Конвенция МОТ № 179 “О найме и трудоустройстве моряков”

2339
Развивая тему международных стандартов труда и их применения в российском правовом поле, данную статью мы, как и обещали, посвятим разбору еще одной конвенции Международной организации труда (МОТ) в области методики обеспечения занятости, а именно Конвенции МОТ № 179 “О найме и трудоустройстве моряков”. Этот документ, принятый в 1996 г. и вступивший в силу в 2000 г., пришел на смену признанной устаревшей и нуждающейся в пересмотре Конвенции МОТ № 9. На данный момент Конвенция МОТ № 179 ратифицирована всего 10 странами, что вполне естественно, учитывая небольшой срок ее существования. Тем приятнее отметить, что в этой группе наиболее сознательных государств с 10 июля 2001 г. находится и Россия.

Конвенция МОТ № 179 “О найме и трудоустройстве моряков” (Женева, 22.10.96) (далее – Конвенция № 179) по сути закрепляет обязанности государства, а также государственных и частных служб найма и трудоустройства в отношении обеспечения занятости моряков. При этом моряками для целей данной Конвенции признаются все, кто отвечает условиям, необходимым для работы на борту морского судна, за исключением государственных судов, использующихся для военных или некоммерческих целей.

Обязанности государства по трудоустройству моряков

В целом согласно ст. 4 и ч. 1 ст. 6 Конвенции № 179 ратифицировавшее ее государство посредством национального законодательства или применяемых нормативных правовых актов обязано:
–   обеспечить бесплатный характер услуг по предоставлению работы морякам, за исключением оплаты предусмотренного законодательством обязательного медицинского обследования, сертификатов, проездных документов и национального паспорта моряка;
–   определить порядок осуществления деятельности служб найма и трудоустройства, включая вопросы лицензирования этой деятельности;
–   определить порядок предоставления услуг по трудоустройству и набору моряков за рубежом службами найма и трудоустройства;
–   определить порядок обработки персональных данных моряков службами найма и трудоустройства, в т. ч. в процессе передачи таких данных третьим лицам;
–   осуществлять государственный надзор и контроль за деятельностью служб найма и трудоустройства, включая мониторинг соответствия их деятельности национальному законодательству, должной подготовки их персонала и обеспечение такими службами наличия у работодателя средств для защиты моряка от оставления в затруднительном положении в иностранном порту.

Безусловно, те четыре с небольшим года, что прошли с момента ратификации Россией Конвенции № 179, недостаточны для составления компетентного мнения о реальных результатах ее применения. Однако некоторые моменты можно отметить уже сегодня.

Прежде всего, ратификация Конвенции достаточно удачно совпала по времени с принятием Трудового кодекса РФ, одной из принципиальных новаций которого стала гл. 14, посвященная особенностям обращения с персональными данными работников. Таким образом, первый шаг на пути выполнения обязанности государства в части определения условий сбора, хранения, обработки и передачи персональных данных работников был сделан.

К положительным тенденциям, кроме того, можно отнести весьма активное распространение среди целевой аудитории информации о требованиях Конвенции № 179, в т. ч. и в части строго бесплатного оказания услуг по трудоустройству моряков. Не последнюю роль в этом благородном деле играют отраслевые профсоюзы, а также Международная федерация работников транспорта, проводящая регулярные инспекционные проверки и реализующая громкие кампании за соблюдение прав работников в морском судоходстве.

Кстати сказать...

Не стоит забывать, что Конвенция № 179 налагает на государства несколько более строгие рамки, нежели гл. 14 ТК РФ, предписывая установить такие условия именно для служб найма и трудоустройства и именно в отношении моряков, чьи персональные данные обладают известной спецификой. Поэтому дальше на этом пути мы пока не продвинулись. Дело в том, что вопрос о включении данных служб в понятие “работодатель” и соответственно о применении к ним на этом основании положений указанной главы ТК РФ, по-видимому, останется открытым до тех пор, пока Государственная Дума РФ не определит правовой статус таких служб, особенно в части распределения обязательств перед трудоустраиваемыми лицами между службой по трудоустройству и реальным работодателем.

Возможно, ситуация приобретет некоторую однозначность после принятия давно ожидаемого федерального закона о заемном труде. Однако на данный момент перспективы его принятия неоднозначны. Специалисты продолжают спорить, а частные агентства занятости, в т. ч. и в сфере морского судоходства, продолжают работать в привычном режиме.

К слову, по той же причине который год откладывается ратификация Конвенции № 181 “О частных агентствах занятости” (Женева, 19.06.97; далее – Конвенция № 181), сходной по содержанию с узкоотраслевой Конвенцией № 179 и также направленной на защиту интересов лиц, пользующихся услугами агентств по трудоустройству. Анализ Конвенции № 181 ожидает уважаемых читателей в следующей статье.

Вместе с тем практика взимания оплаты с лиц, желающих влиться в состав судовых экипажей, пока еще весьма “популярна”. В целях ухода от ответственности полученные таким образом деньги проводятся по различным статьям, формально не связанным с оплатой услуг по трудоустройству, а то и вовсе минуют бухгалтерскую отчетность. Частично причина такого положения дел кроется в пассивности и известной правовой некомпетентности потенциальных работников, плохо знакомых с защищающими их юридическими нормами. Однако основная проблема состоит в том, что российские государственные органы, к сожалению, не демонстрируют сколько-нибудь заметной деятельности по исправлению ситуации. И это при том, что согласно указанному выше п. “а” ч. 1 ст. 4 Конвенции № 179 именно ратифицировавшие ее государства посредством законов и подзаконных актов обязаны обеспечить бесплатность услуг по трудоустройству моряков.

Без соответствующего нормативного обеспечения граждане в определенной степени бессильны противостоять таким поборам и многим другим нарушениям в данной сфере. Отчасти поэтому и не исчезают со страниц отраслевых периодических изданий и интернет-ресурсов страшные истории о несусветных поборах за трудоустройство, обманутых моряках, несогласованных с работниками условиях трудового договора, нарушениях социальных прав и т. д.

Функции компаний по найму моряков и контроль их деятельности

Безусловно, вопросы государственного надзора и контроля за деятельностью компаний по найму моряков (т. н. “крюинговых агентств”; от англ. crew – экипаж) никак не назовешь простыми. Об их сложности говорит уже тот факт, что в течение нескольких лет после ратификации Конвенции № 179 большинство этих вопросов оставались нерешенными. Сравнительно долго не был определен ни орган, обязанный осуществлять данный контроль, ни формы такого контроля. В конце концов эти функции были отданы Федеральной миграционной службе (ФМС). Однако этот орган, и без того перегруженный как собственно миграционными проблемами, так и разными сторонними задачами, по мнению ряда специалистов, не владеет спецификой отрасли и не может обеспечить ни сколько-нибудь эффективный мониторинг деятельности подобных структур, ни защиту моряков от недобросовестности крюинговых компаний, ни оперативное разрешение различных затруднительных ситуаций, обусловленных особенностями данной профессии. Кроме того, ФМС, будучи не вправе издавать подзаконные нормативные акты, оказывается лишена полномочий, необходимых для реализации требования Конвенции № 179 в отношении определения порядка осуществления деятельности крюинговых агентств.

Кстати сказать...

По информации Российского профсоюза моряков, проблему государственного надзора и контроля деятельности компаний по найму моряков можно было бы решить, полностью передав реализацию нормативных функций Министерству транспорта и включив контрольные функции в компетенцию Федеральной службы по надзору на транспорте. На данный момент этот вопрос находится в стадии обсуждения. Есть надежда, что в скором времени

любой нарушитель Конвенции № 179, желающий погреть руки на ее несоблюдении, будет получать от моряка суровую отповедь со ссылкой на п. “а” ч. 1 ст. 4 данной Конвенции и соответствующую ему российскую норму. Однако для этого законодателю, а также отраслевым министерствам и ведомствам необходимо принять соответствующие нормативные акты, позволяющие задействовать защиту, предоставляемую морякам Конвенцией № 179.

Контроль и надзор в данной сфере особенно важен еще и потому, что Конвенция № 179 налагает определенные обязанности и на сами службы найма и трудоустройства.

Согласно ст. 5 данной Конвенции такие службы обязаны:
–   вести открытый для государственной проверки реестр нанятых и трудоустроенных ими моряков;
–   обеспечивать наличие у нанятых или трудоустроенных ими моряков соответствующей квалификации и документов;
–   обеспечивать соответствие трудовых договоров с моряками положениям действующего законодательства и коллективных договоров;
–   информировать моряков об их правах и обязанностях по трудовому договору до или в процессе трудоустройства;
–   обеспечивать морякам возможность ознакомления с их трудовыми договорами до и после их подписания, а также для получения экземпляра трудового договора;
–   рассматривать жалобы в отношении их деятельности, отвечая на них и сообщая компетентным государственным органам о любой неудовлетворенной жалобе, а жалобы в отношении условий труда или быта на борту судов направлять непосредственно соответствующему государственному органу.

При этом Конвенция № 179 никак не ограничивает право моряков подавать жалобы непосредственно в соответствующие государственные органы, минуя трудоустроившую их службу.

Очевидно, что без стройной системы государственного мониторинга и надзора соблюдение этих требований крюинговыми агентствами может еще долго оставаться далеким от идеала. Вместе с тем существует определенная вероятность того, что согласованными усилиями и при поддержке отраслевого профсоюза моряки все же смогут убедить такие агентства действовать в рамках закона. Тем более что ратификация Россией Конвенции № 179, с учетом ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, предоставила морякам право непосредственно ссылаться на указанные выше положения ст. 5, требуя соблюдения агентствами предусмотренных Конвенцией обязательств по обеспечению трудоустраиваемых лиц соответствующим пакетом документов и необходимой информацией. Определенно, с ратификацией данной Конвенции многим крюинговым агентствам придется существенно пересмотреть порядок взаимодействия с клиентами.

Как было отмечено выше, рассмотренные нами особенности найма моряков во многом перекликаются с общими нормами в отношении организации найма и трудоустройства персонала, закрепленными в ряде не ратифицированных РФ конвенций МОТ. Почему эти документы были обойдены вниманием российского законодателя и так ли это критично для нас сегодня? На эти вопросы нам позволит ответить краткий анализ таких конвенций, который будет предложен уважаемым читателям в нашей следующей статье.

Читайте в этом месяце
    Узнать подробнее >>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией




      PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64204 от 31.12.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Извините, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права наших экспертов, многие статьи на сайте находятся в закрытом доступе для незаарегистрированных пользователей.
      Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение. Это займет меньше минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И читать продолжение
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

      Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Ваш подарок придет на указанный при регистрации Email
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль