Когда необходима адаптация

3832
Подбор персонала -длительная, трудоемкая и дорогостоящая процедура, поэтому руководство любой компании заинтересовано в том, чтобы принятый на работу сотрудник не уволился через несколько месяцев после трудоустройства, а остался в штате, по возможности, надолго и в кратчайшие сроки достиг в работе требуемых результатов. Этот фактор напрямую влияет на снижение издержек компании, процесс контроля над ним начинается с оценки эффективности адаптации нового сотрудника.

Создавая программу адаптации, важно учитывать категорию сотрудника. В зависимости от того, кто проходит адаптацию -молодой специалист, специалист, руководитель среднего звена или топ-менеджер, меняются акценты адаптационной программы. Как показывает практика, до того времени, когда компания начнет получать отдачу от трудовой деятельности нового сотрудника, проходит в среднем полгода (в зависимости от категории персонала). Поскольку любое коммерческое предприятие нацелено на получение прибыли, нужен максимально быстрый выход каждого конкретного сотрудника на точку безубыточности. Грамотно выстроенная HR-службой система адаптации практически исключает стрессовую ситуацию первых дней / недель работы нового сотрудника.

Процесс взаимной адаптации потенциального работника и работодателя начинается уже с первого собеседования, когда обе стороны получают информацию о потенциале, возможностях и способностях друг друга, взаимных перспективах и особенностях взаимодействия. Заинтересовать кандидата вакансией, а также воодушевить его на этапе прихода в организацию несложно, а вот добиться взаимного оправдания ожиданий компании и сотрудника весьма непросто. Именно из-за несовпадения взаимных ожиданий сотрудников и компании на испытательный срок и период адаптации приходится достаточно много увольнений. Кое- что для решения этой проблемы можно сделать еще на этапе подбора, например, максимально полно раскрыть взаимные ожидания, подробно обрисовать кандидату его будущее в компании. Однако в большинстве случаев удержать сотрудников и эффективно выстроить работу с ними позволяет именно адекватный процесс их адаптации в компании.

Справка о компании

ОАО АКБ «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КЛУБ» ведет свою историю с декабря 1993 г., с момента создания АПР-банка, который в марте 2009 г. был переименован в ОАО АКБ «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КЛУБ» (банк МФК). В настоящее время банк предоставляет крупным корпоративным и частным состоятельным клиентам полный спектр финансовых услуг, имеет территориальное управление и сибирский филиал в Красноярске, филиал в Якутске, операционный офис в Иркутске, а также два представительства - в Санкт-Петербурге и Новосибирске. Численность персонала составляет 350 человек (по данным на конец I квартала 2013 г.).

Кого, когда и как адаптировать

В зависимости от стартового уровня нового сотрудника процесс адаптации можно условно разделить на несколько этапов:

  • подготовительный (до приема на работу);
  • вводный (первый день работы);
  • ознакомительный (первая неделя работы);
  • вхождение в должность (первый месяц работы);
  • действенная ориентация (первые два месяца работы);
  • функционирование (третий месяц работы);
  • завершающий этап (в конце третьего месяца работы).

Немаловажным нюансом при проведении адаптации является категория сотрудника. Сроки адаптации, а также расстановка акцентов по ее видам, приведенные в табл. 1, различаются в зависимости от категории сотрудника.

Когда необходима адаптация

Расстановка акцентов по видам адаптационных процедур - результат длительного наблюдения за процессом адаптации, а также опроса новых сотрудников, их кураторов и руководителей.

Система обучающих программ вузов не предполагает развития компетенций для профессиональной деятельности, основное внимание уделяется общеобразовательному уровню. Таким образом, приоритетной для молодых специалистов является профессиональная адаптация, направленная на преодоление разрыва между требуемым и текущим уровнем развития их квалификации. К тому же из-за отсутствия трудового опыта молодым специалистам приходится привыкать к особенностям работы компании. Поэтому следующий по значимости после профессиональной адаптации для данной категории работников - организационный аспект адаптации. Следует отметить, что социально-психологическая и психофизическая адаптация в целом проходит достаточно легко в силу возрастных особенностей и отсутствия необходимости перестраиваться после работы у предыдущего работодателя.

У рядовых сотрудников в приоритете социально-психологическая адаптация. Новому работнику необходимо как можно быстрее освоиться в коллективе, поскольку основную часть своего рабочего времени он проводит в сменах или рабочих группах. Профессиональная адаптация этой категории сотрудников обычно проводится в форме обучения работе с оборудованием и материалами, по такой же схеме осуществляется инструктаж (вводный или периодический), способствующий формированию безопасной системы труда. Немаловажен для рядовых работников и психофизиологический фактор: претендуя на ту или иную работу, они должны адекватно оценивать свои силы и возможности.

Для специалистов приоритетна организационная адаптация, в ходе которой они знакомятся со спецификой работы подразделения, ведением бизнес-процессов и организацией взаимодействия. Что касается профессионального аспекта, то здесь имеет место так называемая вторичная адаптация, то есть упор делается на совершенствование качеств и компетенций за счет его внутренних ресурсов, приспособления к новым рабочим инструментам и программам.

При приеме на работу линейного менеджера - профессионала с опытом руководящей работы в других компаниях с иными ценностями - организационная и социально-психологическая адаптация важнее профессиональной, поскольку для успешной работы решающее значение имеют именно организаторские навыки и способности эффективного управления подчиненными.

Адаптация топ-менеджера схожа с процессом адаптации линейного руководителя, однако процесс может осложняться в связи с отсутствием куратора, способного наставлять работника первое время.

Процедура адаптации: инструменты HR-менеджера

В июле 2012 г. управлением по работе с персоналом банка было введено в действие Положение об адаптации персонала, учитывающее специфику деятельности организации, распределяющее зоны ответственности и устанавливающее контрольные точки прохождения адаптации, а также правила расчета эффективного прохождения адаптации как одного из элементов KPI. Руководство процессом адаптации осуществляется управлением по работе с персоналом (далее УРП), руководителем подразделения и куратором.

Базисной матрицей проведения адаптации сотрудников служит разработанная в компании программа адаптационного сопровождения работника, позволяющая дать ответы на ключевые вопросы: кого нужно адаптировать, когда, как, и кто является ответственным за процесс адаптации?

Применение программы адаптационного сопровождения рассчитано на трехмесячный период. Она включает адаптационные инструменты, формируемые для каждого нового сотрудника:

  • обустройство рабочего места к его приходу;
  • назначение куратора из числа наиболее опытных работников, способных практически обучать и наставлять его;
  • формирование папки нового сотрудника, содержащей разработанный «навигатор для нового сотрудника», основную информацию о банке, копию должностной инструкции и корпоративный сувенир (шариковую ручку с логотипом банка), а также размещение на корпоративном портале компании «Курса для новых сотрудников», содержащего основные положения и требования Корпоративного кодекса делового поведения работников банка;
  • подключение к корпоративному порталу, знакомство с его контентом, навигацией по сайту и программным обеспечением;
  • проведение сотрудниками УРП экскурсии по офису для ознакомления со спецификой размещения подразделений в банке, с персоналом, расположением мест для приема пищи, санитарно-гигиенических помещений и пр.;
  • знакомство с сотрудниками подразделения: представление нового работника сотрудниками УРП коллективу и руководителю подразделения, в которое он принимается на работу, с указанием фамилии, имени и отчества, должности и сроков начала работы;
  • проведение руководителем / куратором беседы с новым работником, включающей обсуждение его должностных обязанностей и ответственности; описание текущей работы и ожидаемых результатов; разъяснение плана вхождения в должность и согласование плана работы, а также ответы на вопросы и обсуждение его предложений / пожеланий. План вхождения в должность - это документ, в котором определены порядок и сроки приобретения новым работником знаний и навыков, необходимых для работы. Как правило, такой план разрабатывается индивидуально для каждого нового сотрудника непосредственным руководителем, который таким образом сразу берет на себя ответственность за выполнение намеченных мероприятий и качество его адаптации;
  • проведение адаптационных бесед руководителем подразделения / куратором и УРП по определенному графику с целью обсуждения: какие из поставленных перед сотрудником задач уже выполнены им, как осуществляется его обратная связь с руководителем, как складываются взаимоотношения с коллегами, насколько комфортно он чувствует себя в новом коллективе и т. д. Через пять дней и через месяц работы новый сотрудник заполняет опросные листы «Оценка условий после первых пяти дней работы», «Оценка условий после первого месяца работы» (приложения 1, 2);
  • контроль над выполнением программы адаптации и оценка результатов, осуществляемые руководителем подразделения / куратором. Они оценивают итоги работы нового сотрудника за 45 и за 10 дней до окончания периода адаптации, доводят соответствующую информацию до его сведения, обсуждают результаты вхождения в должность и передают заполненные им опросные листы со своими комментариями в УРП. Кроме того, оцениваются профессиональные и личные способности нового сотрудника: коммуникабельность, умение войти в команду, дисциплинированность и пр.

На основании результатов адаптации и испытания систематизируется и анализируется вся полученная информация. Затем принимается обоюдное окончательное решение: со стороны работодателя - по поводу того, устраивает ли его работник, со стороны работника - устраивают ли его условия работы в данном коллективе.

Для выявления сложностей, с которыми сотруднику приходится сталкиваться на новом месте, за три дня до завершения периода адаптации ему предлагают заполнить «Анкету адаптации работника». Затем специалисты управления по работе с персоналом анализируют ее и в свободной форме отражают результаты анализа в ежеквартальной справке, которую направляют председателю правления банка МФК. В дальнейшем эти данные используются при разработке или корректировке кадровой политики банка, а также в текущей работе с персоналом, например в части его обучения, способов удержания ключевых работников, пересмотра системы мотивации, оборудования рабочих мест.

Процесс адаптации новых работников -продолжение процесса отбора персонала. При использовании грамотно разработанной системы адаптации недавно пришедший в компанию сотрудник чувствует себя достаточно комфортно, а руководство, в свою очередь, получает от него максимальную отдачу в работе. Адаптация - процесс обоюдный: работник приспосабливается к новой организации, организация - к новому работнику. От того, насколько гладко проходит этот процесс, во многом зависит дальнейшая продуктивность нового сотрудника и его коллег.

Для того чтобы помочь работнику успешно влиться в новую среду, УРП и руководство банка проводят оценку общей эффективности адаптации за отчетный период, что отражается на премировании по итогам года сотрудников УРП, кураторов и руководителей, ответственных за адаптацию персонала. Общая эффективность адаптации рассчитывается по формуле:

X = Y / Z х 100%,

где Х - процент работников банка, успешно прошедших период адаптации и испытания и закрепившихся в банке за отчетный период; Y - количество работников, успешно прошедших период адаптации и испытания и закрепившихся в банке за отчетный период;

Z - общее число работников, принятых в компанию за отчетный период.

В табл. 2 приведена аналитика адаптируемости персонала банка за 2011-2012 гг.

Когда необходима адаптация

Приложение 1.

Оценка условий после одного месяца работы

Когда необходима адаптацияКогда необходима адаптация

Приложение 2.

Оценка условий после первых пяти дней работы

Когда необходима адаптация

Читайте в этом месяце
    Узнать подробнее >>>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией




      PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64204 от 31.12.2015

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Извините, что прерываем ваше чтение

      Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права наших экспертов, многие статьи на сайте находятся в закрытом доступе для незаарегистрированных пользователей.
      Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение. Это займет меньше минуты.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И читать продолжение
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

      Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      Ваш подарок придет на указанный при регистрации Email
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль