Реестр дисквалифицированных лиц: порядок учета и получения информации

3266

В последнее время тема получения информации о дисквалифицированных лицах при заключении трудовых договоров с определенной категорией физических лиц (например, претендующих на занятие должности генерального директора) стала особенно актуальной. Дело в том, с 1 апреля 2007 г. информационные центры МВД РФ ведут Реестр дисквалифицированных лиц, формируемый на основании поступивших из судов постановлений о дисквалификации, вступивших в силу.

В соответствии со ст. 3.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) дисквалификация - это административное наказание, которое применяется за отдельные административные проступки и заключается в лишении физического лица определенных прав: права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

в каких случаях и где получать информацию

Согласно ч. 2 п. 2 ст. 32.11 КоАП РФ при заключении договора (контракта) на осуществление деятельности по управлению юридическим лицом уполномоченное заключить договор (контракт) лицо обязано запросить информацию о наличии дисквалификации физического лица в органе, ведущем реестр дисквалифицированных лиц. Указанное требование закона направлено на то, чтобы полностью исключить вероятность заключения такого договора с лицом, которое было дисквалифицировано и для которого срок дисквалификации, т. е. лишения права управлять юридическим лицом, еще не истек. Чтобы этого избежать, нужно получить документальное подтверждение отсутствия сведений о дисквалификации будущего руководителя.

Где можно получить информацию о дисквалифицированных лицах?

Информацию о лицах, которым назначено административное наказание в виде дисквалификации в соответствии с КоАП РФ, можно получить из Реестра дисквалифицированных лиц (далее - Реестр). Согласно п. 2 Наставления по формированию и ведению реестра дисквалифицированных лиц, утв. приказом МВД России от 22.11.06 № 957 "Об утверждении Наставления по формированию и ведению реестра дисквалифицированных лиц и Инструкции о порядке предоставления информации о дисквалифицированных лицах" (далее - Наставление от 22.11.06, Инструкция от 22.11.06), Реестр специально ведется в целях учета дисквалифицированных лиц, а также для обеспечения заинтересованных лиц информацией о дисквалифицированных лицах. Кроме того, установлено, что информация, содержащаяся в Реестре, является открытой для ознакомления. Заинтересованные лица вправе получить эту информацию за плату в виде выписок о конкретных лицах (п. 3 ст. 32.11 КоАП РФ).

В настоящее время обязанности по формированию и ведению учета лиц, дисквалифицированных на основании вступивших в законную силу постановлений судов о дисквалификации, а также по предоставлению такой информации заинтересованным лицам, возложены на Главный информационно-аналитический центр (ГИАЦ) МВД России и информационные центры МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ, куда и следует обращаться.

На каком основании сведения о дисквалификации лица вносятся в Реестр?

Такие основания прямо указаны в Положении о формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц, утв. постановлением Правительства РФ от 11.11.02 № 805 "О формировании и ведении Реестра дисквалифицированных лиц". Ими являются копии вступивших в законную силу постановлений судов о дисквалификации (ст. 3.11 КоАП РФ). Поступившие в соответствующие органы МВД из судебных органов документы подлежат регистрации с присвоением им уникальных номеров. Законодателем установлен довольно короткий срок для их обработки - три рабочих дня.

Главный информационно-аналитический центр МВД России в 10-дневный срок со дня внесения в Реестр сведений о дисквалифицированном лице информирует органы исполнительной власти, должностные лица которых составили протокол об административном правонарушении в виде дисквалификации, о постановке на учет таких лиц.

В Реестр вносятся следующие сведения о каждом дисквалифицированном лице:

  • фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место жительства;
  • в какой организации и на какой должности указанное лицо работало во время совершения правонарушения;
  • дата совершения правонарушения, его суть и квалификация с указанием соответствующей статьи КоАП РФ;
  • наименование органа, составившего протокол об административном правонарушении;
  • срок дисквалификации;
  • даты начала и истечения срока дисквалификации;
  • наименование суда, вынесшего постановление о дисквалификации, а также сведения о пересмотре постановления о дисквалификации, основаниях и дате исключения из Реестра дисквалифицированных лиц.

Дисквалифицированные лица, включенные в Реестр, в дальнейшем подлежат исключению из него. Однако для этого должны появиться соответствующие основания: истечение срока дисквалификации или поступление в информационный центр заверенной копии судебного акта об отмене дисквалификации. При этом указанный документ может быть направлен непосредственно судом или предоставлен самим ранее дисквалифицированным лицом. В последнем случае дисквалифицированное лицо обязано обратиться с заявлением об исключении из Реестра дисквалифицированных лиц с приложением судебного акта.

При заключении каких договоров необходимо получать информацию из Реестра?

Как следует из ч. 2 п. 2 ст. 32.11 КоАП РФ, информацию о том, подвергалось ли физическое лицо административному наказанию в виде дисквалификации, надо получать при заключении с таким лицом договора (контракта) на осуществление деятельности по управлению юридическим лицом. Более конкретных указаний закон не содержит, но его системное толкование позволяет сделать вывод, что такой информацией обязано обладать в первую очередь любое юридическое лицо, имеющее исполнительный орган (органы) управления и заключающее с физическим лицом трудовой договор о работе в качестве единоличного исполнительного органа (например, генерального директора, директора АО, ООО) или члена коллегиального исполнительного органа (например, правления, дирекции и т. п.).

Вместе с тем деятельность по управлению юридическим лицом может осуществлять не только единоличный исполнительный орган, но и управляющая компания.

Например, в соответствии со ст. 69 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об акционерных обществах) по решению общего собрания акционеров полномочия единоличного исполнительного органа общества могут быть переданы по договору коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему). В этом случае управляющей организации придется получать из Реестра информацию о конкретном лице, которое она уполномочит осуществлять фактическое управление юридическим лицом. Это правило распространяется и на индивидуального предпринимателя (управляющего).

В некоторых организациях, например в акционерных обществах (ст. 64 Закона об акционерных обществах), может создаваться такой орган управления, как совет директоров (наблюдательный совет). Следовательно, получение соответствующей информации из Реестра также необходимо и в отношении членов совета директоров, если между ними и организацией заключаются соответствующие договоры.

К сожалению, действующие нормативные акты не позволяют четко определить границы применения правила об обращении в Реестр.

Нужно ли обращаться в Реестр, если на должность генерального директора назначается работник организации, ранее занимавший там другую должность, например заместителя генерального директора или начальника департамента?

Напомним, что по закону информация о дисквалификации или ее отсутствии у лица должна быть получена при заключении с ним договора. В рассматриваемой ситуации с менеджером может не заключаться новый трудовой договор, а изменения, связанные с его переходом на более высокую должность, могут быть отражены путем изменения условий действующего трудового договора.

В этом случае, если исходить из буквального понимания ч. 2 п. 2 ст. 32.11 КоАП РФ, юридическое лицо, не запрашивающее информацию относительно данного менеджера, формально будет право. Но этого ли хотел законодатель?

Кто должен получать информацию из Реестра?

Как следует из закона, обязанность получения информации из Реестра (подачи запроса о наличии дисквалификации физического лица) лежит на том лице, которое от имени юридического лица уполномочено заключать договор на осуществление деятельности по управлению. В зависимости от организационно-правовой формы юридического лица и положений его учредительных документов, таким лицом, например, в акционерном обществе может быть председатель совета директоров (наблюдательного совета) либо иное лицо, уполномоченное советом директоров (п. 3 ст. 69 Закона об акционерных обществах).

порядок предоставления и получения информации из реестра

Данный порядок определен Инструкцией от 22.11.06. В соответствии с установленным порядком запрос может подаваться как самим юридическим лицом, так и непосредственно гражданином, претендующим на занятие деятельностью по управлению юридическим лицом.

Запрос от имени юридического лица подается в информационный центр ГУВД по месту государственной регистрации юридического лица.

Граждане подают заявления о предоставлении информации из Реестра в информационный центр МВД, ГУВД, УВД по месту обращения. Из данного правила следует, что гражданин может обратиться в любой информационный центр, кроме ГИАЦ. Заявления принимаются на личном приеме при предъявлении паспорта. Заявление о предоставлении указанной информации также может быть подано в органы внутренних дел по месту обращения заявителя. В этом случае заявление регистрируется в органах внутренних дел с соблюдением требований делопроизводства и направляется для проверки и подготовки выписки (справки) в соответствующий информационный центр МВД, ГУВД, УВД по территориальной принадлежности.

Законодатель предусмотрел также возможность получения информации из Реестра не самим физическим лицом, а уполномоченным им лицом при предъявлении последним доверенности, выданной в установленном законодательством РФ порядке (ст. 185 ГК РФ).

Кстати сказать

Административное наказание в виде дисквалификации применяется за следующие административные правонарушения: нарушение законодательства о труде и об охране труда (ст. 5.27 КоАП РФ); незаконные действия по получению и (или) распространению информации, составляющей кредитную историю (ст. 5.53 КоАП РФ); фиктивное или преднамеренное банкротство (ст. 14.12 КоАП РФ); нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

(ст. 14.25 КоАП РФ); незаконное получение или предоставление кредитного отчета (ст. 14.29 КоАП РФ); заключение ограничивающего конкуренцию соглашения или осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий (ст. 14.32 КоАП РФ); недобросовестная конкуренция (ст. 14.33 КоАП РФ); невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст. 19.5 КоАП РФ).

Органам государственной власти, органам местного самоуправления, а также гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, которые получают информацию в отношении себя, информация предоставляется бесплатно. Во всех других случаях сведения из Реестра предоставляются за плату в установленной Правительством РФ сумме - один минимальный размер оплаты труда (МРОТ).

Срок для предоставления информации, содержащейся в Реестре, -не более 5 дней с даты получения ГИАЦ и ИЦ МВД, ГУВД, УВД соответствующего запроса. Однако, как ранее отмечалось, запрос может быть подан в органы внутренних дел, которые обязаны передать документы в соответствующий информационный центр. Время на такую передачу нормативно не ограничено, и это нужно учитывать при планировании найма на должности соответствующих руководителей.

Например, для назначения генерального директора АО до заседания совета директоров или проведения общего собрания акционеров, посвященного этому вопросу, юридическому лицу необходимо обладать информацией о наличии или отсутствии сведений о дисквалификации претендента на должность.

Запросы о предоставлении указанной информации фиксируются в Реестре с указанием лица (органа, организации), обратившегося с запросом, и даты запроса.

Результаты запроса оформляются в виде номерных выписок (когда имеется информация о дисквалификации) или справок об отсутствии таких сведений. Выписки (справки) по установленной форме имеют индивидуальные номера, подписываются должностными лицами - начальниками ИЦ МВД, ГУВД, УВД (либо лицами, их замещающими), заверяются печатью установленного образца.

Выписки (справки) выдаются заявителям сотрудниками, осуществляющими прием граждан в соответствующих информационных центрах МВД РФ, на личном приеме, под роспись, при предъявлении заявителем паспорта, а уполномоченным заявителем лицом - соответствующей доверенности.

Каковы последствия отказа от получения информации о дисквалификации из Реестра?

Ответственность за нарушение порядка получения информации из Реестра или отказ от обращения в Реестр за получением сведений о наличии или отсутствии дисквалификации административным законодательством не установлена. Однако если в дальнейшем окажется, что договор на осуществление деятельности по управлению юридическим лицом был заключен с лицом, подвергнутым дисквалификации, то юридическое лицо может быть привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере до 100 тысяч рублей (ст. 14.23 КоАП РФ).

Работник, подвернутый дисквалификации и принятый на должность, занимать которую он не вправе, подлежит увольнению на основании ч. 1 ст. 84 ТК РФ (заключение трудового договора в нарушение постановления судьи о дисквалификации), если указанного работника невозможно перевести с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу, выполнять которую в период дисквалификации ему не запрещено.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Статья для специалистов по работе с кадрами!

Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение.

Дополнительно Вы сможете:
- прочитать еще 5600 рекомендаций по кадровой и HR-тематике
- скачать 4800 готовых образцов документов
- посмотреть 54 видеолекции по трудовому законодательству

Подарок дня: Справочник должностных инструкций по профстандартам

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль