЗ особо оговаривается, что пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем или профессиональным заболеванием выплачиваются в соответствии с Законом от 24.07.98. Так, статьей 9 определено: пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием выплачивается за весь период временной нетрудоспособности застрахованного до его выздоровления или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности в размере 100% его среднего заработка, исчисленного в соответствии с законодательством РФ о пособиях по временной нетрудоспособности.

Не касаются пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем или профессиональным заболеванием и ограничения, введенные п. 3 ст. 3 Закона от 22.12.05 № 180-ФЗ для застрахованных лиц, которые в течение последних 12 календарных месяцев перед наступлением временной нетрудоспособности проработали фактически менее трех месяцев, в связи с чем пособие выплачивается им в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда с учетом применяемых в отдельных районах и местностях коэффициентов к заработной плате.

Страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Существенные изменения в законодательство внесены Федеральным законом от 22.12.05 № 179-ФЗ “О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год” (далее – Закон от 22.12.05 № 179-ФЗ). Им введено 32 класса профессионального риска вместо ранее существовавших 22 классов.

При введении обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2000 г. было установлено всего 14 классов профессионального риска. Однако практика показала, что необходима большая дифференциация, для того чтобы приблизить размеры страховых тарифов к затратам страхователей на обеспечение пострадавших работников. Поэтому уже в 2001 г. было введено 22 класса профессионального риска, которые сохранялись до 2006 г.

Введя 32 класса профессионального риска начиная с 2006 г., Закон от 22.12.05 № 179-ФЗ не увеличил диапазон страховых тарифов по крайним классам. Он, как и прежде, составляет от 0,2% для организаций, отнесенных к 1-му классу профессионального риска, до 8,5% по 32-му классу к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных, а в соответствующих случаях – к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору.

Увеличение количества классов профессионального риска практически в 1,5 раза позволяет более справедливо распределить по ним страхователей в зависимости от степени профессионального риска.

С 1-го по 11-й класс профессионального риска размер страхового тарифа остался неизменным, а начиная с 12-го класса по 22-й он заметно уменьшился.

С 1-го по 14-й класс страховой тариф увеличивается на 0,1%, с 15-го по 19-й – на 0,2%, с 20-го по 23-й – на 0,3%. С 24-го класса размер страхового тарифа начинает существенно расти по каждому следующему классу в соответствии с ростом профессионального риска.

На 2006 г. сохранено льготное исчисление страховых взносов (60% размера страховых тарифов, установленных по соответствующему классу профессионального риска) для ряда страхователей. В статье 2 Закона от 22.12.05 № 179-ФЗ дан перечень этих организаций, который остается неизменным с 2001 г.

В данный перечень включены:
   1) организации любых организационно-правовых форм в части начисленных по всем основаниям независимо от источников финансирования выплат в денежной и (или) натуральной формах (включая в соответствующих случаях вознаграждения по гражданско-правовым договорам) работникам, являющимся инвалидами I, II и III группы;
   2) следующие категории работодателей:
    а) общественные организации инвалидов (в т. ч. созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%;
    б) организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25%;
    в) учреждения, которые созданы для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Актуально


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Статья для специалистов по работе с кадрами!

Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение.

Дополнительно Вы сможете:
- прочитать еще 5600 рекомендаций по кадровой и HR-тематике
- скачать 4800 готовых образцов документов
- посмотреть 54 видеолекции по трудовому законодательству

Подарок дня: Справочник должностных инструкций по профстандартам

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль