Международные стандарты труда и российское трудовое право: право на защиту от безработицы

3342
Продолжая изучать российское трудовое право через призму международных стандартов труда, в этом номере мы обратимся к вопросам защиты от безработицы. Обсуждать эту тему мы начнем, как обычно, с выделения из всего комплекса международных актов норм, посвященных именно данному праву, а также с анализа традиционных трактовок его содержания, предложенных двумя основными политэкономическими системами современности. Затем постараемся разобраться, какие из этих трактовок и в какой мере признаются законодательством Российской Федерации. И наконец, вооружившись этим пониманием, в последующих публикациях мы рассмотрим: как и в каком объеме право на защиту от безработицы реализуется в нашей стране, с каким проблемами при этом сталкиваются специалисты кадрового дела и юристы-практики, а также каковы перспективы развития механизмов, направленных на обеспечение права на защиту от безработицы с учетом общемировых тенденций и интеграции нашей страны в мировое сообщество.

Наряду с уже знакомыми нам правами (см.: “Справочник кадровика”, 2005) право на защиту от безработицы также включено в число неотъемлемых прав человека и соответственно закреплено в ч. 1 ст. 23 Всеобщей декларации прав человека (ООН, 1948 г.). Однако лаконичная Декларация и в этом случае ограничивается лишь констатацией наличия у человека данного права. Для того чтобы детально охарактеризовать право на защиту от безработицы, нам придется обратиться к ч. 2 ст. 6 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (ООН, 1966 г.; далее – Пакт).

Комплекс мер для обеспечения одной из составляющих права на труд

Фактически право на защиту от безработицы рассматривается Пактом как интегральная часть права на труд, проявляющая себя в двух направлениях – через создание системы профподготовки и через организацию занятости. Именно так трактует эти понятия ч. 2 ст. 6 Пакта, обязывая государства осуществлять право на труд с помощью комплекса мер, направленных на следующие цели:
–   достижение экономического, социального и культурного развития;
–   создание программ профессионально-технического обучения и подготовки;
–   достижение полной производительной занятости в условиях, гарантирующих основные политические и экономические свободы человека.

Защита от безработицы в плановой и рыночной экономике

Соответственно отличия в понимании содержания права на труд предопределили и различия в реализации права на защиту от безработицы в централизованной плановой системе и в системе рыночной экономики. В прежней модели, не так давно представлявшей собой нашу повседневную реальность, ставилась задача обеспечения работой всех без исключения работоспособных лиц, включая и тех, кто по тем или иным причинам либо вообще не стремился осуществить свое право на труд, либо не желал реализовывать его в форме, предлагавшейся советским государством, – т. е. через вступление в трудовые отношения преимущественно в качестве наемного работника. В том же направлении работала и система профессиональной подготовки и обучения, структура которой никак не отражала реальные кадровые потребности производства.

Впрочем, не следует сбрасывать со счетов и положительный эффект этой модели, наиболее наглядно проявлявшийся в отношении социально незащищенной или просто пассивной части населения. Интересы этих групп советская система организации занятости и трудоустройства отражала вполне адекватно. В то же время в условиях рыночной экономики такие лица испытывают известные трудности в самостоятельном поиске работы, образуя на рынке труда балластный слой, характеризующийся низкой эффективностью трудовой деятельности с неадекватной оплатой, в сочетании с нестабильностью занятости и высокой вероятностью перехода в категорию безработных.

Цитируем документ

1. Участвующие в настоящем Пакте государства признают право на труд, которое включает право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается, и предпримут надлежащие шаги к обеспечению этого права.

2. Меры, которые должны быть приняты участвующими

в настоящем Пакте государствами в целях полного осуществления этого права, включают программы профессионально-технического обучения и подготовки, пути и методы достижения неуклонного экономического, социального и культурного развития и полной производительной занятости в условиях, гарантирующих основные политические и экономические свободы человека.

Статья 6 Международного пакта об экономических,
социальных и культурных правах

Иное понимание предлагает модель, реализуемая в рамках рыночной экономики с помощью принципа свободы труда. Ядром этой модели является предоставление человеку расширенной возможности выбора. В этом случае каждый человек получает свободу не только определяться с тем, хочет ли он вообще осуществить свое право на труд, но с тем, в какой форме он будет его реализовывать.

В первую очередь государство стремится создать условия для развития эффективной системы профессиональной ориентации и подготовки, способной поставлять на рынок труда квалифицированные кадры. Очевидно, что для повышения эффективности этой системы необходимо постоянно соизмерять ее структуру с результатами анализа рынка труда. В условиях рыночной экономики упускать из виду соотношение между структурой профобразования и структурой спроса на квалифицированные кадры было бы непозволительным легкомыслием, способным подорвать конкурентоспособность национальной экономики, а также столь хрупкую и с таким трудом достигаемую социальную стабильность в обществе.

В соответствии с принципом свободы труда эта модель не стремится навязать работу тем, кто не желает трудиться. Кроме того, важно отметить, что в этой модели спектр мер по обеспечению защиты от безработицы значительно шире, нежели в советской модели, поскольку в данном случае система вполне позволяет реализовывать такую защиту и иными способами – например, через поддержку способности людей к созданию собственного бизнеса. Очевидно, что подобные инициативы имеют все шансы снизить уровень безработицы за счет создания новых рабочих мест и общего оживления рынка труда. Вместе с тем и эта модель имеет свои слабые места, т. к. не предполагает полной ликвидации безработицы, необходимой для здорового развития рынка труда и экономики в целом, а также не предлагает безусловных гарантий занятости для социально незащищенных и пассивных групп населения, не менее других нуждающихся в защите от безработицы.

Кстати сказать...

Российский Дед Мороз повлиял на уровень безработицы в Великом Устюге

ВОЛОГДА. Департамент межрегиональных и внешних связей, выставочно-ярмарочной деятельности и туризма Правительства Вологодской области совместно со специалистами вотчины Деда Мороза подвел итоги реализации проекта “Великий Устюг – родина Деда Мороза”. Как показывает практика, проект не только постепенно развивается сам, но и оказывает существенное влияние на условия жизни в Великоустюгском муниципальном районе. Так, за шесть лет в районе значительно снизился уровень

безработицы (с 11 до 2,85 процента). Активизируется деятельность торговли, сувенирного производства, общественного питания, гостиничного бизнеса, транспортных организаций, предпринимательская активность, что, в свою очередь, снижает социальную напряженность в обществе. «Дальнейшая реализация проекта “Великий Устюг – родина Деда Мороза” будет продолжать стимулировать развитие сферы услуг, транспорта, связи, торговли, производства сувенирной продукции, общественного питания, строительства, подготовки и переподготовки кадров», – считают в департаменте.

ИА “СеверИнформ”

Между тем антагонизм классической советской и классической международной концепции защиты от безработицы проявил себя не только в принципиальном противоречии методов, но и в расхождении представлений о целях и задачах государственной поддержки занятости. Мы ни в коем случае не должны упускать из виду тот факт, что в трактовке ч. 2 ст. 6 Пакта одним из основных свойств занятости является ее производительный характер. Такая характеристика занятости достигается за счет предоставления людям возможности реализовать свое право на труд наиболее результативным способом, с использованием всего спектра механизмов профориентации, профподготовки и трудоустройства, предлагаемых государством и частным бизнесом. Только в этом случае система защиты от безработицы заработает в полную силу, в наибольшей степени соответствуя концепции, заложенной в Пакте.

Некоторые акты, включающие международные стандарты в сфере содействия занятости

Итак, теперь мы знаем, что ООН в своих актах трактует право на защиту от безработицы как один из элементов реализации права на труд. Однако юристу-практику недостаточно этих общих, не имеющих явного прикладного значения положений. Для понимания реального содержания международных стандартов в области защиты от безработицы нам необходимо обратиться к Конвенциям МОТ и некоторым актам регионального уровня.

За исключением комплексной Конвенции № 168 “О содействии занятости и защите от безработицы” (1988 г.), не ратифицированной РФ, всю систему конвенций МОТ, посвященных вопросам защиты от безработицы и содействия в трудоустройстве, можно условно разделить на три группы:
–   устанавливающие международные стандарты в области защиты от безработицы – не ратифицированные РФ Конвенции № 2 “О безработице” (1919 г.) и № 8 “О пособиях по безработице в случае кораблекрушения” (1920 г.), а также Конвенция № 44 “О пособиях лицам, являющимся безработными по независящим от них обстоятельствам” (1934 г.);
–   устанавливающие международные стандарты в части методики обеспечения занятости – ратифицированные РФ Конвенции № 122 “О политике в области занятости” (1964 г.) и № 179 “О найме и трудоустройстве моряков” (1996 г.), а также не ратифицированные РФ Конвенции № 9 “О трудоустройстве моряков” (1920 г.), № 34 “О платных бюро найма” (1933 г.), № 88 “Об организации службы занятости” (1948 г.), № 96 “О платных бюро по найму” (1949 г.), № 181 “О частных агентствах занятости” (1997 г.);
–   устанавливающие международные стандарты в области профподготовки – ратифицированные РФ Конвенции № 142 “О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов” (1975 г.) и № 159 “О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов” (1983 г.).

Нормы, затрагивающие право на профориентацию, профподготовку, поддержку в сфере трудоустройства и защиты от безработицы, закреплены также в пп. 9, 10, 24 ч. I и ст. 1, п. 4 ст. 7, ст. 9, 10, 15, 17 и 20 Европейской социальной хартии 1996 г. (подписанной, но не ратифицированной РФ), а также в подп. “d” п. 5, пп. 15 и 16 Европейской хартии об основных социальных правах трудящихся 1989 г. и др.

Все эти акты достаточно детально формулируют направления деятельности государства и коммерческих организаций в данной сфере, фактически образуя единый международный стандарт защиты от безработицы. Что это за стандарт, несоблюдение каких его элементов способно принести неприятности российским организациям и какие аспекты этого стандарта носят для нас пока лишь рекомендательный характер, – узнаем из следующей статьи.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Статья для специалистов по работе с кадрами!

Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение.

Дополнительно Вы сможете:
- прочитать еще 5600 рекомендаций по кадровой и HR-тематике
- скачать 4800 готовых образцов документов
- посмотреть 54 видеолекции по трудовому законодательству

Подарок дня: Справочник должностных инструкций по профстандартам

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль