Новое в регулировании труда иностранных работников

4793
 Коршунова Татьяна Юрьевна
Канд. юрид. наук, доцент, ведущий научный сотрудник отдела законодательства о труде и социальном обеспечении.
Практически все страны мира сталкиваются с необходимостью привлекать и использовать иностранную рабочую силу. Данный процесс обусловлен демографическими изменениями, характеризующимися текущим и перспективным снижением численности населения в развитых странах, глобализацией рынков труда, которая ведет к углублению международного разделения труда, предполагает интенсификацию обмена квалифицированными специалистами. Не осталась в стороне от данных процессов и Россия. Причем в последнее время отмечаются серьезные изменения в правовом регулировании порядка привлечения и использования иностранной рабочей силы.

Всоответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

В развитие конституционных положений ч. 5 ст. 11 ТК РФ определено: на территории России правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных ими либо с их участием, работников международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

Приведенная норма означает, что трудовая правосубъектность иностранцев и лиц без гражданства приравнивается к трудовой правосубъектности российских граждан.

Вместе с тем при применении труда иностранных граждан возникает множество проблем, требующих специального законодательного регулирования. Так, применяя труд мигрантов, необходимо учитывать и соблюдать интересы российских граждан. Допуская труд иностранных работников, необходимо соблюдать принципы, закрепленные во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г., Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966 г., Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. и Конвенции о правах ребенка 1989 г.

Кроме того, при регулировании труда иностранных работников необходимо руководствоваться положениями, содержащимися в Конвенции МОТ о трудящихся-мигрантах (№ 97), Конвенции о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении работникам-мигрантам равенства возможностей и обращения (№ 143), Рекомендации о работниках-мигрантах (№ 86 и № 151), Конвенции о принудительном или обязательном труде (№ 29) и Конвенции об упразднении принудительного труда (№ 105).

В соответствии с этими документами в национальном законодательстве должны содержаться положения, регулирующие условия привлечения к работе трудящихся-мигрантов, их права и обязанности, а также гарантии реализации их прав, меры по борьбе с нелегальной миграцией и пр.

В связи с этим принято и специальное законодательство, которое регулирует труд иностранной рабочей силы на территории РФ. Законодательным актом, который наиболее комплексно решает вышеперечисленные вопросы, является Федеральный закон от 25.07.02 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об иностранцах).

Однако не для всех иностранцев и лиц без гражданства устанавливаются изъятия в сфере трудоправовой деятельности.

Толковый с ловарь

Иностранный гражданин - это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

В соответствии со ст. 2 Закона об иностранцах иностранный работник есть иностранный гражданин, временно пребывающий в РФ и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность. Однако, как следует из положений Закона об иностранцах, установленные им ограничения применяются не ко всем иностранцам.

Так, на территории России трудятся постоянно проживающие, а также временно проживающие в стране лица, не имеющие российского гражданства. Они имеют право участвовать в трудовых отношениях, не получая на то никакого специального разрешения. В России работают лица, являющиеся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в РФ, сотрудниками международных организаций. Трудовую деятельность осуществляют и журналисты, аккредитованные в стране.

Субъектами ограничений, предусмотренных Законом об иностранцах, являются так называемые "трудящиеся-мигранты", т. е. лица, которые будут заниматься, занимаются или занимались оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданином которого они не являются. Как видно, все иностранные работники поделены законодателем на три группы.

К первой можно отнести лиц, постоянно или временно пребывающих на территории РФ. Как правило, эти люди приезжают в страну не на постоянное жительство и начинают искать работу. Для многих из них разрешение на временное проживание и получение вида на жительство (разрешения на постоянное проживание) являются необходимыми этапами для получения гражданства РФ.

Ко второй группе относятся лица, трудовая деятельность которых связана с выполнением трудовой функции для работодателя, которым является иностранное государство или иностранное юридическое лицо.

Обратите внимание!Конвенция ООН "О защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей" вступила в силу 1 июля 2003 г. Российская Федерация в данной Конвенции не участвует

К третьей группе относятся иностранные граждане (лица без гражданства), специально приехавшие в Российскую Федерацию для заключения трудового договора (получения работы). Это и есть трудящиеся-мигранты в понимании Международной конвенции "О защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей" (18 декабря 1990 г.), а также Соглашения Содружества Независимых Государств о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов от 15.04.1994 г.

Положения, рассматриваемые далее в настоящей работе, будут в основном касаться именно трудящихся-мигрантов, обладающих особым статусом в трудовых отношениях на территории России.

условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях на территории России

Обратите внимание!Условием осуществления иностранными гражданами и лицами без гражданства трудовой деятельности на территории Российской Федерации является их законное пребывание на территории РФ

Для того чтобы иностранный гражданин или лицо без гражданства могли вступать в трудовые отношения на территории России, они должны иметь подтверждение того, что их пребывание в стране является законным.

Законом определено следующее: только лица, имеющие действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором РФ документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в РФ, считаются законно находящимися в стране.

Естественно, что лица, не выполнившие установленных требований по оформлению своего пребывания в РФ, обладают фактической способностью к труду, однако на законном основании не могут вступить в трудовые отношения, а значит и невозможно говорить о распространении в отношении таких лиц норм законодательства о труде.

Обратите внимание! Условием осуществления иностранными гражданами и лицами без гражданства трудовой деятельности на территории Российской Федерации является законность их допуска к работе

Законность допуска к работе является вторым условием осуществления иностранными гражданами и лицами без гражданства трудовой деятельности на территории РФ.

Разрешительный порядок вступления в трудовые отношения не распространяется на иностранных граждан:1) постоянно проживающих в РФ;2) временно проживающих в РФ;3) являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в РФ, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;4) являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шеф-монтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в РФ технического оборудования;5) являющихся журналистами, аккредитованными в РФ; 6) обучающихся в РФ в образовательных учреждениях профессионального образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул;7) обучающихся в РФ в образовательных учреждениях профессионального образования и работающих в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образовательных учреждениях, в которых они обучаются;8) приглашенных в РФ в качестве преподавателей для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением лиц, въезжающих в Россию для занятия преподавательской деятельностью в учреждениях профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждениях).

Временно проживающий в России иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание.

НА №1'2007Федеральным законом от 18.07.06 № 110-ФЗ, вступившим в силу с 15 января 2007 г., в Закон об иностранцах внесены изменения, цель которых - упрощение миграционных процедур, а также корректировка механизма трудоустройства иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ.

Для обеспечения наиболее оптимального баланса трудовых ресурсов в отдельных регионах страны и в России в целом пересмотрены отдельные положения вышеуказанного Федерального закона.

Так, новая редакция Закона об иностранцах предоставляет Правительству РФ право ежегодно определять потребность в привлечении иностранных работников, в т. ч. по приоритетным профессионально-квалификационным группам, с учетом политической, экономической, социальной и демографической ситуации, а также в целях оценки эффективности использования иностранной рабочей силы.

Исполнительные органы государственной власти субъекта РФ ежегодно определяют потребность в привлечении иностранных работников, оценивают эффективность использования иностранной рабочей силы, вклад иностранных работников в социально-экономическое развитие данного субъекта РФ. Определение органами государственной власти субъекта РФ потребности в привлечении иностранных работников осуществляется в соответствии с правилами, установленными Правительством РФ.

В целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан России, а также в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства Правительство РФ вправе устанавливать квоты на выдачу иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, разрешений на работу - как на территории одного или нескольких субъектов РФ, так и на всей территории России.

Указанные квоты могут устанавливаться в зависимости от профессии, специальности, квалификации иностранных граждан, страны их происхождения, а также в зависимости от иных экономических и (или) социальных критериев с учетом региональных особенностей рынка труда. Установленные квоты не распространяются на иностранных граждан - квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по имеющейся у них профессии (специальности) в соответствии с перечнем профессий (специальностей, должностей), утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию занятости населения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере социально-экономического развития и торговли.

Правительство РФ вправе ежегодно с учетом региональных особенностей рынка труда и необходимости в приоритетном порядке трудоустройства граждан России устанавливать допустимую долю иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность как на территории одного или нескольких субъектов РФ, так и на всей территории страны. При установлении указанной допустимой доли Правительство РФ определяет срок приведения в соответствие с ней хозяйствующими субъектами численности используемых ими иностранных работников. Такой срок устанавливается с учетом необходимости соблюдения работодателями порядка расторжения трудового договора, установленного трудовым законодательством РФ.

Как уже было сказано, трудящиеся-мигранты осуществляют трудовую деятельность в России в разрешительном порядке.

НА №2'2007В соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.11.06 № 681 "О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации" утверждены Правила выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации (далее - Правила).

Правила в соответствии с Законом об иностранцах устанавливают порядок выдачи:1) работодателям, заказчикам работ (услуг), в т. ч. иностранным гражданам, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность без образования юридического лица (далее - работодатели), - разрешений на привлечение и использование иностранных работников (далее - Разрешение);2) иностранным гражданам и лицам без гражданства, прибывающим в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, - разрешений на работу;3) иностранным гражданам и лицам без гражданства, прибывшим в РФ в порядке, не требующем получения визы, - разрешений на работу.

порядок получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников

Разрешение является документом, подтверждающим право работодателя на привлечение и использование иностранных работников в РФ. По общему правилу Разрешение выдается Федеральной миграционной службой или ее территориальными органами (далее - орган миграционной службы) при наличии заключения органа исполнительной власти субъекта РФ, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ.

Кстати сказать

В развитие положений п. 5 ст. 18.1 Закона об иностранцах Правительство РФ 15 ноября 2006 г. приняло постановление № 683 "Об установлении на 2007 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли на территории Российской Федерации". Им установлена на 2007 год допустимая доля иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории РФ виды деятельности в сфере розничной торговли, предусмотренные Общероссийским классификатором видов экономической деятельности.

Хозяйствующим субъектам необходимо привести численность используемых иностранных работников в соответствие с установленными ограничениями согласно данному постановлению. Это означает, что численность работников-мигрантов, осуществляющих трудовую деятельность в указанных сферах, должна быть сокращена, а трудовые договоры с иностранными работниками должны быть прекращены. Порядок прекращения трудового договора с данной категорией работников будет рассмотрен в дальнейшем.

Допустимая доля иностранных работников в сфере розничной торговли

Новое в регулировании труда иностранных работников

Для получения Разрешения работодатель либо уполномоченное им лицо (далее - заявитель) подает непосредственно или по почте заказным письмом в орган миграционной службы заявление по форме, утверждаемой Федеральной миграционной службой, к которому прилагаются следующие документы:

Обратите внимание!Разрешение на привлечение и использование иностранных работников в организациях, подведомственных Министерству обороны РФ, выдается Федеральной миграционной службой при наличии заключения Министерства

1) регистрационные документы:а) для российского юридического лица:
- копия свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц;
- копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по месту регистрации;б) для иностранного юридического лица:
- копия свидетельства о регистрации юридического лица;
- копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по месту регистрации в РФ;
- копия свидетельства об открытии филиала и копия свидетельства о его аккредитации;
- копия разрешения на открытие представительства и копия свидетельства о его аккредитации;в) для индивидуального предпринимателя:
- копия свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей;
- копия документа, удостоверяющего личность и место регистрации индивидуального предпринимателя;
- копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по месту регистрации;

Обратите внимание!Правила предусматривают представление в орган миграционной службы проекта трудового договора, а не подписанного сторонами трудового договора. Требования к такому документу законодательно не определены, однако необходимо отметить, что он должен содержать все обязательные для включения в трудовой договор условия, предусмотренные ст. 57 ТК РФ

2) проект трудового договора или другие документы, подтверждающие предварительную договоренность с иностранными гражданами или зарубежными партнерами о намерении и об условиях привлечения иностранных работников. При этом условия оплаты и охраны труда иностранных граждан, их социального обеспечения и страхования определяются законодательством РФ с учетом особенностей, предусмотренных международными договорами РФ;3) документ об уплате государственной пошлины за выдачу работодателю разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

При приеме документов проверяется полнота их представления и заполнения. В случае если не представлен какой-либо из документов или неправильно заполнено заявление, документы возвращаются заявителю.

Оформленные на территории иностранного государства официальные документы, копии которых представляются для получения иностранным работодателем разрешений на привлечение и использование иностранных работников, должны быть легализованы в консульских учреждениях РФ за рубежом, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

В случае если документы составлены на иностранном языке, к ним прилагается нотариально заверенный перевод на русский язык. Если копии документов представляются без предъявления подлинников, то они также должны быть нотариально заверены.

Уполномоченное должностное лицо органа миграционной службы регистрирует заявление с проставлением на нем регистрационного номера, а также выдает заявителю копию заявления с отметкой о дате его принятия.

Решение о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников принимается органом миграционной службы в течение 30 дней со дня подачи заявления и всех необходимых документов. В случае если для принятия решения о выдаче такого разрешения требуется проведение экспертизы документов, решение принимается в 15-дневный срок после получения экспертного заключения, но не позднее 45 дней со дня подачи документов.

Разрешение на привлечение и использование иностранных работников выдается по форме, утверждаемой Федеральной миграционной службой. Бланк такого Разрешения является документом строгой отчетности.

Выданное Разрешение подписывается должностным лицом, уполномоченным руководителем органа миграционной службы, принявшим решение о выдаче Разрешения, и заверяется печатью этого органа.

Разрешение на привлечение и использование иностранных работников в 10-дневный срок со дня принятия решения о его выдаче высылается работодателю по почте или может быть выдано лицу, уполномоченному работодателем.

Мотивированный отказ в выдаче Разрешения направляется работодателю в течение 5 дней после принятия решения об отказе.

Обратите внимание!Работодатель может использовать иностранных работников только по тем профессиям и только в том субъекте (субъектах) РФ, которые указаны в разрешении на привлечение и использование иностранных работников

Работодатель, получивший разрешение на привлечение и использование иностранных работников и заключивший с иностранными работниками трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), обязан в месячный срок направить:1) в орган исполнительной власти субъекта РФ, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ, - сведения о привлечении иностранных работников к трудовой деятельности по форме, утверждаемой Минздравсоцразвития России и Федеральной миграционной службой;2) в государственную инспекцию труда по соответствующему субъекту РФ (территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости) - сведения о заключении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) по форме, утверждаемой Минздравсоцразвития России.

Полученное работодателем Разрешение не может быть передано другому работодателю, а привлекаемые на его основе иностранные работники не могут быть переведены на работу к другому работодателю.

В случае утраты Разрешения работодатель должен в 10-дневный срок обратиться в орган миграционной службы с заявлением о выдаче Разрешения взамен утраченного, указав обстоятельства его утраты, а также представить документ об уплате государственной пошлины за выдачу разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Представления других документов в этом случае не требуется.

После проверки обстоятельств утраты разрешения на привлечение и использование иностранных работников работодателю в течение 10 дней со дня подачи заявления выдается Разрешение взамен утраченного.

Приостановление действия выданного разрешения на привлечение и использование иностранных работников производится в случаях, если работодатель:1) не обеспечил получение иностранным гражданином, привлекаемым к трудовой деятельности, разрешения на работу;2) не уведомил в трехдневный срок орган миграционной службы о месте временного пребывания иностранного работника, если иное не предусмотрено международным договором РФ;3) не уведомил в течение 10 рабочих дней налоговый орган по месту своего учета о прибытии иностранного гражданина к месту работы или месту пребывания, либо получении иностранным гражданином разрешения на работу, либо заключении с иностранным работником нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), либо аннулировании разрешения на работу иностранному работнику;4) не направил в трехдневный срок в орган миграционной службы информацию о нарушении иностранным работником условий трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), а также о досрочном расторжении договора;5) не уведомил в трехдневный срок орган миграционной службы, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, и территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающий вопросами безопасности, о самовольном оставлении иностранным работником места работы или места пребывания.

Приостановление действия выданного Разрешения производится на основании решения органа миграционной службы с указанием вида нарушения и срока его устранения, вручаемого под расписку работодателю.

Разрешение на привлечение и использование иностранных работников аннулируется в случае:1) подачи работодателем соответствующего заявления;2) ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуального предпринимателя;3) выявления представления работодателем недостоверных сведений при подаче документов для выдачи Разрешения;4) использования работодателем иностранных работников за пределами субъекта (субъектов) РФ, в котором ему разрешено их привлекать;5) неустранения работодателем допущенных нарушений в установленный срок.

порядок выдачи разрешений на работу иностранным гражданам

Разрешение на работу является документом, подтверждающим право иностранного гражданина, прибывающего в Россию в порядке, требующем получения визы, на временное осуществление трудовой деятельности в РФ. Разрешение на работу выдается органом миграционной службы.

Для получения разрешения на работу заявитель представляет в орган миграционной службы заявление по форме, утверждаемой Федеральной миграционной службой, к которому прилагаются:1) цветная фотография иностранного гражданина размером 30 -40 мм;2) копия документа о профессиональном образовании, квалификации, полученных иностранным работником в иностранном государстве, или справка об эквивалентности такого документа российскому диплому (свидетельству) о профессиональном образовании; 3) документ об уплате государственной пошлины за выдачу разрешения на работу.

При подаче заявления заявитель предъявляет документ, удостоверяющий его личность, и документ, удостоверяющий личность иностранного работника (его копию), срок действия которых должен оканчиваться не ранее 6 месяцев со дня подачи заявления.

Оформленные на территории иностранных государств официальные документы, копии которых представляются для получения разрешения на работу, должны быть легализованы в установленном порядке в дипломатических представительствах или консульских учреждениях РФ за рубежом, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

В случае если документы составлены на иностранном языке, к ним прилагается нотариально заверенный перевод на русский язык. Если копии документов представляются без предъявления подлинников, то они также должны быть нотариально заверены.

При приеме заявления к рассмотрению проверяется правильность оформления представленных документов и их комплектность. Факт проверки, а также подлинность подписи заявителя заверяются на заявлении подписью уполномоченного должностного лица органа миграционной службы.

А как у вас?

Работники-иностранцы

Редакция нашего журнала задала вопросы читателям: возникают ли у них какие-нибудь проблемы в оформлении документов при приеме на работу иностранных граждан? Больше или меньше стало таких проблем после внесения изменений в законодательство с января этого года? Были получены следующие ответы.

- Основные сложности - в незнании нормативов. Было бы неплохо, если бы представители госструктур оповещали предприятия, работающие с иностранцами, о законодательных изменениях.
ООО "Сириус" - зам. директора
по персоналу Королев Е. Т.

- В целом у сотрудников ФМС замечен ряд нарушений и

отклонений от буквы закона, но процедура регистрации стала проще. За это отдельное спасибо разработчикам.
ОАО "Северное сияние" - менеджер по кадрам Козюкина В. Б.

- Легче не стало однозначно. Об изменении порядка оформления иностранцев в Москве до 15 января 2007 г. толком объяснить никто не мог. А об очередях, которые возникли вокруг органов миграционного контроля, наверное, и говорить не стоит.
ООО "Логотип" - инспектор отдела
кадров Рыбакова И. А.

- Новый закон прибавил работы: теперь, чтобы поставить иностранца на миграционный учет, нужно заполнить соответствующий бланк и отправить по почте или ехать в Федеральную

миграционную службу, и, чтобы снять с учета, нужно отправить отрывной талон. При любом перемещении работника-иностранца нужно придерживаться такой процедуры. Можно просто жить на почте!
ЗАО "Телеком-Плюс" - менеджер
по подбору персонала Иванова К. А.

- Документов стало чуть поменьше и сроки побыстрее, а спорных моментов и бардака больше. У нас в Сургуте чуть ли не каждый день возникают вопросы по данной теме, т. к. закон издали, а с что с ним делать, не знают. Заполнишь документы по одной форме, принесешь, а информация устарела, оказывается, что уже принимают документы по другой форме.
ОАО "Спецмаш" - начальник отдела кадров Плеткина С.М.

Уполномоченное должностное лицо органа миграционной службы регистрирует заявление с проставлением на нем регистрационного номера, а также выдает заявителю копию заявления с отметкой о дате его принятия.

Орган миграционной службы осуществляет проверку сведений, содержащихся в заявлении и представленных документах, и по результатам их рассмотрения принимает решение о выдаче либо об отказе в выдаче разрешения на работу. По каждому заявлению принимается отдельное решение.

Выдача разрешений на работу производится в пределах установленной квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, утверждаемой ежегодно Правительством РФ.

Решение о выдаче разрешения на работу принимается органом миграционной службы в течение 30 дней со дня подачи заявителем необходимых документов. В случае если для принятия решения о выдаче разрешения на работу требуется проведение экспертизы документов, решение принимается в 15-дневный срок после получения экспертного заключения, но не позднее 45 дней со дня подачи документов.

Орган миграционной службы обязан в 10-дневный срок со дня принятия решения выдать разрешение на работу, а в случае отказа в выдаче разрешения на работу - проинформировать заявителя в письменной форме с указанием причины отказа.

Разрешение на работу выдается при условиях:1) достижения иностранным гражданином 18-летнего возраста;2) привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности работодателем по трудовым или гражданско-правовым договорам в пределах численности, установленной в разрешении на привлечение и использование иностранных работников;3) отсутствия в заявлении о выдаче разрешения на работу и представленных документах недостоверных или искаженных сведений, а также обстоятельств, предусмотренных п. 9 ст. 18 Закона об иностранцах.

Разрешение на работу оформляется на бланке, имеющем многоуровневую защиту от подделок и выполненном в виде пластиковой карты стандартного размера. Бланк разрешения на работу является документом строгой отчетности. Форма бланка утверждается Федеральной миграционной службой.

Разрешение на работу подписывается должностным лицом, уполномоченным руководителем органа миграционной службы, принявшего решение о выдаче разрешения на работу, и заверяется печатью этого органа.

Разрешение на работу для каждого иностранного работника получает работодатель. При получении разрешения на работу работодатель обязан представить медицинские справки, подтверждающие отсутствие у иностранного работника заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым Правительством РФ, а также сертификат об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции). Отсутствие указанных документов является основанием для отказа в выдаче разрешения на работу.

Работодатель обязан передать под роспись разрешение на работу иностранному работнику, на имя которого оно оформлено, до начала его трудовой деятельности на территории России.

В случае утраты разрешения на работу иностранный работник должен в 10-дневный срок обратиться в орган миграционной службы с заявлением о выдаче разрешения на работу взамен утраченного с указанием обстоятельств его утраты. К указанному заявлению прилагаются цветная фотография на матовой фотобумаге размером 30 ? 40 мм и документ об уплате госпошлины за выдачу разрешения на работу. Представления других документов в этом случае не требуется.

После проверки обстоятельств утраты разрешения на работу иностранному гражданину в течение 10 дней со дня получения его заявления выдается под роспись разрешение на работу взамен утраченного.

В случаях, предусмотренных п. 9 ст. 18 Закона об иностранцах, орган миграционной службы принимает решение об аннулировании выданного разрешения на работу. В соответствии с п. 2 ст. 32 Закона об иностранцах решение об аннулировании выданного иностранному работнику разрешения на работу принимается также и на основании ходатайства работодателя, направленного в орган миграционной службы, выдавший это разрешение.

Орган миграционной службы в трехдневный срок уведомляет иностранного гражданина о принятом решении, а также предупреждает его о необходимости выезда из страны. При этом разрешение на работу подлежит изъятию.

Орган миграционной службы ведет учет выданных и аннулированных разрешений на работу и представляет в установленном порядке соответствующую информацию в Государственную информационную систему миграционного учета.

Иностранный гражданин, прибывающий в Россию в порядке, требующем получения визы, и получивший разрешение на работу, обязан осуществлять трудовую деятельность только в том субъекте (тех субъектах) РФ, который указан в разрешении на работу.

В следующем номере журнала мы рассмотрим порядок выдачи разрешений на работу иностранным гражданам, прибывающим в РФ в порядке, не требующем получения визы, а также особенности содержания трудового договора с иностранным работником.

Читайте в этом месяце
    Узнать подробнее >>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией




      PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64204 от 31.12.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Извините, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права наших экспертов, многие статьи на сайте находятся в закрытом доступе для незаарегистрированных пользователей.
      Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение. Это займет меньше минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И читать продолжение
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

      Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Ваш подарок придет на указанный при регистрации Email
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль