Дисциплинарная ответственность работников железнодорожного транспорта

8000
Помимо общей дисциплинарной ответственности, рассмотренной в этом же номере нашего журнала в статье Л. Ю. Бугрова "Дисциплинарная ответственность работников: общие правила", существует также специальная дисциплинарная ответственность, в которой предусмотрены виды взысканий, применяемых только к работникам какой-либо отрасли. В настоящей статье рассмотрена специальная дисциплинарная ответственность работников железнодорожного транспорта, которая базируется на необходимости обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, сохранения жизни и здоровья пассажиров и предусматривает особые меры дисциплинарного воздействия для нарушителей трудовой дисциплины.

Железнодорожный транспорт играет важную роль в развитии общественного производства современной России, представляя собой сложный экономический комплекс, размещенный на огромной территории. Статистические данные подтверждают, что доля внутреннего грузооборота транспорта общего пользования, приходящаяся на железные дороги, составляет 80 %, пассажирооборота - 40 %.

Следует заметить, что процедура приема на работу, рабочее время и время отдыха, а также оплата труда работников, чей труд непосредственно связан с движением транспортных средств, достаточно подробно регламентируются различными по юридической силе нормативными актами. Возникающие проблемы в правоприменительной деятельности так или иначе разрешаются по мере совершенствования российского трудового законодательства, но при этом остается весьма злободневной проблема правового регулирования дисциплинарной ответственности работников железнодорожного транспорта и ее практической реализации.

В советское время была установлена и считалась достаточно обоснованной специальная повышенная дисциплинарная ответственность работников железнодорожного транспорта, которая заключалась прежде всего в том, что на них налагались дополнительные дисциплинарные взыскания. При этом существовала неотвратимость наказания работника, так как руководитель транспортной организации был обязан привлечь правонарушителя к дисциплинарной ответственности.

Подобный подход законодателя обосновывался следующим: работники железнодорожного транспорта должны обеспечить безопасность движения в пределах широких географических границ транспортной системы государства; данные работники обслуживают источники повышенной опа ности; нарушения трудовой дисциплины могут создать прямую опасность жизни и здоровью населения.

дисциплина и безопасность

Дисциплина труда, как определено в ч. 1 ст. 189 ТК РФ, - это обязательное для всех работников (включая, безусловно, и работников железнодорожного транспорта) подчинение правилам поведения, установленным в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. В приведенном положении на первом месте выделяются нормы ТК РФ и федеральных законов, которым должны подчиняться все без исключения работники, заключившие трудовой договор с работодателем.

Обратите внимание!Право утверждать дисциплинарные уставы (положения) имеют исключительно федеральные органы законодательной власти

Кроме того, ст. 330 ТК РФ устанавливает, что дисциплина работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, регулируется ТК РФ и положениями (уставами) о дисциплине, устанавливаемыми федеральными законами.

Смысл данной статьи позволяет сделать вывод, что в сфере железнодорожного транспорта дисциплинарную ответственность можно разделить на две большие разновидности:

1) дисциплинарная ответственность работников, работающих на основе трудового договора в ОАО "РЖД", чей труд не связан с обслуживанием источников повышенной опасности, т. е. с движением и обслуживанием поездов;

2) дисциплинарная ответственность работников, работающих на основе трудового договора в ОАО "РЖД", чей труд связан с обслуживанием источников повышенной опасности, т. е. с движением транспортных средств - поездов и с маневровой работой.

Первый вид дисциплинарной ответственности можно считать общей дисциплинарной ответственностью, которая традиционно основывается на нормах ТК РФ (глава 30) и распространяется на всех работников, кроме тех, для кого введена специальная дисциплинарная ответственность, установленная федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине отдельных категорий работников.

Что касается второго вида дисциплинарной ответственности, то следует подчеркнуть важнейшее свойство, связанное с порядком ее установления и введения, а именно: право утверждать дисциплинарные уставы (положения) имеют исключительно федеральные органы законодательной власти (субъекты РФ в принципе не имеют подобного права). Статья 330 ТК РФ данную особенность выделяет особо.

Основной целью специальной дисциплинарной ответственности работников железнодорожного транспорта является укрепление правопорядка и законности в данной весьма значимой сфере общественного производства, где от надлежащего исполнения трудовых обязанностей зависит не только нормальное функционирование железнодорожного транспорта и его сохранность, но и жизнь людей, пользующихся его услугами.

Работник, выполняющий трудовую функцию по обслуживанию источника повышенной опасности, который в Федеральном законе от 10.01.03 № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" именуется как "работник железнодорожного транспорта общего пользования", в случае виновного противоправного неисполнения или ненадлежащего исполнения установленных трудовым договором специальных трудовых обязанностей должен, безусловно, претерпеть определенные неблагоприятные последствия.

Какова в настоящее время нормативная основа для наказания работника транспорта в случае неисполнения обязанностей?

В 1992 г. вступило в действие Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 25.08.92 № 621 (далее - Положение). На основе данного нормативного акта разрабатывались Правила внутреннего трудового распорядка, Генеральный коллективный договор ОАО "РЖД", коллективные договоры филиалов ОАО "РЖД", а также иные локальные нормативные акты ОАО "РЖД".

В вышеназванном Положении, которое с некоторыми изъятиями также распространялось и на работников метрополитенов, предусматривались дополнительные виды дисциплинарных взысканий:

1. Лишение машиниста свидетельства на право управления локомотивом (моторвагонным подвижным составом), водителя - свидетельства на право управления моторно-рельсовым транспортом несъемного типа, а помощника локомотива - свидетельства помощника машиниста на срок до трех месяцев или до одного года с переводом на другую работу на тот же срок (подобное наказание фактически сочетало в себе два вида дисциплинарных взысканий - лишение специального права и перевод, что противоречит, в частности, порядку применения дисциплинарных взысканий, установленному ст. 193 ТК РФ).

2. Освобождение от занимаемой должности, связанной с эксплуатационной работой железных дорог и государственных предприятий промышленного железнодорожного транспорта или иной работой по обеспечению безопасности движения поездов и маневровой работы и сохранности перевозимых грузов, багажа и вверенного имущества, с предоставлением работы с учетом профессии (специальности). (Выделяется определенная некорректность подобного наказания - работника против его волеизъявления увольняют с работы и предоставляют иную работу с учетом его профессии. Но как быть в том случае, если у работника имеется только единственная профессия, связанная с обслуживанием транспортных средств?)

3. Увольнение работника за совершение грубого нарушения дисциплины, создавшего угрозу безопасности движения поездов, маневровой работы, жизни и здоровью людей или приведшего к нарушению сохранности грузов, багажа и вверенного имущества.

Следует отметить, что Верховный Суд РФ отметил незаконность вышеназванных дополнительных дисциплинарных взысканий. Так, решением Верховного Суда РФ от 24.05.02 № ГКПИ 2002-375 незаконными и противоречащими действующему ТК РФ признаны ч. 3 п. 14; подп. "б" и "в" ч. 1 и ч. 3 п. 15; п. 17; ч. 1 п. 26 Положения, так как перевод на другую работу в качестве дисциплинарного взыскания подпадает под понятие принудительного труда, а принудительный труд в целях поддержания трудовой дисциплины запрещен ст. 4 ТК РФ.

НА № 9‘2007Подпункт "а" ч. 1 п. 15 и п. 16 Положения также были признаны незаконными решением Верховного Суда РФ от 28.10.02 № ГКПИ2002-1100. Пункт 18 признан противоречащим закону и недействующим постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 03.07.02 № 256пв-01.

При этом все принятые решения Верховного Суда по поводу признания незаконными и противоречащими ТК РФ специальных дисциплинарных взысканий по отношению к работникам железнодорожного транспорта (определениями данного высшего судебного органа) были оставлены без изменения, и применение на практике указанных взысканий в настоящее время невозможно.

правила поведения - в соответствии с законом

НА № 4‘2004Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта с учетом изменений, внесенных решением Верховного Суда РФ от 07.07.03 № ГКПИ 03-624, демонстрирует отмену выделенных ранее дисциплинарных взысканий применительно к работникам железнодорожного транспорта за дисциплинарные проступки, связанные с движением поездов.

В данном нормативном акте можно признать значимым в качестве основания для дисциплинарной ответственности лишь само определение дисциплинарного проступка, который заключается в виновном нарушении дисциплины, а также установление правил поведения в служебных помещениях, поездах, на территории предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта, в т. ч. и не при исполнении трудовых обязанностей. Данное понимание дисциплинарного проступка в подзаконном нормативном акте соответствует определению, представленному в ст. 192 ТК РФ, согласно которому дисциплинарным проступком является неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.

Мнение эксперта

Е. А. Ковалева,
помощник ректора государственного учреждения образования "Минский институт современны х технологий и маркетинга"

В пункте 26 Положения о дисциплине закреплена норма, касающаяся продления месячного срока применения дисциплинарного взыскания. С учетом специфики труда работников железнодорожного транспорта в месячный срок не включается, помимо времени болезни работника или нахождения его в отпуске, также время нахождения работника в пути

следования в пассажирских или грузовых поездах и время использования работниками суммированных дней отдыха.

Указанный п. 26 Положения о дисциплине противоречит нормам ТК РФ. Ч. 3 ст. 193 ТК РФ не содержит отсылки о возможности продления месячного срока для применения дисциплинарного взыскания в уставах и положениях о дисциплине.

Таким образом, время нахождения работника в пути следования в пассажирских или грузовых поездах, а также время использования работником суммированных дней отдыха, предусмотренное

ч. 1 п. 26 Положения о дисциплине, не влечет продления месячного срока для применения дисциплинарного взыскания. Норма в этой части указанного пункта признана незаконной решением Верховного Суда РФ от 24.05.02 № ГКПИ 2002-375.

Такая позиция законодателя и судебных органов обусловлена необходимостью защиты интересов сторон трудового договора, принимая во внимание, что эффективность наказания зависит от его оперативности и неотвратимости. В то же время работник не должен длительное время находиться под угрозой применения к нему дисциплинарного взыскания.

Дисциплинарная ответственность работников железнодорожного транспорта

Работник, совершивший проступок, угрожающий безопасности движения поездов и маневровой работы, жизни и здоровью людей, отстраняется от работы на этот рабочий день (смену) должностным лицом, осуществляющим распорядительные или контрольно-инспекторские функции на данном участке, с немедленным уведомлением об этом соответствующего руководителя. В уведомлении должны быть подробно изложены причины и обстоятельства, вызвавшие отстранение от работы. Отстранение от работы без достаточных оснований влечет за собой ответственность виновного должностного лица в установленном порядке (п. 22 Положения).

Следует отметить, что правила отстранения работника от работы достаточно подробно регламентируются ст. 76 ТК РФ, в которой подчеркивается, что все случаи отстранения должны быть предусмотрены федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ.

НА № 9‘2007Итак, трудовые отношения работников железнодорожного транспорта регулируются ТК РФ с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом от 10.01.03 № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", отраслевыми тарифными соглашениями и коллективными договорами, действующими в системе ОАО "РЖД".

При этом все вопросы, связанные с дисциплинарной ответственностью, согласно ст. 330 ТК РФ должны решаться только на основе ТК РФ и Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта, утв. федеральным законом. Согласно ч. 4 ст. 192 ТК РФ не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине, а данные уставы и положения, в свою очередь, устанавливаются только федеральными законами. Между тем в настоящее время Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта, соответствующего данному правилу, нет. Значит, указанное Положение можно признать действующим лишь в части, не противоречащей ТК РФ.

Обратите внимание! Перечень дисциплинарных взысканий, установленный в ст. 192 ТК РФ, следует считать на данный момент исчерпывающим

Следовательно, работники железнодорожного транспорта в настоящее время, вплоть до принятия соответствующего ст. 330 ТК РФ нормативного акта о дисциплине труда в сфере железнодорожного транспорта, должны привлекаться к дисциплинарной ответственности на основании норм ТК РФ, причем только в том случае, если существуют основания для применения мер дисциплинарной ответственности:1) противоправное поведение работника;2) вина работника;3) причинная связь между виновным поведением (действием или бездействием) работника и наступившими правовыми последствиями.

Установленные в ст. 192 ТК РФ виды дисциплинарных взысканий:1) замечание;2) выговор;3) увольнение по соответствующим основаниям.

Только принятие в будущем в соответствии с федеральным законом нового специального Положения о дисциплине, предназначенного для работников железнодорожного транспорта, может дополнить данный перечень дисциплинарных взысканий, связанных с грубыми нарушениями дисциплины в сфере железнодорожного транспорта.

При применении мер дисциплинарного взыскания руководитель железнодорожной транспортной организации с целью индивидуализации наказания, с учетом всех смягчающих и отягчающих вину обстоятельств и уважая личность работника, должен соблюдать правила применения дисциплинарных взысканий, установленные ст. 193 ТК РФ:1) затребование от работника письменного объяснения в течение двух рабочих дней;2)при непредоставлении объяснения по истечении двух рабочих дней работодатель должен составить соответствующий акт;3) отказ работника от дачи письменного объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания;4) взыскание может быть наложено не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников;5) за каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание (например, замечание или выговор);6) работника следует ознакомить с приказом (распоряжением) работодателя о применении дисциплинарного взыскания под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе, а при отказе работника от ознакомления также необходимо составить соответствующий акт.

Следует также отметить, что руководитель организации железнодорожного транспорта не вправе применить к работнику такое основание увольнения, как п. 9 ст. 83 ТК РФ, в котором упоминается обстоятельство, не зависящее от воли сторон, - истечение срока действия, приостановление действия на срок более двух месяцев или лишение работника специального права (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права) в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору. Если обратиться к действующему Кодексу РФ об административных правонарушениях, то в нем нельзя найти ни одного состава административного проступка, за совершение которого можно лишить права на управление транспортным средством субъекта железнодорожного транспорта.

дополнительные меры

Существующая в современный период проблема отсутствия специальных дисциплинарных взысканий, установленных в предусмотренном законом порядке и учитывающих специфику трудовой деятельности в сфере железнодорожного транспорта, должна заставлять транспортные организации, функционирующие в системе ОАО "РЖД", искать и применять иные меры дисциплинарного воздействия в сфере железнодорожного транспорта, которые не будут считаться дисциплинарными взысканиями. Это нужно в целях укрепления трудовой дисциплины и усиления заинтересованности работников в повышении производительности своего труда.

Например, согласно Положению о порядке применения предупредительных талонов машинистов, помощников машинистов локомотивов, моторвагонного подвижного состава, специального самоходного подвижного состава и водителей, помощников водителей дрезин, утв. приказом МПС РФ от 17.04.00 № 911, применяются такие меры дисциплинарного воздействия, как лишение предупредительных талонов.

Своеобразными мерами дисциплинарного воздействия также выступает невыплата премии и вознаграждения по итогам работы за год и другие средства, с помощью которых вполне возможно решить проблемы трудовой дисциплины.

Мнение эксперта

Е. А. Ковалева,
помощник ректора государственного учреждения образования "Минский институт современны х технологий и маркетинга"

Предупредительные талоны предназначены для профилактики нарушений безопасности движения поездов, производства маневровой работы, обеспечения охраны труда и соблюдения техники безопасности машинистами (помощниками) при исполнении ими трудовых обязанностей. Предупредительные талоны № 1, № 2 и № 3 (зеленый, желтый, красный) являются частью личной документации машиниста (помощника). Предупредительный талон № 1 выдается после издания приказа о назначении на должность, талоны № 2 и № 3 выдаются при лишении предыдущего.

Положением о порядке применения предупредительных талонов определены нарушения трудовых обязанностей машинистом (помощником), за которые могут изыматься талоны: нарушения

положений нормативных правовых и иных актов МПС России, железных дорог, отделений железных дорог, других предприятий железнодорожного транспорта по вопросам обеспечения безопасности движения поездов, при условии, что указанные нарушения не влекут за собой применения дисциплинарных взысканий в соответствии с Положением о дисциплине.

Следовательно, нормы этого Положения противоречат нормам ТК РФ, поскольку любое нарушение требований правил, входящих в круг трудовых обязанностей работника, является нарушением трудовой дисциплины и, соответственно, дисциплинарным проступком, за что возможно применение к работнику меры дисциплинарного взыскания (ст. 192 ТК РФ).

Данная мера предупреждения имеет юридические последствия для нарушителя. Во-первых, изъятие в течение календарного года предупредительных талонов № 1 и № 2 может повлечь за собой применение дисциплинарного взыскания. Во-вторых, руководитель организации обязан

провести разбор выявленных нарушений и применить меры дисциплинарного взыскания к машинистам или помощникам, имеющим красный талон № 3, если они вновь допустили нарушение правил технической эксплуатации железных дорог и инструкций. В-третьих, отбор предупредительного талона в зависимости от нарушения и его причин влечет за собой лишение премии полностью или частично. В-четвертых, одновременное наложение дисциплинарного взыскания и лишение предупредительных талонов № 1 или № 2 не допускается. В-пятых, изъятые предупредительные талоны № 1 и № 2 возвращаются машинистам (помощникам) по истечении 12 месяцев со дня последнего допущенного ими нарушения при условии безупречного исполнения ими трудовых обязанностей.

Таким образом, можно констатировать, что лишение машинистов (помощников) талонов предупреждения по своей правовой природе является мерой дисциплинарного взыскания, не предусмотренной Положением о дисциплине.

Резюмируя вышеизложенное по вопросу проблемы применения мер дисциплинарной ответственности к работникам железнодорожного транспорта, можно констатировать, что важность трудовой дисциплины в данной сфере общественного производства должна активизировать российского законодателя на принятие соответствующего подзаконного нормативного акта, устанавливающего специфику дисциплины труда работников железнодорожного транспорта с учетом всех способов поддержания дисциплины запретов, предписаний, дозволений и стимулирования - и в строгом соответствии с нормами ТК РФ.

Введение специальных дисциплинарных взысканий, которые были бы аналогичны ранее существовавшим в Положении о дисциплине труда работников железнодорожного транспорта, представляется актуальным и необходимым, так как это может существенно повысить уровень безопасности движения поездов и эксплуатации транспортных и иных технических средств на железнодорожном транспорте, связанных с перевозкой грузов и обслуживанием пассажиров.

Кстати сказать

Специальная ответственность в иных сферах деятельности

Специальная дисциплинарная ответственность существует и в иных сферах общественного производства; она заключается в том, что для отдельных работников могут быть предусмотрены другие дисциплинарные взыскания по сравнению с предусмотренными ТК РФ (ст. 192).

Прежде всего, необходимо выделить сферу государственной гражданской службы. В соответствии со ст. 57 Федерального закона от 27.07.04 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей представителем нанимателя, имеющим право назначать его на должность гражданской службы, помимо дисциплинарных взысканий, предусмотренных ст. 192 ТК РФ, может быть применено такое дисциплинарное взыскание, как предупреждение о неполном должностном соответствии. Кроме того, гражданского служащего можно временно отстранить от исполнения должностных обязанностей с сохранением или без сохранения денежного содержания на основании распоряжения руководителя, имеющего право назначать служащего на занимаемую им должность.

Особое общественное значение приобретает процесс прохождения государственной службы в органах прокуратуры. В соответствии с пунктом 1 ст. 41. 7 Федерального закона от 17.01.92 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" дисциплинарный проступок прокурорского работника определяется как неисполнение или ненадлежащее исполнение им служебных обязанностей и совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника, так как закон предъявляет повышенные требования к личным морально-нравственным качествам работника прокуратуры.

Соответственно, за совершение дисциплинарного проступка прокурорский работник может быть подвергнут дисциплинарным взысканиям, перечень которых весьма расширен по сравнению со ст. 192 ТК РФ:
 замечание;
 выговор;
 строгий выговор;
 понижение в классном чине;
 лишение нагрудного знака "За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации";
 лишение нагрудного знака "Почетный работник прокуратуры Российской Федерации";
 предупреждение о неполном служебном соответствии;
 увольнение из органов прокуратуры.

Дисциплинарный устав таможенной службы РФ, утв. Указом Президента РФ от 16.11.98 № 1396, предусматривает, что за нарушение служебной дисциплины на сотрудников таможенных органов могут налагаться следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии по результатам аттестации, увольнение из таможенных органов. Это также свидетельствует о повышенных требованиях к работникам данной службы.

Новый Федеральный закон от 02.03.07 № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", вступивший в силу с 1 июня 2007 г., предусматривает по аналогии с ТК РФ в сфере муниципальной службы такие виды дисциплинарных взысканий, как замечание, выговор, увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям (ст. 27), но одновременно дополняется, что муниципальный служащий, допустивший дисциплинарный проступок, может быть временно (но не более чем на один месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания; отстранение производится муниципальным правовым актом. Данный факт позволяет утверждать, что дисциплинарная ответственность муниципальных служащих носит специальный характер.

Устав о дисциплине работников организаций с особо опасным производством в области использования атомной энергии, утв. постановлением ПравительстваРФ от 10.07.98 № 744, помимо ответственности, предусмотренной законодательством РФ о труде, также вводит специальную дисциплинарную ответственность для работников организаций, использующих атомную энергию, так как дисциплинарные проступки в данной сфере представляют опасность для жизни и здоровья населения России.

Следует выделить такие виды дисциплинарных взысканий: предупреждение о неполном служебном соответствии;
перевод с согласия работника на другую, нижеоплачиваемую работу или другую, низшую должностьна срок до трех месяцев;
перевод с согласия работника на работу, не связанную с проведением работ в особо опасном производстве в области использования атомной энергии, с учетомпрофессии (специальности) на срок до одного года;
освобождение от занимаемой должности, связан-ной с проведением работ в особо опасном производстве в области использования атомной энергии, с предоставлением с согласия работника иной работы с учетом профессии (специальности);
доставлением с согласия работника иной работы с учетом профессии (специальности);
увольнение за однократное нарушение законодательства РФ в области использования атомной энергии из числа нарушений, предусмотренных ст. 61 Федерального закона от 21.11.95 № 170-ФЗ "Об использо-вании атомной энергии", если последствия этого нару-шения создают угрозу для безопасности работы организации и представляют опасность для жизни и здоровья людей.

В том случае, если соответствующий работник не согласен на продолжение работы в иных условиях в связи с применением к нему дисциплинарных взысканий, связанных с переводом на другую работу, трудовой договор с ним будет прекращен в соответствии с ТК РФ.

Итак, отдельные категории работников несут специальную дисциплинарную ответственность, и к ним применяется более расширенный перечень дисциплинарных взысканий, предусмотренных федеральны-ми законами, уставами и положениями о дисциплине, которые принимаются указом Президента РФ или утверждаются Правительством РФ в соответствии с федеральными законами.

В сфере транспорта (помимо железнодорожноготранспорта, имеющего свою специфику) в настоящеевремя действуют:

1) Устав о дисциплине работников морскоготранспорта, утв. постановлением Правительства РФот 23.05.00 № 395, в котором в п. 13 предусмотрен та-кой специальный вид дисциплинарного взыскания,как предупреждение о неполном служебном соотвествии;

2) Устав о дисциплине работников рыбопромыслового флота Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 21.09.00 № 708, в котором установлены такие взыскания, как строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии изъятие дипломов у капитанов и лиц командного состава рыбопромыслового флота РФ на срок до трех лет с переводом с согласия работника на другую работу на тот же срок с учетом профессии (специальности)в соответствии с законодательством РФ.

Тем не менее соответствующие уставы (положения) о дисциплине работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, в соответствии со ст. 330 ТК РФ должны быть установлены только федеральными законами что обусловлено особой значимостью сферы транспорта для общественного производства РФ и безопасности ее граждан. В связи с этим действующиев настоящее время уставы и положения о дисциплине труда указанных категорий работников должны быть пересмотрены на основе принятия в будущем федеральных законов, отражающих специфику того или иного вида транспорта.

Однако вплоть до принятия такого акта транспортные организации (работодатели), функционирующие в системе ОАО "РЖД", должны следовать нормам ТК РФ, позволяющим в какой-то мере обеспечить правомерное поведение всех участников трудового процесса в рамках трудовых правоотношений при должной реализации субъективных прав и обязанностей, установленных для всех работников и работодателей.

перспективы

23 мая 2007 г. Государственная Дума РФ приняла в первом чтении Федеральный закон "Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта общего пользования в Российской Федерации", который должен реализовать положения Трудового кодекса РФ с учетом кардинальных изменений и дополнений 2006 года. В частности, статья 330 ТК РФ устанавливает, что дисциплина работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, регулируется настоящим Кодексом и положениями (уставами) о дисциплине, устанавливаемыми федеральными законами.

Новый федеральный закон учитывает, что труд работников железнодорожного транспорта базируется на необходимости обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, сохранения жизни и здоровья пассажиров. Для достижения этих целей специальная дисциплинарная ответственность работников железнодорожного транспорта предусматривает особые меры дисциплинарного воздействия для нарушителей трудовой дисциплины и кроме того, дополнительно выделяются меры поощрения за добросовестное выполнение трудовых обязанностей в сфере железнодорожного транспорта.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Статья для специалистов по работе с кадрами!

Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение.

Дополнительно Вы сможете:
- прочитать еще 5600 рекомендаций по кадровой и HR-тематике
- скачать 4800 готовых образцов документов
- посмотреть 54 видеолекции по трудовому законодательству

Подарок дня: Справочник должностных инструкций по профстандартам

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль