Автобизнес: обзор рынка труда

2910

Кадровое агентство “Автокадр” занимаемся подбором персонала в автомобильном бизнесе 4 года. С течением времени этот рынок претерпел значительные качественные изменения. Бурный рост всего автомобильного бизнеса за последние 5 лет достиг 600%.

Такой активный рост приводит к тому, что одни компании стремительно захватывают окружающее бизнес-пространство, а другие, просто год от года оставаясь на том же уровне, тихо умирают. Ведь для этого вида деятельности как нельзя более актуальна уже ставшая крылатой фраза Питера Ф. Друкера: чтобы не отстать от рынка, мало поддерживать постоянный уровень – надо непрерывно двигаться вперед.

Современный автобизнес России складывается из нескольких составляющих:
- официальные автомобильные дилеры, на которых и приходится основная доля бурного роста:
- станции технического обслуживания, чаще всего мультибрендовые, занимающиеся постгарантийным обслуживанием как отечественных, так и импортных автомобилей;
- оптовые и розничные компании по продажам запасных частей, шин, дисков, комплектующих.

Казалось бы, автобизнес – довольно узкий сегмент, но это только первое впечатление. На самом деле только в рамках одного сегмента автомобильного рынка, в компаниях – официальных дилерах г. Москвы, трудится порядка 60 тыс. человек.

Расширение рынка и квалификация должностей. Самые дефицитные профессии

Занимаясь подбором персонала для автопредприятий, при работе с соискателями и заказчиками мы нередко сталкиваемся с крайне противоречивой информацией. Все участники этого рынка отмечают существующие тенденции: должности, связанные с одним и тем же кругом задач, в разных компаниях могут называться по-разному.

Если у человека в трудовой книжке написано, что он специалист по маркетингу, это еще ничего не значит – может оказаться, что он занимался только рекламой или анализом цен конкурентов. Функции технического директора в компании может выполнять сервис-менеджер. Кладовщик может называться логистом и наоборот. Такая путаница связана с тем, что названия должностей придумывают сами руководители фирм.

Рынок растет очень бурно – и автопредприятия спешат наращивать штат. Появляются новые обязанности, которым нет аналогов, поэтому компании и вынуждены каждая по своему усмотрению называть тех или иных специалистов. При стабилизации роста, которая должна наступить через два-три года, рынок сам придет к унификации, а пока приходится разбираться в существующем положении вещей.

Стремительный рост рынка провоцирует образование дефицита автоспециалистов. Еще лет пять-шесть назад автомеханиками и шиномонтажниками брали только людей с высшим образованием. Сейчас ситуация совсем другая. Практически каждый дилер открывает в год одно-два новых подразделения, и потребность в автомеханиках у лидеров рынка составляет порядка 500 человек в год, это не считая запланированной текучки 10% от числа работающих.

Таким образом, ежегодная потребность в таких специалистах в среднем по рынку может достигать 10 тыс. человек. Понятно, что речь об обязательном высшем образовании уже не идет. Стоит задача найти хотя бы кого-то, кто хоть чуть-чуть разбирается в автомобилях.

Оплата труда “автомобильных” специалистов

Заниматься обучением персонала у большинства компаний нет возможности, т. к. зарабатывать деньги надо здесь и сейчас, пока рынок растет, поэтому первым делом они перекупают специалистов друг у друга. Это приводит к искусственному завышению заработных плат.

Сейчас найти хорошего колориста, жестянщика или автоэлектрика-диагноста с опытом работы на одном месте хотя бы 2 года практически нереально. Специалисты получают предложения постоянно и если ищут работу, то не больше 2–5 дней. Неудовлетворенность заработной платой в большинстве случаев становится самым главным мотивом смены работы. Профессионалы, пользуясь своей дефицитностью на рынке труда, могут провоцировать повышение оплаты угрозами: мол, уйду от вас, если не увеличите мне зарплату.

Поднятая проблема недостатка специалистов и завышенных зарплат позволяет плавно перейти к следующей теме – противоречия в оплате труда большинства профессионалов автобизнеса.

К концу 2005 г. в агентство стало поступать все больше запросов – как от соискателей, так и от работодателей: что творится с заработными платами в автобизнесе?

Для нашего агентства профессиональное изучение этой темы началось с исследования рынка заработных плат, которое мы начали проводить в середине 2005 г. с целью разобраться, что происходит на рынке и сколько действительно зарабатывают специалисты.

В результате были получены крайне противоречивые данные. Оказалось, что даже внутри одного сегмента автобизнеса (в частности, официальных автомобильных дилеров) есть существенные отличия. Заработные платы аналогичных специалистов могут различаться на порядки.

При более глубоком анализе мы условно отнесли дилеров к нескольким отдельным группам. Обобщенные результаты исследования представлены в таблице.

Заработная плата в автомобильных компаниях – официальных дилерах, г. Москва

Автобизнес: обзор рынка труда

Само собой разумеется, это деление относительное. Существует несколько мультибрендовых компаний, которые объединяют в себе несколько рынков – и старый, и быстрорастущий, и молодой, а так как эти сегменты “уживаются” в рамках одной компании, то и правила работы у них одинаковые, и, следовательно, явных противоречий, которые описаны в таблице, там нет. Примером таких компаний могут быть “Атлант М”, “Муса Моторс”.

Кроме этого, в автобизнесе, как и в других отраслях во всем мире, наблюдается та тенденция, что более именитые компании могут позволить себе платить работникам зарплату меньше средней по рынку на 10–20%, т. к. люди готовы идти на меньшие деньги только ради того, чтобы работать в известной компании.

Наблюдается и другая общемировая закономерность: когда у компании испорчен имидж или он по крайней мере неоднозначен, найти персонал непросто, поэтому наблюдается “переплата”. Между компанией и сотрудником заключается как бы такое негласное соглашение: я плачу большие деньги за риск, что ты можешь быть не оформлен, или тебя могут оштрафовать, или в любой момент уволить и т. д.

В то же время появилась приятная тенденция, которая отслеживается буквально последние несколько месяцев – это, так сказать, изменения в головах руководителей. На всевозможных конференциях наконец стало звучать уже не робко, а достаточно явственно, что прибылью надо делиться с персоналом, т. к. квалифицированные специалисты – большая ценность для компании, их надо беречь, заботиться о них и т. д. Мы полагаем, что это символ нового этапа, перехода к более цивилизованному рынку. А радует это нас потому, что при каждой встрече, на каждых переговорах мы старались донести эту информацию до первых лиц – и вот наконец рынок сам заставил многих ее услышать.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Агентство “Автокадр” провело исследование проявления национальных предпочтений в автобизнесе. Для этого были составлены два резюме вымышленных кандидатов на самую востребованную должность в автобизнесе – автожестянщик. В одном случае значилась фамилия Задорнов, в другом – Муртазалиев.

Всех официальных дилеров, а их в Москве 157, разделили случайным образом на две группы. В одну группу отправили резюме Задорнова, в другую – Муртазалиева.

И вот результаты:
   • дошло 141 письмо из 157 отправленных;
   • получено 19 приглашений на собеседование,
   т. е. 13% из числа получивших резюме сделали предложение о собеседовании.

Статистически достоверного различия в предпочтениях по национальному признаку не выявлено, оба “кандидата” получили примерно одинаковое число приглашений на собеседование. 

Кроме этого, были получены интересные данные о том, как службы подбора персонала работают с соискателями:

  • три компании (”Рольф”, “Превокс” и “СТС-Моторс”) из 19 провели наиболее детальное интервью по телефону – расспрашивали об опыте, причинах поиска новой работы. Представители остальных компаний, позвонившие с предложением работы, только продиктовали адрес места собеседования; 

  • только три (”Рольф”, “Превокс” и “Автоимпорт”) из 19 компаний перезвонили, чтобы узнать, почему кандидат не пришел на собеседование; 

  • представляя компанию “СТС-Моторс”, проводил первичное интервью автожестянщика и приглашал его на собеседование лично руководитель сервиса.

Данные статистики говорят о том, что в подавляющем большинстве исследуемых нами организаций отделы кадров работают недостаточно активно.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Актуально


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Статья для специалистов по работе с кадрами!

Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение.

Дополнительно Вы сможете:
- прочитать еще 5600 рекомендаций по кадровой и HR-тематике
- скачать 4800 готовых образцов документов
- посмотреть 54 видеолекции по трудовому законодательству

Подарок дня: Справочник должностных инструкций по профстандартам

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль