Новый формат обучения: бизнес-симуляция

1965
В Корпоративном университете «РЖД» для формирования культуры ориентации на клиента в третьем семестре программы «Корпоративный лидер» было решено использовать бизнес-симуляцию «Управление железнодорожным транспортом. Формирование клиентоориентирован-ной среды в компании». Игру проводили в качестве закрепляющего этапа после проведения тренинговых программ, что позволило обеспечить условия для применения приобретенных знаний и навыков в ситуации, максимально приближенной к реальности. Об этом проекте рассказывает Андрей Шобанов, заместитель директора Корпоративного университета «РЖД» по научно-методической работе.

Бизнес-симуляция: наглядная модель реального бизнеса

В июле 2010 г. начал работу Корпоративный университет «РЖД», в рамках которого запущена программа «Корпоративный лидер», рассчитанная на полтора года. Цель реализации данной программы - развитие и обучение более 3 тыс. 500 топ-менеджеров аппарата управления, филиалов, дочерних и зависимых обществ «РЖД» и кадрового резерва на эти должности.

Андрей Шобанов

Родился в 1 975 г. в Москве.

Окончил Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ), кандидат экономических наук.

В 1997 г. начал профессиональную деятельность в сфере образования в Московском государственном университете путей сообщения (МИИТ), прошел путь от аспиранта до доцента кафедры.

С 2000 г. совмещал преподавательскую деятельность с административной в статусе заместителя начальника учебного отдела (заместителя декана) Института экономики и финансов.

С 2006 г. - заведующий кафедрой «Корпоративный менеджмент» и заместитель директора программ МВА Высшей транспортной бизнес-школы МИИТа.

С 2012 г. - заместитель директора Корпоративного университета «РЖД» по научно-методической работе.

Программа рассчитана на три семестра. Первый семестр направлен на развитие персональной эффективности руководителя (входная оценка уровня развития корпоративных компетенций, составление индивидуальных планов развития, навыки управления подчиненными и пр.); второй - на развитие стратегического мышления руководителей, понимание ключевых показателей эффективности деятельности подразделений организации. Поскольку компания стремится устанавливать межфункциональные показатели результативности, которые позволят всем подразделениям добиваться поставленных целей и при этом получать синерге-тический эффект, в третий семестр помимо «выходных» оценочных процедур (ассессмент-центр) и анализа индивидуальных планов развития входит бизнес-симуляция «Управление железнодорожным транспортом. Формирование клиентоориентиро-ванной среды в компании».

Инициатором интеграции бизнес-симуляции в программу обучения выступил Корпоративный университет «РЖД», получив поддержку руководства компании. Данный формат обучения позволяет моделировать реальные процессы, максимально приближенные к специфике бизнеса организации, эффективно закрепить и отработать ту системузнаний, умений и навыков, которая была сформирована по итогам проведения обучающих сессий в первых двух семестрах. Таким образом, бизнес-симуляция - это обобщающий блок всей программы обучения и в то же время принципиально другой вид обучения, который дает новый толчок в развитии руководителей, значительно повышает их вовлеченность в образовательный процесс.

Запущенная в 2011 г. бизнес-симуляция «Управление железнодорожным транспортом. Формирование клиентоориентированной среды в компании» используется в процессе обучения слушателей университета всех категорий: от вице-президентов и начальников департаментов, управлений, филиалов и дочерних обществ до перспективных молодежных лидеров.

Андрей Шобанов (далее - А.Ш.): «Конкурентная среда, сложившаяся на рынке, заставляет руководителей постоянно действовать в команде. Цель симуляции - сформировать у руководителей комплексное представление о деятельности компании, создать культуру принятия согласованных управленческих решений, приобщить к культуре выстраивания горизонтальных связей и межфункционального взаимодействия».

Бизнес-симуляция разработана британской компанией Business Today International в тесном сотрудничестве с экспертами «РЖД», методистами и преподавателями Корпоративного университета. Внутренние специалисты университета и эксперты предоставили необходимую информацию об особенностях ведения железнодорожного бизнеса, сформировали требования к бизнес-симуляции, а затем адаптировали продукт к реальным условиям.

А.Ш.: «Взаимодействие с заказчиком в подобных проектах чрезвычайно необходимо. Оно позволяет компании-разработчику создать математическую модель игры, достаточно точно описывающую бизнес-клиента. В процессе ее создания происходит интеграция важных реальных составляющих бизнеса в модель игры, что обеспечивает максимальное приближение симуляции к бизнесу клиента. Это важный момент: участники бизнес-симуляции имеют возможность повысить уровень своей вовлеченности, погрузиться в бизнес-среду, столкнуться с типичными и нетипичными для их деятельности процессами и задачами и понять, что оценка их действий в игре будет привязана к тем же показателям, что и в реальной работе».

Процесс адаптации бизнес-симуляции к специфике «РЖД» занял около трех месяцев. Он включал перевод терминов на русский язык, трансформацию в соответствии с реалиями бизнеса, тестовое проведение игры для слушателей университета с последующей обратной связью о том, что необходимо изменить и доработать. Изменения в основном касались упрощения визуальной информации, инструкций, бланков для заполнения, таблиц для подсчета экономических результатов.

Кроме того, тренеры Корпоративного университета самостоятельно разработали и добавили в бизнес-игру блок клиентоориентированности.

При адаптации бизнес-симуляции тренеры старались учесть тематику обучения предыдущих модулей программы (стратегическое планирование, ключевые показатели эффективности, управление персоналом, эффективность собственного развития, лидерство и др.). Кроме того, необходимо было привязать моделируемые в игре процессы к реальной деятельности руководителей, чтобы участники увидели привязку KPI к своей непосредственной работе и работе других подразделений.

А.Ш.: «Для того чтобы стать лидером на глобальном рынке, необходимо быстро меняться и развивать компетенции руководителей (использовать технологии личностного развития, развития подчиненных, управления коллективом, эффективно работать с клиентами), выработать единый управленческий язык, одинаково ставить цели, давать обратную связь, мотивировать персонал и т. п.».

Технология и процесс бизнес-игры

Бизнес-симуляция представляет собой настольную игру (с использованием набора фишек, поля и таблиц для заполнения), в которой поэтапно моделируется бизнес-процесс перевозки грузов. Игра продолжается в течение трех дней (трех игровых лет) по восемь часов (с 10.00 до 18.00). Ее проводят преподаватели Корпоративного университета, сертифицированные компанией-разработчиком. Участники игры делятся на три команды по пять-шесть человек. Одновременно в бизнес-симуляции может участвовать до семи групп. Тренер выполняет поддерживающую функцию, объясняет правила, отвечает на вопросы, возникающие по ходу игры, и контролирует соблюдение регламента. Кроме того, он оценивает деятельность команд с позиций клиента на предмет своевременности доставки груза.

Роли участников в группе распределяются следующим образом: руководитель, его заместители по инфраструктуре и подвижному составу, по кадрам и социальным вопросам, по работе с клиентами и финансам. Участникам бизнес-симуляции рекомендуется выбирать совершенно иные роли, нежели те, которые они выполняют в рамках своей реальной работы. Для повышения результативности бизнес-симуляции тренеры стараются формировать команды из представителей разных функциональных вертикалей, чтобы взаимодействуя друг с другом, они лучше понимали специфику бизнеса на примере симуляции.

Задача каждой команды заключается в увеличении финансовых показателей своей компании и победе на конкурентном рынке. В течение игрового года команды перевозят грузы для клиентов с одной станции на другую (подают порожняк, забирают груз, перевозят его и передают клиенту в другой точке). Победитель определяется по нескольким параметрам: финансовым показателям (которые подводятся по итогам каждого года), капитализации компании (инвестициям в бизнес) и клиентоориен-тированности.

А.Ш.: «Участники получают в свое распоряжение железнодорожную компанию, погружаются в проблемную ситуацию и пробуют разрешить ее с помощью имеющихся у них знаний и ресурсов. Сталкиваясь с нехваткой возможностей для решения задачи, они начинают самостоятельно искать новые, порой нестандартные способы, запрашивать дополнительную информацию. В это время как раз и происходит подлинное обучение и развитие, то есть участникам бизнес-симуляции предоставляется возможность методом проб и ошибок найти верное решение».

Примерно 20% игрового времени тренер тратит на разъяснение правил, игровых технологий, значения фишек и т. п. Все столы имеют базовый расклад, далее все зависит от управленческих решений команды (с какими клиентами она будет работать, какие грузы перевозить и т. п.). В игре используются фишки, обозначающие локомотивы (электровозы, тепловозы), вагоны, грузы, персонал, трудозатраты (фишки, которыми расплачиваются за работу), клиентскую удовлетворенность и безопасность, а также карточки форсмажорных ситуаций (например, выход из строя инфраструктуры). Вытянув такую карточку, команда должна быстро найти решение: выделить дополнительные трудозатраты, единицы запчастей, поставить ограничения на путь в связи с ремонтом и т. п. Ограничения на пути могут влиять на задержку перевозки грузов и соответствующим образом на бизнес в целом.

Если игроки осуществляют перевозку грузов вовремя и в полном объеме, им выдаются фишки клиентоориентированности. Однако команды могут добавлять в процесс игры свои элементы работы с клиентом: давать дополнительные гарантии, осуществлять сдвоенные операции и пр. При этом клиентоориентированность определяется не только со стороны заказчиков, но и внутри компании. В рамках игры команды могут налаживатьотношения с конкурентами, производить обмен ресурсами.

В конце каждого года подводится итог, и самая клиентоориентированная компания получает прирост клиентов. Остальные самостоятельно проводят тендеры на привлечение заказчиков, принимают дополнительные инвестиционные решения, нанимают или увольняют персонал и т. п. В течение следующего игрового года команды действуют в зависимости от выбранной стратегии: ведут стабильную работу с уже имеющимися клиентами либо занимаются поиском новой клиентуры и т. д.

А.Ш.: «Бизнес-симуляция предоставляет каждому участнику возможность попробовать себя в новой управленческой роли и оценить эффективность самостоятельного принятия сложных стратегических решений. Она требует от игроков серьезной концентрации внимания, так как им необходимо изучить большое количество правил, запомнить значение игровых фишек, провести анализ рынка, его тенденций, выявить внутренние и внешние проблемы компании, уделить внимание планированию на стратегическом и тактическом уровнях и т. п. Для достижения успеха участнику важно учесть внутренние особенности компании, выделить ее сильные сторо-ны, возможности и ограничения. Помимо этого, принятие управленческих решений требует учитывать интересы и потребности клиентов, а иногда и конкурентов. Ключевая особенность бизнес-симуляции заключается в использовании собственного опыта и знаний участников. Здесь мало теории, и всегда есть место для импровизации».

Командный результ

Бизнес-симуляция всегда завершается достижением ее участниками определенного результата и приобретением опыта принятия командных решений. Именно командный результат и изменение отношения к проблеме клиентоориентированности анализируются ведущим по завершении игры.

Он отслеживает результаты, которые затем вносятся в компьютер. Ключевой блок бизнес-симуляции - автоматизированная система, которая просчитывает результаты и показатели команд (доходы, расходы, выполнение KPI). В системе формируется сводная таблица, где сравнивается работа и эффективность команд (таблица). Победитель определяется по количеству полученной прибыли, клиентоориентированности и росту бизнеса.

Новый формат обучения: бизнес-симуляция
Новый формат обучения: бизнес-симуляция

А.Ш.: «По итогам игры не проводится никаких специальных поощрений или наказаний участников. Процесс направлен на обмен опытом и улучшение межфункционального взаимодействия. Например, в результате бизнес-симуляции финансисты оценивают объем задач, решаемых производственными подразделениями в условиях наличия ограниченных ресурсов, а производственники лучше понимают процессы движения денежных средств».

Для достижения ожидаемого результата бизнес-симуляция должна максимально отражать реальные особенности бизнеса компании как в математической модели игры, так и на игровом поле. Чтобы реализовать комплексный обучающий эффект, компания-разработчик должна в обязательном порядке проанализировать и учесть при создании симуляции содержание предшествующего или планируемого в будущем обучения. Это требует от компании-разработчика, с одной стороны, наличия комплексной экспертизы (знания тренингового и симуляционного формата), а с другой - готовности к тесному взаимодействию с внутренними экспертами компании-клиента.

Бизнес-симуляция «Управление железнодорожным транспортом. Формирование клиентоориен-тированной среды в компании» зарекомендовала себя как высокоэффективный инструмент обучения и развития руководителей.

А.Ш.: «Бизнес-симуляция закрепляет предыдущие курсы обучения. По окончании семестра специалисты Корпоративного университета поддерживают обратную связь с ее участниками. Изменения наблюдаются в стиле управления руководителей, их подходе к управлению подчиненными и взаимодействию с другими функциями. Кроме того, многие руководители приводят своих сотрудников в корпоративный университет для обучения по тем программам, которые прошли сами. Это свидетельствует об эффективности подобного мероприятия».

На сегодняшний день Корпоративный университет «РЖД» расширяет практику использования бизнес-симуляции дляобученияруководителей различного уровня управления. Технология проведения бизнес-симуляции уже передана в филиалы Корпоративного университета для обучения руководителей регионального уровня. В июле нынешнего года запущено обучение по программе «Корпоративный лидер» с использованием бизнес-симуляции для руководителей уровня начальников отделов аппарата управления компании, что целесообразно с точки зрения перспективы их развития в организации и понимания бизнеса. Кроме того, в этом году стартует новый цикл обучения в Корпоративном университете «РЖД», в рамках которого программы курсов разрабатываются университетом в партнерстве с ведущими российскими и зарубежными бизнес-школами, тренинговыми и консалтинговыми компаниями. И здесь также планируется разработать и использовать в образовательном процессе новую бизнес-симуляцию, основанную на отработке решений проблем межфункционального взаимодействия руководителей компании в процессе выстраивания цепочки создания ценности для клиента.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Статья для специалистов по работе с кадрами!

Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение.

Дополнительно Вы сможете:
- прочитать еще 5600 рекомендаций по кадровой и HR-тематике
- скачать 4800 готовых образцов документов
- посмотреть 54 видеолекции по трудовому законодательству

Подарок дня: Справочник должностных инструкций по профстандартам

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль