Профессиональная ориентация инвалидов

2463
Рассмотрев большую часть международных стандартов в области обеспечения занятости и защиты от безработицы (см. “Справочник кадровика” № 2, 3, 5, 6, 2006), в этом номере мы переходим к последней группе норм, посвященных данной проблеме. Она отражает международно-правовой подход к вопросам организации профессиональной ориентации и профессиональной подготовки. Эти направления рассматриваются мировым сообществом как один из наиболее действенных способов обеспечения успешного разрешения проблемы занятости и трудоустройства.

НА 2006 №7Группа актов, касающаяся профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, представлена двумя конвенциями Международной организации труда (МОТ) – Конвенцией № 142 “О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов” (1975 г.) и Конвенцией № 159 “О профессиональной реабилитации инвалидов” (1983 г.). Оба документа ратифицированы нашей страной практически сразу по их вступлении в силу. К тому времени профориентационные методики в СССР перестали считаться контрреволюционной пропагандой, и положения конвенций органично влились в обновленную систему советской профориентации и профподготовки. Эти конвенции действуют в нашей стране (как правопреемнице СССР) и сегодня.

Политика профориентации в России

По мнению МОТ, профориентация и профподготовка должны начинаться с разработки и практического воплощения соответствующей общегосударственной политики и программы, ориентированной на всех лиц, без какой-либо дискриминации, в целях развития способностей к труду.

Формально на сегодняшний день в РФ с этим вопросом все в порядке. Только за последние шесть лет в нашей стране принято несколько десятков различных документов, отражающих тот или иной аспект государственной трактовки этих вопросов. Среди таких документов и Национальная доктрина образования в Российской Федерации, и Межведомственная программа содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования, и Национальный план действий по улучшению положения женщин в Российской Федерации и повышению их роли в обществе на 2001–2005 г., и Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., и Концепция действий на рынке труда на 2006–2008 гг. Готовится принятие Концепции действий на рынке труда на 2006–2008 гг., регулярно принимаются отраслевые и территориальные программы профессиональной переподготовки и т. д.

Каким образом кадровики могут применить на практике документы в области образования и профподготовки?

Польза от существующих концепций может быть вполне реальной, если сотрудники кадровых служб смогут довести до своих работодателей информацию о необходимом направлении в развитии кадрового потенциала. Тогда компании получат возможность использовать положения международных и российских актов как обоснование своих требований в отношении российского рынка труда и действий по приведению его в соответствие с их собственными потребностями в высокопрофессиональных кадрах по определенным специальностям и отраслям деятельности.

Обязанности государства по внедрению положений конвенций МОТ

Государственные программы согласно Конвенции МОТ № 142 должны охватывать системы общего и профессионально-технического образования, школьной и профессиональной ориентации, а также системы профессиональной подготовки. Эти системы должны быть открытыми, гибкими и взаимодополняющими, причем соответствующая деятельность может осуществляться как в системе формального образования, так и вне ее. Это существенно расширяет возможности корпораций по взаимодействию с существующими учреждениями системы Федеральной службы по труду и занятости и Министерства образования, а также с негосударственными образовательными учреждениями.

Кроме того, положения Конвенции МОТ № 142 дают компаниям мощный стимул для организации собственных центров профподготовки и переподготовки по необходимым им специальностям как собственных, так и сторонних работников и иных лиц. Ведь для эффективного решения задачи обеспечения занятости Конвенция обязывает ратифицировавшие ее государства постепенно расширять системы профориентации и информационные системы по вопросам занятости, делая их доступными всем людям, независимо от возраста и состояния физического или умственного здоровья. Более того – государствам предписывается приспосабливать и гармонизировать системы профподготовки таким образом, чтобы они отвечали потребностям людей в течение всей их жизни, во всех отраслях и секторах экономики, на всех уровнях квалификации и ответственности.

Очевидно, что без сотрудничества государства с бизнесом как с основным заказчиком в сфере профориентации и профподготовки достичь целей, поставленных Конвенцией МОТ № 142, просто невозможно.

На сегодняшний день многие предприятия тесно сотрудничают с региональными подразделениями служб занятости, вузами и кадровыми агентствами. Однако это не снимает с государства еще одной существенной обязанности в сфере развития людских ресурсов, а именно информационно-ориентационной функции, налагаемой Конвенцией МОТ № 142 на ратифицировавшие ее государства. Эта функция предполагает предоставление населению информации по вопросам:
- выбора профессии;
- возможности профессиональной подготовки;
- возможности получения образования, связанной с профподготовкой;
- положения в области занятости и перспектив в данной сфере;
- прав и обязанностей всех заинтересованных сторон в соответствии с трудовым законодательством;
- перспектив продвижения по работе;
- условий труда;
- безопасности и гигиены труда;
- общих аспектов коллективных соглашений;
- иных аспектов трудовой жизни в различных областях экономической, социальной и культурной деятельности и на всех уровнях ответственности.

Конечно, охватить такой спектр вопросов на практике государственным органам занятости чрезвычайно сложно. Но поскольку международные нормы не содержат отходных путей, мы вправе требовать от государства выполнения этой задачи в полном объеме.

Профессиональная реабилитация инвалидов

Важно отметить, что согласно Конвенции МОТ № 142 к разработке государственной политики и программ могут привлекаться все заинтересованные органы, если этого требует национальное законодательство и практика. Это перекликается с положением ст. 5 Конвенции МОТ № 159, в соответствии с которым такими органами являются представительные организации инвалидов и по делам инвалидов. Такие структуры в России представлены организациями общероссийского, регионального и муниципального уровня, межрегиональными организациями, организациями по различным категориям инвалидности, а также Общественным советом по делам инвалидов при Председателе Совета Федерации и главах регионов, государственными службами реабилитации инвалидов, отделами по трудовой адаптации инвалидов при комитетах общественных связей региональных органов исполнительной власти, центрами производственной реабилитации инвалидов при крупных предприятиях и др. Наибольшую активность пока демонстрируют именно общественные организации, однако это характерно и для общемировой практики, в которой негосударственные структуры давно занимают прочное положение в социальных проектах. Конвенции МОТ предоставляют таким организациям возможность выносить собственное видение направлений обеспечения профессиональной реабилитации и реинтеграции инвалидов на уровень федеральных программ и общегосударственной политики.

Безусловно, Конвенция МОТ № 159 посвящена более узкому вопросу органичного вовлечения в активную трудовую деятельность лиц с ограниченными возможностями ввиду психических или физических недостатков. Однако узкая специализация Конвенции не снижает ее значимости. Таким лицам при наличии у них надлежащего подтверждения указанных проблем государство обязано обеспечить возможность не только получать и сохранять подходящую работу, но и продвигаться по службе. Именно в этом МОТ видит основной критерий успешной социальной интеграции инвалидов. И здесь также необходимо сотрудничество государства с частными компаниями, поскольку без взаимной заинтересованности сторон в сохранении рабочих мест и продвижении по службе людей, имеющих инвалидность, Россия рискует оказаться нарушителем данной Конвенции. В этом направлении необходимы конкретные шаги.

Одним из важных этапов является реализация соответствующих федеральных целевых программ.

Здесь уместно упомянуть также рекомендации Всемирной программы действий в отношении инвалидов, принятой ООН в 1982 г., и Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятых в 1993 г., согласно которым необходимо всемерно поддерживать полное и эффективное участие инвалидов в социальной жизни, обеспечить защиту их достоинства и содействовать получению ими равного доступа к трудоустройству, образованию, информации, товарам и услугам. В соответствии с этими принципами в 1995 г. был принят Федеральный закон от 24.11.95 № 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”, ставший переломным моментом в обеспечении прав инвалидов. Однако положительная

КСТАТИ СКАЗАТЬ…

В настоящее время в ООН готовится к принятию еще один глобальный документ – Всеобъемлющая международная конвенция о защите и поощрении прав и достоинства инвалидов. Эта Конвенция, в отличие от предыдущих актов ООН в этой области, будет иметь обязательный характер для

ратифицировавших ее государств. Российская Федерация как один из участников ее разработки и согласования, безусловно, не может отказаться от ее ратификации. Следовательно, в ближайшие годы нас ждет очередное изменение законодательства о правах инвалидов, на этот раз – для обеспечения его соответствия положениям новой Конвенции.

тенденция во многом оказалась прервана принятием Федерального закона от 22.08.04 № 122, печально известного как “Закон о монетизации льгот”. Как мы знаем, этот закон вызвал поток критики, в т. ч. и в части недостаточного обеспечения прав инвалидов и даже изъятия части имевшихся возможностей для активной социальной жизни людей с ограниченными возможностями. В то же время вполне возможно, что эти права будут защищены на более высоком уровне.

Согласно Конвенции МОТ № 159 государственная политика должна быть направлена на содействие занятости инвалидов именно на свободном рынке труда, без изоляции этой категории граждан от естественных для других лиц путей и способов профессиональной самореализации. Эта политика должна предоставлять инвалидам равные (по отношению к остальным работникам) возможности. С этой целью разрешается вводить элементы “позитивной дискриминации” – меры, облегчающие положение инвалидов на рынке труда, для выравнивания их шансов на успешную профессиональную деятельность и профессиональное развитие.

Особое внимание также предписывается уделять созданию служб профориентации и занятости инвалидов в отдаленных и сельских местностях.

Обязанность по обеспечению подготовки персонала служб по профориентации и реабилитации также возлагается непосредственно на государство. Соответственно, все заинтересованные субъекты – лица, имеющие инвалидность, их объединения и работодатели всех форм собственности – получают возможность ссылаться на положения данной Конвенции в своих требованиях к государственным органам по формированию и обеспечению эффективного функционирования системы обеспечения занятости этой категории населения во всех российских регионах.

При этом на государство возложена и обязанность контролировать структуры, осуществляющие профориентацию, профподготовку, трудоустройство, занятость и тому подобную деятельность в отношении инвалидов. К таким структурам относятся как специализированные службы, так и службы для широкого круга работников, имеющие возможность адаптации своей практики к нуждам инвалидов.

К сожалению, на практике предприятия часто уклоняются от приема на работу инвалидов даже в том случае, если в их отношении установлено обязательное квотирование рабочих мест, хотя поиск способов уклонения от этой обязанности намного эффективнее было бы заменить поиском среди лиц с ограниченными возможностям тех, кто способен одновременно заполнить требуемую квоту и принести предприятию ощутимую прибыль своими способностями. Не секрет, что значительный процент среди инвалидов составляют люди талантливые, образованные и способные эффективно трудиться. Отказываться от таких работников – непозволительное легкомыслие.

На сегодняшний день все ведущие корпорации мира, включая IBM, GlaxoSmithKline, Merrill Lynch, McDonalds, Lloyds TSB Bank и другие, ведут настоящую охоту за такими сотрудниками начиная со студенческой скамьи, через систему стажировок с дальнейшим привлечением на работу наиболее успешных кандидатов. Мировые кадровые агентства также рассматривают людей с ограниченными возможностями как один из важнейших ресурсов транснационального рынка труда. Все это органично согласуется и с популярным сегодня принципом социальной ответственности бизнеса. Подобные глобальные тенденции также заслуживают пристального изучения специалистами по кадровой работе.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Статья для специалистов по работе с кадрами!

Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение.

Дополнительно Вы сможете:
- прочитать еще 5600 рекомендаций по кадровой и HR-тематике
- скачать 4800 готовых образцов документов
- посмотреть 54 видеолекции по трудовому законодательству

Подарок дня: Справочник должностных инструкций по профстандартам

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль