Охрана труда: новые требования законодателя

4020
С октября 2006 г. вступили в действие поправки в Трудовой кодекс РФ. В настоящей статье мы проанализируем те изменения, которые имеют отношение к вопросам охраны труда.

"зарплата" и "оплата труда" - синонимы

Рассмотрение изменений по вопросам охраны труда, внесенных в ТК РФ Федеральным законом от 30.06.06 № 90-ФЗ (далее - Закон от 30.06.06 № 90-ФЗ), начнем с анализа нововведений в ст. 129 ТК РФ, определяющую основные понятия в вопросах заработной платы. В первую очередь это касается определения понятий "оплата труда" и "заработная плата".

Ранее, ч. 1 и 2 ст. 129 ТК РФ Теперь, ч. 1 ст. 129 ТК РФ
(в ред. Закона от 30.06.06 № 90-ФЗ)

Оплата труда - система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.

Заработная плата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

Заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Конечно, определение понятия "оплата труда" как "системы отношений" в старой редакции было, мягко говоря, неточным. Оплата труда и заработная плата - разумеется, синонимы. То, что законодатель исправил эту неточность, - абсолютно правильно.

В то же время новая формулировка стала более тяжеловесной, дополнительная расшифровка понятий компенсационных и стимулирующих выплат вносит изрядную степень неопределенности. Доплаты и надбавки могут быть компенсационными, а могут быть и стимулирующими. А как быть с определенной в ст. 147 оплатой труда в повышенном размере? Ведь довольно часто в производствах с вредными условиями труда повышенные размеры оплаты труда закладываются прямо в тарифную ставку. Что это в таком случае - доплаты, надбавки? И какие - компенсационные или стимулирующие? С нашей точки зрения очевидно, что это определение еще нуждается в дальнейших уточнениях и упрощениях.

стандарты условий труда, экспертиза рабочих мест, компенсации за работу в тяжелых условиях

Очень важная поправка была внесена в ст. 147 ТК РФ.

Ранее, ч. 2 ст. 147 ТК РФ Теперь, ч. 2 ст. 147 ТК РФ

Перечень тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда определяется Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Повышение заработной платы по указанным основаниям производится по результатам аттестации рабочих мест.

Минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Внесенная поправка полностью соответствует действующему трудовому законодательству, в соответствии с которым государство устанавливает минимальные стандарты, оставляя при этом возможность работодателю - через локальные нормативные акты или коллективные договоры - устанавливать более высокие гарантии для работников.

В статью 209 ТК РФ внесены дополнительные определения "государственной экспертизы условий труда", "аттестации рабочих мест по условиям труда". Проведение и государственной экспертизы условий труда, и аттестации рабочих мест по условиям труда осуществляется, как и ранее, в порядке, фактически определяемом Правительством РФ. В настоящее время аттестация рабочих мест по условиям труда проводится на основании постановления Минтруда России от 14.03.97 № 12 "О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда", которое в нынешних условиях изрядно устарело.

Кстати сказать

Дополнительные понятия,внесенные в ст. 209 ТК РФ

Требования охраны труда - государственные нормативные требования охраны труда и требования охраны труда, установленные пра-вилами и инструкциями по охране труда.

Государственная экспертиза условий труда - оценка соответствия

объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие

с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Новые положения появились также в ст. 210 ТК РФ; теперь к основным направлениям государственной политики отнесены: государственная экспертиза условий труда; установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда, а также расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Отнесение государственной экспертизы, аттестации рабочих мест и расследования и учета несчастных случаев к основным направлениям государственной политики серьезно повышает ответственность работодателя за состояние охраны труда, что, конечно, улучшает положение работников.

А вот новая формулировка абз. 9 (теперь - абз. 12) ч. 1 ст. 210 ТК РФ ухудшает, с нашей точки зрения, положение работников.

Ранее, абз. 9 ст. 210 ТК РФ Теперь, абз. 12 ст. 210 ТК РФ

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:
…установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда…

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются…
…установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда…

На первый взгляд может показаться, что новая формулировка улучшает положение работника, т. к. расширяет область применения компенсаций - вообще за работу во вредных условиях труда, а не только неустранимых при современном техническом уровне производства и организации труда. На самом деле такая формулировка вводит работодателя в соблазн установить минимальные компенсации работникам и не заниматься вопросами улучшения условий труда.

Кроме того, с изъятием понятия вредных условий труда, неустранимых при современном техническом уровне производства и организации труда, сами такие условия труда, к сожалению, не исчезли. Поэтому, с нашей точки зрения, было бы гораздо полезней определить, какие вредные условия труда могут считаться неустранимыми, или определить, в каких документах может быть дано такое определение.

В Трудовой кодекс РФ внесена новая статья - ст. 216.1 "Государственная экспертиза условий труда".

Цитируем документ

Государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительнойвласти, уполномоченным на проведение государствен-ного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов,содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки: качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;

правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
соответствия проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий государственным нормативным требованиям охраны труда;
фактических условий труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве. Часть 1 и 2 ст. 216.1ТК РФ

Обратите внимание!С 6 октября 2006 г. Федеральный закон от 17. 07. 99 № 181-Ф3 утратил силу

Ранее общие положения о государственной экспертизе были закреплены в федеральном законе от 17.07.99 № 181-Ф3 "Об основах охраны труда в Российской Федерации", в котором ее проведение относилось к компетенции федерального органа исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда. Статья 2161 определяет функции, порядок проведения государственной экспертизы условий труда, а также цели ее проведения.

служба охраны труда в организации. средства защиты

В статью 217 ТК РФ внесены более жесткие требования по созданию у работодателя служб охраны труда.

Ранее, ч. 1 ст. 217 ТК РФ Теперь, ч. 1 ст. 217 ТК РФ

В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 100 работников создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

В статью 219 ТК РФ внесены дополнительно ч. 2-4. В части 2 речь идет об установлении минимальных размеров компенсаций. Однако было бы более правильно, с нашей точки зрения, это впрямую прописать во введенном положении.

Часть 4 появилась в связи с уже обсуждавшейся поправкой в ст. 210 ТК РФ - поскольку компенсации теперь могут устанавливаться не только за работу во вредных условиях труда, неустранимых при современном техническом уровне производства и организации труда, но и просто за тяжелую работу, работу во вредных и (или) опасных условиях труда, то при устранении таких вредностей компенсации, конечно, должны сниматься.

В статью 221 ТК РФ внесена дополнительно новая часть 2, согласно которой работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, а также своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения. Это важное положение, которое закрепляет право работодателя пересматривать нормы выдачи спецодежды и устанавливать более жесткие нормы, улучшающие положение работников.

Цитируем документ

Размеры компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия их предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда могут

устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.

В случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или заключением государственной экспертизы условий труда, компенсации работникам не устанавливаются.
Части 2-4 ст. 219 ТК РФ

В области финансирования мероприятий по охране труда (ст. 226 ТК РФ) увеличены минимальные размеры затрат, выделяемых организацией на цели охраны труда. Теперь организации должны выделять не 0,1 %, а не менее 0,2 % суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). В то же время для организаций, занимающихся эксплуатационной деятельностью, минимум затрат снижен до тех же 0,2 % против 0,7 %, которые были установлены ранее. Кроме того, из возможных источников финансирования мероприятий по охране труда изъяты средства от штрафов, взыскиваемых за нарушение трудового законодательства.

Ранее, ч. 2 ст. 226 ТК РФ Теперь, ч. 2 ст. 226 ТК РФ

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также за счет:
средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение трудового законодательства, перечисляемых и распределяемых в соответствии с федеральным законом, а также в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
добровольных взносов организаций и физических лиц.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.

Ранее, ч. 3 ст. 226 ТК РФ Теперь, ч. 3 ст. 226 ТК РФ

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях независимо от организационно-правовых форм (за исключением федеральных казенных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,1 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, - в размере не менее 0,7 процента суммы эксплуатационных расходов.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).

Серьезные изменения внесены в статьи, связанные с понятием "несчастные случаи на производстве", а также с их учетом и порядком расследования (ст. 227, 228, 229, 230, 231 ТК РФ). Не только изменены формулировки указанных статей, но и введены дополнительные статьи в этой области. Все эти изменения настолько обширны, что обсудить их не представляется возможным в рамках настоящей статьи. В то же время формулировки новых статей (ст. 227, 228, 228.1, 229, 229.1 , 229.2 , 229.3 , 230, 230.1, 231 ТК РФ) достаточно подробны и дают четкое представление о том, что необходимо предпринимать работодателям и работникам при несчастном случае на производстве.

Кстати сказать

5 октября 2006 года Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике провел "круглый стол" на тему "Правоприменительная практика в сфере охраны труда и страхования профессиональных рисков: состояние, проблемы и пути их разрешения".

В результате были выработаны рекомендации Правительству РФ по совершенствованию правового обеспечения охраны труда и страхования профессиональных

рисков, в том числе в части повышения ответственности за нарушение трудового законодательства, сокрытие несчастных случаев на производстве.

Участники "круглого стола" рекомендовали Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации утвердить типовую форму трудового договора и рассмотреть вопрос о разработке типовой формы "Охранной грамоты работника".

Даже краткий анализ поправок, внесенных в Трудовой кодекс РФ, позволяет с уверенностью сделать вывод о том, что эта работа еще далеко не завершена. По-видимому, обновление редакции действующих статей, так же как и внесение новых статей и изъятие устаревших, станет задачей нового состава Государственной Думы РФ.

Кстати сказать

Из сообщения
М.М. Бердникова,

заместителя руководителя
Гострудинспекции
в Алтайском крае

В первом полугодии 2006 г. Гос-трудинспекцией (ГИТ) совместно с другими органами надзора было проведено 753 проверки в организациях Алтайского края. В них принимали участие специалисты семи государственных органов надзора и органов по труду края и районов.

Данные статистики свидетельствуют, что больше всего несчастных случаев происходит в организациях АПК, промышленности, строительстве и торговле.

В первом полугодии 2006 г. на производстве погибли 34

работника, получили тяжелые травмы 61 человек. Произошло 11 групповых несчастных случаев.

За первое полугодие 2006 г. в органы прокуратуры было направлено 89 материалов в связи с несчастными случаями на производстве. Возбуждено одно уголовное дело.

По требованию госинспекторов органов надзора приостанавливалась работа структурных подразделений организаций и производственного оборудования, отстранялись от работы руководители и другие должностные лица в связи с тем, что не прошли в установленные сроки обучение по вопросам охраны труда.

Как правило, выявленные нарушения на предприятиях идентичны,

что указывает на слабую правовую и техническую подготовленность их руководителей.

Установлены основные причины неудовлетворительной работы. К ним можно отнести:
- слабость системы управления охраной труда;
- отсутствие должного внимания со стороны руководителей организаций;
- недостаточное финансирование мероприятий по охране труда и другим направлениям работы;
- отсутствие систематического ведомственного и административно-общественного контроля производства работ, эксплуатации технологического оборудования, мобильной техники, санитарного и противопожарного состояния.

Читайте в этом месяце
    Узнать подробнее >>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией




      PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64204 от 31.12.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Извините, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права наших экспертов, многие статьи на сайте находятся в закрытом доступе для незаарегистрированных пользователей.
      Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение. Это займет меньше минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И читать продолжение
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

      Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Ваш подарок придет на указанный при регистрации Email
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль