Трудовой кодекс РФ: новеллы в разделе "Охрана труда"

7533

В разделе Х ТК РФ, посвященном охране труда, нет ни одной статьи, которая так или иначе не была бы затронута Федеральным законом от 30.06.06 № 90-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (далее - Закон от 30.06.06 № 90-ФЗ).

Семь статей (ст. 215, 221, 227, 228, 229, 230, 231) из 29 представлены в новой редакции, в 16 статей внесены те или иные изменения, дополнения, редакционная корректировка, шесть новых статей добавлены в раздел. Более того, дополнительно в одну из статей (ст. 215) изменения были внесены Федеральным законом от 18.12.06 № 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон от 18.12.06 № 232-ФЗ).

Не все изменения равнозначны по степени важности, тем не менее следует обратиться к содержанию каждой из статей раздела, чтобы понять, изменился ли подход к охране труда после того, как ТК РФ стал действовать в новой редакции с 6 октября 2006 г., а некоторые из его статей - в 2007 г. после вступления в силу Закона от 18.12.06 № 232-ФЗ и Федерального закона от 30.12.06 № 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - Закон от 30.12.06 № 271-ФЗ).

общие положения, касающиеся охраны труда

Закрепление в ТК РФ понятий, которым посвящена ст. 209, играет большую роль для правильного понимания и применения законодательства об охране труда, а также для разработки и осуществления мероприятий по совершенствованию условий охраны труда. В перечне мероприятий, которые составляют систему охраны труда (ч. 1 ст. 209), на первом месте стоит их правовое обеспечение.

Обратите внимание! Федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации" утратил силу в соответствии с Федеральным законом от 30.06.06 № 90-ФЗ

Вспомним, что в ст. 7 Конституции РФ провозглашается: в Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей. Механизм реализации этого тезиса был заложен в Федеральном законе от 17.07.99 № 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации". Все его принципиальные положения были воспроизведены в Трудовом кодексе РФ.

Понятие "условия труда", которое мы также видим в ч. 1 ст. 209 ТК РФ, является более общим по отношению к условиям труда, соответствующим требованиям охраны труда (им посвящена ст. 220 ТК РФ), и нормальным условиям труда для выполнения норм выработки (ст. 163 ТК РФ). Условия труда могут называться отвечающими требованиям охраны труда и обеспечивающими безопасность труда (о них впервые в ТК РФ упомянуто в ст. 22) только тогда, когда они удовлетворяют государственным нормативным требованиям, установленным правилами и инструкциями по охране труда. Это вытекает из тех новых понятий, которые введены в ст. 209 ТК РФ Законом от 30.06.06 № 90-ФЗ, - "требования охраны труда", "государственная экспертиза условий труда", "аттестация рабочих мест".

Некоторые понятия, которым уделено внимание в ст. 209 ТК РФ, находят свою конкретизацию в иных статьях ТК РФ. В частности, государственным нормативным требованиям охраны труда посвящена ст. 211 ТК РФ в ее новой редакции, государственной экспертизе условий труда - новая ст. 2161 ТК РФ, средствам индивидуальной и коллективной защиты - ст. 221, 222 ТК РФ.

Законом от 30.06.06 № 90-ФЗ проведены как редакционная правка ст. 210 ТК РФ, так и уточнение основных направлений государственной политики в области охраны труда. Примером редакционной правки может служить уточнение такого направления государственной политики, как государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда: в первоначальной редакции слова "государственные нормативные" были опущены. Другой пример: вместо отраслевых программ в абз. 3 ч. 1 ст. 210 ТК РФ стали упоминаться ведомственные целевые программы улучшения условий и охраны труда.

Одобрительно следует отнестись к уточнению такого направления государственной политики, как установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда: исчезли несколько слов, определяющих эти условия, - "неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда". Очевидно, что для лиц, занятых в неблагоприятных производственных, климатических условиях и ежедневно испытывающих их влияние на свое здоровье, для получения соответствующих денежных выплат не должно иметь значения, можно или нет устранить вредные и опасные факторы, - для них важно, что эти дефекты существуют там, где они трудятся.

Ранее, ст. 210 ТК РФ Теперь, ст. 210 ТК РФ

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:
государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;
…………………………
установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;
………………………… 

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:
…………………………
государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда;
государственная экспертиза условий труда;
…………………………
установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
…………………………
профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;
…………………………
установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
…………………………

В статье 211 ТК РФ обращает на себя внимание уточнение части 3, посвященной порядку разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих нормативные требования охраны труда: если ранее речь шла об установлении такого порядка только Правительством РФ, то теперь подчеркивается, что Правительство РФ устанавливает этот порядок с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Ранее, ч. 3 ст. 211 ТК РФ Теперь, ч. 3 ст. 211 ТК РФ

Порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также сроки их пересмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

обязанности работодателя и работника в области охраны труда

В статье 22 ТК РФ обязанности работодателя в рассматриваемой сфере представлены одной фразой: он обязан обеспечить безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. Расшифровка этой обязанности дана в ст. 212 ТК РФ.

Оставив в стороне редакционные уточнения общего плана (сквозные, "рассыпанные" по всему Кодексу), выделим те уточнения обязанностей работодателя, которые имеют принципиальное значение.

1. Работодатель теперь обязан обеспечить применение не любых, а сертифицированных средств индивидуальной и коллективной защиты.

2. В случаях, предусмотренных законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, работодатель обязан организовывать проведение за счет собственных средств не только обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований), но и обязательных психиатрических освидетельствований работников. В этом же абзаце 11 ч. 2 ст. 212 ТК РФ применительно к внеочередным медицинским осмотрам (обследованиям) работников по их просьбе называются медицинские рекомендации вместо медицинских заключений. Обязательные психиатрические освидетельствования теперь упоминаются и в следующем абзаце, где речь идет об обязанности работодателя не допускать работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований), а также в случаях медицинских противопоказаний.

3. В обязанности работодателя дополнительно включена доставка работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи.

4. Новая редакция абз. 22 ч. 2 ст. 212 ТК РФ теперь дает основание говорить об обязанности работодателя обеспечить разработку и утверждение с учетом мнения выборного профсоюзного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа не только инструкций, но правил по охране труда. Отсылка здесь же к ст. 372 ТК РФ лишний раз напоминает, что работодатель должен соблюдать порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии упомянутых правил и инструкций.

Из обязанностей работника в области охраны труда отметим лишь ту, которая упомянута в абз. 6 ст. 214 ТК РФ. Если раньше речь шла об обязанности работника проходить только обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования), то теперь названа и обязанность проходить внеочередные медицинские осмотры (обследования) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.

Ранее, ст. 214 ТК РФ Теперь, ст. 214 ТК РФ

Работник обязан:
соблюдать требования охраны труда, установленные законами и иными нормативными правовыми актами, а также правилами и инструкциями по охране труда;
…………………………
проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ по охране труда, оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда;

…………………………
проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования).

Работник обязан:
соблюдать требования охраны труда;
…………………………
проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда;
…………………………
проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования), а также проходить внеочередные медицинские осмотры (обследования) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Статья 215 ТК РФ неоднократно подвергалась изменениям.

Ранее (в редакции ФЗ от 22.08.04 № 122-ФЗ) Ранее (в редакции ФЗ от 30.06.06 № 90-ФЗ) Теперь (в редакции ФЗ от 18.12.06 № 232-ФЗ)

Проекты строительства и реконструкции производственных объектов, а также машины, механизмы и другое производственное оборудование, технологические процессы должны соответствовать требованиям охраны труда.

Запрещаются строительство, реконструкция, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий без заключений государственной экспертизы условий труда о соответствии указанных в части первой настоящей статьи проектов требованиям охраны труда.

Новые или реконструируемые производственные объекты не могут быть приняты в эксплуатацию без заключений соответствующих федеральных органов исполнительной власти в области государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда.

Машины, механизмы и другое производственное оборудование, транспортные средства, технологические процессы, материалы и химические вещества, средства индивидуальной и коллективной защиты работников, в том числе иностранного производства, должны соответствовать требованиям охраны труда, установленным в Российской Федерации, и иметь сертификаты соответствия.

Машины, механизмы и другое производственное оборудование, транспортные средства, технологические процессы, материалы и химические вещества, средства индивидуальной и коллективной защиты работников, в том числе иностранного производства, должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда и иметь декларацию о соответствии и (или) сертификат соответствия.

Проекты строительства и реконструкции производственных объектов, машин, механизмов и другого производственного оборудования, технологических процессов должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда.

Запрещаются строительство, реконструкция, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий без заключений государственной экспертизы условий труда о соответствии указанных в части второй настоящей статьи проектов государственным нормативным требованиям охраны труда.

Новые или реконструируемые производственные объекты не могут быть приняты в эксплуатацию без заключений соответствующих федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

...

Машины, механизмы и другое производственное оборудование, транспортные средства, технологические процессы, материалы и химические вещества, средства индивидуальной и коллективной защиты работников, в том числе иностранного производства, должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда и иметь декларацию о соответствии и (или) сертификат соответствия.

Запрещаются техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий без заключений государственной экспертизы условий труда о соответствии машин, механизмов и другого производственного оборудования, технологических процессов требованиям охраны труда.

Оценка соответствия проектов строительства, реконструкции, капитального ремонта производственных объектов требованиям охраны труда осуществляется путем проведения государственной экспертизы проектной документации и осуществления государственного строительного надзора в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Новые или реконструируемые производственные объекты не могут быть приняты в эксплуатацию без заключений соответствующих федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

...

организация охраны труда

В главе 35 ТК РФ, посвященной организации охраны труда, в первую очередь обращает на себя внимание корректировка ст. 216 ТК РФ в части распределения полномочий в области охраны труда между органами исполнительной власти.

Во-первых, Законом от 30.06.06 № 90-ФЗ признана утратившей силу ч. 2 данной статьи, где говорилось, что распределение полномочий в области охраны труда между федеральными органами исполнительной власти осуществляется Правительством РФ.

Во-вторых, в ч. 4 ст. 216 ТК РФ без изменения осталось первое предложение, в котором предусматривается, что государственное управление охраной труда на территориях субъектов РФ осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда в пределах их полномочий. Однако добавлено: отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов РФ.

В новой статье 2161 ТК РФ, которая введена Законом от 30.06.06 № 90-ФЗ, в общей форме называются государственные органы, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, цель такой экспертизы, права и обязанности лиц, проводящих экспертизу.

В связи с изменениями ч. 1 и 2 ст. 217 ТК РФ, произошедшими на основании Закона от 30.06.06 № 90-ФЗ, расширился круг работодателей, у которых должна создаваться служба охраны труда или вводиться должность специалиста по охране труда. Если ранее это касалось организаций с численностью более 100 работников, то теперь речь идет о работодателях, численность работников которых превышает 50 человек.

Значительно изменено содержание ч. 3 ст. 217 ТК РФ. Ранее в ней говорилось только о заключении работодателями, у которых отсутствует служба охраны труда (специалист по охране труда), договоров со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда. Теперь же в ч. 3 ст. 217 ТК РФ сказано по-другому: в подобных случаях соответствующие функции осуществляют работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда. Далее из ч. 3 ст. 217 ТК РФ видно следующее:

  • между работодателем и указанной выше организацией (специалистом) заключается гражданско-правовой договор;
  • организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации;
  • перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, и правила аккредитации устанавливаются Минздравсоцразвития России.

Сказанное свидетельствует: ст. 217 ТК РФ в современной редакции более четко определяет, как следует работодателю выйти из положения, когда у него нет службы (специалиста) охраны труда, с кем именно заключаются договоры и какие договоры.

В статье 218 ТК РФ уточнение коснулось издания Типового положения о комитете (комиссии) по охране труда: если ранее говорилось, что оно утверждается федеральным органом исполнительной власти по труду, то теперь это должен будет сделать федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, которым в настоящее время является Минздравсоцразвития России.

права работников на охрану труда

Ряд статей ТК РФ (ст. 219-225 из главы 36 "Обеспечение прав работников на охрану труда" ТК РФ) в основном вобрал в себя содержание соответствующих статей уже отмененного Федерального закона от 17.07.99 № 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации". Например, ст. 219 и 220 ТК РФ первоначально воспроизводили содержание ст. 8 и 9 упомянутого Закона. Несмотря на то что ст. 219-225 ТК РФ довольно подробно характеризуют права работников на охрану труда, Законом от 30.06.06 № 90-ФЗ не только внесены в них редакционные уточнения, но и сделаны дополнения в перечень прав работников и механизм их реализации. Комплексно нововведения в этих статьях выглядят следующим образом.

1. Более четко и подробно в ст. 219 ТК РФ теперь идет речь о компенсациях работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Во-первых, размеры компенсаций таким работникам, как сказано во вновь появившейся ч. 2 ст. 219 ТК РФ, должны устанавливаться в порядке, определяемом Правительством РФ, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Во-вторых, при установлении повышенных или дополнительных компенсаций за работу в неблагоприятных производственных условиях в коллективных договорах, локальных нормативных актах следует учитывать финансово-экономическое положение работодателя (ч. 3 ст. 219 ТК РФ). В-третьих, предусмотрено, что в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест по условиям труда* или заключением государственной экспертизы условий труда, компенсации работникам не устанавливаются (ч. 4 ст. 219 ТК РФ).

2. Новая редакция ст. 221 ТК РФ дала возможность лишний раз подчеркнуть: средства индивидуальной защиты выдаются работникам бесплатно; работодатель обязан за счет своих средств обеспечивать не только хранение, стирку, сушку, дезинфекцию и ремонт средств индивидуальной защиты, но и их своевременную выдачу.

3. Работодателю предоставлено право устанавливать выдачу средств индивидуальной защиты по нормам, улучшающим (по сравнению с типовыми) защиту работников от неблагоприятных условий труда. При этом работодателю следует учитывать мнение выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и свое финансово-экономическое положение (ч. 2 ст. 221 ТК РФ).

4. В статье 222 ТК РФ осталась запись о том, что нормы и условия бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов, а также лечебно-профилактического питания устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ, но теперь еще и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 3 ст. 222 ТК РФ). Таким же образом определяется порядок прохождения всеми работниками, в т.ч. и руководителями, обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда (ч. 1 ст. 225 ТК РФ).

5. Применительно к финансированию мероприятий по улучшению условий и охраны труда (ст. 226 ТК РФ) отметим такие уточнения:

  • изменена доля затрат на производство продукции (работ, услуг), которая должна идти на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда (сейчас это 0,2% такой суммы, а ранее было 0,1 %, для некоторых организаций -0,7% эксплуатационных расходов);
  • исключение из указанного выше правила сделано для государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений (ранее вместо государственных унитарных предприятий назывались федеральные казенные предприятия);
  • среди средств, направляемых на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, теперь не называются штрафы, взыскиваемые за нарушения трудового законодательства (согласно п. 5 ст. 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством РФ).
Ранее, ст. 226 ТК РФ Теперь, ст. 226 ТК РФ

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном законами, иными нормативными правовыми актами и актами органов местного самоуправления.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также за счет:
средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение трудового законодательства, перечисляемых и распределяемых в соответствии с федеральным законом, а также в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
добровольных взносов организаций и физических лиц.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях независимо от организационно-правовых форм (за исключением федеральных казенных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,1 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, - в размере не менее 0,7 процента суммы эксплуатационных расходов.

В отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях, а также в организациях могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

.....................................................

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

В отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях, а также у работодателей могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

.....................................................

Об учете и расследовании несчастных случаев мы поговорим в одном из следующих номеров.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Актуально


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Статья для специалистов по работе с кадрами!

Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение.

Дополнительно Вы сможете:
- прочитать еще 5600 рекомендаций по кадровой и HR-тематике
- скачать 4800 готовых образцов документов
- посмотреть 54 видеолекции по трудовому законодательству

Подарок дня: Справочник должностных инструкций по профстандартам

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль