Право на защиту от безработицы

1883
Мы продолжаем знакомить читателей с международными подходами к обеспечению права на защиту от безработицы. Как мы помним, за все время существования данного права юриспруденция сформировала два основных подхода к его обеспечению: через всеобщее и обязательное привлечение к труду в социалистической трактовке данного права и через содействие самостоятельному нахождению работы безработными лицами – в его международно-правовой интерпретации, воспринявшей опыт стран развитой рыночной экономики. Современное российское законодательство о занятости, следуя конституционному принципу свободы труда, отошло от советской концепции занятости в пользу стандартов, предлагаемых международными нормами. Поэтому прежде всего нам необходимо изучить, что собой представляет этот единый международный стандарт защиты от безработицы.

В предыдущей публикации мы перечислили весь спектр международных актов, затрагивающих рассматриваемый вопрос, и выяснили, что основную массу таких актов составляют Конвенции МОТ, посвященные трем основным аспектам реализации права на защиту от безработицы: обязательствам государств и частных структур в отношении безработных лиц, общепризнанным методам содействия занятости, а также профессиональной подготовке как особому методу такого содействия.

Среди Конвенций МОТ, отнесенных нами ранее к первой группе, не наблюдается ни одного акта, ратифицированного РФ. Поэтому для общего представления нам будет достаточно знать, чему посвящен каждый из этих актов.

Обязательства государств и частные инициативы по обеспечению занятости

Первоначально МОТ рассчитывала обеспечить решение проблемы занятости исключительно усилиями государства и исключительно на бесплатной основе, поэтому одной из первых ее конвенций стала Конвенция МОТ № 2 (1919 г.), согласно которой государства – члены МОТ принимали на себя обязательства по созданию системы бесплатных государственных бюро занятости и обеспечению равенства размера пособий по социальному страхованию от безработицы граждан страны и работников-мигрантов. Однако уже на следующий год в Конвенции МОТ № 8 появляются первые признаки допуска частных инициатив в сферу защиты от безработицы. Так, на основании ст. 2 данной Конвенции обязанность выплачивать морякам пособие по безработице в случае кораблекрушения налагается не на государственные органы, а непосредственно на судовладельцев и иных лиц, выступающих стороной трудового договора с моряками.

В дальнейшем эти тенденции получили последовательное развитие в Конвенциях МОТ № 44 (1934 г.) и № 168 (1988 г.), предписавших государствам – членам МОТ создать эффективную систему страхования на случай безработицы. Такая система, по мнению МОТ, обязана способствовать полной, продуктивной и свободно избранной занятости, включая вопросы определения размера соответствующих пособий и характер гарантий по защите прав безработных. На сегодняшний день Конвенция МОТ № 44 закрыта для ратификации с 1988 г. Однако принятая ей на смену Конвенция МОТ № 168 продолжает и развивает ту же тенденцию, расширяя ранее признанные обязательства государств в отношении выплаты пособий по безработице и дополняя их требованиями разработки программ создания дополнительных рабочих мест, профподготовки и профориентации, а также формирования системы дифференцированных норм по обеспечению занятости социально незащищенных категорий лиц.

Вместе с тем не будем забывать, что все приведенные выше акты не обязательны для нашей страны и пока могут служить лишь общим ориентиром, позволяющим уяснить общие тенденции в развитии международно-правового регулирования вопросов занятости и трудоустройства.

Конвенции МОТ о методах содействия занятости

Вторая группа актов, как мы помним, посвящена методике защиты от безработицы. Эта группа предлагает нам уже целых два обязательных для россиян и весьма актуальных нормативных документа – Конвенции МОТ № 122 (1964 г.) и № 179 (1996 г.), а также ряд Конвенций МОТ, пока еще не ратифицированных РФ.

Конвенция МОТ № 122, ратифицированная СССР 22 сентября 1967 г., посвящена вопросам государственной политики занятости. Закрепление целей государственной политики содействия занятости в универсальном международном акте, прежде всего, выполняет глобальную задачу постепенной унификации направлений развития национальной политики занятости в различных странах мира на базе общепризнанных гуманитарных ценностей и социальных стандартов. Однако этим ее задачи не ограничиваются.

Согласно ч. 2 ст. 1 данной Конвенции государственная политика в области занятости должна быть направлена на обеспечение:
–   наличия работы для всех, кто готов приступить к работе и ищет ее;
–   продуктивности такой работы;
–   свободы выбора занятости;
–   широких возможностей для работника получить подготовку для выполнения работы, к которой он пригоден, независимо от расы, цвета кожи, пола, религии, политических взглядов, иностранного или социального происхождения;
–   широких возможностей для работника использовать свои навыки и способности для выполнения работы, к которой он пригоден, независимо от расы, цвета кожи, пола, религии, политических взглядов, иностранного или социального происхождения.

К сожалению, нынешняя российская политика в области занятости подвергается справедливой критике за излишнее увлечение пособиями по безработице, на выплату которых, по оценкам специалистов, направляется сегодня свыше 80% соответствующих статей бюджета. На поддержку же более активных мероприятий по содействию занятости – проведение профориентации, профподготовки, переподготовки, аналитические проекты и программы содействия лицам, активно ищущим работу – нередко просто не хватает средств.

Возвращаясь к содержанию Конвенции МОТ № 122, подчеркнем, что закрепленные в ней цели государственной политики являются в первую очередь общими ориентирами, а не реально гарантированными правами. Так, на основании ч. 2 ст. 1 Конвенции МОТ № 122 невозможно потребовать от государства срочно обеспечить продуктивной и подходящей работой некоего гражданина. Однако эти критерии и не предназначены для разрешения подобных частных вопросов. Их задача состоит в определении единых международно-признанных и общенациональных ценностей государства в сфере занятости.

Формирование единой ценностной системы позволяет, например, сравнительно легко осуществлять конструктивную критику тех законопроектов в сфере занятости, направленность которых недостаточно соответствует заявленным в Конвенции целям. При этом возможность подобной критики со стороны представительных органов работников и работодателей прямо закреплена в Конвенции МОТ № 122. В частности, ст. 3 данной Конвенции обязывает государства учитывать опыт и мнения представителей работодателей и работников при разработке и осуществлении государственной политики в области занятости в ходе специально организуемых консультаций. Более того, при проведении таких консультаций Конвенция МОТ ставит перед государством еще одну важную цель – “заручиться полным сотрудничеством в формулировании и поддержке” разрабатываемой государственной политики. Таким образом, опыт и пожелания как работников, так и работодателей могут получить поддержку на государственном уровне. Впрочем, данная норма вряд ли является сюрпризом для заинтересованных лиц, поскольку родственное ей положение содержится и в российском законодательстве, в ст. 12 Федерального закона от 12.01.96 № 10-ФЗ “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности”.

Кстати сказать...

Российское законодательство в ст. 5 Закона РФ от 19.04.91 № 1032-1 “О занятости населения в Российской Федерации” (далее – Закон о занятости), в целом удачно дополняя комплекс принципов государственной политики в области занятости, приведенный в Конвенции МОТ № 122, допускает, тем не менее, определенное нарушение международного стандарта. При внимательном прочтении данная статья Закона о занятости предоставляет право на добровольный труд и свободный выбор занятости исключительно российским гражданам, привычно оставив “за бортом” работников-мигрантов. Такой подход, не будучи никоим образом связан с деловыми качествами работника, в определенной степени нарушает принцип запрета дискриминации, изложенный в ч. 2 ст. 3 ТК РФ.

Однако еще очевиднее он нарушает положения п. “с” ч. 2 ст. 1 Конвенции МОТ № 122, требующие от государства осуществления политики занятости, направленной на существование свободы выбора занятости, возможностей получения профподготовки и других мер в отношении всех работников, прямо запрещая в данной сфере дискриминацию на основании иностранного происхождения работника. Учитывая конституционный принцип приоритетного действия ратифицированных РФ международных актов в системе российского права, мы можем сделать закономерный вывод о необходимости разработки такой государственной политики в сфере труда, задачи которой не ограничивались бы обеспечением соответствующих прав исключительно гражданам РФ, а распространялись бы на всех работников.

Учет уровня экономического развития государства

Рассматривая Конвенцию МОТ № 122, нельзя не упомянуть и о включении в нее такого важного для нашей страны компонента государственной политики в области занятости, как требование ее соответствия стадии и уровню экономического развития государства. Таким образом, МОТ не абсолютизирует задачи по обеспечению занятости и не навязывает государствам не соответствующие их развитию обязательства. Более того, ч. 3 ст. 1 Конвенции МОТ № 122 прямо предписывает соотносить цели в области занятости с иными экономическими и социальными целями, а также обязывает государства использовать при реализации такой политики методы, соответствующие национальным условиям и практике.

Таким образом, государства переходного периода, к каковым на сегодняшний день относится и Россия, не обязаны создавать и поддерживать государственную политику в области занятости на уровне лучших мировых стандартов, если такой уровень требует существенных жертв в экономической и социальной сфере. Соответственно такие страны получают возможность последовательно совершенствовать собственную политику в сфере занятости, избегая резких скачков и революционных корректировок. Данное положение следует учитывать и внутригосударственным структурам, участвующим в разработке и согласовании законопроектов в данной сфере, поскольку норма ч. 3 ст. 1 данной Конвенции позволяет законодательным органам государства отклонить предложения по совершенствованию законодательства на основании их несоответствия иным экономическим и социальным целям государства на современном этапе.

Анонс

В следующем материале серии “Международное право – кадровику” мы расскажем об особенностях Конвенции МОТ № 179, посвященной обязанностям государства и служб найма и трудоустройства в от-

ношении обеспечения занятости моряков, а также о ряде не ратифицированных РФ конвенций МОТ, среди которых наиболее яростную полемику на сегодняшний день вызывает Конвенция МОТ № 181, ассоциируемая с проблематикой заемного труда.

Читайте в этом месяце
    Узнать подробнее >>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией




      PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64204 от 31.12.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Извините, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права наших экспертов, многие статьи на сайте находятся в закрытом доступе для незаарегистрированных пользователей.
      Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение. Это займет меньше минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И читать продолжение
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

      Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Ваш подарок придет на указанный при регистрации Email
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль