Создание контрактной службы в виде отдельного структурного подразделения

12534
Создание контрактной службы в виде отдельного структурного подразделения
Согласно ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе) заказчик, совокупный годовой объем закупок которого, в соответствии с планом-графиком превышает 100 миллионов рублей, должен организовать контрактную службу. При этом создание в организации специального структурного подразделения (например, отдельного департамента, управления, отдела, сектора, бюро) не является обязательным, достаточно определить лиц, ответственных за осуществление закупок. Если в организации принято решение о создании специального структурного подразделения, алгоритм действий работодателя будет следующим...

Согласно ст. 38 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе) заказчик, совокупный годовой объем закупок которого, в соответствии с планом-графиком превышает 100 миллионов рублей, должен организовать контрактную службу. При этом создание в организации специального структурного подразделения (например, отдельного департамента, управления, отдела, сектора, бюро) не является обязательным, достаточно определить лиц, ответственных за осуществление закупок.

Если в организации принято решение о создании специального структурного подразделения, алгоритм действий работодателя будет следующим.

1. Определение численности контрактной службы. Численность контрактной службы (лиц, ответственных за осуществление закупок) Законом о контрактной системе не установлена. Поэтому она определяется работодателем (заказчиком) самостоятельно с учетом своих потребностей и финансовых возможностей, а также требований, предъявляемых к специалистам в сфере госзакупок.

При определении необходимой численности работников контрактной службы в пределах утвержденных бюджетных ассигнований на фонд оплаты труда нужно учитывать:

  • Программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 г.г., утвержденную распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р;
  • Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583);
  • Рекомендации по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта, утвержденные приказом Минтруда России от 26.04.2013 №167н;
  • методические рекомендации по разработке типовых отраслевых норм, системы нормирования труда, оформлению эффективного контракта, которые поручено разработать Минтруду России совместно с федеральными и региональными органами исполнительной власти (в настоящее время еще не разработаны).

При отсутствии на отраслевом уровне утвержденных норм трудозатрат специалиста в области закупок, работодателям придется самим экономически обосновывать оптимальную численность контрактной службы, сделав соответствующие расчеты. Для этого используются такие показатели, как: уже сложившиеся и планируемые объемы закупок, сложившееся и планируемое количество поставщиков (подрядчиков, исполнителей), потребность в определенных специалистах по направлениям. Сама по себе деятельность контрактной службы является типичным примером сопровождения договорной работы в организации. Поэтому, как правило, в этой службе не обойтись без таких специалистов, как юрисконсульты, менеджеры по направлениям закупок, а также экономиста или бухгалтера.

С учетом таких показателей нужно определить затраты времени на проведение конкретных трудовых операций по закупкам товаров, работ, услуг, осуществляемых соответствующими специалистами, например:

  • осуществление звонков входящих (исходящих), первичных (повторных), новым и постоянным поставщикам (подрядчикам, исполнителям);
  • переписка с поставщиками (подрядчиками, исполнителями);
  • проведение деловых встреч-презентаций, встреч-переговоров, обсуждение коммерческих предложений;
  • разработка плана закупок, изменений к нему и размещение их в ЕИС;
  • разработка плана-графика, изменений к нему и размещение их в ЕИС;
  • подготовка и размещение в ЕИС извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов и т.д.;
  • осуществление закупок, в том числе заключение контрактов;
  • выполнение претензионной работы;
  • проведение и участие в консультациях с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и др.

На основе подсчитанных трудозатрат по отдельным трудовым операциям всего цикла закупок (от стадий планирования и определения поставщиков, исполнителей, подрядчиков, до стадии исполнения, изменения, расторжения контракта) в разрезе специалистов по направлениям можно обосновать требуемое количество специалистов в контрактную службу.

2. Создание новой редакции штатного расписания или внесение изменений в существующее штатное расписание. Создание контрактной службы повлечет последующий набор персонала (путем приема новых работников или прежних работников в порядке перевода, совмещения, совместительства), для чего необходимо либо создать новую редакцию, либо внести изменения в существующее штатное расписание. Сделать это нужно путем издания соответствующего приказа.

Внесение изменений - способ менее громоздкий, поскольку к приказу в этом случае прилагается только текст самих изменений, а не все штатное расписание организации целиком.

Внимание

Организации государственного сектора, являющиеся заказчиками в сфере госзакупок, самостоятельны в формировании своей организационной структуры и установлении штатного расписания, если иное не установлено законодательством (см. например, п. 1 ст. 27, под. 4 п. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").

В то же время такие организации должны действовать в пределах установленного объема бюджетных средств на формирование фонда оплаты труда, и количества ставок в утвержденном главным распорядителем бюджетных средств штатном расписании.

Кроме того, Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих не предусматривает наименований должностей специалистов контрактной службы, контрактного управляющего, и требований к их квалификационным характеристикам. Нет и соответствующих профессиональный стандартов. Поэтому прежде чем утверждать штатное расписание в новой редакции (или внести изменение в существующее), определить необходимую численность и должности специалистов по закупкам нужно согласовать с главным распорядителем бюджетных средств.

3. Разработка и утверждение положения о контрактной службе, должностных инструкций ее специалистов. Положение о контрактной службе - это локальный нормативный акт, определяющий статус этого структурного подразделения, его место в организации. Разрабатывается такой документ на основе Типового положения (регламента) о контрактной службе, утвержденного Минэкономразвития России (ч. 3 ст. 38 Закона о контрактной системе, постановление Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" , под. 5.2.28(118) п. 5 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 № 437 (в ред. постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728).

Проблема

Что касается должностных инструкций, то их разработка осуществляется с учетом функций и полномочий, возложенных на контрактную службу ч. 4 ст. 38 Закона о контрактной системе и Положения (регламента) о контрактной службе организации. При этом следует учитывать следующее:

  • наименования должностей таких специалистов и их квалификационные характеристики отсутствуют в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих;
  • наличие двойного подчинения (административного и оперативного) работника при отсутствии в организации контрактной службы как специально созданного подразделения, когда необходимые специалисты (например, юрисконсульт, экономист, менеджер по закупкам) продолжают числиться в своих функциональных отделах, подчиняясь при этом начальнику своего отдела и руководителю контрактной службы (как контрактной группы работников, занятых госзакупками).

4. Оформление сотрудников в контрактную службу. Сделать это можно одним из следующих способов:

  • оформить на новые должности прежних работников в порядке перевода, совмещения или внутреннего совместительства.

Введение должности контрактного управляющего предусматривает те же действия по документальному оформлению, какие были описаны выше (внесение изменений в штатное расписание, утверждение должностной инструкции, заключение трудового договора (если на эту должность принимается новый работника) или дополнительного соглашения к трудовому договору (если функции контрактного управляющего будут осуществляться работником уже работающим в компании)).

Инструменты МЦФЭР-Кадры для получения комплексной информации по вопросам создания контрактной службы:



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Статья для специалистов по работе с кадрами!

Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение.

Дополнительно Вы сможете:
- прочитать еще 5600 рекомендаций по кадровой и HR-тематике
- скачать 4800 готовых образцов документов
- посмотреть 54 видеолекции по трудовому законодательству

Подарок дня: Справочник должностных инструкций по профстандартам

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль