Система передачи знаний для наукоемких производств

2001
Для успешного ведения бизнеса и сохранения ключевой информации в компании необходимо выявлять и систематизировать уникальные знания. рассмотрим два подхода к управлению знаниями на примере авиастроительных корпораций: европейской (Airbus) и российской («миГ»), определим базовые принципы построения системы управления знаниями и способы успешной передачи ключевой информации в компании.

Потребность в управлении знаниями

Определенным ноу-хау каждой компании считаются те знания, которые формируются из специфики ее производственной деятельности. Как правило, потребность в управлении знаниями формируется в результате нескольких факторов: повторения уже совершенной ранее ошибки; отсутствия времени для обучения новых сотрудников; ухода на пенсию лучшего специалиста в данной области, которому нет замены; очередного «изобретения велосипеда» компанией, траты времени и средств на выполнение повторяющихся процессов; наличия в организации сотрудников, чей опыт был бы полезен бизнесу.

На сегодняшний день технологии построения системы управления знаниями уже определены и практикуются организациями. Каждая из них может сформировать собственные инструменты управления ключевой информацией, учитывая ее особенности.

Рассмотрим два подхода к управлению знаниями на примере авиастроительных корпораций Аirbus и «МиГ». HR-директор компании «МиГ» познакомился с опытом создания системы управления знаниями в корпорации АпЪш в 2010 г., находясь во Франции в составе делегации руководителей HR-служб авиационных предприятий. Изучив системный подход к управлению знаниями в компании Airbus, корпорация «МиГ» разработала свои методы хранения и передачи знаний, исходя из насущных потребностей (опыт реализации проекта будет рассмотрен на уровне объединенной авиационной корпорации).

Справка о компании

Компания основана в 1999 г. как единая интегрированная структура. «РСК "МиГ"» - единственная в России самолетостроительная корпорация, сопровождающая весь жизненный цикл изделия: научно-исследовательские разработки, проектирование, испытания, производство, продажу, послепродажное обслуживание и утилизацию авиационной техники. Данная сфера деятельности относится к категории наукоемкого производства. В компании одна управляющая структура, три производственных комплекса, инженерный и летно-испытательный центры. Общая численность персонала - более 10 тыс. человек.

Подход авиастроительных компаний к управлению знаниями имеет как схожие позиции (знания нужно структурировать, хранить, пополнять и передавать), так и отличия (технологии передачи, ресурсы и объемы финансирования процессов), сформировавшиеся в большей степени из особенностей определения источников и способов передачи знаний, а также возможности привлечения необходимых ресурсов (человеческих, финансовых, информационных и пр.).

Опыт управления знаниями в корпорации Аirbus

О системном подходе к управлению знаниями в транснациональной корпорации Airbus -производителе гражданской авиационной техники - задумались в конце 1990-х гг. Тогда после закрытия программы «Конкорд» выяснилось, что в корпорации практически не осталось ни одного специалиста в области сверхзвуковой авиации, и для новых сотрудников эту тему необходимо возрождать заново.

Управление знаниями в корпорации Airbus определяется как «систематический процесс обнаружения, отбора, организации, дистиллирования и представления информации с целью улучшения понимания работников в определенной сфере интересов».

Ответственным подразделением за разработку методологии, технологии реализации проекта и управления им в Airbus является служба по персоналу. В компании был сформирован портфель решений в области управления знаниями (рис. 1).

Система передачи знаний для наукоемких производств

В 2010 г. компания реализовала 28 программ организационного развития управления знаниями, в них приняло участие около 4 тыс. человек. Для общения экспертов было создано 15 профессиональных сетей, 19 образовательных групп, проведено 14 конференций. Эксперты - это люди, которые обладают системным мышлением, уникальными профессиональными знаниями в той или иной области, умением работать в команде, генерировать и систематизировать знания. Экспертов ротировали из всех региональных компаний Airbus. Отбор проводился методом оценки «360 градусов».

В рамках создания новых знаний компания провела 15 инновационных семинаров и тренингов, нацеленных на выявление и развитие компетенций, связанных с генерацией новых знаний, по решению задач и проблем в сфере управления знаниями, обучила 250 сотрудников инновационному менеджменту и системным инновациям.

В результате реализации основных направлений концепции управления знаниями в компании Airbus, заключающихся в оценивании потребности бизнеса в тех или иных знаниях и выявлении практических методов управления ими, был разработан план внедрения и развития системы управления знаниями в корпорации.

Процесс передачи знаний

Один из главных процессов системы управления знаниями - организация передачи информации и опыта от людей, уходящих из бизнеса, людям, являющимся неотъемлемой частью рабочей команды.

С целью передачи знаний в компании Airbus (рис. 2) разработали социальную сеть для сотрудников из различных областей бизнеса (кадровых служб, местных управленцев и среднего звена) и каждой структуры. Кроме того, в компании был введен приказ о внедрении процессов управления знаниями для постоянного применения и планирования соответствующих мероприятий.

Система передачи знаний для наукоемких производств

Согласно политике управления знаниями в компании Airbus каждая функция должна управлять своими знаниями, разрабатывать собственную политику в этом направлении, создавать и управлять своими проектами по управлению знаниями, поддерживать и развивать собственный способ применения решений по управлению знаниями.

В задачу команды по управлению знаниями (специалистов HR-подразделений, IT-отделов, подразделений - источников тех или иных знаний) входит разработка соответствующих решений (исследования, методы развития и средства), поддержка системы (развитие и адаптация решений по управлению знаниями в соответствии с нуждами компании, тренинги и консультации), а также обеспечение коммуникации для обмена знаниями между сотрудниками (продвижение, мотивация к обмену опытом по управлению знаниями).

Для осуществления операций по передаче знаний в повседневной жизни компании использовались разные практические решения:

  • ежемесячные встречи с коллегами из других компаний для информирования друг друга о последних достижениях в сфере бизнеса;
  • документирование решений, их рациональных и неприемлемых альтернатив, включая причины для отклонения;
  • анализ в конце каждой фазы проекта;
  • наставление и обучение сотрудников;
  • создание документов и обеспечение доступа к ним для работников (электронные кабинеты, общедоступный сервер и т. д.);
  • общение с коллегами, которые находятся в похожей ситуации, обмен опытом.

Внедрение управления знаниями в компании Airbus позволило, в первую очередь, сократить цикл проектирования новых продуктов, быстро и качественно восполнить необходимые компетенции, создать механизм выработки и внедрения инновационных решений, избежать повторения ошибок предыдущих проектов, создать единую информационную и коммуникационную среду.

Опыт управления зниями в РСК «МиГ»

Очевидно, что любое конструкторское бюро должно создавать новые технологические продукты и быть способным к саморазвитию и сохранению инженерных компетенций на высоком уровне. Когда ведущие специалисты проектных, расчетных и исследовательских подразделений Инженерного центра «ОКБ им. А.И. Микояна», одного из наиболее важных структурных объединений компании «РСК "МиГ"» провели анализ уровня конструкторских разработок, был выявлен ряд существенных негативных тенденций:

  • возрастание времени проектирования стандартных технических элементов конструкций и систем;
  • снижение технического уровня вновь проектируемых элементов (как следствие - уменьшение количества авторских свидетельств);
  • увеличение количества ошибок в конструкторской документации.

Сложившаяся ситуация могла привести к утрате инженерных компетенций как в корпорации, так и в отрасли в целом.

Высшее руководство корпорации поставило перед HR-службой и инженерным центром «ОКБ им. А.И. Микояна» задачу создания системы управления знаниями. В качестве пилотного в компании реализовали проект сохранения уникальных знаний в области проектирования авиационной техники. Его координаторами стали служба по работе с персоналом, а также тренеры и специалисты, прошедшие курс подготовки в объединенной авиастроительной корпорации и получившие соответствующий сертификат.

Цели проекта:

  • сохранить уникальные знания (через создание базы данных);
  • сохранить компетенции (через развитие перспективных специалистов).

С помощью данной программы компания намерена сократить цикл проектирования авиационной техники и время адаптации вновь принимаемых работников, сформировать инновационный подход к проектированию авиационной техники и единое информационное пространство знаний.

Результаты, ожидаемые от реализации проекта:

  • ИЦ «ОКБ им. А. И. Микояна»:

- воспроизводство уникальных конструкторских компетенций;

- творческий диалог поколений конструкторов;

- сохранение традиций школы Микояна;

служба по работе с персоналом:

- организация эффективного процесса наставничества в корпорации;

- разработка и возможность тиражирования уникальной методики сохранения ключевых компетенций;

руководство «РСК "МиГ"»:

- сохранение потенциала создания новейших разработок.

Реализация программы началась в 2011 г. и завершится в середине 2013 г. Были определены основные задачи проекта (формирование процесса идентификации и сохранения знаний), разработаны технологии передачи знаний (в рамках работ по внедрению в корпорации team-center engineering организуется хранилище базы знаний с возможностью многопользовательской работы с разграниченными правами доступа), организован процесс передачи знаний, выстроена мотивация участников (в первую очередь в процессе передачи знаний).

На подготовительном этапе служба по работе с персоналом опросила ведущих специалистов компании и выявила группу экспертов, которых заинтересовал процесс сохранения и передачи знаний. Мотивирующим фактором была возможность продемонстрировать свою компетентность и роль в создании авиационной техники бренда «МиГ», а также зафиксировать собственное имя в базе знаний корпорации.

В компании были сформированы группы участников процесса передачи информации (молодые специалисты и опытные эксперты); определена схема взаимодействия членов групп (рис. 3); проведены специализированные тренинги (управление исполнением, делегирование, коммуникация, управление временем, наставничество, мотивация, лидерство, ситуационное руководство) по обеспечению взаимодействия между группами. Тренинги проводил сертифицированный специалист «РСК "МиГ"», прошедший обучение в рамках программы компании «ОАК».

Система передачи знаний для наукоемких производств

Основными этапами проекта стали:

  • запуск;
  • формирование технологической модели;
  • формирование и утверждение бюджета;
  • формирование управленческой команды;
  • формирование групп;
  • формирование групп технической поддержки;
  • проведение и сопровождение;
  • анализ результатов;
  • введение изменений в технологическую модель;
  • формирование первоначальной электронной базы знаний;
  • внедрение постоянно действующей процедуры формирования и передачи знаний;
  • поддержка эксплуатации системы.

На этапе запуска проекта методологическим советом (ведущими техническими специалистами корпорации), сформированным руководством корпорации и службой по работе с персоналом, в модуле технологических знаний были определены понятия и процессы, которые предстояло использовать в проекте (выявление уникальных для компании знаний, механизмы их перевода, сохранения и передачи).

В инженерном центре «ОКБ им. А.И. Микояна» были сформированы две группы участников проекта. В первую вошли молодые специалисты в возрасте до 30 лет, пришедшие на работу после окончания вуза и уже проработавшие несколько лет в инженерном центре. Основным критерием отбора кандидатов было их желание участвовать в проекте. Вторую группу составили высококвалифицированные специалисты с опытом работы в инженерном центре более 20 лет.

Характерные особенности (по результатам внутреннего исследования HR-службы) первой группы: недостаточный уровень базовых знаний в области авиастроения; недостаточный уровень или полное отсутствие представлений о современных областях знаний, применяемых в авиастроении в настоящее время; слабые навыки практической работы; длительный период адаптации в коллективе, наличие только материальной мотивации; низкая степень лояльности к корпорации. Отличительная черта членов второй группы: отсутствие мотивации на идентификацию, сохранение и передачу уникальных знаний, которые отличают микояновскую конструкторскую школу от школ других опытно-конструкторских бюро, создающих авиационную технику.

Для формирования у членов первой группы новых целевых компетенций департамент по персоналу совместно с вузами научно-образовательного центра разработал модульную систему подготовки специалистов на основе создания «Кафедры РСК "МиГ"» (таблица). Преподавателями являются участники второй группы и привлеченные специалисты.

Система передачи знаний для наукоемких производств

Наличие в научно-образовательном центре аспирантуры и докторантуры позволит проводить научные исследования в интересах корпорации. Для открытия кафедры руководителем департамента по работе с персоналом были проведены предварительные переговоры с представителями трех базовых для компании вузов (МАИ, МАТИ, МГИУ) об участии в данном проекте, после чего удалось сформировать предварительную схему взаимодействия участников данного проекта со стороны образовательных учреждений.

СУЗ внедряется в «МиГ» мо-дульно. В сферу деятельности методологического совета входят работа с неструктурированной информацией (интеллектуальный поиск, аналитическая обработка) и управление экспертизой.

На следующем этапе методологический совет совместно с участниками второй группы разработал принципы и основы технологии передачи знаний, которые на данный момент апробируются в инженерном центре «ОКБ им. А.И. Микояна» корпорации. Данная работа включена в текущий план деятельности инженерного центра.

Реализация проекта позволит компании:

  • создать структурированную базу «корпоративных знаний»;
  • сократить время адаптации молодых специалистов до одного года - трех лет (в среднем пять-семь лет);
  • минимизировать потери, связанные с неправильными конструкторскими решениями;
  • улучшить качество конструкторской документации и сократить цикл запуска нового продукта в серийное производство;
  • обеспечить доступ к дополнительной информации, которая не может быть получена из других источников;
  • повысить компетентность персонала, допущенного к базе «корпоративных знаний»;
  • прогнозировать и оценивать новые проекты (реалистичность, сроки, необходимость в обучении и дополнительном наборе персонала).

В дальнейшем система управления знаниями должна интегрироваться с такими системами, как «бережливое производство», «бережливое конструирование» и «бережливое управление».

Читайте в этом месяце
    Узнать подробнее >>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией




      PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64204 от 31.12.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Извините, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права наших экспертов, многие статьи на сайте находятся в закрытом доступе для незаарегистрированных пользователей.
      Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение. Это займет меньше минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И читать продолжение
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

      Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Ваш подарок придет на указанный при регистрации Email
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль