Если проверку проводит прокуратура. Актуальные вопросы

4066
В прошлых номерах журнала «Справочник кадровика» мы рассказали об особенностях процедуры прокурорской проверки, а также дали несколько советов для тех ситуаций, когда прокуратура проверяет законность увольнения. Сегодня, завершая разговор о проверках прокуратуры, мы ответим на несколько актуальных вопросов о результатах проверки и о правах работодателя.

Hапомним, что не все полномочия прокурора и особенности их реализации закреплены в Федеральном законе от 17.01.1992 № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре). Многих работодателей интересуют вопросы участия прокуратуры в гражданском процессе, а точнее, исковые заявления какого содержания и в защиту интересов каких граждан могут быть направлены прокурором в суд? Эти юридические нюансы тесно связаны с перспективами реализации надзорных полномочий прокуратуры в сфере трудовых отношений.

Результативность прокурорского надзора зависит не только от количества примененных мер прокурорского реагирования, но и от степени удовлетворения интересов граждан, имеющих право на получение от работодателя различных выплат. В случае если работодатель не выполняет подобные требования прокурора добровольно, последний наделен возможностью использовать средства гражданско-правовой защиты и обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании заработной платы, о восстановлении на работе и оплате вынужденного прогула, о взыскании командировочных расходов и т. д.

Когда прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов работников?

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. При этом по общему правилу заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Однако указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере:

  • трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
  • защиты семьи, материнства, отцовства и детства;
  • социальной защиты, включая социальное обеспечение;
  • охраны здоровья, включая медицинскую помощь;
  • обеспечения права на благоприятную окружающую среду.

Исходя из этих законодательных положений, можно сделать вывод о том, что прокуратура вправе защищать в суде все интересы граждан, связанные с реализацией ими права на труд. Однако каждое такое исковое заявление должно быть мотивировано и содержать обоснование причин, по которым прокурором принято решение обратиться с исковым заявлением в интересах того или иного гражданина, в противном случае суд может оставить исковое заявление без движения.

Какими правами и обязанностями истца обладает прокурор в гражданском процессе?

Согласно ч. 2 ст. 45 ГПК РФ прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.

В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска.

При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.

Исходя из этого законодательного положения, представитель прокуратуры, поддерживающий направленное им исковое заявление, обязан нести бремя доказывания всех обстоятельств, свидетельствующих о ненадлежащих действиях ответчика.

Будет ли прокуратура задействована в рассмотрении трудового спора в суде, если работник самостоятельно подал исковое заявление?

Нередко работодатели ошибочно полагают, что если их бывший работник самостоятельно обратился в суд с исковым заявлением о восстановлении на работе, то прокуратура не будет принимать участия в его рассмотрении в суде.

В части 3 ст. 45 ГПК РФ закреплено, что прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных ГПК РФ и другими федеральными законами, в целях осуществления возложенных на него полномочий.

Это законодательное положение относит все без исключения гражданские дела по заявлениям о восстановлении на работе к делам, рассмотрение которых допускается только с участием представителя прокуратуры. В прокуратурах организован учет подобных дел, суды заблаговременно извещают прокуроров о времени их рассмотрения. Позиция прокурора учитывается при вынесении соответствующих судебных решений.

Обязан ли работодатель привлекать сотрудников к дисциплинарной ответственности по результатам рассмотрения представления прокуратуры об устранении нарушений трудового законодательства?

Внесение такого акта прокурорского реагирования, как представление об устранении нарушений закона, регламентировано ст. 24 Закона о прокуратуре.

Представление вносится за подписью прокурора или его заместителя в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения. Ссылок на то, что по результатам рассмотрения представления руководитель организации обязан привлечь к дисциплинарной ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, в Законе нет.

Вместе с тем право прокурора требовать наложения дисциплинарных взысканий основано на положении указанной статьи, согласно которой в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.

По нашему мнению, подобное требование является элементом вторжения во внутреннюю деятельность хозяйствующих субъектов, а в соответствии с ч. 2 ст. 26 Закона о прокуратуре органы прокуратуры не вправе вмешиваться в оперативно-хозяиственную деятельность организаций.

Кстати сказать

Надзор за соблюдением прав и интересов граждан всегда является приоритетным в деятельности общенадзорной структуры, но Закон о прокуратуре, к сожалению, не устанавливает причин и условий, а также границ вмешательства прокуратуры во внутреннюю деятельность работодателей в случае допущения ими нарушений указанных прав. Любая прокурорская проверка прямо или косвенно может повлиять на сложившиеся на предприятии организационные отношения.

Допустим, прокурорский работник, согласовав с работодателем время своего визита, с утра приступает к проверке деятельности кадрового подразделения. Его руководитель вынужден все время находиться рядом с проверяющим, отвечать на задаваемые вопросы, предоставлять запрашиваемую документацию, давать письменные объяснения, вызывать и беседовать с подчиненными сотрудниками, осуществлять иные действия по запросу прокурорского работника в ущерб своим профессиональным обязанностям.

Более того, прокурорская проверка может не ограничиться одним днем, также может понадобиться участие в ней иных должностных лиц предприятия, которые, соответственно, тоже будут отвлечены от исполнения основной трудовой функции, за реализацию которой они получают заработную плату. Это, в свою очередь, неизбежно отражается на хозяйственной деятельности организации.

К сожалению, очень немногие прокурорские работники осознают, что реализация ими установленных Законом о прокуратуре полномочий может отрицательно сказаться на основной деятельности поднадзорного объекта или даже навредить ему, что, естественно, грозит нарушением прав и законных интересов более широкого круга лиц. Увы, законодательство данную ситуацию не регламентирует.

В то же время исходя из положений ст. 1 и 24 Закона о прокуратуре работники надзорного ведомства наделены косвенным правом требовать привлечения виновных лиц к дисциплинарной ответственности по результатам рассмотрения представления прокуратуры об устранении нарушений закона. Рассматриваемый акт прокурорского реагирования предполагает безотлагательное его рассмотрение с момента получения, при этом ответ на него должен быть дан в письменной форме по истечении одного месяца. Обозначение в резолютивной части представления прокуратуры требования о привлечении виновных сотрудников к дисциплинарной ответственности содержится в абсолютном большинстве прокурорских актов этой категории.

Как действовать в том случае, когда привлечение к дисциплинарной ответственности сотрудников организации объективно невозможно?

На практике нередко бывает так, что лица, виновные в указанных в представлении нарушениях, в период месячного срока его рассмотрения уволились, ушли в запланированный оплачиваемый отпуск, заболели и т. д. К сожалению, указанные и иные объективные причины, не позволяющие налагать дисциплинарные наказания, не учитываются прокуратурой и не регламентируются Законом о прокуратуре.

Кроме того, ТК РФ определяет общее правило, согласно которому привлечь работника к дисциплинарной ответственности может работодатель (полномочный представитель работодателя). Однако нередко прокуратура направляет адресные представления с подобными требованиями лицам, не имеющим этих полномочий.

Обратите внимание! Ответ на представление прокурора должен быть подготовлен в месячный срок. За нарушение этого срока работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ст. 17.7КоАПРФ за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом

В подобных ситуациях рекомендуем в ответе на представление максимально подробно указать объективные причины со ссылкой на юридические факты и правовые нормы, свидетельствующие о невозможности наложения на тех или иных работников дисциплинарных взысканий.

Если работник до поступления представления прокуратуры уже был привлечен к дисциплинарной ответственности за выявленные нарушения, то в ответе на представление следует указать, что в отношении данного лица уже приняты меры дисциплинарного воздействия.

Закон не обязывает работодателя по результатам рассмотрения представления прокуратуры налагать дисциплинарные взыскания на сотрудников. Эти действия являются исключительной прерогативой работодателя и должны осуществляться в меру их законности и целесообразности с учетом личностных характеристик подчиненных сотрудников, их деловой активности, законопослушания и приносимой пользы. В случае когда работодатель считает невозможным привлечение к дисциплинарной ответственности сотрудника с учетом обстоятельств совершения проступка, отношения работника к труду и его предшествующего поведения, все эти доводы следует изложить в ответе на представление прокурора.

Могут ли работодатели получить для ознакомления касающиеся их материалы, собранные прокуратурой по результатам проведенных в отношении их проверок?

Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» устанавливает ряд гарантий, которыми обладают хозяйствующие субъекты. Эти гарантии обеспечивают реализацию законных прав в сфере предпринимательской и иной деятельности и ограждают предприятия и организации от их необоснованного нарушения со стороны контролирующих органов. Однако в ч. 3 ст. 1 указано, что положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении прокурорского надзора.

Полномочия органов прокуратуры при надзорных проверках закреплены Законом о прокуратуре. Данный нормативный акт ни слова не говорит о правах физических лиц и организаций, которыми они обладают при проведении прокурорских проверок.

В соответствии с п. 2 ст. 5 Закона о прокуратуре прокурор обязан давать какие-либо объяснения по существу находящихся в его производстве материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления только в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством. В этой связи интересно рассмотреть одно из решений Конституционного Суда РФ.

Как отметил Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 18.02.2000 № 3-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 5 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина Б.А. Кехмана», в соответствии с Законом о прокуратуре органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит законодательству РФ об охране прав и свобод граждан, а также о государственной и иной специально охраняемой законом тайне (абз. 3 п. 2 ст. 4), что отражает предписания ст. 23, 24, 29 и 55 Конституции РФ. В силу указанных норм не допускается ограничение прав и свобод в сфере получения информации, в частности права свободно, любым законным способом искать и получать информацию, а также права знакомиться с собираемыми органами государственной власти и их должностными лицами сведениями, документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы гражданина, если иное не предусмотрено федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Исходя из этого на органы прокуратуры, как и на все другие органы государственной власти, распространяется требование Конституции РФ о соблюдении прав и свобод человека и гражданина, в частности в сфере получения информации.

Таким образом, Конституция РФ не предполагает, что право каждого получать информацию, непосредственно затрагивающую его права и свободы, как и корреспондирующая этому праву обязанность органов государственной власти и их должностных лиц предоставлять гражданину соответствующие сведения, могут быть полностью исключены. Напротив, при всех условиях должны соблюдаться установленные пределы ограничения данного права, обусловленные содержанием информации, что не учтено в Законе о прокуратуре.

Далее в указанном Постановлении Конституционный Суд РФ отмечает, что Закон о прокуратуре, в частности положения п. 2 ст. 5, не предусматривает какие-либо конкретные основания для ограничения вытекающего из ст. 24 Конституции РФ права гражданина на получение собираемой органами прокуратуры информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы. Кроме того, в данном Законе не закреплены процедуры общенадзорной деятельности прокуратуры и не предусматриваются гарантии прав тех лиц, в отношении которых осуществляется возложенный на прокуратуру надзор за исполнением законов.

По буквальному смыслу п. 2 ст. 5 Закона о прокуратуре гражданин может быть полностью лишен доступа к любым затрагивающим его права и свободы сведениям, не являющимся конфиденциальными, без учета как конституционно признаваемой цели такого ограничения, так и его допустимых пределов. Тем самым отрицается какая бы то ни было обязанность должностных лиц прокуратуры, которая обеспечивала бы право гражданина на ознакомление с материалами проводимых в порядке надзора прокурорских проверок (до их завершения). Отсутствие же корреспондирующей праву гражданина обязанности государственных органов не может не приводить к умалению права как такового, что согласно ст. 55 Конституции РФ недопустимо.

Отсутствие закрепленных законом оснований, при наличии которых органы прокуратуры вправе отказать гражданину в ознакомлении с непосредственно затрагивающими его права и свободы материалами надзорных проверок, соответственно исключает и возможность проверки в судебном порядке законности самого отказа.

Таким образом, смысл п. 2 ст. 5 Закона о прокуратуре подразумевает предоставление проверочных материалов для ознакомления по собственному усмотрению прокурора. Если он уверен в том, что все проверочные действия осуществлены качественно, профессионально, исчерпывающе и объективно, в кратчайшие сроки, самыми ответственными и квалифицированными прокурорскими работниками, приняты необходимые и обоснованные меры прокурорского реагирования, то, скорее всего, руководитель прокуратуры разрешит показать данные материалы обратившемуся представителю работодателя, который имеет право с ними ознакомиться. В то же время, учитывая указанные выше положения Закона о прокуратуре, в предоставлении материалов для ознакомления может быть отказано.

В названном Постановлении Конституционного Суда РФ отражено, что по смыслу п. 2 ст. 5 Закона о прокуратуре, придаваемому ему правоприменительной практикой, он во всех случаях приводит к отказу органов прокуратуры в предоставлении гражданину для ознакомления материалов, непосредственно затрагивающих его права и свободы. Отсутствие в Законе о прокуратуре перечня прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых проводятся общенадзорные прокурорские проверки, к сожалению, может способствовать ущемлению их прав.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка




PRO-personal.ru: сайт для специалистов по кадрам и управлению персоналом

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Свидетельство о регистрации электронных СМИ № ФС77-40332 от 23 июня 2010 года


  • Мы в соцсетях
Статья для специалистов по работе с кадрами!

Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить чтение.

Дополнительно Вы сможете:
- прочитать еще 5600 рекомендаций по кадровой и HR-тематике
- скачать 4800 готовых образцов документов
- посмотреть 54 видеолекции по трудовому законодательству

Подарок дня: Справочник должностных инструкций по профстандартам

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это бесплатно и займет всего одну минуту! Вам станут доступны для скачивания более 2000 форм и образцов документов.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль